Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 18:50, аттестационная работа
Правовая информатизация России в современной истории страны – относительно новое направление в жизнедеятельности государства и общества. Инициатором придания импульса работам по правовой информатизации России выступило Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.
28 июня 1993 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 966, утвердивший Концепцию правовой информатизации Ро
Правовая информатизация России в современной истории страны – относительно новое направление в жизнедеятельности государства и общества. Инициатором придания импульса работам по правовой информатизации России выступило Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.
28 июня 1993 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 966, утвердивший Концепцию правовой информатизации России. Именно этот документ, оставаясь остро актуальным по нынешний день, задает основные направления реализации работ по данному направлению.
В Концепции определено, что главной целью правовой информатизации России является построение общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, органы государственной власти и местного самоуправления. По своему содержанию она должна стать автоматизированной системой информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания.
В Концепции определены основные участники создания системы:
- ФСО России – головной исполнитель работ;
- ФГУП «Научно-технический центр правовой информации «Система» ФСО России - центральный узел правовой информации;
- органы государственной власти – ответственные за формирование и сопровождение банков правовой информации.
В рамках реализации Концепции на сегодняшний день создана и успешно функционирует на всей территории страны Государственная система распространения правовых актов в электронном виде.
ГСРПА основана на использовании государственных и муниципальных информационно-правовых ресурсов и предназначена:
- для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов (далее – государственные органы) оперативной, официальной и достоверной правовой информацией в электронном виде;
- для обеспечения государственных и муниципальных учреждений, органов местного самоуправления официальной и достоверной правовой информацией в электронном виде;
- для обеспечения доступа иных организаций и физических лиц к правовым актам в электронном виде и повышения правовой культуры.
Информационной основой ГСРПА являются официальные тексты правовых актов и сведения о них, получаемые федеральными органами государственной охраны от государственных органов и органов местного самоуправления.
Технологической основой ГСРПА являются информационно-правовые системы, средства (системы) информационной безопасности и системы передачи данных (в том числе специальные и общего доступа), находящиеся в ведении федеральных органов государственной охраны, государственный Интернет-сайт правовой информации (Официальный интернет-портал правовой информации).
В ГСРПА обеспечиваются:
- сбор, накопление, обработка (заполнение регистрационной карточки, содержащей основные реквизиты правового акта, формирование междокументных гипертекстовых ссылок, создание текущих редакций правового акта, кодификация правовых актов, выделение ключевых слов и другие операции), актуализация, хранение, а также централизованное распространение правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления (в том числе в страны ближнего и дальнего зарубежья);
- обслуживание и поддержка интегрированного полнотекстового банка правовой информации (эталонного банка данных правовой информации), размещенного в центральном узле правовой информации;
- защита информации, находящейся в специальных информационно-правовых системах, включая использование механизма электронной цифровой подписи для подтверждения целостности и достоверности правовых актов в электронном виде.
При этом в обработке правовых актов принимают участие государственные органы и органы местного самоуправления, издающие правовые акты. Например: Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации и Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
Федеральные органы государственной охраны организуют установку и обслуживание информационно-правовых систем в государственных органах, государственных и муниципальных учреждениях, органах местного самоуправления, публичных центрах правовой информации, а также проводят обучение и оказывают консультативную помощь.
Доступ граждан к правовой информации осуществляется посредством публичных центров правовой информации и в сети Интернет.
Учитывая тематику нашей конференции: «доступ к правовой информации» несколько подробнее о публичных центрах правовой информации (далее - ПЦПИ).
Востребованность правовой информации гражданами, заинтересованность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления привели к активному росту количества ПЦПИ, значительному превышению запланированных показателей.
В последующие годы к этой работе подключились учебные заведения (сначала высшего образования, а потом и среднего), почтовые отделения.
С 2007 года создаются публичные центры доступа к российской правовой информации за рубежом на базе российских центров науки и культуры – загранпредставительств Росзарубежцентра (ныне – Россотрудничества). Они ориентированы в первую очередь на обеспечение информационно-правовых потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, но востребованы и государственными органами и организациями, а также гражданами зарубежных стран.
Деятельность России по созданию ПЦПИ получила высокую оценку ЮНЕСКО.
Таким образом, ГСРПА сегодня это:
- более 1,74 млн. правовых актов федерального и регионального уровней;
- 100% охват субъектов Российской Федерации;
- около 10 тыс. корпоративных пользователей в государственных органах;
- более 19,5 тыс. публичных центров (пунктов доступа) к правовой информации на базе общедоступных библиотек, учебных заведений, почтовых отделений и т.п. на территории Российской Федерации;
- более 120 центров публичного доступа к российской правовой информации за рубежом;
круглосуточный свободный доступ к российской правовой информации в сети Интернет.
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» принимаемые правовые акты размещаются на официальных сайтах этих органов.
Минюстом России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации ведутся Федеральные регистры нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов, реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Необходимо отметить и роль лидеров негосударственного сектора правовой информатизации: «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», в том числе в обеспечении функционирования публичных центров правовой информации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что определенные практические результаты в области формирования и распространения правовой информации в электронном виде достигнуты.
Происходит постепенная трансформация ГСРПА в общенациональную правовую информационную систему - государственную систему правовой информации (далее - ГСПИ).
Основным содержанием перехода от ГСРПА к ГСПИ должно стать использование современных информационных технологий, электронного вида документа на всех этапах: от подготовки проекта правового акта до его официального опубликования и применения как государственными органами, так и гражданами России.
Для успешного развития ГСПИ необходимо решить вопросы:
- совершенствования нормативного регулирования различных аспектов информационно-правового обеспечения государственных органов и структур общества (в первую очередь официальности правовой информации в электронном виде);
- унификации и стандартизации форм хранения, предоставления и обмена правовой информацией в электронном виде;
- технологической поддержки нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе единых технологических и технических решений;
- создания системы официального опубликования правовых актов в электронном виде;
- развития инфраструктуры центрального узла правовой информации;
- обеспечения полноты, высокого уровня достоверности, актуальности и юридической обработки фондов официальной правовой информации;
- обеспечения широкого свободного доступа к официальной правовой информации.
3
Информация о работе Государственная система распространения правовых актов