Анатомия, Физиология и Патология речедвигательного анализатора

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:29, реферат

Описание работы

Функция голосо- и речеобразования тесно связана с дыхательной функцией, а периферические органы речи являются в то же время и дыхательными органами. В состав периферического речевого аппарата входит: нос, рот, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма.

Содержание

1.Анатомия органов речи

1.1.Нос

1.2.Рот

1.3.Глотка

1.4.Гортань

1.5.Трахея, бронхи и легкие

1.6.Грудная клетка и диафрагма

2.Физиология органов речи

2.1.Дыхание

2.2.Голосообразование

2.3.Образование звуков речи

3.Патология органов речи

3.1. Заболевание наружного носа и носовой полости

3.2.Заболевание полости рта

3.3.Заболевание глотки

3.4. Заболевание гортани



4. Исследование органов речи

5.Профилактика нарушений голоса и речи

Работа содержит 1 файл

анатомия.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

    Нарушаются  словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.

    В проявлениях заикания характерными являются также различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.

    Отмечается  общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость, переключаемость и пр.

    Еще в начале XX в.  Э. Фрешельс подчеркивал, что «специфической основой заикания» является то психическое состояние, на основании которого возникает «сознание расстройства речи».5

    Н. И.Жинкин, рассматривая заикание как  расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка.

    Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.

    Осознание речевого дефекта, неудачные попытки  избавиться от него или хотя бы замаскировать  порождают у заикающихся различные  психологические особенности: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и др.

    В зависимости от благоприятных или  неблагоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся.

    Попытки замаскировать речевые трудности порождают у заикающихся различные неречевые и речевые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже — в речевой моторике (покусывания кончика языка, нижней губы, облизываиие губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т. д.) в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы): э, и, ну, вот, да и т. д.

3.3 Степени  и типы течения заикания.

    Различают три степени заикания:

  • легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются;
  • средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
  • тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

    Выделяются  следующие типы течения заикания:

  • постоянный— заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.;
  • волнообразный  — заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает;
  • рецидивирующий — исчезнув, заикание появляется вновь, т. е наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.
3.4 Профилактика

     Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и последовательно. Вначале она проводится с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения). Поскольку устная речь развивается по подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с заиканием, тахилалией, спотыканием и другими нарушениями речи. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать более спокойную обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них.

   При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его рецидивы. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы. Следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам; создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку; сообщать логопедические знания родителям, учителям и т. д.

    В пубертатном периоде обращается внимание на состояние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные  способы утверждения себя как личности и т. п. Различные отклонения в нервно-психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его рецидива.

  1.    Целесообразно особое внимание обратить на профилактику рецидивов, исходя из их причин. Можно указать следующие причины рецидивов заикания: плохие социально- бытовые условия (нервная обстановка, грубое обращение с ребенком, перегрузка нервной системы учением, дополнительными занятиями, работой, психическое перенапряжение); недостаточно прочное закрепление успеха в процессе логопедических занятий, отсутствие диспансеризации; недостаточно глубокое перевоспитание личности заикающегося, неполное устранение вторичных психических наслоений, “почвы”, на которой возникло заикание, например, ущемленные, подавленные эмоции, напряженные отношения с окружающими, вяло текущие хронические заболевания и т. д.; болезни, истощающие нервную систему; психические травмы; недостаточное внимание со стороны окружающих к ребенку, освободившемуся от заикания; нарушения режимов деятельности, а также режимов сна, питания, отдыха; неустранё Н.В. Витт. Речь и эмоции: учебное пособие.– М.,1984.
  2. Н.В. Витт. Эмоциональная регуляция  речевого поведения. – М., 1983.

нный травмирующий, постоянно действующий фактор, например, заикающиеся мать или отец и др.

  Зная указанные и другие возможные причины рецидивов заикания, логопед постоянно проводит профилактическую работу как в процессе логопедических занятий, так и после их окончания. 
 

4. Заключение 

   С.Л. Рубинштейн  убедительно доказывает, что овладение  родной речью происходит в   процессе  мотивированной деятельности  и социального общения. Первый  контакт  ребенка с общественной средой, как правило, создается матерью. Она заботится о его здоровье, хорошем самочувствии, прививает ребенку гигиенические навыки, а  также первые нравственные нормы. Так ребенок соприкасается с  определенными отношениями в окружающей его среде. Поскольку речь  социально детерминирована и служит  средством отражения  общественного существования, важнейшими задачами воспитания  являются:

  •  Создание положительной эмоциональной  настроенности и активности  и установление постоянной  эмоциональной  связи  между ребенком и  ухаживающим за ним взрослым;
  • Побуждение к  многосторонней активности, создающей основу процесса  обучения и развития представлений об окружающей ребенка действительности, игровой ситуации, руководства играми, движениями и готовности к действиям руками;
  • Обеспечение речевого развития путем систематического  обращения к ребенку  с ласковой речью, начиная с самых первых дней его жизни.

  Тщательное  наблюдение за речевым развитием,  планомерное  проведение мероприятий,  воспитывающих речь, путем доступных ребенку разнообразных игр – это путь  к стимулированию  развития у ребенка процессов абстрагирования и обобщения и тем самым к осознанному процессу мышления и к развитию полноценной речи. 
 
 
 

5. Список используемой литературы 

1.«Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи» Л.В.Нейман, М.Р.Богомильский – Владос, 2003 

2.«Медицинская  энциклопедия» В.И.Покровский –  Советская энциклопедия, 1992 

3. «Болезни уха,  горла и носа» В.Т.Пальчун –  Атлас,1991 

4.  Селивёрстов  В.И. “Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий.” Издание 3-е – Москва 1994 г.

5.  Кащенко  В.П. “Педагогическая коррекция.”  Издание 2-е – Москва 1994 г. 

6. “Заикание.”  (под редакцией М.А.Власовой, К.П.Беккера  – Москва 1983 г.) 

7.  “Основы  теории и практики логопедии.”  (под ред. Р.Е.Левиной – Москва 1968 г.) 

8. “Расстройства  речи у детей и подростков.”  (под редакцией С.С.Ляпидевского  – Москва 1969 г.) 

9. Селивёрстов  В.И. “Заикание у детей.” –  Москва 1979 г.) 

10. Хватцев М.Е. “Логопедия.” – Москва 1969 г.) 

11. Ястребова  А.В. “Коррекция заикания у  учащихся общеобразовательной школы.”  – Москва 1980 г.

12. Н.В. Витт. Речь  и эмоции: учебное пособие.– М.,1984.

13. Н.В. Витт. Эмоциональная  регуляция  речевого поведения.  – М., 1983.

Информация о работе Анатомия, Физиология и Патология речедвигательного анализатора