Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:50, монография
Целью исследования является создание комплексного подхода к правовым вопросам услуг, формирование теоретической концепции услуг и обслуживания и определение путей совершенствования правового регулирования на основе критического анализа действующих нормативных актов в сфере производственно-технических услуг и обслуживания.
Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
- исследования экономических понятий услуг и обслуживания, формулирования юридического понятия и раскрытия природы договоров услуг обслуживания;
- характеристики обеспечительно - вспомогательной функции договоров услуг;
-проведения классификации договоров услуг, выявления их места в системе обязательственного права;
- раскрытия содержания договоров услуг на основе анализа нормативных актов и договоров;
-разработки предложений по применению новых форм организационно-технического обслуживания и опосредованных ими договоров;
- разработки предложений по совершенствованию законодательства в исследуемой области отношений.
Введение
Глава1. Экономико-правовые концепции услуг и обслуживания………
1. Экономические концепции понятия и содержания услуг…
2. Гражданско-правовые концепции соотношения понятия «услуга» и «обслуживания»…
Глава 2. Понятие, содержание и классификация договоров производственно-технических услуг в сельском хозяйстве..
1. Понятие и основания возникновения обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям….
2. Соотношения объекта и предмета обязательств по оказанию производственно -технических услуг….
3. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
4. Содержание обязательств по оказанию производственно-технических услуг в сельскохозяйственной сфере……
Глава 3. Правоотношения услуг в условиях рыночной экономики……
1. Общее и особенное в обязательствах по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
2. Совершенствование правового регулирования сельскохозяйственных договоров услуг….
Список использованной литературы..
А.Ю. Кабалкин отмечает, что типизация договоров, обусловленная массовым характером заключаемых соглашений, повышает уровень организации конкретных договорных связей, регламентация в этих актах прав и обязанностей сторон и последствия их нарушения исключают необходимость выработки многих условий при заключении того или иного конкретного договора и вместе с тем, должным образов обеспечивает охрану прав и законных интересов сторон254.
Представляется, что типовые и примерные договоры не идентичны по своей правовой природе и по своим функциям. В связи с тем, что не представляется возможным предусмотреть в нормах кодифицированного значения все без исключения договоры эта функция принадлежит типовым договорам как источнику регулирования имущественных отношений. Как отмечается в юридической литературе, типовые договоры по своей правовой природе являются разновидностью нормативных актов, а централизованное нормирование посредством типового договора обеспечивает строгое единство в правовое регулировании однородных по своей специфике обязательств255. Но нужно ли такое строгое единство? Совершенно очевидно, что в республиках будет самостоятельное регулирование. Несомненно и отношениях с гражданами (при развитии фермерских хозяйств) требуется определенная типизация массовых договоров, но разработка их должна происходить совместно с союзами арендаторов, фермерскими союзами, в кооперативах. При обслуживании же предприятий должна быть индивидуализация. Особенности должны быть отражены в нормативных актах, исключающих чрезмерную зарегулированность. На нынешнем этапе развития экономики приняты многочисленные нормативные акты, направленные на улучшение правового регулирования хозяйственных отношений а целом и отношений в сфере сельского хозяйства в частности. Несмотря на принятие нормативных актов основного значения регуляционный процесс нельзя считать завершенным. Остались не затронутыми и вопросы правового регулирования отношение в сфере производственно технического обслуживания сельского хозяйства. Отсутствуют необходимые изменения в этом области правового регулирования, а Типовой договор был предметом критики в юридической литературе. Так, авторы полагают, что не следовало бы объединять в одном договоре ''работы по, комплексному техническому обслуживанию машинно-тракторного парка и техническое обслуживание животноводческих ферм. Предусмотрение совершенно различных видов работ в одном Типовом договоре квалифицируется отрицательно256. Нужно по-новому подойти и к актам унифицированного характера, коим являются сложения, однако они должны быть такими, чтобы на их основе с помощью рекомендательных норм (они тоже признаются нормами) в примерных договорах были в достаточной мере регламентированы отдельные отношения. Законодатель заинтересован в установлении общих начал: правового регулирования, поэтому унифицированные правовые нормы является наиболее подходящими в плане регулирования отношений. Совершенствование правового регулирования отношений по производственно-техническому обслуживанию должно идти в направлении примерных договоров, причем не навязанных, а согласованных. Следует отметить, что изучение вопросов совершенствования правового регулирования осуществлялось применительно к отдельным типам сельскохозяйственных формирований и поэтому, естественно, это не могло дать желаемого результата потому в нынешних условиях считается основным препятствием радикальных изменений. Г.Е. Быстров считает, что серьезным препятствием на пути осуществления радикальной аграрной реформы выступают отрицательные стереотипы в правовом мышлении довлеющие не только над учеными257. Юридическая наука отстает от преобразований, происшедших в экономике. Это относится к правовому регулированию отношений в сфере сельскохозяйственного производства и обслуживающих его отраслей.
