Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:42, доклад
Морозов Георгий Федорович (1867-1920),творец учения о лесе, классик лесоводства, ботаник, почвовед и географ. Родился в семье мещанина, комиссара городской думы.
Жизненный путь Г.Ф.Морозова был сложен.Вначале он окончил 2-й Александровский кадетский корпус, а затем Павловское военное училище. После этого он три года пробыл на обязательной военной службе, а затем поступил в Петербургский лесной институт. В студенческие годы Г.Ф. Морозов зарабатывал на жизнь уроками, преподавая в одной из гимназий математику, к которой у него была большая склонность.
•Введение 3-5
•Глава 1 5
•Глава 2 6-7
•Глава 3 7-8
•Заключение
•Список литературы
СПБГЛТУ Кафедра лесных культур.
Доклад на тему:
.
I курс 8ая группа
Номер зачетки:
СПб 2011
Содержание:
•Введение
•Глава 1
•Глава 2
•Глава 3
•Заключение
•Список литературы
Введение
Морозов Георгий Федорович (1867-1920),творец учения о лесе, классик лесоводства, ботаник, почвовед и географ. Родился в семье мещанина, комиссара городской думы.
Жизненный путь Г.Ф.Морозова был сложен.Вначале он окончил 2-й Александровский кадетский корпус, а затем Павловское военное училище. После этого он три года пробыл на обязательной военной службе, а затем поступил в Петербургский лесной институт. В студенческие годы Г.Ф. Морозов зарабатывал на жизнь уроками, преподавая в одной из гимназий математику, к которой у него была большая склонность.
В 1893 г. По окончании Лесного института он переходит на практическую работу по лесному хозяйству. Начинает он ее помощником лесничего Хреновского лесничества бывшей Воронежской губернии, состоя одновременно преподавателем в Хреновском лесном техникуме. Здесь Г.Ф. Морозов знакомиться с деятельностью известного лесничего Н.Д. Суходольского, и подготавливает работу «Борьба с засухой при культурах сосны» на знание ученого лесовода 1-ого разряда.
В 1896 году талантливый молодой лесовод Г.Ф. Морозов получает заграничную командировку и в течение двух лет объезжает и изучает около 70лесничеств Германии и Швейцарии. За границей он знакомиться с работами ряда профессоров, а с некоторыми из них проводит совместные работы. Командировка в Германию привела Г.Ф. Морозова к твердому убеждению, что наша страна может, должна и является передовой в области лесоводства. Свое убеждение он высказал в словах: «Пора всероссийских рецептов миновала так же точно, как прошла пора « наметчины»,т.е. простого переноса западноевропейских, преимущественно немецких, образцов хозяйства на русские леса». По возращении из заграничной командировки Г.Ф. Морозов был направлен на облесительные на песках Воронежской губернии. В 1899 году его назначили лесничим первого разряда в Каменностепное лесничество. Здесь Г.Ф. Морозов воспринял бессмертные идеи выдающегося ученного В.В. Докучаева.
В Каменностепном лесничестве Г.Ф. Морозов разработал много ценных методов и приемов степного лесоразведения для борьбы с засухами, которые теперь широко используются в нашей стране.
В 1901 году Г.Ф. Морозов был избран профессором Петербургского лесного института по кафедре общего лесоводства. В Лесном институте его работа составила целую эпоху – эпоху творческого развития отечественного лесоводства. Здесь он работал не покладая рук над созданием кафедры, кафедрального музея и библиотеки до 1917 года, когда его здоровье сильно пошатнулось, и он был вынужден выехать на лечение в Крым. В период работы в Лесном Институте Г.Ф. Морозов был редактором всемирно известного «Лесного журнала», основанного более 100 лет назад издававшегося Лесным обществом. Этим журналом он руководил до 1918 года Морозовский период «Лесного журнала» благодаря своему глубокому научному содержанию навсегда останется в истории науки о лесе.
В Крыму Г.Ф. Морозов, несмотря на свое тяжелое состояние( паралич), принимал самое живое участие в работах практиков-лесоводов. Он читал в Таврическом университете лекции по лесоведению, которые отличались необычайной широтой и блеском идей и содержали его последние научные достижения о лесе. На эти лекции собирались не только студенты, но и ученные самых разнообразных специализаций.
