Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:58, реферат
В России завершено создание основ рыночной экономики, и мировое общество признало ее как рыночную страну. Однако повторяющиеся мировые экономические кризисы и ряд субъективных причин не позволили за последние годы добиться существенных темпов роста экономики страны и максимально реализовать преимущества рыночной экономики и конкуренции для наиболее полного удовлетворения потребностей граждан России.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Характеристика и особенности рынка земли……………………………….4
2. Состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития земельного рынка в России
2.1 Рынок земли в России……………………………………………………8
2.2 Проблемы развития земельного рынка в России……………………..10
2.3 Пути совершенствования российского земельного рынка…………..12
3. Международное состояние рынка земли…………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………….18
17
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Характеристика и особенности рынка земли……………………………….4
2. Состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития земельного рынка в России
2.1 Рынок земли в России……………………………………………………8
2.2 Проблемы развития земельного рынка в России……………………..10
2.3 Пути совершенствования российского земельного рынка…………..12
3. Международное состояние рынка земли…………………………………..13
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
земельный рынок рента ценообразование
В России завершено создание основ рыночной экономики, и мировое общество признало ее как рыночную страну. Однако повторяющиеся мировые экономические кризисы и ряд субъективных причин не позволили за последние годы добиться существенных темпов роста экономики страны и максимально реализовать преимущества рыночной экономики и конкуренции для наиболее полного удовлетворения потребностей граждан России.
Одним из основных путей повышения эффективности национальной экономики является наиболее полная реализация экономического потенциала земли, как фактора производства. Решить эту задачу возможно только при создании и дальнейшем совершенствовании необходимых политических, организационных, правовых, структурных и других условий для формирования и развития цивилизованного земельного рынка.
В условиях нарастающего международного кризиса и развивающихся на этом фоне инфляции, спаде производства, увеличении безработицы и ухудшения уровня жизни населения дальнейшее развитие рынка земли в России могло бы стать дополнительным источником поступлений в бюджет страны.
Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
1. Характеристика и особенности рынка земли
Среди всех реальных и потенциальных богатств, которыми обладают люди, земле, несомненно, принадлежит центральное место при любой системе общественного устройства.
Земля, как объект хозяйственных и рыночных отношений, занимает уникальное и ключевое значение во всей системе предпринимательской деятельности людей и самой их жизни. Она представляет собой особую ценность для всего человеческого общества, поскольку является единственным местом проживания всех народов и поколений людей, основным и естественным фактором в любой сфере бизнеса, прямо или косвенно участвующим в производстве всех других товаров и благ.
В рыночной среде земля имеет многофункциональное назначение в качестве природного объекта, существующего независимо от воли людей, земля - это вся планета, которая выполняет важнейшую экологическую функцию. Одновременно земля - это и почва, верхний слой нашей планеты, ее поверхность или пространственный базис, являющийся объектов хозяйствования, и, следовательно, отражает экономические отношения. Социальная роль земли состоит в том, что она служит местом обитания и условием жизни людей. И наконец, земля, как территория государства или субъекта федерации, обуславливает политическую функцию. Поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется не только конституционными нормами и земельным правом, но и гражданским законодательством с учетом лесного, экологического и иного специального законодательства.
В силу этого земля, как невосполнимый природный ресурс многофункционального значения, имеет особый юридический статус. Распоряжение землей и особенно купля-продажа земельных участков в России на современном этапе - дело специфическое и непростое. Рынок земли, как средство законного перераспределения земель между собственниками экономическими методами, объективно регулируется с помощью различных ограничений и норм.
Совершение сделок с земельными участками требует глубоких и систематических знаний особенностей земельного рынка, которые происходят из специфики самого товара - земли.
Вовлечение соответствующих категорий земель или прав пользования ими в узаконенные рыночные отношения стимулирует деловую и инвестиционную активность, препятствует криминальным сделкам с землей. Как объект предпринимательской деятельности земля не только служит определенной гарантией стабильности бизнеса и сохранения капитала, но и имеет особую престижность в общественном сознании.
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Рынком земли называется система экономических и организационно-правовых отношений между субъектами земельного рынка, возникающих в процессе формирования, использования и обмена земельными участками и правами на них. Исследуя землю как объект рыночных отношений целесообразно использовать понятие "земельный участок", поскольку именно земельный участок и совокупность прав на него являются объектом товарного оборота, а не земля в целом.
К основным функциям рынка земли относятся: регулирование распределения земельных ресурсов между сферами деятельности; установление рыночной ценности земельных участков различного назначения.
Основными экономическими субъектами земельного рынка являются: землевладельцы (домашние хозяйства), которые выступают на рынке в качестве продавцов и формируют предложение услуг земли; и использующие землю фирмы (предприниматели, земледельцы) — в качестве арендаторов или покупателей, предъявляющих спрос на землю.
