Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:29, реферат
Функция голосо- и речеобразования тесно связана с дыхательной функцией, а периферические органы речи являются в то же время и дыхательными органами. В состав периферического речевого аппарата входит: нос, рот, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма.
1.Анатомия органов речи
1.1.Нос
1.2.Рот
1.3.Глотка
1.4.Гортань
1.5.Трахея, бронхи и легкие
1.6.Грудная клетка и диафрагма
2.Физиология органов речи
2.1.Дыхание
2.2.Голосообразование
2.3.Образование звуков речи
3.Патология органов речи
3.1. Заболевание наружного носа и носовой полости
3.2.Заболевание полости рта
3.3.Заболевание глотки
3.4. Заболевание гортани
4. Исследование органов речи
5.Профилактика нарушений голоса и речи
Нарушаются словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.
В проявлениях заикания характерными являются также различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.
Отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость, переключаемость и пр.
Еще в начале XX в. Э. Фрешельс подчеркивал, что «специфической основой заикания» является то психическое состояние, на основании которого возникает «сознание расстройства речи».5
Н. И.Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка.
Это
состояние через несколько
Осознание
речевого дефекта, неудачные попытки
избавиться от него или хотя бы замаскировать
порождают у заикающихся
В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся.
Попытки
замаскировать речевые
Различают три степени заикания:
Выделяются следующие типы течения заикания:
Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и последовательно. Вначале она проводится с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения). Поскольку устная речь развивается по подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с заиканием, тахилалией, спотыканием и другими нарушениями речи. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать более спокойную обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них.
При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его рецидивы. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы. Следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам; создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку; сообщать логопедические знания родителям, учителям и т. д.
В пубертатном периоде обращается внимание на состояние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности и т. п. Различные отклонения в нервно-психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его рецидива.
нный травмирующий, постоянно действующий фактор, например, заикающиеся мать или отец и др.
Зная указанные
и другие возможные причины рецидивов
заикания, логопед постоянно проводит
профилактическую работу как в процессе
логопедических занятий, так и после их
окончания.
4.
Заключение
С.Л. Рубинштейн
убедительно доказывает, что овладение
родной речью происходит в
процессе мотивированной деятельности
и социального общения. Первый
контакт ребенка с
Тщательное
наблюдение за речевым
5.
Список используемой
литературы
1.«Анатомия, физиология
и патология органов слуха и речи» Л.В.Нейман,
М.Р.Богомильский – Владос, 2003
2.«Медицинская
энциклопедия» В.И.Покровский –
3. «Болезни уха,
горла и носа» В.Т.Пальчун –
Атлас,1991
4. Селивёрстов В.И. “Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий.” Издание 3-е – Москва 1994 г.
5. Кащенко
В.П. “Педагогическая
6. “Заикание.”
(под редакцией М.А.Власовой, К.П.Беккера
– Москва 1983 г.)
7. “Основы
теории и практики логопедии.”
(под ред. Р.Е.Левиной – Москва
1968 г.)
8. “Расстройства
речи у детей и подростков.”
(под редакцией С.С.
9. Селивёрстов
В.И. “Заикание у детей.” –
Москва 1979 г.)
10. Хватцев М.Е.
“Логопедия.” – Москва 1969 г.)
11. Ястребова
А.В. “Коррекция заикания у
учащихся общеобразовательной
12. Н.В. Витт. Речь и эмоции: учебное пособие.– М.,1984.
13. Н.В. Витт. Эмоциональная
регуляция речевого поведения.
Информация о работе Анатомия, Физиология и Патология речедвигательного анализатора