Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа
Целью данного проекта, учитывая актуальность поставленной проблемы, является исследование организации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Главной задачей курсового проекта является определение места фермерства в развитии современного агробизнеса, изучение принципов и способов организации крестьянского (фермерского) хозяйства, а также организационно-экономических условий создания фермерского хозяйства, оценка эффективности деятельности организуемого К(Ф)Х.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Место фермерства в развитии современного агробизнеса. Принципы и способы организации крестьянского (фермерского) хозяйства…………..……...5
2 Организационно-экономические условия создания крестьянского (фермерского) хозяйства…………………………………………………………...13
2.1 Обоснование размера хозяйства…………………………………………13
2.2 Организация землеустройства…………………………………………...15
2.3 Формирование капитала………………………………………………….19
2.4 Обоснование производственной программы……………………………21
2.5 Обоснование потребности в сельскохозяйственной технике………….38
3 Оценка эффективности организации крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………………………………………40
3.1 Обоснование доходности……………………………………………........40
3.2 Экономическая эффективность проекта……………………...…………43
Выводы и предложения………………………………………………………...….45
Библиографический список………………………………………………...……...47
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Место фермерства в развитии современного агробизнеса. Принципы и способы организации крестьянского (фермерского) хозяйства…………..……...5
2 Организационно-экономические условия создания крестьянского (фермерского) хозяйства………………………………………………………
2.1 Обоснование размера хозяйства…………………………………………13
2.2 Организация землеустройства………………………………………
2.3 Формирование капитала………………………………………………….19
2.4 Обоснование производственной программы……………………………21
2.5 Обоснование потребности в сельскохозяйственной технике………….38
3 Оценка эффективности организации крестьянского (фермерского) хозяйства………………………………………………………
3.1 Обоснование доходности……………………………………………...
3.2 Экономическая эффективность проекта……………………...…………43
Выводы и предложения…………………………………………………
Библиографический список………………………………………………...…….
Приложения……………………………………………………
Введение
В настоящее время широкое распространение получили крестьянские (фермерские) хозяйства, которые основаны на новых формах землевладения и землепользования, т.к. многоукладная экономика нашей страны развивается год от года, также как и рыночные отношения. Этому процессу способствовали радикальное изменение земельного законодательства, принятие новых нормативных актов исполнительной и законодательной власти.
Крестьянское хозяйство – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который представлен отдельными гражданами, семьей или группой лиц желающих совместно вести хозяйство, осуществляющей производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находящихся в их собственности и аренде. Фермерское хозяйство представляет собой форму свободного предпринимательства, которое осуществляется как самостоятельная и инициативная сельскохозяйственная деятельность на свой риск, под имущественную ответственность, направленная на получение экономической выгоды, дохода.
Законом не допускается вмешательство государственных и иных органов в хозяйственную и иную деятельность КФХ. Экономические отношения КФХ с предприятиями, организациями, гражданами, государственными органами строится путем заключения договора, на основе операций по наличному и безналичному расчету.
Государство активно поддерживает развитие КФХ путем экономического регулирования сельского хозяйства: льготное кредитование сельского хозяйства; льготное налогообложение и т.д.
Экономической основой крестьянских хозяйств является рациональное сочетание труда крестьянской семьи, имеющихся средств производства и земельных ресурсов. В настоящее время создание крестьянских хозяйств идет на земле колхозов, совхозов и других коллективных сельскохозяйственных предприятий. В процессе затрагиваются землепользования многих предприятий. Поэтому организация только в том случае обоснована, когда она является эффективной и не ухудшает землепользования соседних хозяйств.
Отраслевая структура и специализация хозяйства должны обязательно устанавливаться с учетом плодородия, степени окультуренности земель, возможности последующей трансформации и улучшения угодий. В основе рационального построения и ведения любого крестьянского (фермерского) хозяйства должны лежат определенные требования, без учета которых невозможно организовать территорию и производство.
Целью данного проекта, учитывая актуальность поставленной проблемы, является исследование организации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Главной задачей курсового проекта является определение места фермерства в развитии современного агробизнеса, изучение принципов и способов организации крестьянского (фермерского) хозяйства, а также организационно-экономических условий создания фермерского хозяйства, оценка эффективности деятельности организуемого К(Ф)Х.
В проекте применяются общие методы исследования – аналитический, статистический, расчетный и т.д.
Организуемое крестьянское (фермерское) хозяйство будет расположено на территории Ачинского района Красноярского края, основным направлением производственной деятельности является производство и реализация продуктов отрасли растениеводства.
1 Место фермерства в развитии современного агробизнеса. Принципы и способы организации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Сельское хозяйство - важнейшая сфера экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг в целях обеспечения населения качественным продовольствием, промышленности - сырьем и содействия устойчивому развитию сельских территорий.
В рамках многоукладности экономики важное место в АПК принадлежит малым формам хозяйствования: крестьянским (фермерским) хозяйствам), малым сельскохозяйственным предприятиям, индивидуальным предпринимателям, а также хозяйствам населения. В совокупности этот сектор дает более 62 процентов в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства.
Здесь производится около 95 % картофеля, более 84 % овощей, 56 % мяса и 54 % молока. То есть, этот сектор играет важную роль в обеспечении населения продовольствием и очень важен для агропродовольственной безопасности страны.
Наиболее организованной частью малых предпринимателей являются фермеры. Фермерский сектор стабилизировался на цифре 260 тысяч хозяйств, в которых занято около 1 млн.200 тыс. человек, включая членов фермерских хозяйств и наемных работников.
На современном этапе развития агробизнеса в Российской Федерации, фермерский сектор показывает положительную динамику в развитии по всем основным направлениям деятельности и самые высокие темпы развития в отрасли.
За последние 10 лет сбор зерновых в крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличился в 4 раза и удельный вес составляет около 21% от всего урожая зерна. Производство подсолнечника выросло в 4 раза, сахарной свеклы – в 3,4 раза, картофеля – в 4,6, овощей – в 5,1. Эти темпы роста являются самыми высокими среди всех форм хозяйствования на селе. Поголовье крупного рогатого скота выросло в 2,3 раза, свиней – в 2 раза, коз и овец – в 7,3 раза. За 10 лет рост по мясу скота и птицы – 2,4 раза, по молоку – 2,4, по шерсти – 5 раз.
В целом за последние 10 лет объем фермерского производства в фактически действовавших ценах вырос в 15 раз, а в сопоставимых ценах на 193,5%. Темпы роста в фермерском секторе в 4,3 раза выше, чем по отрасли.
Крестьянское (фермерское) хозяйство относится к объединениям предпринимательского типа, с особым субъектным составом, действующим в области сельского хозяйства. Отличительной чертой данного образования является его «отнесение к индивидуальному или семейному типу предпринимательства, так как в основном фермерское хозяйство объединяет небольшие группы людей, связанные между собой доверительными отношениями».
