Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа
К объектам социальной инфраструктуры в сельском хозяйстве относят подразделения жилищно-коммунального хозяйства, медицинские и детские дошкольные учреждения, организации общественного питания, учебно-производственные комбинаты, службы по охране труда, спортивно-оздоровительные организации, транспорт, обслуживающий рабочих и служащих, связь и информационные службы.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Сущность и значение социальной инфраструктуры……………………………4
1.1 Понятие, состав, роль и значение социальной инфраструктуры…………..4
1.2 Основные составные части социальной инфраструктуры…………………7
1.3 Обоснование необходимости возрождения села и сельского хозяйства...12
2 Мероприятия по развитию социальной сферы села…………………………...16
2.1 Повышение занятости и уровня доходов сельского населения…………...16
2.2 Совершенствование инфраструктуры сельских населенных пунктов……20
2.3 Развитие жилищного строительства и коммунального обустройства
сельской местности………………………………………………………………21
2.4 Модернизация автомобильных дорог и развитие транспортного
сообщения в сельской местности………………………………………………..23
2.5 Развитие образования в сельской местности……………………………….24
2.6 Развитие медицинского обеспечения сельского населения………………..26
2.7 Улучшение бытового обслуживания сельского населения………………..27
2.8 Развитие торгового обслуживания сельского населения…………………..29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………………33
Приложение………………………………………………………………………….34
оптимизация автобусной маршрутной сети в целях регулярного сообщения районных центров с агрогородками и другими населенными пунктами автобусами малой и средней вместимости организаций всех форм собственности;
содействие предпринимательским структурам в организации регулярных маршрутных пассажирских и грузовых перевозок на селе;
организация востребованных населением сезонных перевозок пассажиров внутренним водным транспортом между сельскими населенными пунктами и городами Гомель, Пинск и Лоев.
На модернизацию автомобильных дорог в сельской местности будет израсходовано 1,28 трлн. рублей за счет средств местных дорожных фондов.
Выполнение намеченных мероприятий позволит модернизировать в сельской местности автомобильные дороги общей протяженностью 4,3 тыс. километров, что обеспечит устойчивую транспортную связь районных центров с агрогородками, другими населенными пунктами и производственными объектами.
2.5 Развитие образования в сельской местности
Для реализации принципов общедоступности, повышения качества образования, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в учреждения, обеспечивающие получение высшего и среднего специального образования, предусматривается проведение следующих мероприятий:
сохранение и развитие сети детских дошкольных учреждений и малокомплектных сельских школ путем создания учреждений образования нового типа детский сад-школа, групп кратковременного пребывания, разновозрастных групп и других гибких форм дошкольного образования;
открытие в 2005 2010 годах для учащихся, проживающих в сельских населенных пунктах, образовательных учреждений нового типа (47 гимназий, 10 лицеев, 31 профессиональный лицей). В этих целях планируется в 2005 году определить учебные заведения, на базе которых будут открыты учреждения образования нового типа, и укрепить их кадрами для обеспечения преподавания профильных учебных дисциплин на повышенном и углубленном уровнях;
создание условий для обучения в учреждениях образования нового типа детей из других населенных пунктов данного района, организация подвоза детей и детей-инвалидов к месту обучения на специальном транспорте либо обеспечение их интернатом;
развитие в старших классах профильного обучения, позволяющего раскрыть индивидуальные творческие способности учащихся;
осуществление с 2005 года льготного набора в учреждения образования специализированных групп студентов по подготовке кадров для работы в сельской местности;
реструктуризация сети образовательных учреждений с учетом демографических факторов, создание гибких форм трудового (профессионального) образования, развертывание центров довузовской подготовки обучающихся;
дальнейшее развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений образования, внедрение современных технологий, средств обучения и воспитания.
Выполнение программных мероприятий позволит улучшить обеспеченность современными учреждениями образования, охватить 85 процентов сельских детей дошкольным образованием при
49 процентах в 2004 году (рис.1.2), увеличить охват к 2010 году профильным обучением до 80 процентов учащихся сельских школ при 25 процентах в 2004 году, обеспечить к 2010 году подвоз детей и учащихся к дошкольным и школьным учреждениям на 100 процентов при 70 процентах в 2004 году.
