Правовая охрана сортов растений в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 13:45, реферат

Описание работы

На современном этапе развития сельского хозяйства при широком внедрении новых технологий возделывания сельскохозяйственных культур значительно возросла роль сорта. Среди различных агроприемов на долю сорта приходится до 25% прироста урожая, а в сложных погодных условиях (суровые зимы, засухи, эпифитотии болезней и др.) сорту принадлежит решающее значение.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 37.22 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

 

 

Кафедра программного обеспечения  интеллектуальных

и компьютерных систем

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

 «ПРАВОВАЯ ОХРАНА СОРТОВ РАСТЕНИЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно,  2012 г.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе  развития сельского хозяйства при  широком внедрении новых технологий возделывания сельскохозяйственных культур  значительно возросла роль сорта. Среди  различных агроприемов на долю сорта  приходится до 25% прироста урожая, а  в сложных погодных условиях (суровые  зимы, засухи, эпифитотии болезней и  др.) сорту принадлежит решающее значение. Сорт остается не только средством  повышения урожайности, но и становится фактором,  без которого невозможно реализовать достижения науки и  техники, он выступает как биологическая  система, которую нельзя ничем заменить. Возделывание высокопродуктивных сортов, способных наиболее полно использовать условия высокого агрофона, резко  повышает экономическую эффективность  внесения удобрений и ускоряет окупаемость  капиталовложений, является доступным  и дешевым способом увеличения производства всех сельскохозяйственных культур. Из практики известно, что не все сорта  одинаково проявляют свои хозяйственно-полезные признаки в одних и тех же условиях возделывания, поэтому и реализация потенциальной продуктивности у  сортов идет по-разному. Высокопродуктивные сорта требуют высокой агротехники. Если таких условий нет, то потенциально более продуктивный сорт не только не дает прибавки, но может уступить по урожайности другому менее  продуктивному, менее требовательному  к условиям возделывания сорту. Следовательно, нужен дифференцированный подход к  подбору сортов. Возделывание разных по биологии сортов еще целесообразно  и с той точки зрения, что  сельхозпроизводитель не располагает  надежным долгосрочным прогнозом погоды. Для успешного сельскохозяйственного  производства в каждой области необходимо иметь несколько сортов: с разной скороспелостью (это уменьшит напряженность  и потери при уборке), с различной  зимо-  и засухоустойчивостью, разной требовательностью к предшественникам, удобрениям, срокам сева. Следовательно, надо говорить не об отдельных сортах, а о системе сортов, взаимодополняющих  друг друга, обеспечивающих максимальный сбор продукции и стабильную по годам  урожайность. Официальное признание  и включение сортов отечественной  и зарубежной селекции в Г о  с у д а р с т в е  н н ы й р е е с т  р с о р т о в и д  р е в е с н о - к у  с т а р н и к о в  ы х п о р о д  и в  Г о с у д а р с т  в е н н ы й р е е  с т р о х р а н я  е м ы х с о р т о  в  осуществляется по результатам  государственного сортоиспытания, проводимого ГУ «Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений». 

 

Развитие государственного сортоиспытания в Республике

Беларусь и  становление правовой охраны сортов растений

 

Коренное изменение подхода  к возделыванию растений в сельском хозяйстве приходится на начало XX в. Если раньше главное внимание земледельцев уделялось условиям для успешного  роста и развития, то сейчас они  стали  пытаться изменить само растение. Высочайший  Указ от 9 июня 1912 года «О насаждении сельскохозяйственных опытных  учреждений» завершил многолетнее  дисциплинарное и организационное  строительство селекции растений. В  соответствии с Указом, законодательно закрепившим становление селекции как отдельной отрасли растениеводства, в стране была развернута сеть государственных  селекционных учреждений. Следующим  значительным этапом развития сельского  хозяйства с учетом достижений селекции стало образование сортоиспытательной системы. Основной целью, которой являлось осуществление государственного научного контроля за размещением в сельскохозяйственном производстве новейших высокопродуктивных сортов растений с высокими качественными  показателями. В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР 29 июня 1937 года была организована сортоиспытательная система. Первым шагом по осуществлению  организации сортоиспытательной системы  было решение Совета Народных Комиссаров СССР. Оно было направлено на то, чтобы  обязать Наркомзем СССР, Наркомсовхоз, Наркомпищепром, Комитет заготовок  при СНК СССР полностью перейти  в 1938 году по всем без исключения колхозам и совхозам к посеву на семенных участках только отборными сортовыми  семенами (как селекционными, так  и местными крестьянскими). Для этого  была создана 