На посту заведующего кафедрой лесоводства Таврического института и оборвалась жизнь замечательного ученного. Могила его находиться в предместье Симферополя, в Салигарке.
Г.Ф. Морозов создал впервые в мире единое целое учение о лесе, основанное на теории Дарвина, а также на учении Докучаева о почве. Он оставил нам так же созданное впервые в мире учение о типах леса, основанное на учете особенностей растительности в единстве со средой в лесу и давшее много новых решений запросов практики лесного хозяйства. Г.Ф. Морозов оставил нам также учение о смене древесных пород, показавшее лес в развитии в зависимости не только от свойств древесных растений, но и от особенностей среды-почвы, атмосферы, животных.
Г.Ф. Морозов неутомимо и глубоко творчески боролся за усовершенствование лесоводства и развитие методов преобразования природы леса. Он разработал и выдвинул многие принципы, методы и приемы степного лесоразведения, обеспечения естественного возобновления леса, рубок ухода за ним и главных рубок леса.
Как уже отмечалось выше, Г.Ф. Морозов фактически первый в мире создал цельное глубокое научное учение о лесе. Изданные в 1831 году « Основания лесоводства» Кота не представляли собой единого целого учения. Больше того, этот курс в значительной мере повторяет название и содержание нашего отечественного курса «Начальные основания лесоводства», написанного Е.Ф. Зябловским и изданного в Санкт-Петербурге еще в 1804 году.
Несомненно ценны отечественные курсы Длатовского «Лесовозобновление и лесоразведение», 1843 год, и Анненкова «Лесоводство», 1851 год. В этих курсах широко показано многообразное русское лесоводство, однако они не представляют еще собой в полной мере сложившихся учений о лесе.
Большого внимания заслуживает курс «Лесовозращение» русского лесовода Дм. Кравчинского, написанный в 1881-1883 гг. и изданный в 1883. Он носит уже характер цельного курса лесовыращивания.
Курс «Учение о лесе» Г.Ф. Морозова, сложившийся из ряда работ и, в частности, из классических в большинстве своем трудов –«Введение в биологию леса», «Биология наших лесных пород», «Природа леса», «Свойства леса», «Смена пород», «Типы лесных насаждений»,- на большой научной высоте суммирует и обогащает опыт русского лесоводства.
Г.Ф. Морозов свое учение о лесе построил на базе эволюционного учения о развитии живого царства, созданного крупнейшим естествоиспытателем Дарвином, и генетического учения о почве, созданного выдающимся русским ученным Докучаевым.
Учение о лесе Г.Ф. Морозова, в свою очередь положительно повлияло на формирование ряда других наук и в частности, как это видно из работ географа Л.С. Берга, на создание ландшафтной географии, и из работ эколога животных Д.Н. Кашкарова,- на возникновение учения о природных комплексах животных.
Проф. Д.Н. Кашкаров в своей известной книге «Основы экологии животных»( 2ое издание, страница 35) называет «учение о лесе» Морозова «замечательной книгой» и говорит о ней как об этапе в истории экологии животных. Это показывает, как далеко простирается влияние идей Морозова
Морозов заставил смотреть на лес с совершенно новой точки зрения, дал блестящий синтез наших знаний о лесе, создал лесоведение как научную теорию лесоводства, написал такую книгу, как «Учение о лесе»- это блестящую поэму о жизни леса, принадлежащую к числу замечательнейших творений мысли.
Впервые курс учения о лесе был выпущен литографским путем в виде конспектов лекций Г.Ф. Морозова по разделам лесоводства, записанных студентами в 1902-1903 годах, затем конспект этих лекций типографским путем выпускался в 1914 году. Наконец, курс полного учения о лесе под названием «Основания учения о лесе» выше в 1920 году .