2.6 Развитие медицинского обеспечения сельского населения
В области здравоохранения для сельского населения предусматривается:
- обеспечение доступности к медицинской помощи на всех региональных уровнях: центральная районная, межрайонная, областная, республиканская больницы (Приложение 1);
- создание амбулаторий общей врачебной практики с обслуживанием населения в радиусе 1015 километров и круглосуточным дежурством фельдшера в каждой из них (рисунок 2);
Рисунок 2 – Создание амбулатории общей врачебной практики
П р и м е ч а н и е – Источник: [5]
- организация работы амбулаторий общей врачебной практики по принципу семейного врача, обеспечивающих амбулаторно-поликлиническую, стационарно замещающую медицинскую помощь, а также профилактику заболеваний сельского населения и обязательную диспансеризацию всех детей и взрослых в трудоспособном возрасте с хроническими заболеваниями;
- создание не менее однойдвух медико-социальных больниц (больниц сестринского ухода) на один административный район;
- кадровое обеспечение врачами общей практики, участковыми врачами (терапевтами, педиатрами) и стоматологами из расчета в среднем один врач на 1,3 тыс. населения;
- капитальный ремонт сельских врачебных амбулаторий, участковых больниц, центральных районных больниц (с обеспечением их холодной и горячей водой, канализацией и центральным отоплением), а также подъездных путей к лечебным учреждениям;
- оснащение службы скорой медицинской помощи до нормативного уровня санитарным автотранспортом, медицинским оборудованием, аппаратурой, современными средствами связи;
- укрепление материальной базы здравниц унитарного предприятия ”Белагроздравница“ с целью улучшения лечения и оздоровления работников АПК.
Финансирование данных мероприятий по здравоохранению осуществляется за счет средств республиканского (в части закупок дорогостоящего медицинского оборудования с оплатой в централизованном порядке) и местных бюджетов, ежегодно предусматриваемых на эти цели исходя из норматива бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя. На реализацию программных мероприятий в области здравоохранения предполагается направить 1024,6 млрд. рублей бюджетных средств.
2.7 Улучшение бытового обслуживания сельского населения
Главными целями в области бытового обслуживания на селе являются достижение утвержденных нормативов государственных социальных стандартов и приближение к рациональным нормам потребления бытовых услуг. Для этого потребуется:
- создание правовых, организационных, производственно-технических и экономических условий для ускоренного развития бытовых услуг в сельской местности;
- обеспечение функционирования и совершенствования работы не менее 1600 комплексных приемных пунктов бытового обслуживания в сельской местности, привлечение инвестиций на их техническое перевооружение, внедрение новых передовых технологий и увеличение номенклатуры оказываемых бытовых услуг;
- расширение сети сервисного обслуживания технически сложных товаров их производителями, дальнейшее развитие внутрисистемной кооперации между специализированными организациями и районными комбинатами бытового обслуживания, выездного обслуживания;
- развитие услуг по ведению личного подсобного хозяйства: обработка земельных участков, ремонт жилищного фонда, хозяйственных построек, размол зерна, прокат средств малой механизации и садово-огородного инвентаря, выделка шкур домашних животных и т.д.;
- расширение сотрудничества организаций бытового обслуживания с республиканским объединением ”Белпочта“ по приему у сельских жителей и доставке им заказов по месту жительства;
- предоставление сельским службам быта льгот на аренду помещений и оплату коммунальных услуг, освобождение от уплаты налога на землю и недвижимость, других местных налогов и сборов.
Проведение намеченных мероприятий позволит ускорить развитие бытовых услуг в сельской местности, увеличить к 2010 году объем их предоставления по сравнению с 2004 годом не менее чем в 1,5 раза.
На развитие сферы бытового обслуживания сельского населения предусматривается выделить 64,2 млрд. рублей.