Между тем практика ставит все новые и новые вопросы по совершенствованию правового регулирования производственно-технического обслуживания сельскохозяйственных предприятий. Так, появление новых организационных форм производственно- технического обслуживания, порядок регулирования которых не предусмотрен нормами. Положения о порядке заключения и исполнения договоров на выполнение работ по производственно-технического обслуживания колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций системы Госагропрома районными ремонтно-техническими предприятиями и Типового договора о выполнении указанных работ258 .
К числу новых организационных форм производственно-технического обслуживания относятся: фирменное обслуживание относятся: фирменное обслуживание, гарантированное обеспечение запасными частями; кооперативное обслуживание фермерских хозяйств и арендных коллективов; дилерское обслуживание и т.д. Однако вопросы правового регулирования остаются по прежнему не до конца урегулированными, так как по действующему законодательству производственно-технического обслуживания сельскохозяйственных предприятий с обслуживающими опосредуется единым договором259, без учёта их специфики. Следователь, чрезмерная интеграция, как и чрезмерная дифференциация не дает положительного эффекта, хотя в юридической литературе выделяются договоры с интегрированные объектов. Характерной особенностью интегрированных договоров является то, что вокруг основного группируются дополнительные (акцессорные) отношения и таким образов они обеспечивают надлежащее его выполнение260. В договорах на производственно-техническое обслуживание, каждое из предусмотренных отношений имеет свою специфику и направлено на обеспечение конкретных потребностей составляющих комплекс правового отношения. В связи с этим совершенствование правового регулирования должно идти но пути разработки новых законодательных актов, учитывающих происходящие изменения и одновременно исключающих необоснованные ограничения, сковывающие инициативу и предприимчивость предприятий. В юридической литературе отмечается, что договорно-правовой механизм как фактор стимулирования, а силу чрезмерной усложненности и зарегулированности, мало, что оставляет на долю договора, соглашение сторон поэтому в значительной степени бездействует261.
Следовательно, эффективность правового регулирования отношений по производственно-техническому обслуживанию зависит от четкого взаимодействия как интеграционных, так и дифференцированных нормативных фактов с обязательным предоставлением возможности сторонам предусматривать по своей инициативе те или иные условия.
В юридической литературе существуют разные точки зрения относительно путей дальнейшего совершенствования правового регулирования договорных отношения сельсколохозяйственных формирований. Так, А.Г. Первушин считает, что совершенствование законедательства о хозяйственно-договорных отношениям целесообразно осуществить прежде всего путем принятия кодифицированного акта в виде специального закона, призванного отразить специфику хозяйственно-договорных отношений и обеспечить полное я четкое урегулирование договорных отношений и применяемых для обслуживания сельского хозяйства262. Другие авторы полагают, что специфика сельского не без оснований требует того, чтобы многие отдельные хозяйственно-догорные обязательства регулировались как общими нормами гражданского права, так и нормами специальных нормативных актов, т.е. развернутая регламентация договорных отношений предприятия сельского хозяйства должна быть в сельскохозяйственной законодательстве263. Следует ответить, что споры об эффективности правового регулирования начались с. реорганизации МТС и возложения ее функций сначала на РТС, а В дальнейшем на ремонтно-технические предприятия "Сельхозтехника". Они продолжаются по сей день. В этой связи возникает вопрос о том была ли необходимость вообще в упразднении МТС? Не вдаваясь в глубь вопроса отметим, что МТC имела и положительные и отрицательные черты. К числу последних в основное относятся управне6ние ею колхозами coвxoзам. о условиях. Условиях дефицита не только запасных частей, но и сельскохозяйственных машин, трудностей не только для крупных сельскохозяйственных предприятий, но и для новых хозяйственных формирования на селе типа крестьянских хозяйств, арендных и других формирований, как мы указали, следует подумать о восстановлении предприятий типа МТС - обладающих только производственно-хозяйственной и обслуживающей функциями. Эти организации в условиях рынка могут создаваться на конкурентной основе. МTC по мере дальнейшего развития производственных потенциалов сельскохозяйственных предприятий формирования и насыщения рынка сельскохозяйственных предприятий, формирования и насыщения рынка сельскохозяйственными машинами, т.е. в условиях конкуренции как между производителями, так и обслуживающими сельское хозяйство предприятиями могут изменяться, например, вводиться прокат сельхозтехники для фермеров, арендаторов. В этой связи уместно сослаться на высказывание З.A. .Федосовской о том, что производственно-техническое обслуживание колхозов, осуществлявшееся МТС, было действенным и оправдало себя в период, когда колхозы были маленькими и экономически слабыми264. Но дело здесь не в экономической слабости, а в целесообразности в условиях развития малых сельскохозяйственных форм производства. В рыночных отношениях, когда производители заинтересована в эффективной эксплуатации своих машин, на МТС могут быть возложены на основе договора функции дилера по фирменному обслуживанию сельскохозяйственных машин. В этих условиях значительно возрастает роль и значение договоров как действенное средство правового регулирования и отпадает необходимость в принятии навязанных сверху детализированных различных нормативных актов.
