Перспективы развития агропромышленного комлекса Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:10, реферат

Описание работы

Научное обеспечение инновационного развития агропромышленного комплекса будет организовано на основе системного информационно-практического взаимодействия научно-практических центров НАН Беларуси и вузов республики с Министерством сельского хозяйства и продовольствия, концерном «Белгоспищепром», областными и районными комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию, непосредственно с производителями и переработчиками сельскохозяйственного сырья. Будут использованы как научные разработки НАН Беларуси и аграрных вузов республики, выполненные в соответствии с государственными исследовательскими программами, так и достижения зарубежной науки, адаптированные к почвенно-климатическим условиям Беларуси.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

Перспективы развития

агропромышленного комлекса Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В республике успешно завершается Государственная программа возрождения и развития села на 2005 — 2010 годы. Достигнуты параметры абсолютного большинства ее позиций как в производственной, так и в социальной сферах развития АПК. Полностью обеспечена продовольственная безопасность государства, более 2 млрд. долларов США составляет аграрный экспорт. По производству основных видов сельскохозяйственной продукции в расчете на человека Беларусь занимает первое место среди стран СНГ. Успешно решаются социальные проблемы сельского населения.

Созданная инфраструктура отрасли и наработанные механизмы  хозяйствования на земле позволяют ставить в настоящее время задачи по переводу агропромышленного производства страны на новый, более динамичный уровень развития. Эту цель и предусматривает разработанный проект очередной программы экономического и социального развития АПК на 2011 — 2015 годы, который обсуждается в правительстве, республиканских министерствах и ведомствах с участием руководителей и специалистов областного уровня. Вместе с тем представляет интерес мнение по этому вопросу и широкой аграрной общественности страны. Полагаем целесообразным учесть при окончательной доработке проекта Программы предложения руководителей и специалистов районов, сельскохозяйственных организаций и трудовых коллективов по программным позициям. В этом случае главе государства будет представлен на утверждение всесторонне проработанный проект программы, учитывающий мнение всех субъектов хозяйствования АПК. С этой целью ниже публикуется в реферированном виде раздел проекта программы, содержащий основные позиции и их количественные характеристики по развитию производственной сферы сельского хозяйства. Раздел по социальному развитию сельских регионов менее дискуссионный, перечень мероприятий и объемы их реализации определяются финансовыми возможностями республиканского и местных бюджетов.  

Просим всех заинтересованных в месячный срок со дня опубликования  представить свои предложения в  адрес Министерства сельского хозяйства  и продовольствия как по вопросам укрепления аграрной экономики, так и по решению социальных проблем села.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ раздел программы имеет экономическую  направленность, предусматривает высокий уровень использования природных ресурсов страны и снижение удельных затрат на всех этапах производства и переработки продукции, повышение ее потребительских качеств и конкурентоспособности на внутреннем и мировых рынках. Поэтому в целях придания реального приоритета экономическим показателям в качестве основных критериев оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов в программный период предлагается принять показатели эффективности, в основе которых лежат размеры выручки и прибыли с учетом условий хозяйствования: балльная оценка сельскохозяйственных угодий, наличие животноводческих комплексов, созданных на средства государства; присоединение убыточных сельскохозяйственных организаций и уровень их финансовых обязательств; объем полученных безвозвратных государственных инвестиций и другие объективные факторы. Это позволит создать эффективный механизм объективной оценки результатов хозяйствования на земле, ориентирующий сельхозпроизводителей на укрепление экономики, побуждающий наращивать производство сельскохозяйственной продукции на основе использования наиболее экономически выгодных организационных, технических и технологических подходов.

Намечается повысить уровень экономической эффективности  использования в сельскохозяйственном производстве средств государственной поддержки. Предлагается ввести порядок, при котором бы ее процент в расходной части консолидированного бюджета соответствовал проценту сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте страны.

Считаем необходимым  не включать в объем государственной  поддержки сельского хозяйства  бюджетные расходы на развитие социальной инфраструктуры села; поддержание и повышение плодородия земель (по статьям — мелиорация, известкование, внесение органики, рекультивация земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению и др.); ведение племенной работы, ветеринарное дело и противоэпизоотию, селекцию и семеноводство; организацию крупных защитных мероприятий в растениеводстве, ликвидацию и снижение последствий аварии на Чернобыльской АЭС; закупку продукции для государственных нужд.

