Актуальные проблемы психогенетики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:23, реферат

Описание работы

Психогенетика – сравнительно новая самостоятельная научная дисциплина. Основной задачей психогенетических исследований является изучение причины происхождения индивидуальных различий и выяснение роли наследственных и средовых факторов, лежащих в основе разительного несходства людей по самым разнообразным характеристикам (скорость реакции, память, успешность обучения, уровень интеллекта и т.д.).

Содержание

Введение
1. Общая характеристика психогенетики
2. Задача психогенетики
3. Методы психогенетики
4. Преступность и алкоголизм
Выводы
Литература

Работа содержит 1 файл

актуальные проблемы психогенетики.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

    МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

                              Донецкий национальный университет

 

 

 

 

 

 

 

 

       «Актуальные проблемы психогенетики»

 

 

 

 

Выполнила студентка I курса

Специальности психология

Группа А

Товпеко Наталия

 

 

 

 

 

 

 

Донецк  2011 г.

 

Содержание

 

Введение

1. Общая характеристика психогенетики

2.  Задача психогенетики

3. Методы психогенетики

4. Преступность и алкоголизм

Выводы

Литература  

Введение

 

Психогенетика – сравнительно новая самостоятельная научная дисциплина. Основной задачей психогенетических исследований является изучение причины происхождения индивидуальных различий и выяснение роли наследственных и средовых факторов, лежащих в основе разительного  несходства людей по самым разнообразным характеристикам (скорость реакции, память, успешность обучения, уровень интеллекта и т.д.).

Как и во всех остальных  направлениях психологии в психогенетике  используются разнообразные экспериментальные  методы изучения реакций и поведения, но в случае психогенетических исследований особенно остро стоит вопрос надежности полученных результатов. То есть существует потребность надежного разделения результатов воздействия генотипа и окружающей среды на реакции исследуемого объекта.

 

  1. Общая характеристика психогенетики

Психогенетика — междисциплинарная область знаний, пограничная "между психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой; предметом ее исследований являются относительная роль и действие факторов наследственности и среды в формировании различий по психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.

В западной литературе для  обозначения этой научной дисциплины обычно используется термин «генетика поведения». Однако в русской терминологии он представляется неадекватным (во всяком случае, применительно к человеку). И вот почему.

В отечественной психологии понимание термина «поведение»  изменялось, и достаточно сильно. У Л.С. Выготского «развитие поведения» — фактически синоним «психического развития», и, следовательно, для него справедливы закономерности, установленные для конкретных психических функций. Однако в последующие годы «поведение» стало пониматься более узко, скорее как обозначение некоторых внешних форм, внешних проявлений человеческой активности, имеющих личностно-общественную мотивацию.

С.Л. Рубинштейн еще в 1946 г. писал, что именно тогда, когда  Мотивация перемещается из сферы  вещной, предметной, в сферу личностно-общественных отношений и получает в действиях человека ведущее значение, «деятельность человека приобретает новый специфический аспект. Она становится поведением в том особом смысле, который это слово имеет, когда по-русски говорят о поведении человека. Оно коренным образом отлично от «поведения» как термина бихевиористской психологии, сохраняющегося в этом значении в зоопсихологии. Поведение человека заключает в себе в качестве определяющего момента отношение к моральным нормам».

Б.Г.Ананьев вопрос о  соотношении «поведения» и «деятельности» рассматривал в ином аспекте, а именно с точки зрения того, какое из этих двух понятий является более  общим, родовым. Он полагал, что его  решение может быть разным в зависимости  от ракурса изучения человека.[1]

 

    2.  Задача психогенетики

 Задача психогенетики — выяснение не только наследственных, но и средовых причин формирования различий между людьми по психологическим признакам. Результаты современных психогенетических исследований дают информацию о механизмах действия среды в такой же, если не в большей, степени, как и о механизмах действия Генотипа. В общей форме можно утверждать, что основная роль в формирований межиндивидуальной изменчивости по психологическим признакам принадлежит индивидуальной (уникальной) среде. Особенно высока ее роль для личностных и психопатологических признаков. Все больший акцент в психогенетических исследованиях ставится на связь социоэкономического уровня семьи или продолжительности школьного обучения с результатами тестирования интеллекта детей. Л даже такие формальные характеристики, как параметры семейной конфигурации (количество детей, порядковый номер рождения, интервал между рождениями), оказываются небезразличными для индивидуализации ребенка — и в когнитивной, и в личностной сфере.