В соответствии с Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Правовые, экономические и социальные основы создания, регистрации и организации деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств определены в Федеральном законе от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая ст. 21, 257-259), в Земельном кодексе Российской Федерации, в Постановлении Правительства РФ от 16.10.2003 г. № 630, в приказе МНС России от 03.12.2003 № БГ-3-09/664.
По ныне действующему законодательству крестьянское хозяйство независимо от того, представляет ли оно собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, или создано одним гражданином, не является юридическим лицом.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности членов, а также меры ответственности за неисполнение установленных обязанностей определяются членами хозяйства самостоятельно. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Управление и организация деятельности фермерского хозяйства осуществляется главой, который без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности, осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение; организует ведение учета и отчетности, осуществляет иные определяемые соглашением между членами К(Ф)Х полномочия. При этом по сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, фермерское хозяйство отвечает всем своим имуществом.
Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, при этом размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяется по соглашению между членами К(Ф)Х.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.
Правом на создание фермерского хозяйства обладают как российские, так и иностранные граждане и лица без гражданства. При этом ключевым требованием является наличие дееспособности у гражданина, претендующего на создание фермерского хозяйства.
Статьей 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определено, что в случае, если крестьянское (фермерское) хозяйство создается несколькими гражданами, необходимо заключение между ними соглашения, в котором содержатся сведения о членах хозяйства, признании главой одного из указанных членов, полномочиях этого главы и порядке управления хозяйством, правах и обязанностях членов хозяйства, порядке их принятия и выхода, формировании и последующем использовании общего имущества, распределении полученной продукции и доходов.
При создании фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется. Соглашение, предусмотренное Законом, является своего рода учредительным документом.
Членами фермерского хозяйства могут быть:
1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет,
2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.
Фермерское хозяйство возникает (считается созданным) как субъект предпринимательской деятельности со дня его государственной регистрации. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 г. № 630 установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
В целях проведения налогового контроля фермерское хозяйство подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту жительства главы хозяйства, а также а также по месту нахождения принадлежащего хозяйству недвижимого имущества и транспортных средств (Налоговый кодекс РФ, часть первая ст. 83). Налоговый орган осуществляет постановку хозяйства на налоговый учет в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов и в тот же срок выдает свидетельство установленного образца о постановке К(Ф)Х в налоговом органе. Постановка на учет и его снятие осуществляется бесплатно.
Хозяйство является плательщиком отдельных налогов, обязано вести налоговый учет, составлять и предоставлять налоговую отчетность, имеет право выбора на использование одной из трех систем налогообложения, учета и отчетности:
1) общеустановленная система, включающая в себя налог на доход и ряд других налогов, предусмотренных законодательством,
2) упрощенная система уплаты налога на доход,
3) специальная система налогообложения – единый сельскохозяйственный налог.
Фермерское хозяйство осуществляет отчисления за каждого из своих членов в Фонды социального страхования, в пенсионный фонд РФ, в Фонд медицинского страхования. На полученный и оформленный по документам бухгалтерского учета личный доход каждого из членов фермерским хозяйством начисляется и уплачивается налог на доходы физических лиц.
Фермерские хозяйства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в установленном порядке. К(Ф)Х самостоятельно принимает решение о выборе конкретного варианта ведения бухгалтерского учета и отчетности. Приказом Минсельхоза России от 20 января 2005 года №6 утверждены Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета К(Ф)Х, в которых установлены несколько вариантов организации бухгалтерского учета, из которых хозяйство в праве применить наиболее удобный, в том числе упрощенный, в зависимости от размеров хозяйства, объемов его коммерческой деятельности, масштабов применения наемной рабочей силы и других параметров.
Фермерское хозяйство прекращается, в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении ведения хозяйства, в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства, в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства, также в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества, или на основании решения суда.
Исторические, геополитические и экономические условия функционирования российского аграрного сектора России таковы, что фермерский уклад не может быть доминирующим, как в западных странах. Однако и в России семейные фермерские хозяйства могут стать при определенных условиях значимой составляющей частью многоукладной аграрной экономики.
Потенциал для развития фермерства в России существует. Социальная база формирования фермерских хозяйств перед началом аграрной реформы в Российской Федерации составляла около 5-6% от трудоспособного населения деревни, то есть примерно 1,2 млн. человек.
Преимущества фермерских хозяйств обусловлены их семейной самоорганизацией, что позволяет оперативно принимать управленческие решения, готовить кадры в самом хозяйстве. Не последнее место занимает и высокая мотивация производительного труда. К недостаткам можно отнести сравнительно короткий срок существования, зависимость циклов развития фермерского производства от возраста главы хозяйства, опасность возникновения конфликтных ситуаций внутри семьи главы хозяйства.
Фермерские хозяйства чаще всего создаются сельскими жителями, которые работали до этого в сельскохозяйственной сфере. Большинство из глав фермерских хозяйств были руководителями колхозов (совхозов) или специалистами, многие механизаторами.
Как показывают социологические опросы в качестве основного мотива создания фермерского хозяйства руководители фермерских хозяйств указывают на выживание семьи, получение дохода, а также стремление обеспечить работой членов семьи.
Таким образом крестьянские (фермерские) хозяйства имеют огромный потенциал в развитии, как за счет реализации внутренних резервов, так и за счет многомиллионного отряда личных подсобных хозяйств, способных стать предпринимателями при стимулировании государством этого процесса.
2 Организационно-экономические условия создания крестьянского (фермерского) хозяйства
2.1 Обоснование размера хозяйства
При формировании крестьянского (фермерского) хозяйства в разных регионах России требуются специализированный подход к размеру земельных участков, а также выбору видов производимой продукции. Именно поэтому определение необходимого размера хозяйства с учетом организационно-технологических параметров имеет важное значение.
Наиболее распространенными факторами, определяющими размеры фермерского хозяйства, являются: трудовой потенциал семьи, этап формирования хозяйства, а также выбор специализации.
Трудовой потенциал - это годовой фонд рабочего времени трудоспособных членов семьи и наемных работников с учетом требований трудового законодательства. При этом члены хозяйства должны обеспечивать выполнение определенного объема работ при соответствующем материально-техническом оснащении, которое характеризуется наличием в хозяйстве машин, тракторов и других технических средств для проведения полевых работ и обслуживания животных.
На этапе формирования нового крестьянского хозяйства размер зависит от наличия трудоспособных членов и материально-технического обеспечения.
Специализация для К(Ф)Х означает, что вся хозяйственная деятельность направлена на производство и реализацию определенного вида продукции.
Специализация начинает оказывать существенное влияние на размер хозяйства только после того, как оно окрепнет. В период становления при ограниченных материально-технических, финансовых и других возможностях фермер определяет свое место на рынке сбыта и производит ту продукцию, которая требует меньше трудозатрат, средств и может быть реализована с определенной выгодой.
