Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:16, творческая работа
Все основные архитектурные постройки центра города относятся к периоду 16-20-го веков.
Главной достопримечательностью Астрахани является Кремль – замечательный памятник военно-инженерного зодчества второй половины 16-го века.
Попасть на территорию кремля можно через главные – Пречистенские – ворота с Соборной колокольней.
Тема: "Жемчужина Нижнего Поволжья" - именно так называют Астрахань.
Все основные архитектурные постройки центра города относятся к периоду 16-20-го веков.
Главной достопримечательностью Астрахани является Кремль – замечательный памятник военно-инженерного зодчества второй половины 16-го века.
Попасть на территорию кремля можно через главные – Пречистенские – ворота с Соборной колокольней.
Сразу за входом возвышается астраханское чудо, украшение кремля – величественный, устремленный ввысь удивительный Успенский собор, златоверхие купола которого кажутся легкими и воздушными.
Успенский собор – один из лучших образцов русского церковного зодчества (московское барокко) начала 18 века. Это действующий храм, духовное средоточие города, кафедральный собор Астраханско-Енотаевской епархии.
Единое целое с Успенским собором составляет крупнейшее в России Лобное место – уникальное сооружение начала 18-го века.
Помимо необыкновенного Успенского собора, архитектурный ансамбль Кремля включает в себя семь башен, соединенных кирпичными зубчатыми стенами, представляющими сложное фортификационное сооружение, комплекс Троицкого собора, Никольскую надвратную церковь, архиерейский двор, военные постройки.
В исторических и культурных достопримечательностях г. Астрахани отразилась слава купеческого города, города промышленников.
Астраханский кремль — крепость в Астрахани, выстроенная там, куда в 1558 году Иван Грозный перенёс захваченный им город.
Располагается на острове, омываемом водами Волги, Кутума, Царева и ерика Казачий. На самом высоком холме острова и находится кремль(1580—1620; строители — Михаил Вельяминов, Дей Губастый), спускающийся по левому берегу Волги почти до набережной, с белокаменными стенами, 4 глухими и 3 проездными башнями.
На территории кремля находятся:
Кремлёвская колокольня по праву считается одним из символов города Астрахани. Её восьмидесятиметровый силуэт виден астраханцам практически с любой точки города. Она возвышается над главными проездными воротами кремля, которые, начиная с XVII столетия, связывали Астраханскую цитадель с Белым городом. До нас дошло описание нескольких надвратных сооружений, существовавших ранее на этом месте.
Вначале на этом месте стояла боевая проездная башня кремля с восточными воротами, ведущими в острог. В народе эти ворота называли Кабацкими; напротив, на углу Большой улицы, стоял питейный дом. В кабаке издавна висела в переднем углу икона Нерукотворного Спаса. По преданию, она была привезена в Астрахань царским воеводой Шемякиным-Пронским и оказалась в Кабацкой избе. Потом икону решено было вынести из кабака и укрепить в нише над главными воротами кремля. Ворота стали именоваться Спасительскими.
В первой половине XVII века в память об изгнании в 1614 году из Астрахани Марины Мнишек и атамана Ивана Заруцкого на главной восточной проездной башне была выстроена надвратная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. С тех пор главные ворота кремля стали называться Пречистенскими по одному из эпитетов Богородицы — Пречистой Девы.
После возведения Успенского собора, в 1710 году на месте этой надвратной церкви была выстроена под руководством зодчего Дорофея Минеевича Мякишева первая соборная колокольня. На ней были установлены не только колокола, но и часы — большая новинка для города.
Высота Пречистенской
В 1809 году новая колокольня была заложена. Сведения об этом содержит найденная в 1978 году на кремлёвском дворе мраморная плита. На ней имеются тексты на греческом и русском языках. Оба гласят: «Сооружена сия соборная колокольня на каменным зданием по усердию и иждивением астраханского жителя господина надворного советника и кавалера Ивана Андреевича Варвация, родом грека с острова Псара, что в архипелаге на Эгейском море…». Варваций заказал проект колокольни известному в то время в России санкт-петербургскому архитектору Луиджи Руска. В 1813 году строительство колокольни было завершено. Выстроенная в стиле позднего классицизма вторая соборная колокольня отличалась соразмерностью и изяществом пропорций, строгостью силуэта и торжественностью. Ещё при Варвации к колокольне была пристроена часовня в честь иконы Нерукотворного Спаса.
