Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:44, курсовая работа
Цель работы: исследование социальных функций потребительской кооперации. Задачи исследования: изучение теоретического материала по истории, природе и сущности потребительской кооперации и описание ее социальных функций.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение 3
Глава 1. Из истории потребительской кооперации 6
Глава 2. Социальные функции потребительской кооперации ………………….10
2.1. Природа потребительской кооперации. Потребительская кооперация как социальный институт 10
2.2. Социальные функции потребительской кооперации .....................................12
Заключе-ние………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы ……………………………………………..24
Однако в деятельности потребительской кооперации имеются существенные возможности повышения занятости сельского населения без создания новых рабочих мест на основе его самозанятости. Они связаны с привлечением населения к экономическому партнерству с потребительской кооперацией через организацию закупок сельскохозяйственной продукции, дикорастущих, лекарственно-технического сырья, изделий народных промыслов, продуктов индивидуальной трудовой деятельности граждан по заказам потребительской кооперации.
Потребительская кооперация широко реализует возможности использования надомного труда и создает условия для возрождения народных промыслов. сохранению и развитию национальной культуры, самобытности ремесел.
Одним из реальных механизмов обеспечения занятости населения является организация общественных работ. Вопросы организации общественных работ в организациях потребительской кооперации регламентируются соглашением между Министерством России и Центросоюзом РФ.
С каждым сельским жителем, пожелавшим работать в системе потребительской кооперации на условиях общественных работ, потребительские общества заключают срочный трудовой договор. При этом основанием для приема его на работу служит направление на участие в общественных работах в конкретной кооперативной организации, выданное органами службы занятости.
Важной формой реализации социальной миссии потребительской кооперации является ее участие в формировании доходов населения. Оно включает оплату труда работников потребительской кооперации и кооперативные выплаты, предусмотренные Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Кооперативные
выплаты обусловлены
- покупке товаров на предприятиях потребительской кооперации; сдаче сельхозпродукции, дикорастущих, сырья, непродовольственных товаров собственного изготовления организациям потребительской кооперации;
- образовании кооперативного капитала (паевого фонда);
- кредитовании организаций потребительской кооперации для пополнения оборотных средств.
Все формы экономического
участия должны быть оплачены, то есть
экономическое участие пайщиков оборачивается
защитой их социальных интересов, выражающейся
в формировании их доходов.
2. Функции социальной
защиты и социального
менеджмента, включающие: а)
функции защиты малоимущих,
социального кредитования,
социальной адаптации
к последствиям экономических
реформ. Потребительская кооперация
в каждом регионе Российской Федерации
выступает надежным союзником местных
органов власти в реализации программ
социальной защиты населения, а именно:
оказание поддержки и содействия безработным,
малоимущим. Это, прежде всего, повышение
занятости населения, создание новых рабочих
мест, которые открываются при расширении
объемов производства, освоении новых
видов услуг. Это закупка всей продукции,
предлагаемой с личных подворий, продажа
товаров в отдаленных деревнях по единым
для района ценам, льготы для ветеранов,
инвалидов, малообеспеченных многодетных
семей и др. Эта деятельность кооператоров
имеет не только материальную сторону,
она несет еще и высокое духовное, нравственное
начало.
б) функции влияния
на развитие обществам
через более или менее
демократизированную
систему управления. Путем объединения
друг с другом и через взаимную ответственность
кооперативы также могут добиться многого,
особенно для усиления своего влияния
на рыночную ситуацию и на политику правительства.
3. Социально-коммуникативные, включающие:
а) функции по обеспечению потребностей в образовании (через соответствующую отраслевую образовательную систему). Кооперативы осуществляют образование и повышение квалификации своих членов и лиц, занимающих выборные должности, и также управляющих и служащих в целях обеспечения эффективного участия в развитии своего кооператива. Центросоюз России дает следующую информацию о системе кооперативного образования: «В системе кооперативного образования - Российский университет кооперации (РУК) с центром в Москве и 22-мя филиалами в регионах России; 58 средних специальных учебных заведений с 91-им филиалом по всей стране, 3 учреждения начального профессионального образования. В учебных заведениях потребительской кооперации обучается свыше 100 тысяч человек»9.
