Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:29, реферат
В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д.. Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ресурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующихся обществом. Благодаря крупным достижениям в научном познании человека и ускорению прогресса в этой области уже в настоящее время жизнь обогащается более эффективными средствами организации производства, массовых коммуникаций и обучения на всех уровнях образования, социального обеспечения и т. д. Не меньшее значение имеет оптимальное сочетание такого их взаимодействия в образе жизни людей, которое в наибольшей мере соответствует структуре человеческого развития.
Введение
Особенности научного знания о человеке
Отрасли психологии в изучении человека
Антропологический принцип в психологии развития
Антропопсихология – область человекознания
Воспитание личности как основная задача психолого-педагогической науки
Заключение
Список используемой литературы.
№ 05.Пс.06
Тема:
Антропология и психология
будущего: проблемы,
поиски и решения.
План:
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время складывается сложно
разветвленная система
В
ближайшее десятилетие
Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология становится орудием связи между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании. Однако интеграция этих наук, сочетающаяся с дальнейшим развитием их специализации, определяется, прежде всего, прогрессом философского учения о человеке. Потребность в едином фундаментальном учении о человеке остро ощущается в различных областях общественной практики. Стремление преодолеть частичность и односторонность в практической работе с людьми, связать воедино различные виды этой работы становится все более характерным для жизни нашего общества.
Деятельность воспитания предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности. Она обязана исходить из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. Психолого-педагогические закономерности, практически действенные учения, теории, модели, прогнозы, рекомендации, оценки сущего и чертежи должного могут сроиться только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке, и наоборот – каждый закон индивидуального и группового развития становится основой собственно педагогической практики.
Воспитание и обучение в той или иной мере является предметом исследования различных наук: философии, социологии, истории, педагогики и психологии. Философия рассматривает вопросы воспитания под углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт; социологические аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, выполняющих воспитательные и обучающие функции, являясь частью системы образования; исторические проблемы образования охватывают становление и преобразование учебно-воспитательных институтов; целей, содержания и методов обучения и воспитания в различные исторические эпохи. Но, конечно, более всего с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология.
Во
всех своих связях с другими науками психология
сохраняет свой предмет, свои теоретические
принципы и свои методы исследования этого
предмета. В психологии как особой отрасли
знания объединяется целый ряд специальных
дисциплин, связи между которыми далеко
не всегда лежат на поверхности (например,
психофизиология и социальная психология).
Но, несмотря на свою, порой кажущуюся
«несовместимость», они все, тем не менее,
относятся к единой области знания. В конце
концов, их общая задача состоит в изучении
сущности одного и того же класса явлений
— психических. Базой объединения всех
специальных психологических дисциплин
является общая психология, экспериментально
и теоретически разрабатывающая основные
психологические проблемы. Главный объект
исследования всей системы психологических
дисциплин один и тот же. Это — человек,
его психические процессы, состояния и
свойства.
ОСОБЕННОСТИ
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ О
ЧЕЛОВЕКЕ
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа», и какова её природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общие представления о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.
Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, можно отметить, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.
Современной
наукой человек, во-первых, изучается
как представитель
Таким
образом, можно сделать вывод, что
человек – один из наиболее сложных
объектов реального мира. Структурная
организация человека носит многоуровневый
характер и отражает его природную
и социальную сущность. Поэтому не
удивительно, что существует значительное
количество наук, изучающих человека и
его деятельность.
ОТРАСЛИ
ПСИХОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ
ЧЕЛОВЕКА
Связь психологии с этими науками изучающих человека и его деятельность обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики, и с полным основанием можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распространение. В свою очередь, бурное развитие психологии, её внедрение во все сферы практической деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии.
Современная психология – это весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые четыре-пять лет появляются новые направления.
Возникновение отраслей
Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:
- конкретной деятельности;
- развития;
- отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).
Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
Современная
отечественная психология переживает
этапный момент своего развития. Идет
интенсивное проникновение
Психология
перестает быть только академической
наукой, областью занятий сравнительно
немногочисленного
Происходящий парадигмальный сдвиг в системе ориентаций современной психологии ставит ее перед лицом принципиально новых теоретических проблем, наиболее важные из которых центрируются вокруг, может быть, самой главной сегодня проблемы - психологии развития человека.
Информация о работе Антропология и психология будущего: проблемы, поиски и решения