Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 18:04, контрольная работа
Свойства нервной системы - это генотип (от греч.genos - происхождение и typos - форма), передаваемые по наследству физиологические особенности. Психолог работает с фенотипом (от греч. phaino- обнаруживаю), который диагностирует не само свойство, а лишь некий сплав, выступающий в своем внешнем проявлении и формирующийся под воздействием внешней среды. Один и тот же фенотипический признак может быть проявлением различных генотипических признаков, а один генотип может дать различные фенотипы в результате взаимодействия с внешним миром. Поэтому при оценке психофизиологических особенностей человека нельзя сбрасывать со счетов "компенсаторные эффекты", так как генетически заданная конструкция преломляется за счет черт, которые человек приобретает в результате эмоционально-волевой регуляции.
ГЕНОТИП. СВОЙСТВА НЕРВНОЙ
СИСТЕМЫ И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ВВЕДЕНИЕ
1.ГЕНОТИП.Свойства нервной системы
2.
Свойства нервной
системы - это генотип (от греч.genos - происхождение
и typos - форма), передаваемые по наследству
физиологические особенности. Психолог
работает с фенотипом (от греч. phaino-
обнаруживаю), который диагностирует
не само свойство, а лишь некий сплав,
выступающий в своем внешнем
проявлении и формирующийся под
воздействием внешней среды. Один и
тот же фенотипический признак может
быть проявлением различных
Изучив массу изданий
посвященных данной проблеме, можно
сделать три формулировки, которые
объясняют и расшифровывают понятие
«способности».
3. понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которого радуют того же самого педагога
Понятие способностей в психологии
Проблема способностей
является одной из наиболее сложных
и наименее разработанных в психологии.
Рассматривая её, прежде всего, следует
учесть, что реальным предметом психологического
исследования является деятельность и
поведение человека. Нет сомнений,
что источником понятия о способностях
является бесспорный факт различия людей
по количеству и качеству продуктивности
их деятельности. Многообразие видов
деятельности человека и количественно-качественная
разница продуктивности позволяет
различать виды и степени способностей.
О человеке, делающем что-либо хорошо
и быстро, говорят как о способном
к этому делу. Суждение о способностях
имеет всегда сравнительный характер,
то есть основывается на сопоставлении
продуктивности, умении одного человека
с умением других. История общественного
и индивидуального развития учит,
что всякое искусное умение достигается
в результате более или менее
напряжённой работы, различных, иногда
гигантских, «сверхчеловеческих» усилий.
Способности человека, разные их типы
и степени, относятся к важнейшим
и сложнейшим проблемам психологии.
Однако, научная разработка вопроса
о способностях ещё крайне недостаточна.
Поэтому в психологии не существует
единого определения
Способность – это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность – имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определённого уровня развития способности.
На основе изложенного
можно дать ориентировочное и
предварительное определение
Способность представляет
собой выражение соответствия между
требованиями деятельности и комплексом
нервно-психологических
Влияние свойств нервной системы на способности человека
Способности человека и составляющие их структуру элементы кроме психической сущности имеют и биологическую.
По С.Л. Рубинштейну
способности имеют
Многолетние исследования И.П. Павлова (1951), его учеников и последователей позволили вскрыть некоторые закономерности развития природы способностей на основании изучения типологических особенностей нервной деятельности человека, типа нервной системы и ее свойств.
И.И. Павловым было определено, а в дальнейшем дополнено другими исследователями, что люди с различными особенностями нервной системы обладают и определенными особенностями не только в поведении, но и в развитии навыков, качеств и т.д.
К основным типологическим
свойствам нервной системы
- сильные, неуравновешенные,
для которых характерна
- сильные, уравновешенные
- деятельность протекает без
скачков, равномерно, редко происходят
спады в деятельности от
- уравновешенные
- выполняют хорошо работу, которая
требует ровной затраты сил,
длительного и методического
напряжения, обладают высокой
- слабые - обладают
слабой работоспособностью, повышенной
чувствительностью к
Людям присуще словесное мышление, сочетающееся с образным, что и явилось основанием для разработки классификации, которая относится только к homo sapiens.
Специфические, характерные только для человека, типы нервной деятельности зависят от преобладания первой или второй сигнальных систем. У одних больше развита первая сигнальная система, у других - вторая, у третьих - обе они уравновешены.
Таким образом,
И.П. Павловым была разработана классификация,
в которую вошли
Люди художественного типа, у которых преобладает первая сигнальная система, широко пользуются чувственными образами, возникающими у них под влиянием непосредственного действия окружающей среды.
У представителей
мыслительного типа преобладают
процессы второй сигнальной системы
над первой, и они отличаются
высоким развитием
Средний, или смешанный, тип характеризуется уравновешенностью сигнальных систем, образного и словесного мышления. У людей этой типологической группы проявляются склонности к словесным пониманиям и образным представлениям.
Задатки как природные предпосылки способностей
Свойства нервной
системы не предопределяют психические
качества и формы поведения человека,
и поэтому их нельзя рассматривать
как задатки к развитию способностей.
Вместе с тем, по мнению Б. М. Теплова,
они образуют почву, на которой легче
формируются одни формы поведения,
труднее — другие. Отрицание врожденности
способностей не имеет абсолютного
характера. Не признавая врожденности
способностей, психология не отрицает
врожденность дифференциальных особенностей,
заключенных в строении мозга,
которые могут оказаться условиями
успешного выполнения какой-либо деятельности.
Эти морфологические и
Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.
В области изучения природы и сущности задатков наука делает первые шаги. Негативный материал, относящийся к указанной проблеме, пока преобладает над позитивным - имеется гораздо больше научных данных о дефектах задатков, чем о структуре их продуктивных проявлений. Так, целый ряд тяжелых врожденных или приобретенных в раннем возрасте аномалий мозга (олигофрения) выступает как почти необратимый дефект задатков, становящийся тормозом развития способностей.
Индивида с
высоким лбом в условиях межличностного
восприятия заведомо наделяют умом,
ожидают от него разумных суждений
и решений и оказываются глубоко
разочарованными, если ожидания не оправдываются.
Напротив, индивид с низким лбом
встречает неблагоприятный
Представление
о том, что такие сложные
психологические особенности,
как способности, могут
В настоящее время наиболее продуктивными являются гипотезы, которые связывают задатки с микроструктурой мозга и органов чувств. Можно предположить, что углубленное изучение строения мозговой клетки позволит обнаружить морфологические и функциональные особенности, отличающие нервную ткань одаренного человека.
Особая чувствительность
нервной системы может
Информация о работе Генотип. Свойства нервной системы и способности человека