Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:55, реферат
2.1. Общее количество ответов
На первом этапе подсчитывается общее количество отве¬тов, данных обследуемым.
2.2. Категоризация ответов
На этом этапе осуществляется формализация ответов об¬следуемого через отнесение каждого ответа к одной из четыр¬надцати оценочных категорий (контент-анализ). Затем подсчитывается общее ко¬личество ответов каждой категории.
Авторами «Hand-теста» были предложены следующие оце¬ночные категории.
1. Агрессия – Agg - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.
2. Директивность - Dir - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми.
3. Аффектация (Привязанность) – Aff - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям.
4. Коммуникация - Com - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты.
5. Зависимость - Dep - рука выражает подчинение другим лицам.
2. Обработка результатов
2.1. Общее количество ответов
На первом этапе подсчитывается общее количество отве¬тов, данных обследуемым.
2.2. Категоризация ответов
На этом этапе осуществляется формализация ответов об¬следуемого через отнесение каждого ответа к одной из четыр¬надцати оценочных категорий (контент-анализ). Затем подсчитывается общее ко¬личество ответов каждой категории.
Авторами «Hand-теста» были предложены следующие оце¬ночные категории.
1. Агрессия – Agg - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.
2. Директивность - Dir - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми.
3. Аффектация (Привязанность) – Aff - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям.
4. Коммуникация - Com - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты.
5. Зависимость - Dep - рука выражает подчинение другим лицам.
6. Страх – F - рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе.
7. Эксгибиционизм - Ex- рука разными способами выставляет себя напоказ.
8. Калечность (Увечность) - Crip - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям.
9. Описание – Des – ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.
10. Напряжение – Ten – рука затрачивает энергию, но практически ничего не достигает.
11. Активные безличные ответы (Активная безличность) - Act - ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия.
12. Пассивные безличные ответы (Пассивная безличность) - Pas - также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения.
13. Галлюцинации – Bas – ответы невероятного, необычного содержания.
14. Уход от ответа – Fail
– человек не знает, что может выражать
данная картинка или не хочет отвечать.
Агрессия (Agg). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как угрожающая, наносящая повреждения, нападающая, оскорбляющая, господствующая или активно хва¬тающая другого человека или какой-либо объект. Бессознатель¬ная цель «Agg» поведения - наказание и искупление.
Примеры: «Дает пощечину», «Бьет», «Толкает», «Отбирает», «Шлепает ребенка», «Ударяет кого-то кулаком», «Дерется», «Готова ударить», «Сжимает ужа», «Отбирает что-то», «Ворует фрук¬ты», «Сжимает кого-то», «Высмеивает», «Ругает кого-то», «Ца¬рапает», «Меряется силой», «Хочет схватить вора», «Хватает за нос», «Ловит муху», «Может дать хороший щелбан» и т. д.
Директивность (Dir). Эта категория включает ответы, в ко¬торых рука воспринимается как доминирующая, руководящая, управляющая, отдающая команды, перечащая, мешающая или каким-то иным способом активно влияющая на другого челове¬ка. Сюда же попадают ответы, в которых рука кажется направ¬ленной на коммуникацию, но эта направленность является вто¬ричной по отношению к намерению подчинить другого челове¬ка своему влиянию.
Примеры: «Дирижирует оркестром», «Управляет подъем¬ным краном», «Милиционер дает команду остановиться», «Дела¬ет предупреждение», «Указывает направление», «Читает нота¬ции, проповеди, поучает», «Дает указания», «Предлагает силь¬ную опеку», «Выгоняет из класса», «Призывает с плаката», «Не дает пройти», «Приказывает», «Заставляет» и т. д.
Ответы этой категории отражают установку превосходства над другими людьми, ожидание. что другие должны вести себя в соответствии с намерениями руки, повышенную готовность ис¬пользовать других людей в своих интересах.
Аффектация (Aff). Эта категория включает ответы, в кото¬рых рука воспринимается как выражающая привязанность, лю¬бовь, эмоционально положительное, благожелательное отноше¬ние к другим. К этой категории относятся ответы, в которых рука предлагает дружбу или помощь.