Начинающие фермеры стремятся весь объем работ в хозяйстве выполнить силами семьи и близких родственников. При таком подходе сокращаются расходы и появляется возможность для создания резерва финансов для укрепления материальной базы хозяйства. Практика показывает, что развитие хозяйства целесообразно начинать с растениеводческой сферы. Это требует меньших затрат труда при производстве и реализации продукции. В дальнейшем при наличии в хозяйстве свободных рук обязательно развивается животноводство.
Организуемое фермерское хозяйство специализируется на производстве и реализации продуктов отрасли растениеводства. Фермерская семья состоит из 2-х мужчин (58, 37 лет) и 3-х женщин (55, 36, 20 лет).
Количество среднегодовых работников определяется с помощью коэффициентов, отражающих различие в физической силе и поправочного социального коэффициента, учитывающего возможное время участия членов семьи в производстве.
Мужчины:
Женщины:
Итого 3,2 чел.
За основу расчета годового запаса труда принимается количество среднегодовых работников (3,2 чел.), продолжительность года (365дн.), количество дней в неделе (7дн.), нормативная продолжительность рабочего времени в недели (40ч). В результате годовой запас труда составит:
С учетом трудоемкости возделывания яровой пшеницы, озимой пшеницы, кукурузы на силос определяется площадь возделывания сельскохозяйственных культур.
Годовые затраты труда при имеющихся средствах механизации на возделывание картофеля на 1 га составляют 244 чел.−час, свеклы − 75 чел.−час, а на возделывание кукурузы на силос – 20 чел.−час.
Исходя из этого, семья может возделывать:
каждой из культур.
2.2 Организация землеустройства
При создании фермерского (крестьянского) хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Однако крестьянское фермерское хозяйство может быть создано и в границах поселения. В связи с этим для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть использованы и земли поселений. Согласно Земельному Кодексу РФ использование земель осуществляется в соответствии с их целевым назначением. В зависимости от целевого назначения земли Российской Федерации делятся на следующие категории (ст. 7 ЗК):
земли сельскохозяйственного назначения;
земли поселений;
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
земли особо охраняемых территорий и объектов;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли запаса.
Гражданам, которые хотят вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом, Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Общие положения о приобретении прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, определены ст. 28 ЗК РФ, в соответствии с которой земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам, в том числе в собственность или в аренду.
Согласно статье 80 ЗК РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со ст. 78 ЗК РФ в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. По своему назначению и составу фонд перераспределения земель - это особый фонд земель сельскохозяйственного назначения, по определенным в статье 80 ЗК РФ причинам не используемый по назначению и не предоставленный до определенного времени субъектам сельскохозяйственной деятельности. Земли фонда перераспределения земель отнесены к землям, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ. Правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности, наделен орган государственной исполнительной власти, осуществляющий управление и распоряжение федеральным имуществом. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является первым юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в собственность частную. По ФЗ «О крестьянском фермерском хозяйстве» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня получения заявления принимает решение о проведении аукциона соответственно по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка, или вносит в Правительство края предложение по проведению торгов в форме конкурса с обоснованием необходимости проведения торгов в форме конкурса и условиям конкурса, либо опубликовывает сообщение о наличии земельного участка, предлагаемого соответственно для передачи в собственность, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, или в аренду с указанием категории земельного участка, его местоположения и площади.
Исходя из статьи 15 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются:
а) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства:
из земель сельскохозяйственного назначения: минимальный - 4 га, максимальный - равный 25 % общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного муниципального района края,
из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, минимальный и максимальный размеры земельных участков определяются согласно установленным нормам отвода земельных участков для конкретных видов деятельности,
б) для ведения садоводства: минимальный − 0,06 га, максимальный − 0,15 га,
в) для ведения огородничества: минимальный − 0,02 га, максимальный − 0,15 га,
г) для ведения животноводства: минимальный − 0,05 га, максимальный − 5,0 га,
д) для ведения дачного строительства: минимальный − 0,06 га, максимальный − 0,25 га.
Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в собственности края, в собственность граждан бесплатно, устанавливаются равными указанным в настоящей статье минимальным размерам земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В сельской местности максимальные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно многодетным гражданам из земель, находящихся в собственности края, для ведения садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, составляют 0,10 га.
2.3 Формирование капитала
По Федеральному Закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.
Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Это означает, что соглашением между членами может быть установлен правовой режим общей долевой собственности на имущество хозяйства. Этим же соглашением должны быть установлены доли каждого из членов хозяйства. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 245 Гражданского Кодекса РФ соглашением участников долевой собственности может приниматься во внимание вклад каждого из сособственников в образование и приращение общего имущества. Участник долевой собственности, осуществивший за свой счет с соблюдением установленного порядка использования общего имущества неотделимые улучшения этого имущества, имеет право на соответствующее увеличение своей доли в праве на общее имущество. Доли считаются равными, если они не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением сторон.
По взаимному согласию членами фермерского хозяйства устанавливается перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства.
Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства.
По статье 9 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.
Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.
При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
2.4 Обоснование производственной программы
В первые несколько лет работы крестьянское (фермерское) хозяйство осваивает севооборот, налаживает отношения с сервисными службами и структурами рынка сбыта продукции (заготовителями, частными потребителями и др.).
На современном этапе развития сельского хозяйства правильный севооборот – основа рационального земледелия. Севооборот – это научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур, а при необходимости и пара во времени и размещении на полях.
Севообороты служат связующими звеньями системы земледелия с системой ведения хозяйства, определяют его производственную мощность. За счет правильно построенных севооборотов и всей системы земледелия повышаются урожайность и рентабельность отраслей. Значение севооборотов обосновывается не временными или переходящими факторами, а исходит непосредственно из природных и экономических условий, биологических особенностей растений, их отношения к свойствам почвы, к сорнякам, болезням, вредителям. При этом ряд культур нельзя выращивать бессменно.
Система севооборотов в хозяйстве может сочетать разные их типы и виды. Предприятие выбирает из них те, которые соответствуют природным условиям, специализации, необходимой структуре посевных площадей и обеспечивают повышение плодородия почв, урожайность культур и рентабельность производства.
Организуемое К(Ф)Х на площади 60 га пашни создали полевой севооборот, который разделен на 3 рабочих участка, на участках разместили с/х культуры с учетом специализации хозяйства и предъявляемых агротехнических требований для размещения культур по предшественникам. При размещении полей севооборота подбор культур предполагается следующий:
1 свекла,
2 картофель,
3 кукуруза на силос.
Таблица 1 – Структура посевных площадей в организуемом фермерском хозяйстве
Наименование культур | Площадь, га | Структура посевных площадей, % |
Свекла | 20 | 33,33 |
Картофель | 20 | 33,33 |
Кукуруза на силос | 20 | 33,33 |
Всего посевов | 60 | 100,00 |
При таком севообороте площадь посева каждой из выращиваемых культур составляет 33,3% всей площади посевов.
