Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:30, доклад
Стратегия развития Санкт-Петербурга должна основываться на анализе геополитических и социально-экономических условий, конкурентных возможностей города. Специфика ситуации заключается в том, что город должен искать свой собственный путь развития, не рассчитывая на федеральный центр. Не вызывает сомнений при этом главная цель развития города – стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга.
В понятие качества жизни, прежде всего включаются наличие хорошей работы и достойной зарплаты, гарантированные качественные услуги здравоохранения и социального обеспечения, хорошее жилье, общественная безопасность, политическая стабильность, возможности образования, культурные и досуговые возможности, качество окружающей среды.
Таким
образом, реконструкция исторического
центра призвана не только обеспечить
возрождение и сохранность
Инвестиционная
стратегия реконструкции
В рамках проекта разработаны также:
1. методика
формирования городской
2. программа первоочередных действий
по совершенствованию нормативно-правовых
и институциональных условий для инвестиций
в недвижимость;
3. территориальная информационно-аналитическая
системы "Развитие исторического центра
Санкт-Петербурга – возможности для инвестиций",
представляющая в Интернет на интерактивной
картосхеме сведения о 7300 участках территории
центра
4. Кроме того, подготовлены инвестиционные
концепции для нескольких перспективных
зон в центре города (Конюшенная, Владимирская,
Сенная, Театральная площади) и реализуются
пилотные проекты реконструкции квартала
130. дворов Капеллы, покрытия тротуаров
Невского проспекта.
Миссия Всемирного банка дала положительную оценку деятельности по либерализации и упрощению действующего законодательства в сфере недвижимости и улучшению информационного обеспечения инвестиционной деятельности на территории центра Санкт-Петербурга. Реализация мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в Санкт-Петербурге, по заключению экспертов Всемирного банка, обеспечивает городу прочный фундамент для продолжения сотрудничества c западными финансовыми учреждениями. Именно эта деятельность Администрации определена в качестве приоритетной в ходе подготовки последующего займа в 2001г. По взаимной договоренности Всемирного банка, Российской федерации и города, в рамках последующего займа реконструкция конкретных адресов на территории исторического центра должна сопровождаться процессом реформирования действующего законодательства, процедур работы частных инвесторов с недвижимостью.
Сложности в реализации данной работы, обусловлены соперничеством Комитетов и стоящим за рядом чиновников коммерческих структур за бюджетные потоки, как следствие, - слабой координацией работы комитетов и часто волюнтаризмом в принятии решений.
Опыт разработки Стратегического плана Санкт-Петербурга оказался очень привлекательным для других городов и регионов. Новосибирск, Карелия, Саратов, Омск, Сургут, Воронеж взяли за основу питерский подход. Города Балтии – Вильнюс, Рига, Таллинн также с большим интересом знакомились с этим опытом. Зарубежные эксперты признают Стратегический план Санкт-Петербурга одним из лучших в Европе. Информация о Плане выставлена в Интернет и ежедневно посещается от 100 до 200 раз.
Безусловно, План имеет недостатки, но пока ни одной сопоставимой по масштабам и качеству альтернативной работы не представлено. Достаточно активная критика Стратегического плана продолжается со стороны рядом специалистов, считающих, что в плане недооценена роль ВПК, прикладной науки и государственного регулирования. Однако план призван прежде всего определять концепцию и консолидировать усилия по развитию общегородской среды, но не в коей мере не вмешиваться в бизнес и иные аспекты деятельности предприятий и организаций различных форм собственности и подчинения. Другая линия критики связана с неясностью юридического статуса Стратегического плана.
Необходимо отметить, что в настоящем, существующим ныне виде Стратегический план является консолидирующим надпартийным документом. Он задуман и создан как документ общегородского значения, способствующий, в частности, сохранению устойчивости стратегического курса города при смене власти.
Поскольку Стратегический план максимально "прозрачен" и четко определяет стратегию и правила проведения разработок, имеющих общегородское значение, критика его содержания на руку прежде всего криминально-клановым и сложившимся коррупционным группам и структурам.
Проблемы реализации Стратегического плана
Важно, что в Санкт-Петербурге создан не только отдельный документ – Стратегический план, но и формируется система стратегического планирования, позволяющая вести мониторинг реализации Плана, обеспечивать его актуализацию и обновление. Созданы определенные организационные структуры – Генеральный совет, Исполнительный комитет, тематические комиссии, рабочие группы по реализации отдельных мер, проектное бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга".
Мониторинг показывает, что в значительной мере Стратегический план реализуется. И в деятельности ряда комитетов администрации, и в частных проектах ориентиры Стратегического плана учитываются. Удается инициировать и некоторые организационные меры поддержки реализации – в 1998 г. прошло заседание Исполнительного комитета и общегородская конференция по рассмотрению хода реализации Стратегического плана в 1998 г., в 1999 г. – заседание Генерального Совета.
Однако
эта работа должна бы вестись гораздо
более целенаправленно и
С одной стороны, губернатора Стратегический
план вполне устраивает как имиджевый
документ. Конкретизация Стратегического
плана посредством двухгодичных Планов
действий, дополнение Стратегического
плана жестким механизмом реализации
ограничивало бы свободу деятельности
администрации и потому ей не выгодна.
