Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:58, курсовая работа
Целью настоящей работы явилось изучение методов оценки функционирования зрительной сенсорной системы у детского населения.
Были поставлены следующие задачи:
рассмотреть морфофункциональные особенности зрительной сенсорной системы;
изучить возрастные особенности зрительной сенсорной системы;
выявить наиболее доступные методы оценки исследования зрительной сенсорной системы у детей и подростков.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Физиологическая характеристика
зрительной сенсорной системы…………………………………………………4
1.1. Морфофункциональные особенности зрительной сенсорной системы….9
1.2. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы………………18
Глава II. Методы оценки……………………………………………………….21
2.1. Методика определения остроты зрения по таблицам Сивцева…………..23
2.2. Цветоощущение, методы исследования
и диагностика его расстройств…………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...31
Приложение 1…………………………………………………………………...33
Приложение 2…………………………………………………………...............34
Список используемой литературы…………………………………………..35
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Физиологическая характеристика
зрительной
сенсорной системы…………………………………
1.1. Морфофункциональные особенности зрительной сенсорной системы….9
1.2. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы………………18
Глава II. Методы оценки……………………………………………………….21
2.1. Методика определения остроты зрения по таблицам Сивцева…………..23
2.2. Цветоощущение, методы исследования
и диагностика
его расстройств………………………………………
Заключение……………………………………………………
Приложение 1…………………………………………………………………...
Приложение 2………………………………………………………….......
Список
используемой литературы…………………………………………..35
ВВЕДЕНИЕ
Зрительная система дает мозгу более 80% сенсорной информации. Зрение — многозвеньевой процесс, начинающийся с проекции изображения на сетчатку уникального периферического оптического прибора — глаза. Затем происходят возбуждение фоторецепторов, передача и преобразование зрительной информации в нейронных слоях зрительной системы, а заканчивается зрительное восприятие принятием высшими корковыми отделами этой системы решения о зрительном образе.
Основная функция зрения состоит в различении яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых объектов. Наряду с другими анализаторами зрение играет большую роль в регуляции положения тела и в определении расстояния до объекта.
Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрения должно быть уделено особое внимание.
В конце 2010 года были подведены итоги диспансеризации детей. Подлежали диспансеризации 4702 ребенка. Из них от 0 до 4 лет – 243 ребенка, от 5 до 17 лет 4459 детей.
Осмотр
проводился в соответствии с планом
– графиком, утвержденным управлением
здравоохранения области и
Анализ структуры выявленной патологии
На первом месте – болезни костно-мышечной системы (25%), преобладают нарушение осанки, плоскостопие;
на втором месте - болезни глаза и его придаточного аппарата (22%); на третьем месте – психические расстройства и расстройства поведения (27%);
на четвертом месте – болезни эндокринной системы, расстройство питания и нарушение обмена 15% (преобладают дети с задержкой физического развития);
на пятом месте – болезни нервной системы (11%).
Из числа детей, прошедших
диспансеризацию нуждается в дополнительном
обследовании – 777 детей, что составляет
27% (16% - дети с болезнями глаза и его
придаточного аппарата). (Доклад 2010).
Целью настоящей работы явилось изучение методов оценки функционирования зрительной сенсорной системы у детского населения.
Были поставлены следующие задачи:
ГЛАВА I.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗРИТЕЛЬНОЙ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ
Зрительная система (зрительный анализатор) представляет собой совокупность защитных, оптических, рецепторных и нервных структур, воспринимающих и анализирующих световые раздражители. В физическом смысле свет — это электромагнитное излучение с различными длинами волн — от коротких (красная область спектра) до длинных (синяя область спектра).
Способность
видеть объекты связана с отражением
света от их поверхности. Цвет зависит
от того, какую часть спектра поглощает
или отражает предмет. Главные характеристики
светового стимула — его
Зрение характеризуют следующие показатели:
Человеческий глаз чувствителен к электромагнитным волнам определённого диапазона частот (или длин волн) и воспринимает их как видимый свет.
Порог восприятия (порог ощущения; порог чувствительности) – величина раздражителя, вызывающего или меняющего восприятие, ощущение; качественный показатель чувствительности анализатора. Пороги восприятия обратно пропорциональны количественному показателю соответственного вида чувствительности. Их существование – центральная закономерность ощущений. Учение о порогах восприятия говорит о том, как, при каких физических параметрах физический стимул может достигнуть сознания. С этим учением связаны такие понятия, как адаптация сенсорная, взаимодействие ощущений. (Серопегин 1979).