Все корнеплоды, являясь пропашными культурами, служат хорошими предшественниками для других полевых культур. При выращивании кормовой свеклы в полевых севооборотах лучшими предшественниками считаются: удобренные озимые колосовые, КНЗ, картофель, зернобобовые, многолетние травы (преимущественно при одногодичном их использовании).
Картофель часто возделывают как парозанимающую культуру, используя для этих целей ранние сорта. Картофель, оставляя хорошо удобренные органическим веществом и чистые от сорняков поля, – хороший предшественник для яровых зерновых, зернобобовых, кукурузы, льна, конопли и другими. Картофель отзывчив на улучшение условий возделывания. Лучшие предшественники – озимые хлеба и зерновые бобовые культуры (люпин, вика, чечевица, горох, бобы), а также кукуруза, пласт и оборот пласта многолетних трав и однолетние травы.
Кукуруза – пропашная культура, оставляющая после себя чистое от сорняков и для большинства культур от вредителей и болезней поле. У кукурузы нет особых требований к предшественнику. Ее не поражают болезни и вредители других культурных растений (за исключением фузариоза). Включение кукурузы в севооборот благоприятно отражается не только на самой культуре, но и на других культурах. Кукуруза как предшественник оставляет после себя чистое от сорняков поле. Лучшие предшественники кукурузы – озимые и яровые зерновые, пропашные культуры.
В получении высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур при хорошем качестве продукции, большую роль играют сорта, приспособленные к возделыванию в местных условиях (в условиях Красноярского края), именно по этому принципу были выбраны следующие сорта культур: кормовая свекла – Юмбо F1, картофель – Накра, кукуруза на силос – РОСС 197 АМВ.
После того, как хозяйство получило землю, ввело севооборот, каждая культура стала занимать определенный участок земли. Плановый объем производства каждой культуры определяется по формуле:
где У – это урожайность каждого вида продукции,
– площадь участка земли.
Таблица 2 – Планирование объемов производства продукции организуемого фермерского хозяйства
Вид продукции | Площадь посевов, га | Урожайность, ц/га | Валовая продукция, ц |
Свекла | 20 | 503,5 | 10070 |
Картофель | 20 | 320 | 6400 |
Кукуруза на силос | 20 | 405 | 8100 |
Производство растениеводческой продукции должно быть достаточным для обеспечения хозяйства семенами для посевной, расчета натуральной оплатой и др. Оставшаяся часть урожая реализуется на рынке.
Таблица 3 – Расчет потребности семян для организуемого К(Ф)Х
Сельскохозяйственные культуры | Площадь посева, га | Нормы высева семян на 1га, ц/га | Требуется семян, ц | Страховой фонд семян (15%), ц | Всего требуется семян со страховым фондом, ц |
Свекла | 20 | 0,15 | 3 | 0,45 | 3,45 |
Картофель | 20 | 30 | 600 | 90 | 690 |
Кукуруза на силос | 20 | 1 | 20 | 3 | 23 |
Расходы на приобретение семенного материала составляют значительную сумму, поэтому целесообразно использовать собственные семена картофеля, а семена кукурузы на силос и свеклы покупать.
Таблица 4 − Распределение произведенной продукции организуемого хозяйства
Продукция | Валовой сбор, ц | Продажа, ц | Расход на внутрихозяйственные нужды, ц | |
на семена | в резерв | |||
Свекла | 10070 | 10070 | - | - |
Картофель | 6400 | 5710 | 600 | 90 |
Кукуруза на силос | 8100 | 8100 | - | - |
Затраты на оплату труда наиболее важная и существенная статья затрат при возделывании сельскохозяйственных культур. Начисление заработной платы работников на предприятиях производится на основании принятого «Положения об оплате труда».
В общий фонд заработной платы, который рассчитывается по трактористам-машинистам и рабочим на ручных работах, включается:
1 Тарифный фонд заработной платы за выполнение предусмотренных работ.
2 Доплата за продукцию устанавливается в размере 25-50% от тарифного фонда. Конкретный размер этой доплаты зависит от запланированного уровня урожайности сельскохозяйственных культур и финансовых возможностей предприятия.
В фермерском хозяйстве принята доплата за продукцию в размере 25% тарифного фонда.
3 Дополнительная и повышенная оплата труда.
4 Доплата за мастерство трактористам-машинистам и рабочим, имеющим звание «Мастер растениеводства» 1-го класса, составляет 20% от тарифного фонда заработной платы, а имеющим звание «Мастер растениеводства» 2-го класса - 10%. Конкретный размер этой доплаты устанавливается по всем культурам, возделываемым данной бригадой, исходя из среднего процента. Средний процент доплаты за мастерство рассчитывается на основании фактической численности работников бригады, а также имеющих из них звания, и соответствующего размера доплат.
В организуемом крестьянском (фермерском) хозяйстве имеют звание «Мастера растениеводства» 1-го класса – 1 человек и «Мастера растениеводства» 2-го класса – 1 человек.
5 Доплата за классность. Производится только для трактористов-машинистов, которым присвоен 1-й или 2-й класс. Трактористу-машинисту 1-го класса устанавливается надбавка в размере 20 %, 2-го класса - 10 % от тарифного фонда заработной платы. Начисление данной надбавки производится так же по среднему проценту по бригаде.
В организуемом фермерском хозяйстве 1 тракторист-машинист 1-го класса и 1 тракторист-машинист 2-го класса.
Оплата отпусков определяется по среднему проценту от общей суммы тарифного фонда и всех выше установленных доплат. Продолжительность отпуска для работников сельскохозяйственного производства на территории Красноярского края в соответствии с Трудовым кодексом должна составлять не менее 36 календарных дней, общее количество в 2011 году составляет 365 дней. Средний процент оплаты отпусков в данном случае будет равен:
Этот показатель одинаков как для трактористов-машинистов, так и для рабочих на ручных работах.
Для предприятий Красноярского края районное регулирование включает в себя ставку районного коэффициента в размере 30% и северную надбавку в максимальном размере 30%. В итоге выплаты по районному регулированию составляют 60% от общего фонда заработной платы с отчислениями.
Выплаты в социальные фонды для сельскохозяйственных предприятий в 2011 году исчисляются в размере 20,2% от всей оплаты труда с начислениями.
Итого затраты на оплату труда работников участвующих в возделывании 100 га свеклы составят:
руб.
Итого затраты на оплату труда работников участвующих в возделывании 100 га картофеля составят:
руб.
Затраты на оплату труда работников участвующих в возделывании 100 га кукурузы силос составят:
руб.
Для получения продукции фермерское хозяйство помимо земли использует различные машины и оборудование, для работы которых необходимы топливно-энергетические ресурсы, помещения различного назначения, а также труд человека и т.п. В процессе эксплуатации перечисленные основные средства изнашиваются, требуют ремонта, а затем — и замены, поэтому фермер должен планировать затраты на проведение ремонтов, приобретение новых технических средств и т.д.
Затраты на горючее планируются как производственные потребности в горючем на его стоимость.