Примеры: «Жалеет кого-то», «Протягивает руку для оказа¬ния помощи», «Обнимает», «Дружески похлопывает по плечу», «Добро пожаловать», «Дает милостыню», «Бросает деньги в ящик для пожертвований на церковь», «Дарит кому-нибудь цветы», «Аплодирует», «Трясет руку при пожатии», «Крошит хлеб воробышкам«, «Гладит собачонку» и т. д.
Эти ответы отражают способность к активной социальной жизни, желание субъекта сотрудничать с другими. И хотя боль¬шинство этих ответов включает прямое и непосредственное об¬щение, они относятся к категории «Aff», а не «Com», так как преж¬де всего характеризуются наличием именно благожелательного отношения и привязанности.
Коммуникация (Com). К этой категории относятся ответы, в которых рука общается или пытается общаться с кем-то. При этом общающийся находится в равной или подчиненной позиции по отношению к своему партнеру. В этих ответах совершенно очевид¬но, что коммуникатор хочет поделиться информацией, нуждается в обратной связи, хочет быть понятым и принятым своей аудито¬рией. Условно этот показатель можно назвать показателем «дело¬вого» общения, в то время как предыдущую категорию «Aff» - по¬казателем «модальностного», или «эмоционального», общения.
Примеры: «Жестикулирует
при разговоре», «Стремится договориться»,
«Передает информацию», «Пытается
быть по¬нятым», «Разговор руками»,
«Жест, обозначающий прощание» (этот ответ,
несмотря на его эмоциональную
Зависимость (Dep). К
этой категории относятся ответы,
в которых рука воспринимается как
ищущая помощи или поддерж¬ки у других
людей. Возможность совершить какое-
Примеры: «Умоляет», «Просит подать руку», «Рука ребенка, хватающаяся за кого-либо, чтобы не потерять равновесие», «Дайте мне, пожалуйста...», «Помогите мне, пожалуйста», «Ожидает получить что-то», «Гадание по руке», «Отдает честь офицеру», «Путешествует на попутных машинах», «Дает клятву», «Клянется говорить правду», «Пытается остановить такси», «Поднимает руку для ответа на уроке», «Поднимает руку, чтобы спросить» и т. д.
Страх (F). Эта категория включает ответы, отражающие страх перед ответным ударом, агрессией со стороны других людей. В таких ответах рука может выступать как жертва чьих-то агрессив¬ных проявлений или стремиться оградить себя от физических воздействий и повреждений. К категории «F» относятся не «ис¬тинные» тенденции к действию, а защитные реакции.
Примеры: «Рука поднята от страха с целью защитить себя», «Отводит удар», «Просит: «Пожалуйста, не бейте меня»», «Руке угрожает боль, травма», «Что-то прячет, так как боится, чтобы не узнали», «Выражает панический страх» и т. д.
В эту же категорию попадают ответы, в которых рука высту¬пает как жертва собственной агрессии или воспринимается как наносящая вред обследуемому (мазохистские тенденции).
Примеры: «Царапает себя», «Рука душит меня» и т. д.
Ответы, отражающие отказ от агрессии (что, по мнению ав¬торов, продиктовано страхом перед возмездием) также отно¬сятся к данной категории.
Примеры: «Эта расслабленная рука - не злая», «Это - не драка» и т. д.
Эксгибиционизм (Ex). К этой категории относятся ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью.
Примеры: «Показывает кому-то руку», «Любуется ногтями», «Показывает лак на ногтях», «Женщина протягивает руку, чтобы привлечь к себе внимание», «Протягивает руку, чтобы показать кольцо», «Хочет внимания», «Играет на пианино», «Танцует», «Изящное движение руки», «Показывает тени на стене», «Хочет показать фокус», «Делает собачку», «Показывает уточку» и т. д.
Калечность (Crip), Эта категория включает ответы, в кото¬рых рука воспринимается как больная, искалеченная, деформи¬рованная или каким-либо образом поврежденная.