Г о с у д а р  с т в е н н а я к  о м и с с и я п о  с о р т о и с п ы  т а н ию з е р н о  в ы х к у л ь т у  р п р и Н а р к о  м з е м е С С С Р   и утверждена сеть из 1055 государственных  сортоиспытательных участков по зерновым культурам по всей территории бывшего  СССР. 5 

«О мерах по улучшению  семян зерновых культур»

от 29 июня 1937 г. № 1018 Совет  Народных Комиссаров СССР устанавливает, что в результате неудовлетворительной работы земельных органов, а в особенности Главного зернового правления Наркомзема СССР, было сорвано выполнение поставленной вторым пятилетним планом задачи по доведению сортовых посевов до 75 % всей площади зерновых. Ряд хороших сортов как селекционных, так и крестьянских не только не размножался в необходимых размерах, но даже выводился в тираж. Сама оценка сортов была организована так, что давала возможность врагам государства, врагам крестьян всякого рода вредителям скрывать от колхозов и совхозов ряд ценных сортов как отечественного, так и иностранного происхождения и, наоборот, внедрять сорта плохие. Имевшиеся ресурсы сортового зерна в результате отказа от его апробации в ряде случаев шли на перемол. Переброски семян между отдельными районами производились без крайней нужды и без учета приспособленности завозимых семян к климату районов. На складах и элеваторах «Заготзерно» и «Госсортфонда» семена различных сортов зачастую смешивались. Постановление правительства о выделении в колхозах и совхозах семенных участков не выполнено земельными органами в ряде зерновых районов. Совет Народных Комиссаров СССР постановляет:

1. О переходе к посеву  отборными сортовыми семенами  во всех колхозах и совхозах 

1.  Обязать Наркомзем  СССР, Наркомсовхоз, Наркомпищепром, Комитет  заготовок при СНК СССР, советы  народных комиссаров республик,  краевые (областные) исполнительные  комитеты:

а)  обеспечить посев только отборными сортовыми семенами не менее 70 % всех семенных участков по озимым культурам осенью 1937 года;

б)  перейти в 1938 году, по всем без исключения колхозам и совхозам к посеву на семенных участках колхозов и совхозов полностью только отборными  сортовыми семенами (как селекционными, так и местными крестьянскими).

2.1. Обязать Наркомзем  СССР, Наркомсовхоз, Наркомпищепром, Комитет  заготовок при СНК СССР, советы  народных комиссаров республик,  краевые (областные) исполнительные  комитеты:

а) представить немедленно по окончании апробации сортовых

посевов на утверждение Совета Народных Комиссаров порайонный план

сортовых посевов зерновых культур осенью 1937 года и весной 1938 года с 

разбивкой по сортам.

На этот период государственная  сортоиспытательная сеть Беларуси была представлена 23 сортоиспытательными  участками в восточной части  республики. После воссоединения  восточной и западной частей Беларуси численность сортоиспытательных участков увеличилась до 27. В период Великой  Отечественной войны работа сортоиспытательной  сети в республике была приостановлена. Но по мере освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских

захватчиков, одновременно с восстановлением сельского  хозяйства республики, возобновили  свою работу и государственные сортоиспытательные участки. К 1953 году на территории республики

сортоиспытание проводилось  на 42 участках. С 1954 года в системе 

государственного сортоиспытания было организовано испытание 

технических культур, а с 1955 года – овощных культур и  картофеля. В 

1958 году было начато  испытание плодово-ягодных культур,  а с 1991

года – цветочно-декоративных культур и газонных трав.

В настоящее время проведение государственного

сортоиспытания в Республике Беларусь возложено на ГУ

«Государственная инспекцию  по испытанию и охране сортов растений

(далее  –  Государственная  инспекция), которая  находится  в 

ведомственном подчинении Министерства сельского хозяйства и 

продовольствия Республики Беларусь.

Государственное испытание  сортов сельскохозяйственных

культур осуществляется 24  сортоиспытательными подразделениями 

Государственной инспекции, в том числе 11 сортоиспытательными 

станциями и 13 государственными сортоиспытательными участками, а 

также Центральной республиканской  лабораторией по определению 

качества новых сортов растений.

За сортоиспытательными  подразделениями закреплено 9 500 га

сельскохозяйственных угодий, в том числе 6 580 га пашни.

