Физиологические основы двигательного режима детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

Термин онтогенез (от гречес. «ontos» - сущее и genesis» - происхождение) был введен в биологии в ХIХ в. Известным естествоиспытателем Э. Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого существа с момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни. Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей, а не является просто его уменьшением копией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

Глава 1. Физическое развитие………………….............................................3-4 1.1.Возраст человека……………………………………………………………...4-7

Глава 2. Эндокринная система.

2.1. Понятие об эндокринной системе………………………………………......7-8

2.2. Физиологическое значение желез внутренней секреции………………..8-10

Глава 3. Физиология и психология юношеского и подросткового возраста……......................................................................................................10-12

3.1. Процессы Физического созревания…………………………………...12-14

Глава 4. Работоспособность детей и подростков………………………….....14

4.1. Фазы работоспособности…………………………………………….....14-15

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Физиологические основы двигательности детей и подростков.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  ВЫСШЕЙ  ШКОЛЫ

РЕСПУБЛИКИ  КОМИ 

Государственное образовательное  учреждение  среднего

профессионального образования

Сыктывкарский педагогический колледж  № 1

им. И. А. Куратова. 

    

ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ 

                     

КОНТРОЛЬНАЯ    РАБОТА

по  предмету «Анатомия».

Тема: «Физиологические основы двигательного режима детей и подростков». 

             

                                  Специальность: «050501 Профессиональное обучение»

                                                         Курс -3

                                                         Шифр – 801

                                                         Вариант -1

                                                                            

                                                                             

                                                                                    Преподаватель: Юркина  Т.В.

                                                                                        Исполнитель: Вахнин Н.С.

                                                                             

                                                 

Сыктывкар – 2009

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

Глава 1. Физическое развитие………………….............................................3-4 1.1.Возраст человека……………………………………………………………...4-7

Глава 2. Эндокринная система.

2.1. Понятие об эндокринной системе………………………………………......7-8

2.2. Физиологическое значение желез внутренней секреции………………..8-10

Глава 3. Физиология и психология  юношеского и подросткового  возраста……......................................................................................................10-12

3.1. Процессы Физического  созревания…………………………………...12-14

Глава 4. Работоспособность детей и подростков………………………….....14

4.1. Фазы работоспособности…………………………………………….....14-15

Заключение……………………………………………………………………….16

Список  литературы……………………………………………………………...17 

 

ВВЕДЕНИЕ.

    Термин онтогенез (от гречес. «ontos» - сущее и genesis» - происхождение) был введен в биологии в ХIХ в. Известным естествоиспытателем Э. Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого существа с момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни. Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей, а не является просто его уменьшением копией. И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных, неизменяющих условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соотвесттвуют функциональной активности взрослого организма. Неотъемлемыми свойствами живой материи являются рост и развитие. Под развитием в широком смысле следует понимать процесс количественных и качественных изменений, проводящих к повышению сложности организации живой системы. Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т.е. процесс, характеризующийся в непрерывном увеличении размера и массы органов и организма в целом. Выделяют три периода ускоренного роста детей: до 1 года, от 6 до 7 лет, от 11 до 13 лет (препубертатный скачок роста), в течение которых размеры тела увеличиваются наиболее интенсивно. После каждого «скачка» роста наступает период интенсивной дифференцировки органов и тканей, определяющих степень созревания органов и систем.

Глава 1. Физическое развитие.

     Основными показателями физического развития являются длина, масса тела и окружность грудной клетки. Но физиология руководствуется не только этими соматическими величинами, а использует также результаты физиометрических измерении (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук, становая сила, кровяное давление и т.д.) и соматическими данными (развитие костно-мышечной системы, кровенаполнение, жироотложение, половое развитие, различные отклонения в телосложении). Только по совокупности этих показателей можно установить уровень физического развития. Одним из ведущих признаков здоровья детей и подростков является уровень физического развития ребенка – основной показатель, отображающий совокупность морфологических и физиологических признаков, с которыми связаны показатели физической и половой зрелости, физической силы и гармоничность развития.

     Физиология  юношеского возраста – один из самых сложных и наиболее  разработанных разделов возрастной психологии. Юность - период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования  мировоззрения, выбора профессии и начала вступления  во взрослую жизнь.

1.1. Возраст человека.

