Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:41, реферат
Муниципалитет (нем. Munizipalität, от лат. municipium — город с правом самоуправления), в буржуазных государствах выборные органы местного управления и самоуправления. Муниципалитеты избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц и рассматриваются в буржуазном праве как публично-правовые корпорации. Как правило, Муниципалитет состоит из выборной коллегии во главе с мэром, бургомистром и т. п. и чиновничьего исполнительного аппарата.
Федеральное агентство по образованию и науки РФ
Иркутский Государственный Технический Университет
РЕФЕРАТ
на тему: «История муниципалитетов в России»
Выполнил :
Косыгин А.А.
Иркутск 2008г.
Муниципалитет.
Муниципалитет (нем. Munizipalität, от лат. municipium — город с правом самоуправления), в буржуазных государствах выборные органы местного управления и самоуправления. Муниципалитеты избираются населением соответствующих административно-
Понятие системы местного самоуправления.
Различные элементы местного самоуправления находятся во взаимосвязи друг с другом, образуя систему местного самоуправления в Российской Федерации. Термин “система местного самоуправления” не используется ни в Конституции РФ, ни в судебных решениях по проблемам местного самоуправления. Вместе тем использование данного термина представляется вполне уместным, поскольку понятие системы подразумевает, что ее элементы структурированы, находятся между собой в определенной упорядоченной связи и образуют в силу этого некоторую целостность.
Элементами системы местного самоуправления являются:
1) формы осуществления местного самоуправления непосредственно жителями муниципального образования:
муниципальные выборы;
местный референдум;
отзыв выборных лиц местного самоуправления;
голосование по выявлению мнения населения об отношении к изменению границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление;
сход жителей муниципального образования (в муниципальных образованиях с численностью избирателей, не превышающей 100 человек);
2) деятельность органов местного самоуправления:
выборных коллегиальных;
выборных единоличных (выборных должностных лиц местного самоуправления);
невыборных — сформированных (назначенных) выборными органами или в ином порядке, предусмотренном уставом муниципального образования;
3) инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении (территориальное общественное самоуправление, клубы по интересам, связанным с решением вопросов местного значения, собрания граждан по месту жительства, народная правотворческая инициатива, участие в публичных слушаниях, обращения в органы местного самоуправления, обсуждение проблем, связанных с решением вопросов местного значения, в СМИ и т.п.);
деятельность муниципальных служащих.
В иерархии указанных элементов системы местного самоуправления основополагающим элементом являются формы прямого (непосредственного) осуществления населением местного самоуправления. В этой группе особую роль играют муниципальные выборы — акция, проходящая систематически во всех муниципальных образованиях России.
Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” допускается исключение из данного правила в отношении муниципальных образований — муниципальных районов, в которых уставом определено, что представительный орган формируется не путем муниципальных выборов, а из представителей внутрирайонных муниципальных образований, а глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава. В отличие от выборов, остальные формы прямого осуществления населением местного самоуправления могут не применяться неограниченно долгое время.
Вторая группа в иерархии элементов системы местного самоуправления — деятельность органов местного самоуправления, для которых решения, принятые через формы прямого осуществления населением местного самоуправления, являются обязательными к исполнению и не могут быть ими отменены или изменены. В этой группе следует выделить представительный орган местного самоуправления, обязательный к созданию в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (исключение — малочисленные муниципальные образования, где полномочия представительного органа осуществляет сход жителей), главу муниципального образования и местную администрацию.
Третьей группой являются инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении. Эта деятельность, на которую органы местного самоуправления обязаны реагировать, но они вправе как принимать к исполнению предложения граждан, выдвинутые в инициативном порядке, так и отказаться от реализации тех или иных предложений по мотивам нецелесообразности.
Четвертую группу составляют деятельность муниципальных служащих, имеющая целью обеспечение исполнения решений, принятых населением непосредственно, органами местного самоуправления, а также обеспечение гражданам условий для реализации инициативных форм участия в местном самоуправлении.
Самоуправление в дореволюционной России.
В современной науке не сложилось единого мнения о времени зарождения российского самоуправления. Ряд авторов относят зарождение общинного самоуправления в России ко времени становления и развития общинного строя у славян, объединения производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделения власти на центральную и местную.