Кооперативное образование как трехуровневая подготовка специалистов включает обучение в профессиональных школах (училищах), колледжах (техникумах), институтах и университетах. Для потребительской кооперации России специалистов с высшим образованием готовят три университета и 34 филиала, со средним специальным образованием - 65 средних специальных учебных заведений. Кооперативные колледжи по договору со службами занятости проводят подготовку работников массовых профессий.
Студенты колледжей и вузов, обучающиеся за счет средств потребительской кооперации, уменьшают социальную напряженность, в первую очередь на молодежном рынке труда.
Социальную миссию потребительской кооперации в обеспечении кооперативного образования можно оценить с помощью следующих показателей:
- численности
студентов, обучающихся в
- суммы
средств фонда подготовки
- числа безработных граждан, прошедших профессиональное обучение в кооперативных образовательных учреждениях.
Потребительская кооперация рассматривает привлечение молодежи в систему как важнейшее направление реализации социальной миссии и в то же время как условие укрепления самой системы потребительской кооперации, так как молодежь - это категория работников, лишенная консерватизма, воспринявшая нормы и принципы сегодняшнего бытия, способная вести предпринимательскую деятельность.
б) функции удовлетворения культурных потребностей (организация празднеств, торжественных мероприятий, пр.);
в) функции по удовлетворению потребностей в общении через коллективное участие в управлении потребительским обществом. По мнению кооператоров, всестороннее индивидуальное развитие человека возможно только в сотрудничестве с другими людьми. Сотрудничество кооперативных организаций между собой. В целях лучшего служения интересам своих членов и усиления кооперативного движения каждая кооперативная организация должна активно сотрудничать с другими кооперативными организациями на местном, национальном, региональном и международном уровнях.
Последнюю функцию можно отнести и ко второй, и к третьей группе, она находится как бы на «стыке» двух групп.
Таким образом, кооперация как форма взаимодействия людей берет на себя часть функций по удовлетворению материальных и духовных потребностей сельского населения.
Социальная
миссия потребительской
кооперации проявляется в том, что
осуществляемые в рамках этой формы торговля,
общественное питание, закупки сельскохозяйственной
продукции, производство товаров, платные
услуги, капитальное строительство, сельскохозяйственное
производство, развитие транспорта, образовательные,
медицинские и санаторно-курортные услуги,
направлены на социальную поддержку и
защиту сельского населения.
На протяжении многовековой истории общественного развития существовали определенные виды деятельности, которыми занимались группы людей. Групповые объединения обеспечивали более эффективную деятельность по сравнению с индивидуальной: формально кооперативы различных видов появились на европейском континенте в условиях развития товарно-денежных отношений в середине 19 века.
В широком смысле кооперация - социально-хозяйственная организация (объединение кооперативов), в узком (кооперация труда) - форма организации труда, при которой люди участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда. Кроме того, термин "кооперация" употребляется в разных значениях для обозначения совокупности кооперативов: объединяющих представителей определенных социальных слоев (рабочая, крестьянская, школьная); осуществляющих деятельность в разных регионах страны (городская, сельская, районная, областная, российская); осуществляющих деятельность в разных отраслях экономики (потребительская, производственная, кредитная, сельскохозяйственная, строительная, жилищная и др.).
Кооперативы отвечают определенным признакам, под которыми понимаются определенные черты, отличающие их от всех других общественных организаций и хозяйствующих субъектов. Основным отличительным признаком кооператива является одновременное совмещение в процессе деятельности двух сфер: социальной и экономической.
Рассматривая кооператив как социальную организацию, можно выделить следующие его специфические признаки: автономная ассоциация, независимая от правительства и других государственных структур, а также экономических субъектов различных организационно-правовых форм. Ценности кооперации, взаимно переплетаясь и дополняя друг друга, являются: основой для разработки кооперативных принципов - правил, основных положений, которыми должны руководствоваться члены кооперативов, их руководители: и работники в своей социально-экономической деятельности.
