Динамика функционального состояния кардиореспираторной системы школьников как объективный критерий качества образовательной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:50, доклад

Описание работы

Функциональное состояние организма является индикатором адекватности жизненной образовательной среды подростка, а характер и интенсивность этих изменений является мерой физиологической стоимости учебной деятельности и социума ребёнка. Понимание учителем возрастных особенностей младших подростков позволит ему полнее мобилизовать и экономичнее использовать физиологические резервы.

Работа содержит 1 файл

КОНФЕРЕНЦИЯ.doc

— 33.50 Кб (Скачать)


Динамика функционального состояния кардиореспираторной системы школьников как объективный критерий качества образовательной среды.

 

В оценке функционального состояния организма, в определении резервов и степени его адаптации к различным факторам среды большое внимание уделяется исследованию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Высокая лабильность физиологических механизмов регуляции кардиореспираторной системы позволяет ей, одной из первых, включиться в компенсаторно-приспособительную деятельность, направленную на адекватное обеспечение тканей кислородом. Изучение адаптивных и резервных возможностей этой системы у младших подростков вызывает неослабевающий интерес в связи с тем, что этот возраст отличается неустойчивостью адаптивных механизмов и высокой реактивностью функций. Именно в этом возрасте учебная нагрузка, не соответствующая возрастным особенностям, является одним из факторов, приводящих к перенапряжению механизмов адаптации и ухудшению здоровья.

Исследование функционального состояния кардиореспираторной системы проведено в лаборатории адаптации к учебной деятельности на базе кафедры анатомии и физиологии детей и подростков ПИ ЮФУ. Функциональное состояние дыхательной системы оценивали с помощью автоматизированного пневмотахометра «Этон-01». Для изучения динамики функционального состояния сердечно-сосудистой системы использовали  метод вариационной пульсометрии на диагностическом приборе «Варикард 2.51». В динамике учебного года (октябрь, февраль, апрель) обследовано 29 учащихся 6 класса (11-12 лет) МОУ СОШ №10 г. Ростова-на-Дону, из них 15- девочек и 14 –мальчиков.

Показано, что процессы развития на II-III стадиях полового созревания и смена доминанты в регуляторных механизмах организма у девочек 11-12 лет более энергоёмки. Об этом свидетельствуют достоверно более высокие показатели частоты пульса у девочек по сравнению с мальчиками (в начале года - p < 0,05, в конце года - p < 0,01), более высокие показатели коэффициента  выносливости и коэффициента экономичности кровообращения, т.е. генерализованные ответные реакции сердечно-сосудистой системы. Адаптация к учебным нагрузкам у мальчиков 11-12 лет характеризуется большей экономичностью функциональных сдвигов. Выносливость сердечно-сосудистой системы у мальчиков достоверно выше, чем у девочек во все периоды обследования.

Наличие повышенного функционального напряжения механизмов адаптации у 80% обследованных школьников в феврале свидетельствует об утомлении, вызванном учебной и статической нагрузками. Из них донозоологическое состояние выявлено у 28% мальчиков и 32% девочек. У этих подростков оптимальные адаптационные возможности организма обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, что ведёт к повышенному расходованию функциональных резервов организма. Преморбидное состояние  в феврале выявлено у 8% мальчиков и 8% девочек, что указывает на снижение функциональных возможностей их организма. Только у девочек (4%) выявлен срыв адаптации. Функциональное состояние, свидетельствующее о достаточных функциональных возможностях организма школьников в третьей четверти выявлено у 20% обследуемых.

Анализируя данные, полученные в апреле, важно отметить, что в конце учебного года сохраняется большое количество младших подростков с напряжением регуляторных механизмов (42,5 %), из них 11,5 % - мальчики и 31%- девочки или с их истощением у 15% мальчиков и 8% девочек. Однако, количество подростков в состоянии физиологической нормы  в апреле (34%)  больше, чем в феврале (20%).

В динамике учебного года показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) свидетельствуют о приросте лёгочных объёмов, что соответствует возрастным особенностям и повышает функциональные возможности дыхательной системы. Вместе с тем, важно отметить, что как мальчики, так и девочки, имеющие негармоничное физическое развитие, обусловленное отставанием в развитии грудной клетки, имеют показатели ЖЕЛ в пределах 23% - 60 % от должных величин. Эти результаты свидетельствуют о низких функциональных возможностях их дыхательной системы. Напротив, подростки имеющие гармоничное физическое развитие имеют ЖЕЛ от 60 % до 94 % от должной величины, что демонстрирует высокие функциональные возможности их дыхательной системы и благоприятные условия для любого вида деятельности.

Таким образом, функциональное состояние организма является индикатором адекватности жизненной образовательной среды подростка, а характер и интенсивность этих изменений является мерой физиологической стоимости учебной деятельности и социума ребёнка. Понимание учителем возрастных особенностей младших подростков позволит ему полнее мобилизовать и экономичнее использовать физиологические резервы.

 



Информация о работе Динамика функционального состояния кардиореспираторной системы школьников как объективный критерий качества образовательной среды