Глава 1
Учение о типах леса
Творческий талант Г.Ф. Морозова особенно ярко проявился в создании им учении о о пиитах леса. Идея типов леса, как известно, принесла большие результаты в области развития теории лесоводства и усовершенствования практики лесного хозяйстваю Отдельные высказывания по иппологии были и до него (Зябловский, Теплухов, Гуторович, Серебренников и другие), но учение о типах леса было впервые создано Г.Ф. Морозовым. В первоначальном виде оно было опубликовано в 1903 и 1904 годах, в работе «К вопросу о типах насаждений» (журнал «Лесопромышленный вестник»).
Учение Г.Ф. Морозова о типах леса было истинно плодотворным, получившим всеобщее признание. Оно сформировалось под благотворным влиянием генетического учения В.В. Докучаева о почве.
Учение о типах леса является достоянием русской науки. Уже вслед за Г.Ф. Морозовым возникли лесопипологические школы и течения в других странах.
В своем учении «Учение о лесе» Г.Ф. Морозов по этому поводу писал : « Все высказанное на этих страницах составляет сущность так называемого типологического изучения лесов, или, другими словами учение о типах насаждений. Учение это возникло на русской почве, на нашей родине, географические условия которой должны были способствовать этому, как они в своем время создали современное учение о почве гением Докучаева».
По Морозову ,под типом леса следует понимать «… совокупность насаждений, объединяемых в одну обширную группу общностью условий местопроизростания, или почвенно-грунтовых условий». Далее Морозов отмечал: «… классификация которой я пользуюсь, вовсе не основана только на признаках местообитания. Я требую при указании на местообитание и указаний на руководящие породы». Затем Г.Ф. Морозов писал: « Необходимо уменье сразу смотреть и на лес и на занятую среду; такое обобщение давно уже живет в вековой мудрости народа, крылатыми словами отметившего совокупность и территории и его лесного населения, степень их соответствия друг другу в таких терминах, как ремень, сурамень, суборь, согра и т.д.» Большое внимание Г.Ф. Морозов обращал на географичность типов леса.
Учение Морозова дало начало развитию ряда лесотипологических школ. Появилось экологическое направление Крюденера, Алексеева, Погребняка.
Академик В.Н. Сукачев, как известно, создал лесотипологическую школу, которая часто называется фитоценологической, морфолого-физиологической и биогеоценотической. Однако новые школы и течения в лесной типологии нисколько не снижают значения первого учения о типах леса, созданного Г.Ф. Морозовым.
Отдельные же частные высказывания Г.Ф. Морозова , не получившие признания в его же собственных окончательных формулировках, но часто используемые различными
авторами для критики теории Морозова, а иногда и для подтверждения своих собственных ошибочных положений, безусловно не могут быть приняты нами во внимание.
Глава 2 Типы насаждений Г.Ф. Морозова
Известно, что насаждения, образующие леса, отличаются большим разнообразием по признакам и лесорастительным элементам. Для назначения лесохозяйственных мер недостаточно знать об одном или двух компонентах леса. Необходимо иметь подробную информацию о насаждении и его среде. При этом информация должна быть выражена определенным критерием или другим показателем, характеризующим природу данного леса. Классы бонитета, как известно, широко используются для характеристики насаждений и условий местопроизрастания. По классам бонитета можно составить представление о степени добротности условий местопроизрастания. Однако классы бонитета в лесу устанавливают по двум количественным показателям высоте н возрасту насаждения. Поэтому они указывают на количественную оценку и не отражают внутренней жизни леса, не дают представления о его жизнеустойчивости, о периодах в развитии леса и тем более об особенностях естественного возобновления. Одинаковый состав двух насаждений, их строение, состояние, возраст и продуктивность, выраженные классом бонитета, еще не означают, что они тождественны. Отдельные показатели леса могут быть различными. На песках, например, образуется древесина со значительным процентом ядра, на заболоченной почве — с преобладанием заболони. В первом случае препятствием для возобновления будет чрезмерная сухость почвы, по втором избыток влаги, В первом случае надо увеличивать влажность, во втором бороться с избытком влаги. По классу бонитета трудно определить состав кустарников и трав, произрастающих под пологом леса, трудно также установить их влияние на рост и развитие самосева и подроста. При одинаковом бонитете условия роста бывают разные. Так, сосна на болотных почвах с прослойками из супеси образует древостой IV класса бонитета. На сухих песчаных всхолмлениях сосна также образует насаждения IV класса бонитета. По продуктивности насаждения одинаковы, а причина низкой продуктивности различна. В первом случае низкая продуктивность сосны объясняется заболоченностью почвы, недостатком кислорода в почве, необходимого для нормальной жизнедеятельности корневых окончаний, а во втором, наоборот, недостатком влаги в почве. Так как эти два насаждения одинаковы по классу бонитета и разнокачественны по условиям жизни, то они требуют различных лесохозяйственных мероприятий, направленных на повышение их продуктивности. Таким образом, для характеристики леса и проектирования мероприятий по эксплуатации и улучшению лесов мало знать класс бонитета, необходимо составить более точное представление о лесе через такое понятие, которое вместе с классом бонитета включало бы действительную оценку леса и условий его произрастания. Таким понятием является тип леса.