Будет создано 2,4 тыс. новых рабочих мест, в том числе за счет привлечения индивидуальных предпринимателей и организаций негосударственной формы собственности – 2,1 тыс. мест.
2.8 Развитие торгового обслуживания сельского населения
Повышение эффективности использования производственного и социального потенциала села тесно связано с развитием торговли и совершенствованием торгово-бытового обслуживания в сельской местности. Происходящие в экономике, социальной структуре и жизненном укладе села перемены повышают требования к уровню организации и методам торговли, качеству торгового обслуживания.
Сельская торговля как составная часть всей торговли выступает связующим звеном между производством и личным потреблением, обеспечивая доведение товаров от производства до потребителей и удовлетворение платежеспособного спроса населения. В соответствии с общественным разделением труда сельская торговля выполняет важную роль в осуществлении экономических связей между городом и селом.
Если посмотреть на статистические данные (таблица 1), то сразу видно снижение товарооборота организаций потребительской кооперации в Республике Беларусь за последние 12 лет. То есть, нерентабельность торговли на селе – это масштабная, государственная проблема.
Таблица 1 - Распределение розничного товарооборота по формам собственности (в процентах к итогу)*
Показатель | 1996 | 2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Розничный товарооборот - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе по формам собственности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
государственная | 37,6 | 24,9 | 20,4 | 18,4 | 16,9 | 15,8 | 15,4 | 14,8 |
частная | 62,1 | 74,3 | 78 | 79,8 | 81,2 | 81,9 | 81,5 | 82 |
из нее организаций потребительской кооперации | 16,1 | 13,9 | 11 | 10,2 | 10,3 | 9,7 | 9,9 | 9,6 |
иностранная | 0,3 | 0,8 | 1,6 | 1,8 | 1,9 | 2,3 | 3,1 | 3,2 |
*Данные по формам собственности приведены в соответствии с действующим в настоящее время законодательством
П р и м е ч а н и е – Источник: [21].
По данным таблицы 1, удельный вес товарооборота организаций потребительской кооперации составлял в 1995 году 16,1 % от общей величины товарооборота. А на конец 2008 года - всего 9,6 %. Объем товарооборота неуклонно снижался последние 12 лет. Таким образом, развитие организаций потребкооперации стало не только местной проблемой, но и государственной.
В этой ситуации самый простой путь - освободиться от убыточных, низкорентабельных, сельских магазинов, а сосредоточить работу там, где это выгодно.
Ряд 1 — торговля и общепит; ряд 2 — социально-бытовое обеспечение.
Рисунок 3- Экспертные оценки уровня развития отдельных составляющих инфраструктуры села
П р и м е ч а н и е – Источник: [22].
Кстати, так поступили кооператоры бывшей ГДР при воссоединении с Германией, где представители союза побывали в составе делегации в целях изучения опыта реформирования экономики ГДР. В городе Магдебурге они беседовали с представителем правления местного потребительского общества. Когда они увидели, какая их ожидает конкуренция после соединения с Западной Германией, быстро сориентировались и из 2000 магазинов оставили только 200, расположенные в городах и крупных сельских населенных пунктах. Остальные продали, а деньги вложили в развитие этих двухсот магазинов. И действительно, это были современные супермаркеты и торговые центры. А на вопрос, что же делать жителям сел, где немцы закрыли магазины, они ответили, что ничего страшного в этом нет, бюргеры сядут на свои автомашины, раз в неделю приедут в город, отоварятся и забьют продуктами свои холодильники.
В Германии это возможно, а у нас, с учетом социального положения селян и состояния наших транспортных коммуникаций, даже трудно предположить, когда это будет
Несмотря на это, организации потребкооперации продолжают обслуживать сельских жителей, большинство из которых являются пенсионерами, ветеранами войны и труда, то есть наименее защищенными в социальном плане категориями граждан. В этом и заключается социальная миссия потребительской кооперации: обслуживание сельских жителей, является сегодня важной составляющей в ее деятельности.