Предлагается следующая  схема государственной поддержки  субъектов агропромышленного комплекса:

  • инновационная, научно-техническая и научная деятельность в сфере агропромышленного производства;
  • финансирование отраслевых и государственных программ, целевых мероприятий, реализация которых обеспечивает рост конкурентоспособности продукции, развитие технико-технологической базы производства;
  • поддержание доходности сельскохозяйственного производства на уровне средней по экономике для обеспечения межотраслевого паритета; выравнивание доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с различиями, обусловленными дифференциацией почвенно-климатических и экономических условий хозяйствования;
  • подготовка и повышение квалификации кадров для агропромышленного комплекса, предоставление консультационной помощи;
  • информационное обеспечение и маркетинговое обслуживание;
  • обеспечение стабильности аграрного рынка, включая формирование и использование государственных стабилизационных фондов сельскохозяйственной продукции, развитие системы страхования и другие меры развития сельского хозяйства, системы переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Основной объем средств  государственной поддержки направить  непосредственно организациям агропромышленного комплекса во взаимосвязи с объемами реализации продукции нормативного качества и условиями хозяйствования.

В ПРОГРАММЕ предусмотрена  оптимизация условий для частной  предпринимательской деятельности в сфере АПК, в первую очередь посредством введения заявительного порядка регистрации частных форм предпринимательской деятельности на селе, стимулирования привлечения частных инвестиций всех форм в развитие агропромышленного производства для создания как самостоятельных частных структур, так и для формирования совместных форм хозяйствования, защищая при этом интересы отечественных государственных и кооперативных организаций.

Для оптимизации размещения агропромышленного производства по зонам и регионам cтраны, повышения  эффективности использования почвенно-климатического потенциала предложены:

  • научно-обоснованные схемы специализации агропромышленного производства;
  • целевые региональные системы земледелия;
  • перечень и объемы мероприятий по повышению уровня внесения органических, минеральных и известковых удобрений, использованию высокоэффективных средств защиты растений, совершенствованию семеноводства;
  • комплекс мер по восстановлению мелиоративных систем и их эффективному функционированию;
  • отмечен приоритет животноводства, в первую очередь скотоводства, ориентируясь на высокий потенциал травяных ресурсов республики; В скотоводстве намечено:
  • создать и внедрить в производство специализированный тип молочного скота с продуктивностью коров 10 —12 тыс. кг и затратами корма 0,8 — 0,9 к.ед. на 1 кг молока;
  • сосредоточить производство молока в специализированных сельскохозяйственных организациях, провести реконструкцию и строительство новых ферм на 650—700 тыс. скотомест, выйти в среднем по республике на годовой надой молока 6 тыс. килограммов от коровы;
  • обеспечить продуктивность молочного скотоводства за счет качественно новых технологий, основанных на снижении удельных затрат ресурсов (в большей мере труда и кормов), комплексной механизации основных технологических процессов: содержания животных в условиях контролируемого микроклимата, эффективного приготовления и скармливания кормов, удаления и утилизации навоза, доения и охлаждения молока и т. д.;
  • довести к 2015 году численность чистопородных мясных коров до 10 тыс. голов, производство говядины от скота мясных пород и его помесей до 20 тыс. тонн, повысив среднесуточные привесы на выращивании и откорме до 1200 — 1300 г и снизив затраты кормов до 7,5 — 8,0 к.ед.

Для обеспечения производства 500 — 550 тыс. тонн свинины намечается построить не менее 70 новых свиноводческих комплексов мощностью каждого 24 — 30 тыс. голов выращивания и откорма  в год, усовершенствовать породный состав свиней, обеспечив среднесуточные привесы на выращивании и откорме 650 — 700 граммов, создать сеть репродукторных племенных свиноводческих ферм.

Намечается обеспечить прирост производства 250 тыс. тонн мяса бройлеров за счет модернизации существующих птицефабрик, строительства новых бройлерных птицефабрик на 30 млн. голов, а также внедрения прогрессивных технологий производства и повышения среднесуточных приростов до 64 граммов.

В соответствии с программой получит дальнейшее развитие рыбоводство, где объем производства товарной рыбы в республике намечается довести до 22,7 тыс. тонн.

Считаем, что мероприятия  по развитию животноводства позволят приблизиться к среднеевропейскому уровню по продуктивности и ресурсоемкости производства в этой отрасли, удовлетворить потребности республики в сырьевых и продовольственных ресурсах, сформировать целесообразные экспортные фонды.

В разделе по развитию земледелия важная роль отводится повышению  продуктивности мелиорированных земель посредством инновационных подходов в эксплуатации мелиоративных систем. Предусмотрено обеспечить к 2015 году оптимальный водный режим для сельскохозяйственных растений на площади около 2,8 млн. га, довести продуктивность этих земель до уровня 6 — 7 тонн кормовых единиц с гектара, создать не менее 500 тыс. га высокопродуктивных многокомпонентных пастбищ. Кроме того, за счет выполнения мелиоративных работ предусматривается ввести в сельскохозяйственное использование новые земли на площади 22,6 тыс. га.