Землевладельцами являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Ими могут быть физические, юридические лица или группы лиц, имеющие права собственности (владения, пользования, право на доход и т.д.) на определенный участок земли.
Пользование же землей осуществляется в установленном законом порядке: землепользователи - на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; арендаторы земельных участков - по договору аренды или субаренды; обладатели сервитута - на праве ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее, земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.
Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Но она может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.
В-третьих, в следствие фиксированности площади земельных угодий природой, предложение земли характеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя землей дело обстоит иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов. Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается закрепленностью земли в частную собственность. В условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных участков, отдавая предпочтение сдаче земли в виде аренды, они получают право получения стабильного дохода, именно поэтому каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается принципиальная особенность рынка земли.
Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли и вынуждает отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка, если он не функционирует эффективно.
Однако рынок земли далек от совершенства и не является гарантом стабильности. Восполнение недостатков рынка - важнейшая задача государства. Государство обязано в первую очередь создать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения субъектами своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного использования земельного фонда страны, при этом политика государства должна базироваться на сочетании интересов всех хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Любая государственная система управления должна базироваться на земельном кадастре - это официально составленный, систематизированный свод сведений, касающийся земельного фонда страны. Очевидно, что вне наличия у государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора.
Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а также весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю. Главным регулятором любого рынка является соотношение спроса и предложения, определяющее, в конечном счете, равновесную цену товара.
2. Состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития земельного рынка в России
2.1 Рынок земли в России
В настоящий момент Россия является крупнейшим в мире обладателем земельных ресурсов. По состоянию на 2011 год земельный фонд Российской Федерации в административных границах РФ составляет 17 075 400 км² или 11,46 % площади всей суши Земли. Из них: земли лесного фонда занимают 69%, земли сельскохозяйственного значения - 25%; земли водного фонда и особо охраняемых территорий и объектов составляют по 2%; земли поселений, земли промышленного и иного специального назначения занимают по 1% от всего земельного фонда. На территории России расположена почти половина мировых запасов угля, значительные запасы нефти и природного газа. Россия располагает 3,3% мировых сельскохозяйственных угодий.
Однако эти ресурсы, являясь национальным богатством страны, используется не достаточно эффективно. В частности, касаясь эффективного использования сельскохозяйственных земель, министр сельского хозяйства РФ Е. Скрынник заявила: "Располагая 9 процентами сельхозугодий мира, России производит лишь 1,5 процента валового внутреннего продукта мирового сельского хозяйства".
Выходом из создавшегося положения может стать дальнейшее вовлечение земли в регулируемые государством рыночные отношения, позволяющие посредством законного перераспределения земель между собственниками повысить эффективность ее использования с целью максимального удовлетворения потребностей граждан страны.
Однако, несмотря на принятую государством законодательную базу в области регулирования земельных отношений и все большее вовлечение земель различных категорий в рыночный оборот, земельный рынок в России и его инфраструктура все еще находятся в стадии становления.
В Российской Федерации общая площадь земельных участков, вовлеченных в рыночный оборот (сделки по аренде, купле-продаже, дарению, наследованию, залогу), составляет около 4% от земельного фонда.
В настоящее время, наиболее распространенной формой (свыше 90%) земельных отношений в России является предоставление земли в аренду; в основном государственной и муниципальной. Доля же проданной и купленной земли, находящейся в частной, государственной или муниципальной собственности, составила 0,006 % от общего количества земель Российской Федерации. В основном, активный рыночный оборот земли происходит вокруг больших населенных пунктов и на прилегающих к ним территориях, где земля востребована под организацию индивидуального жилищного строительства и размещение объектов производства и торговли.
Так как земли этой категории давно распределены и имеют своих собственников, то активизировалась скупка земель сельскохозяйственного назначения с последующим переводом их в земли востребованных категорий. С начала проведения земельных реформ площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, уменьшилась на 12% при одновременном увеличении площади земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 2,97% и, в частной собственности, – на 2,34%.
Для инвестора выгодно приобретать сельскохозяйственные земли, а затем осуществлять их перевод в требуемую категорию. Доходность в этом случае может достигать 500%. Приобретая земельный участок со статусом сельскохозяйственного и переводя его в иную категорию, можно получить возможность заработать около 100% в годовом исчислении, что не сравнимо ни с какими банковскими вложениями капитала. Но процесс перевода сталкивается со многими административными барьерами и требует существенных издержек. Поэтому возможности по приобретению таких земель имеют только крупные инвесторы.
Крупный капитал вкладывает в землю средства не для того, чтобы развивать сельское хозяйство, а чтобы сберечь и приумножить свои сбережения, спекулятивно на них выиграть. Несмотря на развивающуюся законодательную базу, рынок земли в России пока имеет тенденции монопольного спекулятивного рынка.
Анализ видов использования земельных участков, находящихся в частной собственности показывает, что более 17% из них ни как не используется. Это вполне может предполагать дальнейшее их использование в спекулятивных целях.