Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:29, контрольная работа
Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.
Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.
Частенько некоторые девочки, ожидая, пока мать проверяет качество работы, то ли от волнения, то ли еще по какой причине, начинают ковырять во рту концом ножа. Но это не ускользает от взгляда вроде бы занятой мамы.
«Убери изо рта нож, став взрослой, будешь объектом для сплетен и всю жизнь будешь чувствовать себя, как на остром конце ножа», — строго скажет мать, возможно, желая, чтоб дочь не поранилась и не привила бы себе дурную привычку.
С малых лет внушают девочкам об ответственности их роли создательницы нового очага, новой жизни. В течение нескольких столетий благодаря им, прекрасной половине человечества, ненецкий народ создавал, соблюдал и сохранял свои добрые традиции.
Приметы, связанные с бережным отношением к природе, с запретами жизни тундры, которые должны выполняться беспрекословно взрослыми и детьми:
«Не мучай зверя, животного, насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения. Не кидай камни, комья земли или снега в реку, озеро, водоём – ты ослепишь жителя подводного мира и сам ослепнешь. Не тревожь воду, потому что, не миновать беды- может подняться ураганный ветер и разбуженная вода может натворить много бед. Не стреляй из лука, не имея мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.
Не учись сквернословить – плохие слова на твоём языке оставляют запахи зловония. Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности, боль земли – это боль сердца твоего». [10, С.18]
5. Загадки
Загадка |
Отгадка |
В безбрежном море щепка плавает. |
Луна |
Один мужчина собачку дома привязал. |
Луна и полярная звезда |
Луна зимою ягушку надела. |
Пурга |
Шкура большого быка вся в дырочках. |
Звёзды |
Небо красноватое играет
- будто там бруснику собирает. |
Полярное сияние |
Жилище и предметы домашнего обихода
Загадка |
Отгадка |
В чум входящего бьёт, на улицу уходящего бьёт. |
Дверь чума |
Две старухи друг друга за волосы держат. |
Два первые шеста чума |
Чёрные тучи, белые тучи вплавь уходят. |
Когда ставят чум, поднимают нюки и поднючья |
Китовые рёбра блестят тёплым блеском. |
Шесты чума |
В горячем море, в туманном просторе богатыри в шлемах остроконечных скачут - Что это значит? |
Закипел котёл |
Роман РУГИН писатель и общественный деятель, Почётный гражданин г. Салехарда Ямало-Ненецкого АО, главный редактор журнала "Ямальский меридиан", член Союза писателей СССР, Лауреат литературной премии Союза писателей России, академик, автор 30 книг стихов и прозы
Сказки народа ханты Волшебный Торсапыл
«Жил шаман со своей шаманихой. Был у шамана волшебный торсапыл (музыкальный инструмент), сделанный из поющего дерева, с пятью струнами из лосиных жил. Шаман с женой работать не любили, а жили лучше всех своих родичей-хантов. Богатство и еду доставал им волшебный торсапыл.
Сядет поседевший шаман перед очагом, потрясет своими косичками и говорит жене:
- Клади-ка, жена, на
колени мне пятиструнный
Жена тут же исполняет его приказание. Резво заиграет шаман на своем волшебном торсапыле и запоет гнусавым голосом:
- Тринь-тринь, лосиные жилы! Тринь-тринь, поющее дерево! Пусть годовалый бычок бедняка Хартаганова прилетит ко мне через мой широкий дымоход! Тринь-тринь! Жду я!
И неведомая сила хватает вдруг бычка, легко поднимает его, как пушинку, в воздух и несет выше деревьев прямо к юрте шамана и бросает бычка в дымоход. Падая в дымоход, бычок напарывается на пику. Довольный шаман топором приканчивает его, снимает острым ножом шкуру и начинает с женой варить да жарить нежное мясо.
Захочется вдруг шаману новую ягушку – шубу для жены завести. Сядет перед очагом, прикажет жене подать волшебный торсапыл, топор, нож, пику. Заиграет и запоет:
- Тринь-тринь, лосиные
жилы! Тринь-тринь, поющее дерево!
Пусть новая разузоренная
И вот сшитая новая ягушка молодой жены Севли, подхваченная неведомой силой, быстрее громового ветра летит над лесом прямо к юрте шамана и падает через дымоход как на раз на острый конец пики.
Шаман, улыбаясь, берет новую разузоренную ягушку и наряжает в нее свою шаманиху.
Чего бы ни захотели заиметь шаман и его жена, волшебный торсапыл все доставлял им без промедления. Совсем разорили они сородичей-хантов.
Жирных оленей и красивую одежду, рыболовные сети и юркие лодки, добытую ценную пушнину и деликатесную рыбу – все отобрали у бедняков с помощью волшебного торсапыла. Шаман и шаманиха в округе самыми богатыми стали, а бедняки ханты разорились и не знают, куда девалось их добро. Стали нищенствовать и умирать с голоду.
Однажды бедняк Хартаганов собирал в лесу ягоды себе на пропитание.
Вдруг он увидел, как над дремучим лесом быстрее громового ветра пронеслась чья-то охотничья собака прямо к юрте шамана и упала в дымоход.
Видно, шаман захотел завести новую оторочку из собачьего меха на подоле своей пышной малицы.
С тех пор в народе быстрее ураганного ветра пошел невероятный слух, что все их добро, оказывается, грабит ненасытный шаман. Ханты возненавидели его.
