Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:04, курсовая работа
В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не только получение прибыли любой ценой, но и управление современным экологически безопасным производством.
Надо отметить, что для этого нужны достаточно внушительные инвестиции в переоборудование всех видов производств, которые бы предусматривали переработку и самих отходов от основной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Цели и задачи управления ресурсосбережением 4
1.1 Цели и организационные основы управления ресурсосбережением 4
1.2 Основные направления развития управления ресурсосбережением 7
Глава 2 Методы, используемые в ресурсосбережении 9
Глава 3 Особенности формирования информационной базы для управления процессами в эколого-экономических системах 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованных источников 20
ГБОУ ВПО "Казанский национальный
исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ"
Лениногорский
филиал
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономика ресурсосбережения
Тема: Управление
ресурсосбережением
Исполнитель: Л.Ф.Хамидуллина,
студент гр. 28501
Лениногорск 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Цели и задачи управления ресурсосбережением 4
1.1 Цели и
организационные основы
1.2 Основные направления
развития управления
Глава 2 Методы, используемые в ресурсосбережении 9
Глава 3 Особенности формирования информационной базы для управления процессами в эколого-экономических системах 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованных
источников 20
ВВЕДЕНИЕ
В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не только получение прибыли любой ценой, но и управление современным экологически безопасным производством.
Надо отметить, что для этого нужны достаточно внушительные инвестиции в переоборудование всех видов производств, которые бы предусматривали переработку и самих отходов от основной деятельности.
Ресурсосбережение – это одно из самых сложных объектов управления. Поэтому немало важное значение приобретает исследование управления экологическими процессами и экономикой ресурсосбережения.
Предметом рассмотрения является управление ресурсосбережением.
Цели данной работы – раскрытие методологических основ управления ресурсосбережением, изучение целей, задач и методов управления ресурсосбережения, а также специфики формирования информационной базы для управления ресурсосбережением.
В
работе также рассмотрена проблема
оптимизации управленческих решений
с точки зрения экологии и ответственности
за эти решения.
Глава 1 Цели и задачи управления природопользованием
1.1 Цели
и организационные основы
Цель управления ресурсосбережением - обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.
Управление ресурсосбережением осуществляется Правительством Республики, министерствами и ведомствами, местными органами управления, предприятиями и организациями, непосредственно занятыми эксплуатацией природных ресурсов.
Управление ресурсосбережением осуществляется посредством научно обоснованного планирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, разработки организационно-технических и экономико-экологических мероприятий по обеспечению равновесия в природной среде и контроля за их выполнением.
В государственных программах охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов определены главные задачи в области охраны природы и рационального ресурсосбережения и основные направления природоохранной деятельности на современном этапе. В них поставлены задачи настойчиво и последовательно проводить линию на сохранение и приумножение природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды. Борьба за экологическую безопасность на Земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач всех людей.
Для управления охраной природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов образованны соответствующие ведомства, на которые возложено решение следующих задач:
При ведомствах действуют общественные советы, в которые входят ученые, общественные деятели, представители местных органов управления, руководители предприятий. Эти советы созданы для всестороннего обсуждения крупных проблем ресурсосбережения и выработки рекомендаций по их решению.
Ведомствам по охране природы и его органам на местах предоставлено право налагать запреты на строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного или иного назначения, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов, осуществляемых с нарушениями природоохранительного законодательства, приостанавливать работу промышленных или других предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды, предъявлять иски предприятиям и организациям, а также гражданам о взыскании средств на возмещение ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов.
Решения
комитетов по охране природы, принимаемые
в пределах их компетенции, являются
обязательными для исполнения всеми предприятиями
и организациями.
1.2 Основные направления развития управления ресурсосбережением
В настоящее время управление ресурсосбережением должно быть направлено на:
От сырьевой экономики – к инновационной. Значительный ресурсный потенциал таит и опасность – при таких природных богатствах возникает соблазн повременить с дорогостоящим переводом экономики с привычного экстенсивного на интенсивный путь развития с глубокой переработкой сырья. Но в перспективе экстенсивный путь ведет в тупик. При таком сценарии развития Россия обречена на все большее отставание от передовых стран. Поэтому уже сейчас необходим комплекс мер, способствующих перестройке всей экономики. Сегодня есть два богатейших источника сырья. Первый – ее уникальные природные ресурсы, второй – транжирящее их хозяйство (только энергосбережение могло бы сократить энергопотребление вдвое; похожая ситуация и с другими ресурсами). Все сильнее сказывается и нерациональная структура экономики с множеством отраслей, низкая производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве, высокий износ основных фондов, достигший на многих предприятиях критической величины. Так что без структурной перестройки экономики и ее технического перевооружения нам все равно не обойтись. По сравнению с развитыми странами Россия запоздала с техническим перевооружением промышленности и сельского хозяйства, но сегодня главное – не упустить возможности, минуя эту стадию, осуществить прорыв к высокотехнологическим, наукоемким производствам, позволяющим получать продукцию выше качеством при меньших затратах труда, энергии, сырья и давления на окружающую среду. Для этого потребуется:
Глава 2 Методы, используемые в ресурсосбережении
Ресурсосбережение - один из самых сложных объектов управления, оно находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов. Отсюда - чрезвычайно важная роль научного обоснования управленческих решений на всех уровнях управления ресурсосбережением.
Эффективность системы управления ресурсосбережением в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных ресурсов. Необходимо разработать комплексную систему контроля, нормирования и стимулирования ресурсосбережения.
В управлении ресурсосбережением используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в управлении ресурсосбережением должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.
Административно-правовые методы управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере ресурсосбережения, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.