Затраты на горючее по операциям при возделывании 100 га свеклы составят:
Затраты на горючее по операциям при возделывании 100 га картофеля составят:
Затраты на горючее при выращивании 100 га кукурузы на силос составят:
Для бесперебойной работы тракторов и сельскохозяйственной техники необходим расход смазочных материалов.
Таблица 6 − Расход смазочных материалов для тракторов на возделывание 100 га свеклы
Марка трактора | Расход основного горючего, кг | Моторное масло | Трансмиссионное масло | Солидол | |||
в % к основному горючему | расход, кг | в % к основному горючему | расход, кг | в % к основному горючему | расход, кг | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ДТ-75М | 882,75 | 4,4 | 38,8 | 0,9 | 7,9 | 0,02 | 0,18 |
МТЗ-82 | 1295,25 | 3,5 | 45,3 | 1 | 13,0 | 0,06 | 0,78 |
Итого | 2178,0 | х | 84,1 | х | 20,9 | х | 0,96 |
Таблица 7 − Расход смазочных материалов для тракторов на возделывание 100 га картофеля
Марка трактора | Расход основного горючего, кг | Моторное масло | Трансмиссионное масло | Солидол | |||
в % к основному горючему | расход, кг | в % к основному горючему | расход, кг | в % к основному горючему | расход, кг | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ДТ-75М | 387,75 | 4,4 | 17,1 | 0,9 | 3,5 | 0,02 | 0,08 |
МТЗ-82 | 9421,5 | 3,5 | 329,8 | 1,0 | 94,2 | 0,06 | 5,65 |
К-701 | 1798,5 | 4,1 | 73,7 | 0,4 | 7,2 | 0,02 | 0,36 |
Итого | 11607,8 | х | 420,6 | х | 104,9 | х | 6,09 |
Таблица 8 − Расход смазочных материалов для тракторов на возделывание 100 га кукурузы на силос
Марка трактора | Расход основного горючего, кг | Моторное масло | Трансмиссионное масло | Солидол | |||
в % к основному горючему | расход, кг | в % к основному горючему | расход, кг | в % к основному горючему | расход, кг | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ДТ-75М | 874,50 | 4,4 | 38,5 | 0,9 | 7,9 | 0,02 | 0,17 |
МТЗ-82 | 1293,6 | 3,5 | 45,3 | 1,0 | 12,9 | 0,06 | 0,78 |
Итого | 2168,1 | х | 83,8 | х | 20,8 | х | 0,95 |
Также смазочные материалы расходуются при работе комбайнов и сельскохозяйственных машин.
Для комбайна КСК-100 требуется 1,89 кг солидола на сезон.
На работу плуга ПТК-9,35 расходуется 12,55 кг солидола по норме, а на работу сеялки СЗП-3,6, СЗС-2,8, СКНК-8, СН-4Б по 25,86 кг.
В результате на 100 га посева свеклы требуется: 84,1 кг моторного масла, 20,9 кг трансмиссионного масла и 52,68 кг солидола (0,96+25,86+25,86=52,68).
Таким образом, на 100 га посева картофеля требуется: 420,6 кг моторного масла, 104,9 кг трансмиссионного масла и 44,5 кг солидола (6,09+12,55+25,86=44,5).
На 100 га посева кукурузы на силос потребуется: 83,8 кг моторного масла, трансмиссионного масла 20,8 кг и 26,81 кг солидола (0,95+25,86=26,81).
Затраты на смазочные материалы рассчитываются исходя из потребности в смазочных материалах и их стоимости.
Затраты на смазочные материалы по операциям при возделывании 100 га свеклы составят:
- моторное масло =
- трансмиссионное масло
- солидол
Общая сумма затрат на смазочные материалы при возделывании 100 га свеклы составит:
Затраты на смазочные материалы по операциям при возделывании 100 га картофеля составят:
- моторное масло =
- трансмиссионное масло
- солидол
Общая сумма затрат на смазочные материалы при возделывании 100 га картофеля составит:
Затраты на смазочные материалы по операциям при возделывании 100 га кукурузы на силос составят:
- моторное масло =
- трансмиссионное масло
- солидол
Общая сумма затрат на смазочные материалы при возделывании 100 га кукурузы на силос составит:
Затраты на семена определяются исходя из потребности в семенах и их стоимости.
Затраты на семена для 100 га свеклы равны:
Затраты на семена на 100 га картофеля равны:
Затраты на семена кукурузы на силос равны:
Затраты на органические удобрения определяются исходя из потребности в удобрениях и их стоимости.
Затраты на органические удобрения для 100 га свеклы составят:
Затраты на органические удобрения для 100 га картофеля составят:
Затраты на минеральные удобрения определяются исходя из потребности в удобрениях и их стоимости.
Затраты на минеральные удобрения для 100 га картофеля составят:
Для 100 га кукурузы на силос составят:
Начисление амортизации объектов основных средств, отражаемой в элементе затрат на амортизацию, в организуемом фермерском хозяйстве будет производиться линейным способом.
Амортизационные отчисления для тракторов и сельскохозяйственных машин рассчитываются линейным способом по формуле:
где А − амортизационные отчисления от балансовой стоимости основного средства,
Б − балансовая стоимость основного средства,
Н − норматив отчислений от балансовой стоимости для конкретного вида техники, зданий, сооружений.
Отчисления на ремонт основных средств планируются по той же методике, что и амортизация.
В таблице 9 приведен расчет годовых амортизационных отчислений и отчислений на текущий ремонт для основных средств, используемых на предприятии для возделываемых культур.
Таблица 9 – Расчет отчислений на амортизацию и ремонт основных средств хозяйства
Наименование основного средства
| Балансовая стоимость, тыс. руб. | Амортизация | Текущий ремонт | ||
норма отчислений, % | сумма, руб. | норма отчислений, % | сумма, руб. | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тракторы | |||||
ДТ-75М | 650 | 12,5 | 81250 | 14,0 | 91000 |
МТЗ-82 | 450 | 10,0 | 45000 | 12,0 | 54000 |
К-701 | 2500 | 10,0 | 250000 | 12,0 | 300000 |
Комбайны | |||||
КСК-100 | 2015 | 12,5 | 251875 | 14,0 | 282100 |
Сельскохозяйственные машины | |||||
БЗСС-1 | 74 | 16,7 | 12358 | 10,0 | 7400 |
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 9
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
КПС-4 | 112 | 14,2 | 15904 | 12,0 | 13440 |
СЗП-3,6 | 261 | 12,5 | 32625 | 15,0 | 39150 |
ПТК-9,35 | 63 | 14,2 | 8946 | 10,0 | 6300 |
ОВТ-1А | 116 | 16,7 | 19372 | 12,0 | 13920 |
ЛДГ-10 | 232 | 14,2 | 32944 | 10,0 | 23200 |
РМГ-4 | 182 | 16,7 | 30394 | 12,0 | 21840 |
СКНК-8 | 200 | 12,5 | 25000 | 15,0 | 30000 |
КРН-2,8 | 110 | 14,2 | 15620 | 12,0 | 13200 |
СЗС-2,8 | 270 | 12,5 | 33750 | 15,0 | 40500 |
ОПУ-50 | 120 | 16,7 | 20040 | 12,0 | 14400 |
СН-4Б | 250 | 12,5 | 31250 | 15,0 | 37500 |
КОН-3,8 | 80 | 16,7 | 13360 | 10,0 | 8000 |
РУМ-5 | 153 | 16,7 | 25551 | 12,0 | 18360 |
Однако большинство основных средств участвуют в производстве не только одного вида растениеводческой продукции. В таком случае амортизационные отчисления целесообразно распределить пропорционально на каждую продукцию, в производстве которой они участвуют.