Вследствие этого констатируемое в исследовании сходство членов нуклеарной семьи по психологическим признакам  может иметь и генетическое, и  средовое происхождение. То же можно  сказать и о снижении сходства при снижении степени родства: как правило, в таком случае мы имеем дело с разными семьями, т.е. речь идет об уменьшении не только количества общих генов, но и о разной семейной среде. Это означает, что снижение сходства в парах людей, связанных более далеким родством, тоже не является доказательством генетической детерминации исследуемого признака: в таких парах ниже генетическая общность, но одновременно выше средовые различия.

Все это приводит к  выводу о том, что семейное исследование само по себе, без объединения с  другими методами, имеет очень низкую разрешающую способность и не позволяет надежно «развести» генетический и средовый компоненты дисперсии психологического признака. Хотя, будучи объединены с другими методами, например с близнецовым, семейные данные позволяют решать вопросы, которые без них решать невозможно (например, уточнять тип наследственной передачи — аддитивный или доминантный), или контролировать средовые переменные (к примеру, общесемейную и индивидуальную среду, эффект близнецовости). [1]

  3. Методы психогенетики

             Методы психогенетики (от греч. psyche—душа, genos— происхождение) — методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека.

Наиболее информативным  является метод близнецов. Он основан на том, что монозиготные (однояйцовые), близнецы имеют идентичный генотип, дузиготные (двуяйцовые) — неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания. Тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение.

Генеалогический метод — исследование сходства между родственниками в разных поколениях. Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников; возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных. Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.

Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях. Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, т. е. представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии. Что же касается анализа наследуемости нормальных психологических признаков, то данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями.

Метод приемных детей — сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой.

Методы предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого метода. Наиболее информативные способы  математического анализа требуют  одновременного использования, по крайней  мере, двух первых методов. [2]

 

  1. Преступность и алкоголизм

Распространено убеждение, что склонность к преступности и  алкоголизму является наследственной чертой. Неслучайно еще в начале ХХ в. в тех странах, где были приняты  евгенические законы, преступники и  лица, страдающие алкоголизмом, подвергались насильственной стерилизации. Проблема преступности и насилия, алкоголизма, наркомании и других форм асоциального поведения в современном обществе стоит чрезвычайно остро. В изучение причин отклоняющегося поведения вовлечены социологи, юристы, психологи, врачи .

Преступность и наследственность. История развития психогенетики  свидетельствует о постоянном интересе к этой проблеме. Около 70 лет назад  появились первые работы, в которых  МЗ и ДЗ близнецы сравнивались по склонности к преступному поведению.

Хорошо заметна более высокая  конкордантность МЗ близнецов по сравнению с ДЗ. С тех пор  как были опубликованы первые данные о преступности у близнецов, упоминание о них не сходит со страниц массовой печати как подтверждение наследования преступных наклонностей. Однако проблема слишком сложна и остра, чтобы так безоговорочно делать вывод о наследовании преступности. Остановимся чуть более подробно на исследованиях преступности с точки зрения психогенетики.

В настоящее время в криминологии появилось целое направление - биологическая криминология. В этом направлении изучаются биологические корреляты криминального поведения. Проводятся биохимические, физиологические, медицинские исследования лиц с социальной дезадаптацией и социально опасными формами поведения. Исследования генетиков и психологов играют здесь не последнюю роль.