     Возраст- это продолжительность жизни от момента рождения  до какого-либо определенного момента времени. Соответственно этому жизненный цикл человека может быть разделен на периоды или этапы. Дети одного и того же календарного, но различного биологического возраста по-разному реагируют на нагрузки, при этом их работоспособность может быть большей или меньшей, что важно для решения ряда практических вопросов организации учебно-воспитательного процесса. В настоящее время широкое распространение имеет возрастная периодизация, принятая в Москве в 1965 году, согласно которой выделяют  следующие возрастные группы:

    • Новорожденные – 1-10 дней;
    • Грудной возраст – 10 дней -1 год;
    • Раннее детство- 1-3 года;
    • Первое детство- 4-7 лет;
    • Второе детство – 8012 лет мальчики, 8-11 лет девочки;
    • Подростковый возраст – 13-16 лет мальчик, 12-15 лет девочки;
    • Юношеский возраст -17-21 юноши, 16-20 девушки;
    • Зрелый возраст, 1 период – 22-25 лет мужчины, 21-35 лет женщины.

      Такая периодизация основана на комплексе биологических признаков: размеры тела и органов, массы, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечная сила. В этой схеме  учтены также половые особенности мальчиков и девочек и некоторые социальные признаки развития. Каждый  возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к следующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период. Координация рефлекторных реакций у детей и подростков совершенствуется в ходе онтогенеза, и только к 18-20 годам этот процесс завершается. Ориентировочный рефлекс лежит в основе непроизвольного внимания, интереса, «вечно ищущего и созидающего человеческого ума» (И.П. Павлов). У детей дошкольного и младшего школьного возраста непроизвольное внимание длится 3-5 минут и проявляется по принципу «Что с этим можно сделать»? (желание попробовать новые предметы на вкус, на прочность и т.д.); затем принцип реагирования меняется, на «Что это такое»? и время непроизвольного внимания увеличивается до 10-12 минут, у старших школьников – до 20 минут. И поэтому в школьной практике, чтобы продлить время качественного запоминания, необходимо применять на уроке  различные наглядные пособия, сопровождать объяснение нового учебного материла показом слайдов, фильмов, опытов и т.д. Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) – период относительно «спокойного» развития  высшей нервной деятельности. Дети начинают обучение в школе. Основные свойства нервных процессов совершенствуются. Возрастной период с 11-12 до 15-17 лет связан с эндокринными перестройками, которые сказываются на свойствах высшей нервной деятельности подростков. Только правильный режим, спокойная обстановка, твердая программа занятий, физическая культура и спорт, интересная внеклассная работа, доброжелательность и понимание со стороны взрослых являются основными условиями для того, чтобы в переходный период у ребенка не возникли функциональные расстройства. Окончательное морфофункциональное созревание  физиологических систем приходится на 15-18 лет. В это время корковые процессы начинают управлять деятельностью организма, роль второй сигнальной системы возрастает и она становится  ведущей на протяжении дальнейшей жизни. Все свойства основных нервных процессов достигают уровня взрослого.

    Рис.1. Изменения интеграционных показателей высшей нервной деятельности у детей и подростков в процессе развития по возрастам. 

     Дошкольный возраст охватывает период     жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие  важнейших систем организма, закладывается база  для всестороннего  развития физических и духовных способностей.  Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно  необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют  опорно-двигательный аппарат, формируют правильную осанку (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности), укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, улучшают обмен веществ.  В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро  усваиваются новые формы движений.       

                               Глава   2. Эндокринная система.

2.1.Понятие  об эндокринной  системе.

    Эндокринная система человека оказывает значительное влияние на все стороны его жизнедеятельности.  

 

     В них образуются различные физически активные вещества – гормоны (от греческого «hormao» – приводить в движение, побуждать).Гормоны принимают участие в регуляции роста и развития, обмена веществ и энергии, в координации всех физиологических функций организма, в проявлении  биоритмологической активности и цикличности некоторых процессов (например, половых циклов у женщин), а также в молекулярных механизмах передачи наследственной информации.

    2.2. Физиологическое значение желез внутренней секреции.

    Гипофиз. В гипофизе вырабатывается соматотропный гормон, регулирующий рост и развитие организма, а также гормоны, оказывающие влияние на функции других эндокринных желез: щитовидной, половых и надпочечников. Большое значение в жизнедеятельности  организма на любом возрастном этапе имеет  взаимосвязанную деятельность гипоталамуса, гипофиза и надпочечников, образующих единую систему. Именно она  обеспечивает мобилизацию защитных  сил организма в стрессовых ситуациях, также от двигательной  активности детей и подростков, поэтому занятия физической культурой и спортом способствуют развитию адаптационных возможностей детского организма и являются важным фактором сохранения и укрепления здоровья.

Информация о работе Физиологические основы двигательного режима детей и подростков