Таким образом, исходя из расчетов таблицы 10, затраты на амортизацию на 100 га посева свеклы составляют 61454,40 руб. и на текущий ремонт 57763,93 руб.
Затраты на электроэнергию при возделывании 100 га свеклы составят:
Затраты на амортизацию на 100 га посева картофеля по таблице 11 составляют 163204,60 руб. и на текущий ремонт 157274,137 руб.
Затраты на амортизацию на 100 га посева кукурузы на силос по данным таблицы 12 составляют 205127,28 руб. и на текущий ремонт 209305,57 руб.
48
Таблица 10 − Распределение отчислений на амортизацию и текущий ремонт основных средств на 100 га посева свеклы
Наименование основного средства | Годовая выработка | Выработка на 100 га посева | Приходится отчислений на единицу работ | Отчисления на 100 га посева, руб. | |||
Единица измерения | Количество | Амортизация, руб. | Текущий ремонт, руб. | Амортизация, руб. | Текущий ремонт, руб. | ||
Тракторы: | х | х | х | х | х | 17651,71 | 20358,76 |
ДТ-75М | усл. эт. га | 1050 | 133,21 | 77,38 | 86,67 | 10307,79 | 11545,31 |
МТЗ-82 | 1150 | 187,68 | 39,13 | 46,96 | 7343,92 | 8813,45 | |
Сельскохозяйственные машины: | х | х | х | х | х | 43802,69 | 37405,17 |
БЗСС-1 | час | 95 | 28 | 130,08 | 77,89 | 3642,36 | 2181,05 |
КПС-4 | 170 | 43,4 | 93,55 | 79,06 | 4060,20 | 3431,15 | |
СКНК-8 | 215 | 37,8 | 116,28 | 139,53 | 4395,35 | 5274,42 | |
СЗС-2,8 | 215 | 25,2 | 156,98 | 188,37 | 3955,81 | 4746,98 | |
РУМ-5 | 200 | 31,5 | 127,76 | 91,80 | 4024,28 | 2891,70 | |
ОПУ-50 | 200 | 17,5 | 100,20 | 72,00 | 1753,50 | 1260,00 | |
КРН-2,8 | 175 | 170,8 | 89,26 | 75,43 | 15245,12 | 12883,20 | |
ЛДГ-10 | 120 | 24,5 | 274,53 | 193,33 | 6726,07 | 4736,67 | |
Итого | х | х | х | х | х | 61454,40 | 57763,93 |
Таблица 11 − Распределение отчислений на амортизацию и текущий ремонт основных средств на 100 га посева картофеля
Наименование основного средства | Годовая выработка | Выработка на 100 га посева | Приходится отчислений на единицу работ | Отчисления на 100 га посева, руб. | |||
Единица измерения | Количество | Амортизация, руб. | Тек. ремонт, руб | Амортизация, руб. | Тек. ремонт, руб | ||
Тракторы: | х | х | х | х | х | 43651,03 | 52045,93 |
ДТ-75М | усл. эт. га | 1050 | 54,67 | 77,38 | 86,67 | 4230,36 | 4738,25 |
МТЗ-82 | 1150 | 721,65 | 39,13 | 46,96 | 28238,16 | 33888,68 | |
К-701 | 3000 | 134,19 | 83,33 | 100,00 | 11182,50 | 13419,00 | |
Сельскохозяйственные машины: | х | х | х | х | х | 119553,57 | 105228,19 |
БЗСС-1 | час | 95 | 56 | 130,08 | 77,89 | 7284,72 | 4362,11 |
КПС-4 | 170 | 21,7 | 93,55 | 79,06 | 2030,10 | 1715,58 | |
РМГ-4 | 200 | 31,5 | 151,97 | 150,00 | 4787,06 | 4725,00 | |
ПТК-9,35 | 180 | 49,7 | 187,50 | 35,00 | 9318,75 | 1739,50 | |
КОН-3,8 | 170 | 80,5 | 78,59 | 47,06 | 6326,35 | 3788,24 | |
СН-4Б | 250 | 226,1 | 125,00 | 150,00 | 28262,50 | 33915,00 | |
КРН-2,8 | 170 | 341,6 | 91,88 | 77,65 | 31387,01 | 26524,24 | |
ОВТ-1А | 200 | 84 | 96,86 | 69,60 | 8136,24 | 5846,40 | |
КРН-4,5 | 170 | 81,2 | 91,88 | 77,65 | 7460,85 | 6304,94 | |
ККУ-2А | 150 | 145,6 | 100 | 112 | 14560 | 16307,2 | |
Итого | х | х | х | х | х | 163204,60 | 157274,13 |
Таблица 12 − Распределение отчислений на амортизацию и текущий ремонт основных средств на 100 га посева кукурузы на силос
Наименование основного средства | Годовая выработка | Выработка на 100 га посева | Приходится отчислений на единицу работ | Отчисления на 100 га посева, руб. | |||
Единица измерения | Количество | Амортизация, руб. | Тек. ремонт, руб | Амортизация, руб. | Тек. ремонт, руб | ||
Тракторы: | х | х | х | х | х | 22799,46 | 26279,11 |
ДТ-75М | усл. эт. га | 1050 | 174,78 | 77,38 | 86,67 | 13524,48 | 15148,18 |
МТЗ-82 | 1150 | 237,03 | 39,13 | 46,96 | 9274,98 | 11130,93 | |
Комбайны: | х | х | х | х | х | 125937,50 | 141050,00 |
КСК-100 | га | 200 | 100 | 1259,38 | 1410,50 | 125937,50 | 141050,00 |
Сельскохозяйственные машины: | х | х | х | х | х | 56390,32 | 41976,46 |
БЗСС-1 | час | 95 | 133,7 | 130,08 | 77,89 | 17392,26 | 10414,53 |
КПС-4 | 170 | 21,7 | 93,55 | 79,06 | 2030,10 | 1715,58 | |
РМГ-4 | 200 | 31,5 | 151,97 | 150,00 | 4787,06 | 4725,00 | |
СЗС-2,8 | 215 | 25,2 | 156,98 | 29,30 | 3955,81 | 738,42 | |
КРН-2,8 | 170 | 170,8 | 91,88 | 77,65 | 15693,51 | 13262,12 | |
СКНК-8 | 215 | 37,8 | 116,28 | 139,53 | 4395,35 | 5274,42 | |
ОВТ-1А | 200 | 84 | 96,86 | 69,60 | 8136,24 | 5846,40 | |
Итого | х | х | х | х | х | 205127,28 | 209305,57 |
48
Автотранспорт в организуемом К(Ф)Х арендуется у третьих лиц, затраты будут составлять 10,00 руб./т-км.