В условиях происходящей в нашей стране общественной трансформации с особой остротой встает проблема подчинения осуществляемых преобразований интересам оптимального развития общества. Не вызывает сомнений тот факт, что преобразования важны не сами по себе, они необходимы для создания социально-направленной рыночной экономики, для формирования условий гармоничного и разностороннего развития как отдельных индивидуумов, так и всего российского социума в целом.
Система потребительской кооперации, которая с самого своего зарождения в середине 19 века была фактором оптимального приспособления сельских жителей к жестким условиям рыночного хозяйствования, призвана сыграть особую роль в социальной адаптации к происходящим в нашей стране преобразования. Потребительская кооперация и в прежние времена, и сейчас осуществляла не только торговлю, производство, заготовки, мобилизуя мало используемые в традиционном рыночном хозяйстве ресурсы, но и выполняла важные социальные функции борьбы с бедностью и безработицей, социального партнерства малоимущих и индивидуальных товаропроизводителей.
В современных
условиях к выше перечисленным социальным
функциям потребительской кооперации
присоединились подготовка через систему
собственных образовательных институтов
специалистов высокого профессионального
уровня и другие способы консолидации
интеллектуальных ресурсов. Таким образом,
система потребительской кооперации становится
не только особым «социальным» способом
хозяйственной деятельности, но и олицетворяет
реализацию новой парадигмы мышления,
сочетающей эффективные рыночные механизмы
с социальной защитой от негативных последствий
современной экономики.
Список
использованной литературы
1. Андреев Ю.П. Категория // Философские науки, 1984, № 1.
2. Ашихмина О.А.
Социально-экономическая миссия потребительской
кооперации // Достижения науки и техники
АПК. 2004. 4. – 113 с.
3. Барчук И.Д., Ващенко А.Н. Проблемы и перспективы
развития кооперации в XXI веке. Волгоград,
2003. - 96 с.
6. Бритикова М.Ю.,
Бунтин Д.В. Актуальные проблемы развития
российской потребительской кооперации
на современном этапе // Потребительская
кооперация в XXI веке. Волгоград, 2001.
7. Брусенцова Л. С. Совершенствование управления
потребительской кооперацией как социальным
институтом в условиях российского региона
(На примере Республики Башкортостан)
: Дис. канд. социол. наук, Уфа, 2004. - 211 c.
8. Годлевский П.Л.,
Орлова В.П. Кооперативы: миф и реальность.
Опыт, проблемы, суждения. Волгоград, 2001.
- 176 с.
9. Ермаков В. Потребительской кооперации
в России - 170 лет // АПК: экономика, управление.
2001. 10. - 121с.
10. Ермаков В.Ф. Проблемы потребительской
кооперации // Экономист. - 1995. - 6. - 118с.
11. Зибер Н.И. Потребительские общества
/ Кооперация. Страницы истории. М.: ИНФРА-М,
2003. - 798с.
12. Каширин В.В. Организационно-экономические
основы функционирования потребительской
кооперации в условиях рыночных отношений.
М.: ИНФРА, 2001. - 211с.
13. Кооперативы по производству товаров
и созданию услуг: справочное пособие.
М.: ИНФРА, 2001. - 318 с.
14. Макаренко А.П., Крашенинников А.И., Кизилевич
А.В. и др. Теория кооперации. Учебник для
кооперативных вузов. М.: Экономика, 2002.
- 544с.
15. Первушин М.А. Кооперативное движение
в условиях капитализма: Учеб. пособие
/ М.: МКИ, 2001. - 563 с.
16. Рерих Н. К. Избранное. - М.: Правда,
1979.
17. Потребительская кооперация Российской Федерации (Информационно-аналитические материалы). - М., 1996. - 300 с.
18. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. - 256 с.
19. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. - репринт. воспроизвед. издан. - 1925 - М.: Книжная палата, 1989. - 80 с.
20. http://www.rus.coop/union/
Информация о работе Социальные функции потребительской кооперации