Для повышения плодородия почв планируется внести к 2015 году органических удобрений не менее 50 млн. тонн (12 тонн на гектар пашни) и почти 2 млн. тонн действующего вещества минеральных удобрений при соотношении азотных, фосфорных и калийных 1:0,4:1,1. Проводить ежегодное известкование на площади не менее 474 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий. Программой предусмотрено увеличить к 2015 году мощность Гомельского химического завода по производству фосфорсодержащих удобрений до 320 тыс. тонн действующего вещества, увеличить на нем объемы выпуска комплексных удобрений в объеме полной потребности под сахарную свеклу, пивоваренный ячмень, картофель, гречиху и пшеницу, всего 420 тыс.тонн в физическом весе.

Предусмотрено также  накопить в пахотном слое почвы не менее 75 тыс. тонн биологического азота посредством расширения посевов многолетних бобовых трав до 400 тыс. гектаров, бобово-злаковых трав до 350 тыс. гектаров и зернобобовых культур до 350 тыс. гектаров.

В целях существенного  роста продукции растениеводства, помимо мероприятий по повышению плодородия почвы, большое значение придается внедрению зональных систем земледелия, базирующихся на возделывании новейших сортов сельскохозяйственных культур, преимущественно отечественной селекции, и использованию прогрессивных энергоресурсоэкономных технологий.

ЗЕРНОВЫЕ культуры будут  представлены высокоурожайными сортами  и гибридами, обеспечивающими в  производстве к 2015 году в среднем  по стране урожайность зерна пшеницы  в 4,3 т/га, тритикале — 4,2, ржи — 3,9, ячменя — 4,1 , овса — 4 т/га. По проведенным расчетам в структуре валового сбора зерна в 2015 году пшеница составит 2236 тыс. тонн; тритикале — 1890 тыс. тонн; ячмень —2214 тыс. тонн; рожь — 1560 тыс. тонн; кукуруза — 1000 тыс. тонн; зернобобовые — 1000 тыс. тонн.

Ставится целью обеспечить ежегодное производство суперэлиты зерновых и зернобобовых культур в объеме 5300 тонн и элитных семян — 52 тыс. тонн, что полностью обеспечит потребности райсемхозов. В сырьевых зонах Гомельской и Брестской областей намечено обеспечить производство семян гибридов кукурузы первого поколения в количестве около 25 тыс. тонн, соответственно увеличив мощности по доработке семян в Гомельской и Брестской областях.

В республике постоянно  актуальна проблема семян многолетних  трав. Поэтому намечается специализировать на производстве элиты и 1 репродукции семян многолетних трав 30 сельскохозяйственных предприятий с оснащением их необходимой материально-технической базой; довести производство семян трав до объема полного обеспечения.

С учетом животноводческой специализации аграрной отрасли большое значение придается оптимизации кормопроизводства. В этих целях намечается:

  • создать стабильную кормовую базу в объеме нормативной потребности под планируемые объемы производства животноводческой продукции с образованием 20 проц. страхового фонда;
  • стабилизировать посевную площадь многолетних трав на пашне на уровне 850 тыс. га (20 проц. от пашни), довести в их структуре долю бобовых и бобово-злаковых до 90 проц., используя в качестве бобового компонента на легких почвах лядвенц, эспарцет и донник; определить посевную площадь кукурузы на силос в размере 530 — 550 тыс. гектаров;
  • расширить посевы зерновых культур в структуре однолетних трав в смеси с зернобобовыми для приготовления зерносенажа; увеличить посевы однолетних культур в поукосных и промежуточных посевах до 500 тыс. га;
  • заготовить сенаж и силос из травяных кормов с упаковкой в полимерные материалы (рукава, пленка) до 50 проц. от общих объемов.

По мере повышения  культуры питания населения возрастает спрос на высококачественные плоды и овощи. Решения этой проблемы требуют и задачи импортозамещения. Поэтому намечается увеличение среднегодового производства плодов и ягод к концу 2015 г. до 1 млн. тонн, в том числе в сельхозорганизациях до 300 тыс. тонн, а также увеличение среднегодового производства овощей к концу 2015 г. до 2,5 млн. тонн.

Планируется создать  всем предприятиям, перерабатывающим плоды и овощи, собственные промышленные сырьевые зоны с использованием сортов, пригодных для механизированной уборки и промышленной переработки с получением продукции высокого качества, конкурентоспособной на внутреннем и зарубежных рынках. Производство тепличных овощей осуществить в 19 тепличных комбинатах. В специализированных по плодам и овощам сельскохозяйственных организациях построить и реконструировать плодохранилища емкостью 64 тыс. тонн и 57 овощехранилищ.

Информация о работе Перспективы развития агропромышленного комлекса Республики Беларусь