Словом "преступное" (криминальное, делинквентное) поведение объединяется очень широкий спектр вариантов  отклоняющегося поведения. Это термин, пришедший из криминалистики. Для анализа его в психогенетике нет четких критериев. Как мы видели из предыдущего изложения, сложные признаки, каковыми являются многие психические заболевания и нарушения развития, для своего исследования требуют тщательной проработки исходных понятий и применения адекватных методических подходов. Сложный фенотип требует тщательного описания и выделения отдельных составляющих, с учетом которых должны формироваться группы для исследования. В противном случае достоверность результатов может с полным основанием подвергаться сомнению. Известно, например, что для лиц с криминальными наклонностями характерен более низкий интеллект; некоторые черты темперамента и личности также встречаются у них более часто, чем в общей популяции, например, вспыльчивость, гиперактивность, агрессивность, склонность к насилию, упрямство. Мы уже знаем, что наследственность играет не последнюю роль в вариативности интеллекта, темперамента и многих черт личности. Возможно, сходство близнецов по преступности объясняется наследственной природой именно этих черт или большим сходством сред у МЗ близнецов, поскольку существует явление генотип-средовой ковариации. Все это необходимо иметь в виду, анализируя результаты конкретных исследований.

Генетические исследования криминального  поведения неоднократно подвергались критике с этих позиций. Основная часть фактических данных о наследовании преступности опирается на семейные исследования, исследования близнецов и приемных детей. Исследования не очень многочисленны и весьма уязвимы с точки зрения методологии.

Обычные семейные исследования говорят  о семейном характере преступности, однако мы знаем, что на сходство близких  родственников, помимо общих генов, влияет и общая среда. За счет чего возникает сходство родственников  в таких исследованиях, решить невозможно.

Близнецовые исследования указывают на большую конкордантность  МЗ по сравнению с ДЗ близнецами. Однако близнецовый метод имеет  ряд недостатков, которые также  заставляют сомневаться в надежности результатов. Число пар во многих исследованиях невелико, часто размеры групп МЗ и ДЗ близнецов диспропорциональны, что приводит к искажению результатов. Часто в выборках преобладают МЗ близнецы в силу своей заметности и совпадения релевантных, т.е. имеющих непосредственное отношение к изучаемому признаку, характеристик. МЗ близнецы разделяют гораздо больше средовых условий, чем ДЗ, в силу своего генетического сходства (общие друзья, склонность к одинаковым занятиям, совместному времяпровождению и т.п.). Все это приводит к завышению сходства МЗ близнецов, проистекающему за счет общих средовых влияний. Можно предположить, что сильная привязанность близнецов друг к другу может способствовать их общему участию в криминальных действиях. Кроме того, в данных старых работ, выполненных на небольших выборках близнецов, могут быть искажения просто из-за неточного определения зиготности близнецов, поскольку в то время точных методов еще не существовало. Таким образом, надежных выводов о наследовании агрессивности и преступности на основании близнецового метода сделать нельзя. Существует слишком много уязвимых моментов для критики.

Каковы результаты исследования приемных детей? Данные о приемных детях  также не очень многочисленны. В  таблице 12.3 приведены некоторые  результаты.

 

Преступность  среди приемных детей по следующим  данным (приводится по Фогель Ф., Мотульски А., 1990.)

 

Пробанды1

Контроль

Данные об арестах

арест взрослых

осуждение взрослых

N=37

N=37

7

2

7

1 P=0,032

N=42

N=42

Заключение в тюрьму

юноши3

          взрослые

          те или другие

3

0

4

0

6

0 P=0,01

N=42

N=42

Документы психиатрических больниц

число госпитализированных

амбулаторные пациенты

общее число обследованных

7

1

1

1

8

2 P=0,04

Число лиц, подвергавшихся и аресту, и психиатрическому обследованию

6

0 P=0,01

Информация о работе Актуальные проблемы психогенетики