Затраты на автотранспорт (100 га свеклы):
Затраты на автотранспорт (100 га картофеля):
При выращивании 100 га кукурузы на силос затраты на автотранспорт составят:
В среднем по хозяйству на 100 га посевной площади каждой из культур планируются затраты на мелкий инвентарь в размере 2000 руб.
Затраты на ядохимикаты определяются исходя из потребности в их конкретных видах.
Протравливатель семян на 100 га свеклы: ТМТД
Гербициды для 100 га картофеля: фюзилад-форте
Гербициды для 100 га кукурузы на силос: раундап
Прочие прямые затраты на возделывание каждой из культур планируются в размере 1000 руб.
Итого прямых затрат на возделывание каждой из культур находится суммированием всех вышеперечисленных статей затрат:
1 затраты на оплату труда (конечная сумма расчета заработной платы),
2 общая стоимость основного горючего,
3 общая стоимость смазочных материалов,
4 стоимость семян,
5 стоимость удобрений (органических и минеральных),
6 общие затраты на амортизацию,
7 общие затраты на текущий ремонт основных средств,
8 затраты на электроэнергию, автотранспорт,
9 стоимость мелкого инвентаря,
10 затраты на ядохимикаты,
11 прочие затраты.
Прямые затраты на выращивание 100 га свеклы будут равны:
Прямые затраты на возделывание 100 га картофеля составят:
Прямые затраты на выращивание 100 га кукурузы на силос будут равны:
Общехозяйственные и общепроизводственные расходы распределяются на продукцию пропорционально плановому размеру производственных затрат на их возделывание без стоимости семян. В среднем они составляют 20% от суммы затрат за вычетом стоимости семян.
Общехозяйственные и общепроизводственные расходы:
по возделыванию 100 га свеклы:
по возделыванию 100 га картофеля составят:
по возделыванию 100 га кукурузы на силос:
Итого затрат на:
возделывание 100 га свеклы:
на возделывание 100 га картофеля:
на возделывание 100 га кукурузы на силос:
Исходя из того, что работники создаваемого К(Ф)Х могут возделывать только 20 га каждой из культур, затраты составят:
- свекла
- картофель
- кукуруза на силос
2.5 Обоснование потребности в сельскохозяйственной технике
Потребность в сельскохозяйственной технике определяется на основе данных технологической карты по возделыванию сельскохозяйственных культур, а также справочных данных.
Годовая наработка трактора ДТ-75М в условных эталонных гектарах составляет 1050 усл. эт. га в год, а при возделывании культур на площади в 20 га К(Ф)Х на тракторе ДТ-75М будет обработано 72,53 усл. эт. га. Хозяйству достаточно 1 трактора ДТ-75М.
Годовая наработка трактора МТЗ-82 в условных эталонных гектарах составляет 1150 усл. эт. га в год, а при возделывании культур на площади К(Ф)Х в 22 га на тракторе МТЗ-82 будет обработано 229,27 усл. эт. га. Следовательно, фермерскому хозяйству достаточно 1 трактора МТЗ-82.
Годовая наработка трактора К-701 в условных эталонных гектарах составляет 3000 усл. эт. га в год, а при возделывании культур на 22 га площади К(Ф)Х на тракторе К-701 будет обработано 26,84 усл. эт. га. Фермерскому хозяйству достаточно 1 трактора К-701.
Годовая наработка комбайна КСК-100 в гектарах уборочной площади составляет 200 га в год, уборка сельскохозяйственных культур в хозяйстве этим комбайном будет производиться на 20 га. К(Ф)Х потребуется 1 комбайн КСК-100.
3 Оценка эффективности организации крестьянского (фермерского) хозяйства
3.1 Обоснование доходности
Планируемые затраты являются составляющими себестоимости продукции и на их основе планируется стоимость при реализации.
При расчете себестоимости 1 ц свеклы требуется общее число затрат на возделывание этой культуры разделить на валовой сбор продукции:
.
Расчет себестоимости 1 ц картофеля проводится аналогично:
.
При расчете себестоимости 1 ц кукурузы на силос требуется общее число затрат на возделывание этой культуры разделить на валовой сбор продукции:
.
При планировании распределения продукции по каналам реализации фермер в первую очередь должен обеспечить выполнение обязательств по договорам, оптовым поставкам, для расчета по задолженностям и др. Оставшаяся часть продукции распределяется на собственные нужды (семена, корм животным) и реализуется по усмотрению фермера (на рынке, в обмен на строительные материалы и др.).
При планировании цены реализации учитывается канал реализации. Так, при договорных поставках оговаривается цена, а при реализации через рынок фермерское хозяйство ориентируется на рыночную цену.
Чаще всего фермерские хозяйства не готовы к функционированию в системе рынка. У них отсутствует собственная база хранения, первичной переработки сырья и поэтому свою продукцию они вынуждены продавать "с колес" нередко на невыгодных условиях. И, тем не менее, рыночные связи характеризуются многообразием форм:
а) поставки государству сельскохозяйственной продукции по договорам,
б) биржевая торговля сельскохозяйственным сырьем,
в) купля-продажа через потребительскую кооперацию,
г) прямой выход производителей в торговлю или через посредников,
д) прямые связи с перерабатывающими предприятиями.
Наиболее устойчивой формой рыночных связей выступают государственные закупки.
В качестве государственных заказчиков агентство привлекает как федеральные, так и исполнительные органы власти субъектов РФ, коммерческие и некоммерческие организации. Основная их обязанность − оплата продукции, поставляемой сельхозпредприятиями.
Это не только более устойчивая, но и обеспеченная форма связи: заранее оговариваются качественные параметры продукта, цена, осуществляется предоплата. Однако, если весеннее авансирование предстоящих поставок (40-60%) по государственной закупочной цене, установленной до 1 апреля, выгодно, то продажа остального продукта осенью в условиях инфляции по теперь уже заниженной цене ущемляет интересы сельскохозяйственных производителей. Тем не менее, примерно 33% продовольственной пшеницы фермеры поставляют в региональные фонды.
Торговля сельхозпроизводителей через биржу − дело новое, и фермеры к ней еще не готовы. Но в большей мере к ней не готово правительство. В Красноярске с 1991 г. функционирует универсальная товарно-фондовая биржа "Тройка", учредителями которой являются 110 предприятий, в том числе такие крупные, как КрАЗ, химкомбинат "Енисей", Ачинский глиноземный комбинат и др.