Однако в 1896 году колокольня заставила обратить на себя внимание многих горожан. Даже на глаз стало видно, что она имеет наклон в сторону Московской (Екатерининской) улицы. Долгое время колокольня находилась в наклонном положении и была так же знаменита в Астрахани, как Пизанская башня в Европе. Предприимчивые астраханские фотографы даже стали печатать открытки с её изображением и надписью: «Падающая колокольня Астраханского кафедрального собора».
Варвациевская колокольня простояла около 100 лет и прекрасно вписывалась в ансамбль Астраханского кремля, подчёркивая изумительную величавость Успенского собора.
Все же она была разобрана, и на
её месте в 1910 году появилась ещё
более грандиозная, богато декорированная,
четырёхъярусная колокольня, сооружённая
по проекту астраханского
Стилизованная в духе классических и древнерусских архитектурных традиций, последняя кремлёвская колокольня очень впечатляет своим декоративным убранством и является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля города. Она намного выше предшествующих ей колоколен и такая тяжёлая, что сразу же дала просадку грунта.
В 1910 году фабрика часов Ф. Винтера (Санкт-Петербург) уведомила городскую управу о своей готовности соорудить башенные электрические. В 1912 году на колокольне появились часы с электромотором, с четырьмя стеклянными циферблатами, с механизмами и плоским колоколом для боя, выпущенные на фабрике Ф. Винтера. В настоящее время куранты два раза в день, в 12 и в 18 часов, играют мелодию «Славься» М. И. Глинки. Кроме того, отбивают каждую четверть часа и каждый час.
В 30-е годы всё собрание колоколов было конфисковано как цветной металл в пользу государства. Был отправлен в переплавку и украшавший колокольню крест.
В 1990 на колокольню Успенского кафедрального собора водрузили с помощью вертолёта 7-метровый крест, а в 1992 соборная Пречистенская колокольня была возвращена Астраханской епархии.
Дом купца Тетюшинова.
Около 1872г. местной плотнично - строительной артелью был выстроен бревенчатый терем со светелкой. Датировка подтверждается и ближайшими аналогами: безымянным проектом « деревянной дачи в русском стиле». При постройке дома Тетюшинова были использованы проекты, опубликованные в « Художественно - архитектурном альбоме» за 1869 и 1872гг.
Предназначался дом для летней резиденции. Первоначально терем имел яркую окраску в несколько цветов. Крыша была покрыта оцинкованным железом.
Устройство двора.
В юго-западной части двора находились баня-прачечная, сараи, конюшня, коровник. Вокруг дома – сад, виноградник, цветник. Ограда участка была кирпичная с металлическими решетками.
Общий тон окраски дома был цвета « кофе с молоком», а все углубления в резьбе - темно-красного цвета.
В 1912г. дом был утеплен наружной обшивкой с засыпкой.
Владельцы дома.
Тетюшинов Григорий Васильевич - Астраханский купец и промышленник, исполнявший обязанно¬сти гласного городской думы и вице-председателя биржевого коми¬тета, потомственный почетный гражданин города, Григорий Василье¬вич Тетюшинов был заметной фигурой в Астрахани. Он родился око¬ло 1830 г.2 В 1850 г. перешел из астраханских мещан в енотаевские купцы третьей гильдии3 и, по-видимому, на время покинул го¬род. С конца 1860-х гг. Тетюшинов, уже купец первой гильдии, сно¬ва живет в Астрахани4, Достиг заметных успехов в судоходстве и судостроительстве. В 1849г. один из первых имел буксирный пароход. На Каспии в то время ходило только 10 пароходов и в большинстве своем зарубежного производства и к тому же казенных. Частные грузовые сообщения проводились « Репин , Никольский и К». Российское правительство к тому времени из соображений военной безопасности решило начать выпуск отечественных судов-транспортов. Но с окончанием Крымской войны необходимость таких судов отпала. А уже заказные суда сплавили в Астрахань. Инженер Окунев и купец Тетюшинов взялись строить железные транспортные суда, чувствуя потребность в них на рынке. Была устроена верфь на городском острове, что напротив города. 5 ноября был спущено первое транспортное судно « Калмык». Через газеты имя Тетюшинова стало известным. В Черном яру Тетюшинов имел собственный винный завод. В 1872 г. Тетюшинов стал потомственным почетным гражданином города. В январе 1879 г. Тетюшинов, как гласный астраханской думы, предлагал устроить в Астрахани мореходную школу и классы садоводства и огородничества для привития профессиональных навыков среди населения, т.к. по его словам « благосостояние жителей тесно связано с рыболовством, мореходством, садоводством и огородничеством». Однако эти вопросы были решены через несколько лет. 5 декабря 1872 г. получает грамоту Сената о возведении его в потомственное почетное гражданство5. В 1874 г. через своего доверенного Ф. Лебедева он хлопочет о 28-летней аренде участка на реке Балде для постройки верфи, доков, механического и фотогенного заводов, складов и жилых помещений6. В 1882 г. Тетюшинов в качестве представителя городского управления участвует в комиссии инженеров по освидетельствованию произведенного углубления фарватера в одном из судоходных рукавов волжского устья, о чем представляет в думу подробный и компетентный доклад7). Таковы основные сведения о Г. В. Тетюшинове, сохранившиеся в архиве Астраханской области. После 1892 г. его имя в архивных документах не встречается.
