Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 08:36, контрольная работа
Физиология человека – это наука о жизнедеятельности целостного организма и его частей (клеток, тканей, органов), изучающая качественное взаимоотношение организма человека с окружающим его миром.
Физиология нервной системы – это широкий диапазон знаний, смыкающийся с молекулярной биологией и биофизикой с одной стороны, а с другой психофизиологией, физиологией высшей нервной деятельности и психологией.
Введение…………………………………………………………………………...….3
1. Строение коры головного мозга…………………………………………………..5
2. Проекционные зоны коры………………………………………………………....7
3. Функциональная характеристика корковых зон полушарий головного мозга...9
Заключение…………………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………………….14
Третичные поля находятся в задней половине коры - на границах теменных, височных и затылочных её областей и в передней половине - в передних частях лобных областей. В этих зонах оканчивается наибольшее число нервных волокон, соединяющих левое и правое полушария, поэтому роль их особенно велика в организации согласованной работы обоих полушарий. Третичные поля созревают у человека позже других корковых полей, они осуществляют наиболее сложные функции коры.
Здесь происходят процессы высшего анализа и синтеза. В них на основе синтеза всех афферентных раздражении и с учётом следов прежних раздражении вырабатываются цели и задачи поведения. Согласно им происходит программирование двигательной деятельности. Развитие третичных полей у человека связывают с функцией речи. Мышление (внутренняя речь) возможно только при совместной деятельности анализаторов, объединение информации от которых происходит в третичных полях. При врожденном недоразвитии третичных полей человек не в состоянии овладеть речью (произносит лишь бессмысленные звуки) и даже простейшими двигательными навыками (не может одеваться, пользоваться орудиями труда и т. п.).
Воспринимая и оценивая все сигналы из внутренней и внешней среды, кора больших полушарий осуществляет высшую регуляцию всех двигательных и эмоционально-вегетативных реакций.
В соответствии с имеющейся локализацией различных центров нервно-психических функций на определенных участках коры её площадь разделилась на области, в которых объединены функциональные центры, обеспечивающие нормальное функционирование как низших, так и высших сигнальных подсистем психики. В процессе эволюции человека в коре получают всё большее развитие и ассоциативные области высших сигнальных подсистем, пронизывающие всю глубину коры головного мозга. Вследствие этого значительная часть коры начинает служить основой для их интеллектуально-творческих ассоциаций.
Локализация психических функций всё более чётко проявляется по мере развития структуры мозга. В настоящее время известны более 100 функционально различных центров главным образом I-й и II-й сигнальных подсистем, управляющих и контролирующих протекание тех или иных алгоритмов подсистем как внутри организма, так и вне его. Вполне естественно, что этих центров гораздо больше.
Бехтерев
так писал: «Кора мозга есть область,
в которой запечатлеваются результаты
жизненного опыта, столь необходимого
для высших животных вообще и человека
в особенности, как наиболее приспособляющегося
существа. Человек рождается на свет, обладая
соответствующими воспринимающими аппаратами:
зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным
и вкусовым, мышечным и соматическим. Но
нет сомнения в том, что новорожденный
ребёнок ещё не умеет в полной мере смотреть,
слушать, ощупывать, нюхать, вкушать, определять
положение в пространстве и соответственным
образом квалифицировать свои соматические
состояния путём соответственного опыта.
Все наблюдения над новорожденными детьми
показывают, что они научаются в совершенстве
всему этому лишь постепенно».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кора головного мозга – это наиболее молодое в эволюционном плане образование центральной нервной системы. В процессе развития человечества она достигает наивысшее развитие, где сильно развиты лобные доли.
Труд и работа руками (изготовление простейших орудий труда), явились мощным стимулом для развития головного мозга, и некоторых функций коры головного мозга у человека. Кора имеет огромное значение в регуляции жизнедеятельности организма, в осуществлении сложных форм поведения и становления нервно-психических функций.
Её микроскопическое изучение выделяет следующие центры: зрения, слуха, осязания и т. д., которые имеют определённую локализацию. Проекционные зоны коры характеризуются правильной пространственной проекцией.
Первичная мотосенсорная кора занимает прецентральную извилину. Здесь же находятся центр произвольных движений, и там же начинается основной двигательный путь.
В лежащей позади центральной борозды постцентральной извилине находится сенсомоторная область. Здесь спроецированы центры чувствительности. В верхней теменной извилине находятся центры ведающие сложными видами глубокой чувствительности. Сюда поступает информация о форме предмета, чувство веса и объёма движений, и. т.д.
Зрительные проекционные зоны находятся в затылочной доле. Зона слухового анализатора локализована в верхнем крае височной доли.
В глубине боковой борозды имеется закрытая долька, т.е островок. В ней спроецирована анализаторная зона вкуса. Помимо этого в коре головного мозга имеются и другие центры, которые отвечают за деятельность праксиса и гнозиса человека, его речи и т.д.
Но необходимо помнить, что специализация участков коры формируется в процессе жизнедеятельности человека. И только в процессе обучения человека, накопления его собственного опыта в практике происходит постепенная концентрация функциональных зон в отделенные друг от друга центры.
Развитие
головного мозга у человека привело человечество
от биологических закономерностей, которым
подчинялось существование животного
предка человека, к закономерностям социальным.
Из-за развития коры головного мозга, его
отдельных проекционных зон и центров,
человек имеет наивысшее развитие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л.О. Бадалян « Невропатология» Учебное пособие. М 2008 год. стр 61.
2. В.В. Жуков, Е.В. Понамарёва «Физиология нервной системы». Учебное пособие. Калининград 1999 год. стр 88.
3.
Ю.Д. Жилов, Е.Н. Назарова «
4. А.А. Маркосян « Физиология». Учебное пособие. М 1969 год. стр 250.
5. М.А. Поваляева « Справочник логопеда» Ростов на Дону 2002 год. стр 66.
6. М.Р.
Сапин, В.И. Сивоглазов «
Информация о работе Функциональная характеристика зон полушарий головного мозга