Другие авторы ведут отсчет российского городского самоуправления от широко распространенной в ранней домонгольской Руси (Х—XI вв.) традиции решать на вече (от старославянского “вет” — совет) важнейшие вопросы общественной жизни вплоть до приглашения или изгнания князя. Наиболее полно идея вечевого правления была реализована в двух русских феодальных республиках — Новгороде и Пскове, ликвидированных уже во времена Ивана Грозного, где считали вече органом народной власти. Из Новгорода или новгородских владений идут первые идеи об общественной самостоятельности.
Третья группа авторов связывает начальный этап зарождения
российского самоуправления с первой земской реформой царя Ивана IV в середине XVI в. С этого времени началось развитие отдельных элементов местного самоуправления в России.
Важнейший этап реформирования местного самоуправления, по нашему мнению, связан с деятельностью Александра II. Это и крестьянская реформа (Манифест и Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, 1861 г.), и земская реформа (Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.), а также городская реформа (Городовое положение 1870 г.).
Согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. земское самоуправление вводилось лишь в половине губерний (в 34 из 69). Данное Положение предусматривало наличие как распорядительных, так и исполнительных органов. К первым из них относились уездные и губернские земские собрания, ко вторым — уездные и губернские земские управы. Уездные и губернские земские собрания состояли из гласных, избираемых сроком на 3 года. Для выборов в собрания учреждались три курии (землевладельческая, городская и сельских сообществ), и вся система выборов носила название куриальной. По существу, в куриальной системе был заложен сословный ценз.
В соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. к ведению земств относились:
устройство и содержание местных путей сообщения;
земская почта;
земские школы, больницы, приюты и богадельни;
развитие местной торговли и промышленности;
народное продовольственное дело;
ветеринарная служба и агрономическая служба;
взаимное страхование;
постройка церквей, тюрем и сумасшедших домов.
В отличие от земского самоуправления, реформа городского самоуправления началась позднее, со вступлением в силу Городового положения 1870 г. Если при земских выборах предусматривался сословный ценз, то в городских выборах существовал имущественный ценз, поскольку разделить городское население по сословиям было практически невозможно. Правом избирать и быть избранными в городские думы были наделены владельцы недвижимости, купцы, обладатели торговых и промышленных заведений или платившие городские сборы.
Земское и городское самоуправление, конечно же, имели весьма значительные отличия, однако между ними было и много общего. Земское самоуправление во многом являлось образцом для городского самоуправления. Предметы ведения городского самоуправления были во многом сходны с предметами ведения земского самоуправления (за исключением, разумеется, почты и земледельческих дел и т.п.).
Последний этап местного самоуправления в дореволюционной России осуществлялся на основании Положения о земских учреждениях 1890 г. и Городского положения 1892 г. В научной литературе этот период развития местного самоуправления зачастую именуется контрреформой местного самоуправления.
Согласно Положению о земствах 1890 г. к предметам их ведения были
отнесены:
1) заведование местными губернскими и уездными земскими повинностями — денежными и натуральными;
2) заведование капиталами и другими имуществами земства;
3) заведование делами по обеспечению народного продовольствия;
4) содержание в исправности состоящих в ведении земства дорог, дорожных сооружений и бечевников; устройство и содержание пристаней вне городских поселений и попечение об улучшении местных путей сообщения;.
5) устройство и содержание земской почты;
6) заведование взаимным земским страхованием имущества;
7) заведование земскими лечебными и благотворительными заведениями; попечение о призрении бедных, неизлечимых больных и умалишенных, а также сирых и увечных;
8) участие в мероприятиях по охране народного здоровья и
предупреждению и пресечению падежей скота; развитие средств
врачебной помощи населению и изыскание способов по обеспечению
местности в санитарном отношении;
9) заботы по предупреждению и тушению пожаров и попечение о лучшем устроении селений;
10) попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведовании содержимыми на счет земства школами и другими учебными заведениями;
11) воспособление зависящими от земства способами местному земледелию, торговле и промышленности; заботы об охране полей и лугов от порчи и истребления вредными насекомыми и животными;
12) удовлетворение возложенных в установленном порядке на земство потребностей воинского и гражданского управлений.
Органами губернского земства являлись губернское земское собрание и губернская земская управа.