Остротой зрения называется способность различать отдельные объекты. Она измеряется минимальным углом, при котором две точки воспринимаются как раздельные, — примерно 0.5 угловой минуты. В центре сетчатки колбочки имеют более мелкие размеры и расположены гораздо плотнее, поэтому способность к пространственному различению здесь в 4-5 раз выше, чем на периферии сетчатки. Следовательно, центральное зрение отличается более высокой остротой зрения, чем периферическое зрение. Для детального разглядывания предметов человек поворотом головы и глаз перемещает их изображение в центр сетчатки.
Острота зрения зависит не только от густоты рецепторов, но и от четкости изображения на сетчатке, то есть от преломляющих свойств глаза, от степени аккомодации, от величины зрачка. В водной среде преломляющая сила роговицы снижается, так как ее коэффициент преломления близок к коэффициенту воды. В результате под водой острота зрения уменьшается в 200 раз.
Полем
зрения называется часть пространства,
видимая при неподвижном
Человек обладает бинокулярным зрением, то есть зрением двумя глазами. Такое зрение имеет преимущество перед моноокулярным зрением (одним глазом) в восприятии глубины пространства, особенно на близких расстояниях (менее 100 м). Четкость такого восприятия (глазомер) обеспечивается хорошей координацией движения обоих глаз, которые должны точно наводиться на рассматриваемый объект. В этом случае его изображение попадает на идентичные точки сетчатки (одинаково удаленные от центра сетчатки) и человек видит одно изображение. Четкий поворот глазных яблок зависит от работы наружных мышц глаза — его глазодвигательного аппарата (четырех прямых и двух косых мышц), другими словами, от мышечного баланса глаза. Однако идеальный мышечный баланс глаза или ортофория имеется лишь у 40% людей. Его нарушение возможно в результате утомления, действия алкоголя и пр., а также как следствие дисбаланса мышц, что приводит к нечеткости и раздвоению изображения (гетерофория). При небольших нарушениях сбалансированности мышечных усилий наблюдается небольшое скрытое (или физиологическое) косоглазие, которое в бодром состоянии человек компенсирует волевой регуляцией, а при значительных — явное косоглазие.
Глазодвигательный аппарат имеет важное значение в восприятии скорости движения, которую человек оценивает либо по скорости перемещения изображения по сетчатке неподвижного глаза, либо по скорости движения наружных мышц глаза при следящих движениях глаза.
Изображение, которое видит человек двумя глазами, прежде всего определяется его ведущим глазом. Ведущий глаз обладает более высокой остротой зрения, мгновенным и особенно ярким восприятием цвета, более обширным полем зрения, лучшим ощущением глубины пространства. При прицеливании воспринимается лишь то, что входит в поле зрения этого глаза. В целом, восприятие объекта в большей мере обеспечивается ведущим глазом, а восприятие окружающего фона — несведущим глазом. (Константинов 1980).
Способность глаза воспринимать свет и распознавать различные степени его яркости называется светоощущением, а способность приспосабливаться к разной яркости освещения – адаптацией глаза. Световая чувствительность оценивается величиной порога светового раздражителя.
Человек с хорошим зрением способен разглядеть ночью свет от свечи на расстоянии нескольких километров. Максимальная световая чувствительность достигается после достаточно длительной темновой адаптации. Её определяют под действием светового потока в телесном угле 50° при длине волны 500 нм (максимум чувствительности глаза). В этих условиях пороговая энергия света около 10–9 эрг/с, что эквивалентно потоку нескольких квантов оптического диапазона в секунду через зрачок.
Цветовое зрение — способность глаза к восприятию цветов на основе чувствительности к различным диапазонам излучения видимого спектра. Это функция колбочкового аппарата сетчатки.
Можно условно выделить три группы цветов в зависимости от длины волны излучения: длинноволновые — красный и оранжевый, средневолновые — желтый и зеленый, коротковолновые — голубой, синий, фиолетовый. Все многообразие цветовых оттенков (несколько десятков тысяч) можно получить при смешении трех основных цветов — красного, зеленого, синего. Все эти оттенки способен различить глаз человека. Это свойство глаза имеет большое значение в жизни человека.
Стереоскопическое зрение (от греч. stereos — твёрдый, объёмный, пространственный) — наиболее совершенный вид бинокулярного зрения, при котором в мозге возникает единый пространственный образ при зрительном восприятии объектов двумя глазами. Стереоскопическое восприятие окружающей среды намного более эффективно для определения и расстояний до частей разных объектов, их положения в пространстве, нежели простое бинокулярное зрение (в котором оба глаза могут независимо рассматривать различные объекты). (Гуртовой 1959).
1.1. Морфофункциональные особенности зрительной сенсорной системы
Снаружи
глаз виден как сферическое
Информация о работе Методы оценки функционирования зрительной сенсорной системы у детей и подростков