Примеры: «Рука, больная артритом», «Рука со сломанным пальцем», «Сломанное запястье», «Деформированные пальцы», «Рука больного или умирающего человека», «Искалеченная рука», «Сведенная судорогой рука», «Один из пальцев выглядит сло¬манным», «Нетрудоспособная рука», «Показывает, что с рукой что-то неладно» и т. д.
Описание (Des). Эта категория включает ответы, являющи¬еся физическим описанием руки, при этом не фиксируется и не подразумевается какая-либо тенденция к действию и наличие энергии. Рука как бы нарисована, происходит описание образа или настроения без проецирования тенденции к действию.
Примеры: «Красивая рука», «Некрасивая рука», «Пухлая рука», «Уверенность», «Ладошка с выпрямленными пальцами», «Рука с растопыренными пальцами», «Человек измучен», «Рука интел¬лигентного человека», «Похожа на петуха» и т. д.
Напряжение (Ten). К этой категории относятся ответы, в которых рука затрачивает определенную энергию, но практически ничего не достигает. Энергия уходит на то, чтобы удержать свои чувства или поддержать себя в сложных ситуациях. Для этих отве¬тов характерны переживания тревоги, напряжения, дискомфорта.
Примеры: «Рука дрожит», «Сжатый в гневе кулак», «Сжимает руки, чтобы сдержать себя», «Напрягает руку», «Сжимает паль¬цы, чтобы не наговорить что-нибудь», «Кулак, сжатый в состоя¬нии тревоги», «Стремится удержать», «Нервно сжимает руки», «Сдерживает волнение», «Человек сильно сконцентрировался, решает что-то», «Неприятно смотреть на эту руку», «Нервно сту¬чит пальцами по столу» и т. д.
Активные безличные ответы (Act). Эта категория включа¬ет ответы, в которых рука совершает какое-либо действие, вы¬полнение которого не требует присутствия другого лица. Все тен¬денции к безличному действию, в которых рука меняет свое фи¬зическое положение или противодействует силе тяжести, оце¬ниваются по этой категории.
Примеры: «Тащит», «Продевает нитку в иголку», «Подбира¬ет маленькие предметы», «Пишет», «Вяжет», «Шьет», «Плывет», «Достает что-то», «Бросает что-то», «Собирает что-то», «Моет», «Сыплет», «Машет» (но не «Машет рукой в знак прощания», что оценивается по категории «Сот»), «Опирается на что-то» и т. д.
Пассивные безличные ответы (Pas). Эта категория вклю¬чает ответы, в которых рука совершает пассивные действия, не требующие присутствия другого лица. Безличные действия, в ко¬торых рука не меняет своего физического положения и не сопро¬тивляется силе тяжести, также оцениваются по этой категории.
Примеры: «Лежит, отдыхая», «Спокойно вытянута», «Сушит ног-ти», «Роняет что-то», «Ждет», «Спит», «Просто свесилась» и т. д.
Галлюцинации (Bas). К этой категории относятся ответы невероятного, необычного, и вместе с тем страшного и пугаю¬щего содержания. При этом контуры рисунка, как правило, игно¬рируются.
Примеры: «Большой клоп», «Голова смерти», «Петух с от¬рубленной головой» и т. д.
Отказ от ответа (Fall).
Человек не может дать ответ на
карточку.
2.3. Процентное соотношение
категорий
2.3.1.Подсчитывается
процент ответов каждой
2.3.2. Вычисление показателя
склонности к открытому
Склонность к открытому агрессивному поведению опреде¬ляется по формуле:
I = (Agg + Dir) - (Aff + Com + Dep)
или
I = (Agg + Dir) - (Aff + Com + Dep + F)
Различия в формулах
объясняются далее в тексте.
2.3.3. Вычисление показателя
степени личностной
Степень личностной дезадаптации отражается формулой:
MAL = Ten + Crip + F.
2.3.4. Вычисление показателя
тенденции к уходу от
Тенденция к уходу от реальности отражается формулой:
WITH = Des + Bas + Fall.
2.3.5. Определение наличия психопатологии
Наличие психопатологии отражается формулой:
РАТН = МАL + 2 WITH.
3. Интерпретация
результатов
3.1. Основные принципы интерпретации результатов
Первый принцип
интерпретации результатов «