Под типом леса Г. Ф. Морозов понимал такую группу или совокупность насаждений, которая, различаясь по таксационным признакам, сходна по условиям местопроизрастания или почвенно-грунтовым условиям. В определение типа леса вкладывается содержание, позволяющее оценить лес в конкретный период времени и предвидеть его развитие в перспективе. При этом устанавливают степень соответствия между потребностями древесных пород и условиями среды. Единый взгляд на лес в практике лесоводства часто подчеркивается такими народными терминами, как рамень, сурамень, суборь, согра и т. д. Эти названия типов леса объединяют в себе основные признаки состава леса и среды. Под раменью, по Г. Ф. Морозову, в отличие от согры понимают такие насаждения, где нет избыточного увлажнения почвы, хорош дренаж, где развивается поэтому один лишь подзолистый процесс и нет глеевого горизонта, вместе с тем грунтовые воды здесь удалены на такую глубину, что корни ими не пользуются; субстрат глинистый или суглинистый с хорошо очерченными горизонтами.
В условиях лесостепи Г. Ф. Морозов выделил следующие типы насаждений: сухой бор — сосняки, произрастающие на сухих песчаных почвах с лишайниковым напочвенным покровом; низинный, иди свежий, бор — сосняки междюниых всхолмлений; боры пристенные—сосняки на супесях и мелких суглинках, высокой продуктивности, с подлеском и 2-ярусом. Ниже приведено краткое описание сухого и низинного боров по Г. Ф. Морозову.
Сухой бор — тип леса, характерный для лесостепной зоны, выражен дюнными всхолмлениями, включающими в свои верхние горизонты кварцевые частицы, хорошо отсортированные и довольно крупных размеров. Эти холмовые образования приурочены к надлуговым террасам, которые начинаются от левого берега реки или непосредственно от уреза воды, либо отдалены от водоема пойменным образованием. Холмовые образования не представляются однообразными. Среди них наблюдаются котловины выдувания, то заболоченные, то лишь свежие. В случаях обширных размеров, площадью в 1 га и более, их выделяют в отдельный тип — низинный бор. При меньшей площади эти низины практического значения иметь не будут и войдут в общий сухой холмовый бор. Сухой бор отличается низким бонитетом, плохим ростом, малой сомкнутостью лесного полога. Стволы деревьев такого бора сильно сбежисты, а в напочвенном покрове лишайники, что чаще встречаются в сухих борах севера. Насаждения сухого бора, как правило, чистые, одноярусные, с бедной лесной подстилкой, медленно разлагающейся. Под пологом бора влажность воздуха и верхних горизонтов почвы резко отличаются от открытого места. Корневые системы деревьев сухого бора имеют короткий вертикальный корень, сильно развиты, поверхностно стелющиеся. Появляющийся под пологом леса самосев часто погибает, сохраняясь лишь в низинах, удерживаясь в затененных местах, приуроченных к поясам тени, образуемой южной стеной леса, отдельным деревом или их группой. Сплошные рубки в сухих борах не дают ни смены покрова, ни смены пород.
Информация о работе Морозов, как основоположник лесной типологии