С другой стороны, работа по мониторингу
и стимулированию реализации Стратегического
плана достаточно дорога и трудоемка.
КЭПП оказался неспособен и/или немотивирован
для этой работы.
В результате ни в структуре администрации
не было создано необходимого подразделения,
ни денег проектному бюро в необходимых
масштабах не выделялось. Сейчас Леонтьевский
центр фактически за счет собственных
средств обеспечивает пассивный мониторинг
хода реализации плана и поддержание соответствующего
сервера в Интернет, а также функционирование
проектного бюро "Стратегический план
для Санкт-Пе-тербурга".
В администрации
ведущим комитетом по реализации
Стратегического плана назначен
Комитет экономики и
Такой
план должен был сыграть важную роль
в конкретизации
В это время на ситуацию начала влиять активность депутата Н.Г.Ананова, который провел через ЗАКС Законы Санкт-Петербурга о ежегодном послании губернатора и Требованиях к иерархической системе целей развития Санкт-Петербурга.
В принципе, для укрепления системы стратегического планирования большое значение имеет нормотворческая деятельность, которая ведется в Законодательном собрании группой во главе с депутатом Н.Г. Анановым. Результатом этой работы должно стать создание правового механизма, обеспечивающего использование элементов стратегического планирования в деятельности по управлению Санкт-Петербургом, прояснение юридического статуса Стратегического плана, обеспечение учета стратегических целей при распределении бюджетных средств.
Однако, то что сегодня вошло в упомянутые законы, очень далеко от совершенства. Губернатору предлагается ежегодно представлять в Законодательное Собрание дерево целей развития Санкт-Петербурга, построенное в соответствии с явно невыполнимыми требованиями жесткой количественной измеримости и достаточности. Попытка принять такое дерево целей в 1999 г. не удалась.
Дерево целей развития Санкт-Петербурга в интерпретации Законодательного собрания представляет собой достаточно логичный фрагмент системы целей Стратегического плана. Начав вроде бы с другой формулировки главной цели (не от повышения качества жизни, а от роста реальной зарплаты), депутат Н.Г. Ананов в процессе ветвления дерева целей очень быстро приходит к двум главным сюжетам – поддержка предпринимательства (создание высокооплачиваемых рабочих мест) и содействие мобильности на рынке труда (переобучение работников), которым уделено много внимания в первом направлении Стратегического плана "Совершенствование хозяйственного климата".
Возможно,
внесение поправок в названные законы
могло бы стать средством более
явной увязки Стратегического плана
как долгосрочного и
Таким образом, Стратегический план, с одной стороны, доказал свою необходимость и значимость для повышения эффективности управления городом, стал важным положительным элементом делового имиджа Санкт-Петербурга.
С другой стороны, управленческий потенциал Плана - недоиспользован.
Он не стал органичной частью единой системы управления городом, потому, что такой системы в городе - фактически нет, администрация Санкт-Петербурга и Законодательное Собрание создать ее не так и не смогли.
Долгожданное
же создание системы органов местного
самоуправления в Санкт-Петербурге
вследствие отсутствия четкой концепции
ее развития, прав и обязанностей ОМСУ
при фактическом
По мнению специалистов, занимающихся Стратегическим планированием, общими, наиболее ключевыми недостатками в управлении городом являются:
· Авторитарный стиль руководства, приведший к сосредоточению большинства вопросов на верхнем уровне, имеет следствием медленное решение проблем, ослабляет инициативу как исполнителей, так и партнеров.
· Не выстроены партнерские отношения с Законодательным собранием. Желание иметь полностью подконтрольное собрание привело образованию почти неработоспособного собрания.
· Созданная система местного самоуправления в городе имеет чисто декоративный характер и служит прикрытием проводимой определенными структурами политики «муниципализации как формы приватизации местной власти и бюджетных средств».
· Отсутствует стройная система городского текущего планирования, различные программы плохо координируются.
· Падает качество управленческих кадров, в том числе, в силу их подбора по принципам личной преданности.
· Недоиспользуется потенциал Стратегического плана Санкт-Петербурга. Администрация не смогла или не захотела найти денег на мониторинг Стратегического плана. Так и не был утвержден распоряжением губернатора "План действий Администрации Санкт-Петербурга по реализации Стратегического плана".
· Настроенный на конфликт ЗАКС втянул губернатора в малоэффективную в современном виде работу по ежегодному представлению дерева целей развития Санкт-Петербурга. Внутри администрации нет блока стратегического планирования и заявленных, но так и не созданных рабочих групп по исполнению отдельных важнейших аспектов Стратплана.
· По ключевым вопросам, таким как привлечение инвестиций, формирование городской инвестиционной программы нет четкого разделения полномочий между комитетами. Постоянное соперничество между комитетами ведет к распылению усилий и блокирует необходимые для города начинания. Это либо нехватка управленческой воли, либо сознательная полтика "разделяй и властвуй". Яркий пример, – инвестиционная программа и функции привлечения инвестиций.