Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:59, статья
В настоящее время в большинстве городов России основные фонды коммунальной инфраструктуры находятся в собственности муниципального образования. Российское законодательство в настоящее время не запрещает приватизацию объектов коммунальной инфраструктуры, в то же время муниципальные образования отвечают за организацию водоснабжения и водоотведения в населенном пункте.
При этом конкуренция между частными компаниями в сфере ВКХ — вполне обычное дело в мире. Так, французские компании Veolia Water и Suez Environment (обслуживающие порядка 250 млн человек по всему миру) конкурируют друг с другом даже в Париже. Капитализация Veolia Water составила около 25 млрд евро.
Свою стратегическую цель наша компания видит в создании аналогичной структуры внутри России и выходе к 2008 г. на уровень бизнеса с 7-10 долгосрочными контрактами в городах с общим населением более 7 млн человек и оборотом в 400 млн долл.
Только такой масштаб, по расчетам наших экспертов, делает эффективными вложения в научно-техническую, инновационную и другие базы. Если взять «Топ-500» компаний мира по версии журнала «Forbes», то мы увидим: доходность водных компаний и фондов в 4 раза выше средней по списку.
Это возможно и в России — реорганизация «Мосводоканала» или «Водоканала Санкт-Петербурга» приведет к появлению готовых частных, а главное крупных и прибыльных фирм.
Достижения и риски
В России, впрочем, как и везде в мире, масштабы частного капитала, стоимость инфраструктуры водного коммунального хозяйства и потребности её развития оказываются несопоставимыми. Ошибочно было бы ожидать от бизнеса немедленного направления частного капитала в решение многочисленных капиталоемких инфраструктурных проблем; их нельзя решить только за счет негосударственного капитала.
Практика показывает: ноу-хау в сфере управления инфраструктурой должны поддерживаться централизованно. Это может делаться по советскому образцу, что подразумевает централизацию государственного типа, попытки построить отрасль на базе типовых решений, ведущих, как правило, к несоответствию проектов спросу и, соответственно, снижению их экономической эффективности.
Можно также решить задачу и за счет структуризации частного капитала и развития проектов частно-государственного партнерства в сфере ВКХ, инвестиций в развитие технических навыков. Вложения в технический и управленческий опыт обернутся ростом бизнеса.
Столь необходимые нашей стране культуру и качество управления инфраструктурой в водно-коммунальном хозяйстве пока невозможно обеспечить на базе муниципальных предприятий, большинство из которых не в состоянии отслеживать все новейшие тенденции и технологии в данной сфере и на этой основе осуществлять свои функции.
Из немалого числа существующих рисков развития частного водно-коммунального бизнеса можно отдельно обозначить риск досрочного выхода частного оператора из проекта ГЧП, как это произошло недавно в сделке «Интерроса» по продаже компании «Новогор» (включая имеющийся у нее договор на право на управление пермским ВКХ) компании «КЭС».
Была учреждена компания с уставным капиталом в 10 тыс. рублей и предполагаемым объем доходов до$2,5 млрд в течение 50 лет аренды. «Новогор» был продан за сумму около$50 млн, а с точки зрения нового владельца (КЭС) интересы в управлении соответствующим проектом заключаются в способе возврата уплаченных денег.
Эти средства не прошли через Пермский водоканал, они не участвуют в сделке по привлечению капитала в развитие инфраструктуры, не являются обеспечением по рискам, которые могли бы нести другие институциональные инвесторы (банки, иные кредитные организации, международные финансовые организации по финансированию внебюджетного развития соответствующей инфраструктуры в городе Перми.
Суть этого примера такова: компания, заключившая договор на обслуживание пермского ВКХ, не взяла на себя тех рисков, которые мог ожидать от неё муниципалитет, заработала на перепродаже контракта и в результате получила сверхвысокую доходность по отношению к первоначальным вложениям.
Есть и другой вариант развития событий: в отсутствие технической квалификации частного оператора водоканала или невозможности принятия им технических решений (из-за неэффективности существующей инфраструктуры) возникает распространенное искушение решить проблемы за счет роста тарифов.
Тогда компания затыкает все большее количество «дырок», сохраняя при этом свою прибыльность. Теоретически этот процесс должен регулироваться государством, которому следует определить требования к эффективности и качеству обслуживания инфраструктуры и потребителей.
Но на данный момент эта схема не функционирует как целеопределяющая: добился частный оператор повышения эффективности коммунального хозяйства — он получает прибыль, не добился — прибыль уменьшается, и ему придется перепродавать бизнес ввиду проигрыша другим операторам ВКХ.
Россия на мировом рынке ВКХ
На сегодняшний день позиций у России на мировом рынке ВКХ 3 просто нет — там наша страна занимает лишь 1% рынка. Свои услуги на этом рынке она де-факто не предлагает.
Чтобы позиции России на мировом рынке изменились, необходимо, прежде всего, формирование устойчивого внутреннего рынка. Нынешние тенденции позволяют утверждать, что российский рынок в крупных городах с общим населением в 40-50 млн человекпри условии предъявления населением спроса на технологически передовые решения, в которых заинтересованы и частные операторы, уже оказался бы достаточен для развития частного бизнеса в сфере ВКХ.
Таким образом, российские частные операторы ВКХ могли бы осуществить выход на мировой рынок и принять участие в многочисленных проектах ГЧП.
Кроме того, сам объем российского рынка является условием, достаточным для того, чтобы формировать более или менее продвинутых поставщиков товаров и услуг для рынка РФ, которые в свою очередь могли бы выходить на международную арену как самостоятельно, так и в рамках проектов ГЧП, реализуемых российскими операторами.