К услугам посреднических фирм в основном обращаются фермерские хозяйства с полунатуральным, технологически отсталым уровнем производства, слабой материально-технической и финансовой базой. Поскольку объем реализуемой ими продукции незначительный, то на цены на рынке они не оказывают никакого влияния, поэтому им приходится идти на существенные ценовые уступки посредникам. У последних главное - получение максимальной прибыли на повышении розничных и понижении закупочных цен. Такая политика ущемляет интересы как потребителей, так и производителей.
К тому же, сбывая продукцию перекупщикам, крестьяне не могут рассчитывать на долгосрочный и стабильный характер хозяйственных связей. Но вместе с тем благодаря таким посредникам сельхозпроизводители имеют возможность быстро и за наличный расчет продавать скоропортящуюся продукцию.
Альтернативным вариантом этой форме связи с потребителями является прямой выход фермеров в розничную торговлю. При создании определенных условий для этого данная форма рыночных связей окажется экономически эффективной.
Вариантом рыночной связи является прямая связь фермеров с перерабатывающими предприятиями. Но на пути развития этих связей стоит ряд препятствий: покупка, доставка, своевременная оплата продукции перерабатывающим предприятием, искусственно заниженные, невыгодные крестьянину закупочные цены.
Наиболее предпочтительной фермерские хозяйства определяют самостоятельную торговлю. Проблема состоит в организации постоянных торговых точек в городах и рабочих поселках, защите от рэкета и других поборов, в том числе госчиновников. Решение названных выше проблем видится на путях объединения усилий и средств фермерских и других хозяйств в кооперации, развитии малых предприятий по их первичной доработке и переработке, в создании местных (на акционерной или кооперативной основе) агропромышленно-торговых предприятий с полным циклом воспроизводства.
Средняя цена кормовой свеклы составила 75 руб./ц, а на картофель 1000 руб./кг. За кукурузный силос в 2011 году цена на рынке сложилась в размере 50 руб./ц.
3.2 Экономическая эффективность проекта
Общая экономическая эффективность проекта определяется путем расчета размера прибыли, т.е. абсолютного показателя, а также нормы прибыли (рентабельности), которая является относительным показателем.
Абсолютная величина прибыли определяется по формуле:
где Ц − стоимость произведенной продукции в ценах реализации, руб.,
С − себестоимость произведенной продукции, руб.,
Q – количество реализуемой продукции, ц.
Норма прибыли определяется по формуле:
Рентабельность зависит, прежде всего, от себестоимости продукции и цен, по которым она реализуется. Чем больше разница между ценой продажи и себестоимостью единицы продукции, тем выше прибыль (чистый доход) и уровень рентабельности. Следовательно, основные пути повышения рентабельности состоит в снижении затрат на производство продукции, увеличении ее выхода и улучшения качества.
Уровень рентабельности производства в целом по фермерскому хозяйству рассчитывается по формуле:
Таблица 13 − Экономическая эффективность производства продукции организуемого фермерского хозяйства
С/х культура | Количество реализуемой продукции, ц | Стоимость реализуемой продукции, руб./ц | Себестоимость, руб./ц | Прибыль, руб. | Рентабельность, % |
Свекла кормовая | 10070 | 75,00 | 61,98 | 131111,40 | 21,0 |
Картофель | 5710 | 1000,00 | 187,45 | 4639660,50 | 433,5 |
Кукуруза на силос | 8100 | 50,00 | 48,19 | 14661,00 | 3,8 |
Общая сумма прибыли организуемого фермерского хозяйства составляет 4785432,90 руб. Уровень рентабельности кормовой свеклы и картофеля является достаточным для эффективной деятельности хозяйства. А вот кукуруза на силос оказалась низкорентабельной, следует сократить затраты на возделывание этой культуры (например за счет изменения технологического процесса). Наибольший прирост прибыли в 4639660,50 руб. достигнут за счет реализации картофеля, т.к. ее себестоимость оказалась низкой, а цена реализации высокой, на что указывает уровень рентабельности равный 433,5 %.
Выводы и предложения
Основными признаками крестьянского (фермерского) хозяйства, характеризующими его как особую организационно-правовую форму ведения сельскохозяйственного производства, являются: объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество (в том числе земельный участок) и ведущих совместную хозяйственную деятельность. Закон о фермерском хозяйстве регулирует отношения именно семейных сельскохозяйственных объединений, что и отличает фермерское хозяйство от иных объединений, которые создаются в различных формах товариществ или акционерных обществ. Членом К(Ф)Х может быть либо близкий родственник граждан, входящих в состав хозяйства, либо гражданин, не состоящий в родстве с главой фермерского хозяйства, при условии, что максимальное число таких граждан не будет превышать 5 человек.
Для создания хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также земли поселений. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам, в том числе в собственность или в аренду.
Фермерское хозяйство прекращает свою деятельность, в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении ведения хозяйства. В качестве второго случая прекращения деятельности хозяйства выступает ситуация, когда не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства и их наследников, желающих продолжать деятельность фермерского хозяйства.
Имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства являются: имущественные права, независимо от фактической их пригодности для использования в сельскохозяйственной деятельности. Соглашением между членами может быть установлен правовой режим общей долевой собственности на имущество хозяйства. Этим же соглашением должны быть установлены доли каждого из членов хозяйства.
Исходя из рассчитанных экономических показателей по фермерскому хозяйству, можно сделать вывод, что при рентабельности основных культур картофеля и кормовой свеклы в 433,5% и 21,0% соответственно ведение производства является эффективным.
Составленный севооборот (свекла − картофель − кукуруза на силос) является правильным, а также ведет к увеличению рентабельности КФХ.
Годовой фонд рабочего времени составляет 6674 чел.-час. Фермерское хозяйство способно возделывать 60 га посевных площадей.
Затраты на возделывание 20 га свеклы составили 624131,72 руб., картофеля – 1199701,67 руб., кукурузы на силос – 390361,27 руб. Самым затратным, а также и самым эффективным является выращивание картофеля, т.к. прибыль от реализации является наибольшей и составляет 4639660,50 руб.
Чтобы повысить устойчивость, а также уменьшить риск предпринимательской деятельности следует застраховать имущество и посевы фермерского хозяйства. Для дальнейшего развития хозяйства, при наличии свободных рабочих сил и имеющейся техники, следует расширить посевные площади, а также развивать животноводство.
Библиографический список
1 Российская Федерация. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ: офиц. текст. – Информационно-правовой портал Гарант.
2 Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". – Информационно-правовой портал Гарант.
3 Закон Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае». − "Наш Красноярский край", № 50, 23.12.2008.
4 Конаков, М.А. Организация и экономические основы фермерских хозяйств: учебное пособие / М.А. Конаков, А.П. Конаков. – Профессиональное образование: Издательство Академия, 2004. – 256 с.
5 Пичугина, Г.В. Основы ведения крестьянского хозяйства: методическое пособие / Г.В. Пичугина, Н.В. Сорокина. – Издательство Дрофа, 2004. – 192 с.
Приложения
48