Узнал об этом всезнающий
шаман и решил отомстить
- Подай скорей
мой волшебный торсапыл! Приготовь
топор и нож! Крепче поставь
пику под дымоход! Я накажу
этого болтуна Хартаганова, не
умеющего держать язык за
Заиграл он неистово и стал орать гнусаво:
- Тринь-тринь, лосиные
жилы! Тринь-тринь, поющее дерево!
Пусть болтун бедняк
Бедняк Хартаганов в это время был во дворе и чинил последнюю оставшуюся сеть. Вдруг какая-то неведомая сила начала резко поднимать его вверх. Испугавшийся Хартаганов стал хвататься за угол своей ветхой юрты, звать людей на помощь. Но невесть откуда взявшаяся и неподвластная ему сила оторвала его от родной земли и понесла над лесом быстрее громового ветра прямо к юрте шамана и бросила в дымоход.
Но бедняк Хартаганов был храбрый человек. Падая в очаг, он смело и ловко ухватился обеими руками за острый конец пики и перебросил себя через шамана на середину юрты.
Всесильный и жадный шаман впервые испугался, перестал играть и даже выронил торсапыл. Хартаганов сразу почувствовал себя раскованным и вмиг догадался, что торсапыл не простой, а волшебный. Бедняк моментально схватил торсапыл и юркой белкой выскочил из юрты.
Шаман с шаманихой с ревом кинулись догонять его, стали умолять Хартаганова, чтобы он возвратил им волшебный торсапыл. Сулили ему всякое добро, которое хранилось в семи амбарах. Но умный Хартаганов не послушался их и, прибавив скорости, прибежал с волшебным торсапылом к своим сородичам – беднякам-хантам. И решили озлобленные ханты навеки избавиться от жадного шамана. Старик Пурысь-Ики взял волшебный торсапыл, искусно заиграл и громко запел:
- Тринь-тринь, лосиные
жилы! Тринь-тринь, на сто голосов
поющее дерево! Пусть шаман, приносящий
людям зло, навеки исчезнет
из нашей тайги, пусть наше
добро, отобранное им, вернется
обратно к нам. Тринь-тринь-
Не успел седовласый старик Пурысь-Ики закончить свою песню, как юрта шамана вместе с хозяином и хозяйкой оторвалась от земли и понеслась над тайгой быстрее громового ветра в далекую полночную сторону.
Разошлись довольные бедняки ханты по своим убогим юртам и видят: все их добро, нажитое нелегким трудом, находится на месте. Обрадовались ханты, устроили по этому счастливому случаю большой праздник и стали жить счастливо.
И до сих пор никто о шамане не жалеет, ведь он вместо добра приносил людям зло. И всем живущим на земле не надо об этом забывать». [12]
Леонид Лапцуй - писатель, член Союза писателей СССР, заслуженный работник культуры РСФС.
МОЙ КРАЙ
«Кто не был в тундре нашего Ямала, не ночевал, в снегу прорыв нору, не шёл, когда над тропкой на ветру. Живая туча комаров плясала, кого, невесть откуда налетая, слепая вьюга не валила с ног, кто не искал среди болот дорог, - Как может он судить о нашем крае? Вольготно, мол, живётся на просторе
Стадам оленьим, бродит по снегам. Медведь-хозяин, а по берегам –обломки льдин, разбитых Карским морем… Как скудно, как неверно мненье это! Я приглашаю вас, друзья сюда! Сейчас Ямал – обжитая планета. Везде, на всём – солёный пот труда. Безбрежны, как моря, стада оленьи.
А рядом вышки нефтяные, в ряд, построившись, моторов мощных пеньем. Любого новичка ошеломят! Безлюдье? Воют волны ветра?
Но слышите вы голоса иные: Везде рабочий грохот топора. И новостроек песни молодые. Горят бессонно звёздные огни домов, перекликаясь над снегами. Мой дикий Север вырвали они из тьмы своими сильными руками, И юный ненец, севший за штурвал послушного гиганта самолёта, он видит, как помолодел Ямал, познавший радость творческой работы! Дремавший бесконечными веками, весь полуостров как бы вырос вдруг. Был поднят над студёными волнами
Усилием весёлых юных рук. Он был вчера похож на старика, но юношей расправил плечи ныне, сейчас Ямал не снежная пустыня…
Полюбите наш край наверняка! Мы ждём, друзья! И вовсе не беда, коль встретит вас неласковая вьюга. В любой зайдите чум – вас ждёт всегда гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд. Пусть ветры завывают за стеною, здесь каждый будет вас увидеть рад и обогреть душевной теплотою!» [11]
Заключение
В зоне вечной мерзлоты аборигены проживают на территориях за Полярным кругом, где ночь длится шесть месяцев в году, и свирепствуют морозы до -63 градусов. Ни один народ в мире не подвергается таким природным испытаниям. Несмотря на то, что солнце не заходит на небосвод 180 дней в году, а почва никогда не оттаивает, коренные народности развили и сохранили свою заповедную культуру памяти усопших и воспитывают детей в духе трепетного уважения прародителей. Эти правила поклонения перед умершими сородичами незыблемы и строго передаются из поколения в поколение. Традиция, которая во многом утеряна в современном российском обществе. Культура погребения у наших сибирских аборигенов - пример того, как можно побороть забвение усопших.
Различие культур разных
народов заключается в
Список литературы
Информация о работе Особенности самобытности коренных народов Ямала