Позиции нашей страны на мировом рынке оценивались бы с точки зрения объема ресурсов. Учитывая емкость отечественного рынка ВКХ, мы можем включить его в первую десятку крупных рынков.
Перечисляя наиболее привлекательные развивающиеся рынки, на пространстве которых формируется реальный спрос в сфере ВКХ, на первое место следует поставить Китай, на втором месте будут находиться страны Латинской Америки, развивается этот рынок и в США (в силу этапа обновления инфраструктуры), также весьма перспективны Индия и страны Персидского Залива.
Россия могла бы войти на этот рынок в качестве поставщика товаров и услуг, но в каком объеме — пока еще вопрос. Если бы мы заняли 3-5% мирового рынка, что в денежном эквиваленте соответствует цифре $1,52 млрд экспорта, такой прогноз мог бы расцениваться как вполне привлекательный.
Комплексная автоматизация водоканалов – путь к ресурсосбережению
Стратегический план развития муниципального коммунального хозяйства России предусматривает реконструкцию одной из важнейших своих составляющих – объектов водоснабжения. Однако просто замена изношенных инженерных сетей и производственного оборудования не решит полностью проблем функционирования водоканалов.
Анализ полученных данных показывает, что наилучший результат может быть получен при использовании комплексного подхода, включающего внедрение средств автоматизации на всех уровнях системы водоснабжения, в том числе диспетчерского управления и учета энергоресурсов. При этом внедрение комплексной системы автоматизации на базе программно-технического комплекса КРУГ-2000™ может осуществляться поэтапно, в соответствии с приоритетами и потребностями Заказчика.
Назначение системы
Система предназначена для автоматизации процессов сбора и обработки информации о работе объектов водоканала, программно-логического управления объектами, диспетчерского контроля и централизованного управления, а также для решения задач технического и коммерческого учета гидроресурсов, потребления тепла и электроэнергии.
Цели и задачи
1. Экономия ресурсов: электроэнергии, тепло- и гидроресурсов
2. Увеличение сроков службы технологического оборудования
3. Снижение затрат на предупредительные и ремонтные работы
4. Обеспечение оперативного управления и контроля технологическими процессами.
Объекты автоматизации
Системы водозабора, водоподготовки, распределения, водоснабжения, водоотведения и очистки стоков.
Объекты данных систем территориально расположены на значительном расстоянии друг от друга и от диспетчерского пункта (десятки километров). Поэтому для организации связи между ними выбираются беспроводные средства: радиосвязь и/или GSM-связь (возможны и другие виды связи в зависимости от конкретных условий).
Архитектура и выполняемые функции
Система построена на базе ПТК КРУГ-2000™ с использованием программно-логических контроллеров и имеет трехуровневую структуру:
супервизорный (верхний) уровень – центральный диспетчерский пункт (ЦДП)
диспетчерский уровень подсистем водоканала
уровень локальных АСУ ТП и АСКУЭ (нижний уровень).
На супервизорном уровне реализуются следующие функции:
контроль за оборудованием всех объектов водоканала и показателями их работы
архивирование и документирование всей необходимой информации
координация действий по совместной работе подсистем и ведение оптимальной безаварийной работы всей системы городского водохозяйства
учет суммарной потребляемой электроэнергии по всем контролируемым объектам
статистические обобщенные данные по всем контролируемым объектам.
На диспетчерском уровне реализуются следующие функции:
контроль за оборудованием локальных АСУ ТП конкретной подсистемы и показателями их работы
архивирование и документирование всей необходимой информации
координация действий по слаженной работе локальных АСУ ТП конкретной подсистемы и ведение их оптимальной безаварийной работы
учет суммарной потребляемой электроэнергии по всем контролируемым объектам подсистемы
статистические обобщенные данные по всем контролируемым объектам подсистемы
дистанционное управление оборудованием.
На уровне локальных АСУ ТП реализуются следующие функции:
программно-логическое управление насосными агрегатами и запорной арматурой
блокировки и противоаварийные защиты
оптимизация труда операторов
учет потребляемой электроэнергии
реализация алгоритмов равномерного использования агрегатов по заданной наработке
контроль качества воды
учет воды, отпускаемой потребителям.
АСКУЭ, как специфическая часть уровня АСУ ТП, выполняет следующие функции:
коммерческий учет отпускаемых потребителям гидроресурсов по всем контролируемым объектам, в том числе учет потребляемых гидро- и теплоресурсов на собственные нужды
коммерческий учет потребляемой электроэнергии (активной и реактивной составляющей электроэнергии) и режимных параметров электрической сети по всем контролируемым объектам.
Подсистема визуализации, которая может быть составляющей любого из вышеперечисленных уровней, обеспечивает выполнение следующих функций:
отображение технологической информации на экране операторской станции в виде:
мнемосхемы с различной детализацией информации
обобщенные кадры аварийных состояний
графики изменения контролируемых параметров
просмотр архивов и протокола событий о состоянии технологических объектов
централизованное управление объектами
защита от неправильных действий оператора
формирование и выдача на печать различных отчетов.
Нижний уровень системы представляет собой совокупность станций, на каждой из которых для решения задач автоматизации используется программируемый контроллер. Контроллер реализует локальную систему автоматизации станции, а также организует обмен данными с диспетчерским пунктом по GSM- и/или радиоканалу. Также возможен комбинированный способ обмена данными. В этом случае обычно радиоканал резервируется GSM-каналом.
Команды управления технологическим оборудованием и режимами работы станции принимаются с верхних уровней системы, а обратно передается информация о процессе работы станции.
Локальные АСУ ТП могут работать в двух режимах: автоматическом и дистанционном.
Информация о работе Собственность на основные фонды систем водоснабжения и водоотведения