Сортоиспытательные станции  и участки охватывают все виды почв

республики: от супесчаных, подстилаемых песками с баллом

плодородия 24, до суглинистых  с баллом плодородия 40 и выше, а 

также торфяно-болотные почвы.

Основной деятельностью  государственных сортоиспытательных

станций и участков является проведение научные исследований по

испытанию новых сортов отечественной  и зарубежной селекции на

хозяйственную полезность  по шести  административно-

территориальным областям допуска  и по критериям идентификации.

Сортоиспытательные станции  проводят  государственное 

сортоиспытание в соответствии с требованиями Закона «О семенах»,

Закона  «О патентах на сорта  растений», «Положения о 

сортоиспытании», «Положения  о сортоиспытании на

патентоспособность». 7

 

Станции относятся к хозяйствам республиканской формы 

собственности и подчиняются  Государственной инспекции. Средний 

размер сортоиспытательной станции составляет около 500–600 га.

 

 Расположение государственных  сортоиспытательных станций и  участков предусматривает испытание  сортов сельскохозяйственных культур  во всех агроклиматических условиях  республики с учетом разнообразия  почвенных режимов нашей страны. В целях проведения государственного  сортоиспытания на должном технологическом  уровне в соответствии с требованиями  методик государственного сортоиспытания  сельскохозяйственных культур станции  оснащены современной  узкоспециализированной  малогабаритной техникой, используемой  только в научно-исследовательских целях.

Этапы, обеспечивающие правовую охрану сортов растений и проведение патентной экспертизы с учетом международных  требований, базируются на следующих  нормативно-законодательных актах:

·  Закон Республики Беларусь «О патентах на сорта растений» от 13.04.1995 г. ·  Закон Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции по охране новых сортов растений» № 115-3 от 24.06.2002 г. После принятия данного Закона с января 2003 г.  Республика Беларусь стала полноправным членом Международного Союза по охране новых сортов растений. ·  Постановление Совета Министров № 1288 от 18.09.2002 г. «О мерах по реализации положений Международной конвенции по охране новых сортов растений». ·  Указ Президента Республики Беларусь № 513 от 24.08.2006 г. «О патентных пошлинах». 

·  Постановление Совета Министров № 1152 от 08.09.2009 г. «Об утверждении перечня видов растений, сорта которых охраняются в соответствии с Законом Республики Беларусь «О патентах на сорта растений», расширяющее правовую охрану на 43 новые вида и рода, всего подлежит охране 81 вид и род. ·  Постановление Совета Министров № 492 от 01.04.2010 г. «О некоторых вопросах сортоиспытания на патентоспособность», содержащее Положение о сортоиспытании на патентоспособность с учетом требований UPOV.

·  Постановление Совета Министров № 631 от 28.04.2010 г. «Об утверждении Положения о порядке составления заявки на выдачу патента на сорт растений», регламентирующее процесс получения патента.

Создание новых сортов растений требует глубоких знаний, больших трудозатрат, а также  значительных материальных и временных  ресурсов. Следовательно, селекционеру необходим механизм возврата инвестиций, вложенных в созданную селекционную форму, для продолжения работ  по селекции. Способность растений к самовоспроизведению дает любому лицу

потенциальную возможность  использовать сорт без последующего приобретения семян сорта у селекционера. Многие страны, продолжая вкладывать государственные средства в селекцию, имеют системы, посредством которых  гарантируются исключительные права  селекционерам, чтобы: а) обеспечить селекционеров (в том числе и в государственных  учреждениях) возможностью получения  компенсации за вложенные инвестиции по созданию сортов; б) поощрить селекционеров  за продолжение или увеличение инвестиций на селекцию в будущем; в) признать моральные  права автора селекционного достижения и его материальные права на вознаграждение его усилий.

Имущественные и личные неимущественные  правоотношения, возникающие в связи  с созданием (выявлением, выведением), правовой охраной и использованием сортов растений, на которые выданы патенты, регулируются Законом РБ  «О патентах на сорта растений», введенным  в действие  1 июля 1995 года. В законе определены основные термины:  автор  сорта (селекционер)  -  гражданин, творческим трудом которого создан или  выявлен и усовершенствован сорт растения;  сорт  -  группа растений, которая независимо от патентоспособности определяется признаками, характеризующими данный генотип или комбинацию генотипов, и отличается от других групп растений того же ботанического таксона хотя бы одним признаком. Сорт может быть представлен несколькими растениями,

Информация о работе Правовая охрана сортов растений в Беларуси