В 1869 г. между каменным трехэтажным домом братьев Сапожниковых и домом купчихи М. Ф. Сидельниковой, только что перешедшим во владение надворной советницы А. В. Стоцкой, значится «пустопорожнее место купца Григорья Тетюшинова»8). В списках домовладельцев этой части Астрахани (третий участок, девятый околоток) Тетюшинов не упоминается9), а по справке Казенной палаты, выданной в начале 1873 г., он уже «имеет житель-ство и недвижимую собственность в г.Астрахани»10); в постановлении городской управы от 6 февраля 1873 г. прямо указывается, что он «имеет дом в 3-м участке г.Астрахани»11). Этот дом в третьем участке, в котором Г. В. Тетюшинов живет вместе со своей женой Глафирой Ивановной и приемной дочерью Лизой (родилась и была подкинута Тетюшиновым в 1860 г.), упомянут и в документе от 1877 г.12) Наконец, начиная с 1880 г., в оценочных и налоговых ведомостях по девятому околотку между ка¬менным домом Стопкой и деревянным домом Раевой (№ 9 по Поперечно-Сапожниковскому переулку) постоянно фигурирует «деревянный двухэтажный дом купца Григория Васильева Тетюшинова» (иногда присовокупляется — «угловой»)13)
В 1881 г. дом оценивался в 3 300руб., начиная с 1886 г. — в 3 500руб.; налог со стоимости соответственно возрастает с 12 руб. 26 коп. до 17 руб. 50 коп. В 1892 г. дом числится за наследниками Г. В. Тетюшинова14), возможно, за Е. Г. Тетюшиновой, в замужестве Зеленской15).
27 сентября 1894г. Тетюшинов умер, а в 1901г. умерла его сестра Марфа Васильевна Сережникова. Дом по наследству перешел к ее дочери Коринфской. Её муж был военным врачом, служил на флоте на Балтике, в Кронштадте, в Каспийской флотилии, уйдя в отставку, держал частную врачебную практику. После смерти Коринфской в 1930году дом отошел государству и использовался под жилье. С 1993года здание не используется, т.к. специальной комиссией было установлено, что межэтажное перекрытие находится в аварийном состоянии.
Астрахань привлекает туристов не только, как край рыбы, арбузов и цветущего лотоса. Со всего мира сюда приезжают, чтобы окунуться в атмосферу старины и полюбоваться домами времен купеческого подворья. Нарядные, украшенные лепниной и барельефом, барские дома с их многовековой историей выделяются на фоне новых многоэтажек. Но есть в маленьком каспийском городке и такое чудо архитектуры, которое стоит особняком даже на фоне подобных необычных сооружений.
Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский художник.
Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893—1896 годах.
Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Учился Борис в церковноприходской школе, потом в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.
В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. 31 октября 1903 года заканчивает учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии,Испании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара.Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905—1907 гг. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». С 1907 года — член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но, опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства».
В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки туберкулёза позвоночника. Несколько операций приносили лишь временное облегчение, последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.
Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.