В условиях рыночных отношений имеются большие возможности в образовании различных формирований производственно-обслуживающего характера при наличии спроса на Функционирование последних. В этих условиях правовое регулирование не может достаточно эффективно влиять на эти отношения без отхода от ряда традиционных положений. “Эффективность регулирования означает не только обеспечение выполнения субъектом возложенных на него обязанностей, она те просто результат, а движение вперед, динамика”265. В этой связи следует наметить несколько путей совершенствования правового регулирования производственно-технического обслуживания. Оно не может быть сведено к принятию одного нормативного акта, подробно регламентирующего поведение договаривающихся сторон подобно действующему Положению. Вряд ли правильным было бы издание нормативного акта, предусматривающего лишь общие начала, общие принципы правового регулирования. Наконец, нельзя совсем отказаться от нормативного регулирования и перейти исключительно к нормам рекомендательного характера.
Первый из указанных вариантов условиях действия рыночных отношений обречен на неудачу ибо законодатель не в состоянии предусмотреть каждый конкретный случай и с каждым из многочисленных субъектов приемлемый вариант решения вопроса правового регулирования. Что же касается второго и третьего вариантов, то они в зависимости от продвижения к рынку являются допустимыми. В соответствии со вторым вариантом правовое регулирование должно вестись в начальный период вхождения в рынок, поскольку на начальном этапе отсутствует стабильность, твердость экономических отношений и связей. В этом случае целесообразно установление общих начал правового регулирования в нормативных актах с последующей детализацией в актах конкретного регулирования отдельных видов отношений. В дальнейшем широкий простор должен быть отдан примерным договорам, выступающем в роли образца, схемы, модели, предусматривающим оптимальное решение определенного характера в регулировании тех или иных отношений. Эти рекомендательные положения при массовости отношений должны быть согласованы и не усложнять процедуру заключения договоров. Примерные договоры способствуют установления стабильных экономических связей и таким образом отказу от зарегулированности без учета особенностей и специфики отношений. Суть такого правового регулирования сводится к оставлению большого простора сторонам в установлении взаимовыгодных взаимоотношений. Исходя из изложенного можно прийти к выводу о необходимости сочетания различных подходов к правовому регулированию исследуемых отношений с приматом в перспективе рекомендательных норм и отказа от чрезмерной зарегулированности в условиях рынка. В то же время разработка рекомендательным положений должна вестись согласованно, что позволит исключить сложности и ошибки в процессе заключения договоров с кассовыми сельскохозяйственными предприятиями.
Договорные отношения сельскохозяйственных предприятий с сервисными организациями в условиях рынка строятся на основе конкуренции сервисных организаций, при насыщения рынка услуг. Однако насыщение рынка услуг обусловлено прежде всего всесторонние развитием различных форм собственности, а также предоставлением больших возможностей и самостоятельности существующим организационным формам технического сервиса, обеспечения ими материально-технических средств на равноправной основе. Следовательно, с переходом к рыночной экономике сокращается система вертикальных отношений и возрастает роль горизонтальных связей, способствующих широкому развитию предпринимательской деятельности, мелкого бизнеса266. Организационно-экономическим преимуществом малых предприятий является гибкость их производственного процесса и оперативность в хозяйственной деятельности267. Они имеют все возможности для быстрого маневрирования и перехода от выпуска одних товаров и услуг на другие
В условиях рыночных отношений правовые нормы как форма регулирования имущественных отношений уступают место договорным формам регулирования как наиболее гибким и эффективным чувствительным к происходящим изменениям, хотя сохраняются и правовые нормы как нормы, определяющие общие положения, принципы договорного регулирования. Следует отметить, что с oгpаничением правовых норм как форм регулирования хозяйственной связи, сфера применения договоров намного расширяется, потому что та сфера, которая раньше регулировалась правовыми нормами, теперь становится предметом договорного регулирования.
Расширение применения договоров происходит во всех сферах производственной деятельности, как в государственных, так и негосударственных предприятиях. Представляется, что развитие договорных отношений идет по двум путям в зависимости от основания. Во-первых, на основетправовых норм, определяющих общие и (в конкретных случаях) особенные принципы договоров, призванных регулировать те или иные общественные или хозяйственные связи и, во-вторых, на основе потребностей экономических отношений, нуждающихся в упорядочении. Следовательно, исходным в договорной форме регулирования имущественных отношений, наряду с правовыми выступают и экономические потребности, что в недалеком прошлом не учитывалось и зачастую было причиной возникновения немалых пробелов в нормативных актах, отстававших от производственной - хозяйственной жизни общества.
Выход экономических оснований на первый план связан с тем, что они опережают, изменяются, и обновляются намного быстрее, чем правовые норма, т.е. намного более гибко. Это, во-первых. Во-вторых, экономические потребности и по объему преобладают над правовыми нормами, носящими конкретный характер, поэтому потребности экономических отношений могут быть быстрее удовлетворены не нормативным регулированием, a договорным. Так, в условиях рыночных отношений наряду с государственными организациями, действуют кооперативные, арендные, хозяйственные, частные предприниматели, вступающее в различные производственно- торговые связи, что практически исключает возможность детального регулирования их деятельности в правовых нормах в полной мере, не исключая возможности правовых норм в санкционировании условий договоров. Но можно ли считать такое регулирование внеправовым? Полагаем, что нет, коль скоро правовая норма разрешает договорное установление условий, санкционирует их т.е. придает такому локальному регулированию правовой характер. Следовательно, правовые нормы предоставляют широкий простор предпринимателям yмелo использовать рыночный механизм. (маркетинг, коммерчески, информационные и технические услуги). Следует отметить, что в сфере каждого из перечисленных элементов рыночного механизма применяется множество договоров гражданско-правового характера, изучение и исследование которых потребовало бы не одну диссертационную работу, поэтому мы ограничим себя договорными отношениями в сфере технического сервиса и в определенной степени в сфере коммерческих и информационных услуг т.к. роль последних велика в деле предоставления технического сервиса вообще и сельскохозяйственного в частности. Так, большое распространение получают коммерческие, центры, которые создается с целью оказания информационно-коммерческих услуг в производстве и реализации продукции предпринимателей, как той, от которой потребители отказались, так и той, которая превысила госзаказы, а также выявления неиспользуемой продукции и рекламирования новых изделий. Перечисленные услуги не являются исчерпывающими и предоставляются на основе письменных договоров, заключаемых с заказчиками. Следовательно, роль коммерческих центров возрастает не только в связи с созданием товаров, но и в связи с насыщением рынка услуг. Характерная особенность рыночных отношений заключается в том, что широкое распространение и развитие как в материальном, так и в финансовом отношении получают те производственные предприятия, которые насыщают рынок услуг прежде, чем начинают производить продукции, поскольку законы маркетинга требуют от изготовителя производить продукцию необходимую для потребителя, создания возможностей эффективного использования товара. В этих условиях предприятия сельского хозяйства, как и все производственные предприятия, стремятся не к продукции с ограниченными возможностями эксплуатации в связи с отсутствием рынка услуг, а к той, которая сулит более эффективную эксплуатацию. В связи с этим в сфере обслуживания и услуг сельскохозяйственных предприятий предпочтение отдается любой прогрессивной форме оказания услуг и обслуживания, т.к. не искоренен еще монополизм в сфере производства сельскохозяйственных машин и запасных частей, что явно не в пользу насыщения рынка услуг, т.к. отсутствие конкуренции производителей предполагает и отсутствие конкуренции услугодателей. Однако в сфере обслуживания положение намного предпочтительнее, чем в сфере производства о чем свидетельствуют разнообразные организационные формы технического обслуживания сельскохозяйственных машин.
Информация о работе Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве