Ценообразование в АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:33, реферат

Описание работы

Цена является одним из основных факторов определения выручки от реализации продукции, а значит, непосредственно влияет на размер прибыли, получаемой предприятиями, и его финансово – экономического состояние.
Сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки являются предметом первой необходимости. От ценовой политики государства и сельскохозяйственного товаропроизводителя зависит продовольственная безопасность всего государства. Поэтому необходимо регулирование цен на продукцию сельского хозяйства и максимальная поддержка производителей этой продукции. В связи с этим возникает множество проблем.

Работа содержит 1 файл

Готовый доклад.docx

— 113.05 Кб (Скачать)

 Если  товар не облагается акцизом,  то оптовая цена предприятия  совпадает с отпускной и структура  цены упростится. При наличии  нескольких оптовых посредников  будет существовать соответствующее количество однотипных элементов. В результате доля снабженческо-сбытовой надбавки в составе цены возрастает, а структура цены товара усложнится. Зная структуру цены, производимой предприятием продукции, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги. На основе этого определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, а так же выбирается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели предприятия.

 

 

 

 

 

 

    1.  Сезонное движение и циклическая динамика цен

Особенностью сельскохозяйственного производства накладывают отпечаток на развитие ценовых отношений во времени.

Ценовые различия при реализации отдельных видов продукции растениеводства характеризуются определенным спросом и предложением в отдельные периоды времени. Следовательно, имеет место сезонное движение цен. Так спрос на капусту белокочанную может удовлетворяться как за счет текущего производства (июль – октябрь месяцы), так и из фондов ее хранения (октябрь – май месяцы). В этой связи сезонная динамика цен имеет следующий вид:

Рис. 2 Сезонное движение цен

Данная ситуация типична не только не только для периодически поступающей продукции, но и для продукции, имеющей различные производственные затраты в течение года. Например, цены на продукцию молочного скотоводства по периодам производства меняются в различной степени: наиболее высокие они в зимний период и сравнительно низкие в летний.

Наряду с сезонными факторами неравновесная динамика цен для аграрных продуктов может быть обусловлена или циклами или случайностью. Циклическая динамика цен представляет собой периодически повторяющееся движение цен с длиной цикла более одного года. Она может быть вызвана следующими причинами:

  • необходимостью единовременных крупных инвестиций. В аграрном секторе это наблюдается при приобретении машин, строительстве зданий, использование многолетних насаждений. Переориентация на новое производство или изменение специализации приводит к возникновению недостаточного предложения конкретного продукта на рынке и изменению цены на него;
  • колебания предложения, вызванного изменением цен. Это достигается при нарушении равновесия, вызванного внешним воздействием, а также изменением цен товаропроизводителей. Кроме того, предпосылками колебаний предложения может быть различная реакция поставки товаров на изменение цен в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах;
  • колебание цен в аграрном секторе, обусловленных конъюнктурой рынка. По сравнению с другими сферами производства аграрный сектор в меньшей степени подвержен конъюнктурным воздействиям рынка. Спрос на продукты питания снижается медленнее, чем на другие виды товаров и услуг. К конъюнктурным колебаниям аграрный сектор приспосабливается, как правило, путем изменения цен.

Случайные колебания аграрных цен возникают вследствие изменения предложения сельскохозяйственной продукции под влиянием природных условий. Колебания урожайности сельскохозяйственных культур приводит к изменению цены предложения основных видов продукции.

 

 

 

 

4. Ценовая политика и регулирование цен в АПК

Цены и ценообразование всегда оказывали большое влияние результаты финансовой деятельности и положения предприятий АПК. Особенно усилилась их роль в связи с переходом к рыночной экономике.

В плановой экономике закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и оптовые цены смежных сфер АПК определялись по затратной концепции. В основе цены лежали общественно необходимые затраты на производство того или иного вида продукции плюс прибыль нормально работающего предприятия. Это позволяло поддерживать относительную сбалансированность цен между сферами АПК и отраслями сельскохозяйственного производства.

С переходом к рыночной экономике положение изменилось. Преувеличенная оценка эффективности рыночных отношений и действия стихийного рыночного механизма регулирования экономики, основанная на нарушении принципов его функционирования, подтолкнуло правительство к введению свободного ценообразования на сельскохозяйственную продукцию. Само же сельское хозяйство было объявлено недотационной отраслью. Расчет был на то, что цены, сложившиеся под влиянием спроса и предложения, вызовут прогрессивную структурную перестройку и повысят эффективность экономики.

Но произошло то, что и должно было произойти, и что происходит в других странах при идентичной ценовой политике в отношении сельского хозяйства.

Из-за ошибок государства в ценовой политики в России сформировалась саморазрушающая система отношений между тремя сферами АПК (предприятиями, производящие средства производства для сельского хозяйства; самими сельскохозяйственными предприятия и предприятиями перерабатывающей промышленности).

Регулирование цен – это деятельность государства, направленная на установление определенного уровня цен, обеспечивающего прибыльность и устойчивую конкурентоспособность предприятий. Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Мероприятия по регулированию цен осуществляют Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ и Центральный банк.

К мерам государственного административного регулирования цен относятся:

  • «замораживание» цен и другие способы их фиксации на определенном уровне;
  • контроль над теми ценами, которые устанавливаются отдельными монополиями и крупными предприятиями;
  • регламентация методов учета издержек производства, которые служат отправной базой для установления цен;
  • воздействие на спрос и предложение конкретного вида товара с целью формирования определенного соотношения между ними. Этот способ широко применяется в отношении сельскохозяйственных и сырьевых товаров, т. е. тех, в производстве и потреблении которых государство занимает значительное место или по которым имеет крупные госзаказы.

Следует отметить, что не в одной экономически развитой стране не существует свободного ценообразования на сельскохозяйственную продукцию и продукцию ее переработки. Сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 50% общего объема выпускаемой продукции.

В настоящее время в России основная проблема сельскохозяйственных товаропроизводителей заключается в безудержном росте цен на промышленные средства производства и услуги, особенно на ГСМ, электроэнергию и т. д., которые за 2007 – 2008г. увеличились на 40 – 60%. Низкий платежеспособный спрос на сельскохозяйственное сырье и технику сделал произведенную продукцию неконкурентоспособной.

Как показывает зарубежный опыт, сельское хозяйство в современных условиях относится к важнейшим сферам активного вмешательства государства. Аграрный сектор в развитых европейских странах является одним из приоритетных в их экономической и технической политике.

Показателями опосредованного государственного регулирования можно считать уровень бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. Так, начиная с 80-х годов он повысился с 14,7 до 35,8%, в том числе на растениеводческую продукцию – с 8,5 до 47, животноводческую – с 20 до 28,5%. Субсидии достигли в среднем 45 – 50% стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии – 70%, а вот в России – лишь 3,5%

В США на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции затрачивается на 30% больше по сравнению с другими отраслями. Национальные дотации и компенсации в ЕС предоставляются в рамках общеевропейской дотационной политики в соответствии с ее принципами. К такого рода помощи относятся: регулирование объемов производства, ценовые вмешательства (надбавки к ценам), высокая компенсация за экспортную продукцию.

Общая основа ценообразования в АПК зарубежных стран – приведение в соответствии закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и общественно необходимых затрат на ее производство и реализацию. К особенностям ценообразования также относится дифференциация целевых цен по месяцам хозяйственного года в пределах до 10% их среднегодового уровня. Это предусмотрено в целях компенсации фермерам затрат на хранение нереализованной продукции и непосредственно на оплату тарифов коммерческих государственных складов. В последнем случае осуществляется частичная компенсация убытков от потерь сельхозпродукции при хранении.

 

 

5. Основные недостатки и проблемы ценообразования в АПК

Хотя  в последние одиннадцать лет  в аграрной сфере удалось переломить ситуацию к лучшему и обеспечить заметный рост производства продукции, по-прежнему сохраняются риски для  надежного обеспечения населения  страны продовольствием по доступным  для него ценам. К их числу относятся: низкая доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях сохраняющегося диспаритета цен; нестабильный характер функционирования агропродовольственного рынка и его отдельных сегментов; резкие колебания цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие; повышающаяся доля импорта продовольственных  товаров. Так, из-за сравнительно низких доходов почти 3/4 сельскохозяйственных организаций не могут воспользоваться  действующими экономическими механизмами  и стимулами, предоставленными государством. Несмотря на то, что за период с 1999 по 2007 г. объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился в 1,4 раза, многие сельскохозяйственные товаропроизводители  не в состоянии осуществлять не только расширенное, но и простое воспроизводство. К тому же 27% сельскохозяйственных организаций  убыточны.

В современных  условиях оказался нарушенным баланс экономических интересов производителей, потребителей и торговых организаций. Почти 80% розничного товарооборота приходится на торговые организации, среди которых ежегодно увеличивается удельный вес крупных торговых сетей, контролирующих более 15% внутреннего рынка, а в больших городах их доля в розничном товарообороте достигает 50%. При этом все торговые сети строят свои экономические отношения с поставщиками отечественного продовольствия, как правило, с позиции силы, предъявляя требования, нередко не соответствующие не только этике нормальных партнерских отношений, но и российскому законодательству. Затраты на транспортировку и складскую логистику у производителей продукции при работе с торговыми сетями почти втрое выше, чем при работе с другими предприятиями торговли, что неприемлемо для большинства отечественных товаропроизводителей. В результате многие российские товары оказываются неконкурентоспособными по сравнению с импортной продукцией. К тому же сетевые магазины, устанавливая высокий уровень торговой наценки, доходящий до 30 - 40%, снижают экономическую доступность продовольствия для значительной части населения.

В последнее  время на внутреннем рынке продовольственных  товаров отмечен резкий рост розничных  цен. Это обусловлено рядом причин: повышением мировых цен на продукты питания; прекращением субсидирования экспорта молочной продукции в странах  ЕС; расширением производства биотоплива; более высокими темпами увеличения издержек производства на отечественную  продукцию по сравнению с ростом выручки от ее реализации; повышением закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Кроме того, из-за неразвитости рыночной инфраструктуры в процессе движения сельхозпродукции от непосредственного  товаропроизводителя до потребителя  ее стоимость почти удваивается. Сельскохозяйственные товаропроизводители  не могут повышать цены адекватно  росту затрат на производство продукции, в то время как потребители  наблюдают ежемесячный рост цен  на продовольствие, обусловленный во многом неконтролируемым ростом тарифов  торговли.

В 2007 г., впервые за многие годы, цены на отечественную  сельскохозяйственную продукцию росли  на 5% быстрее, чем на промышленную. С  начала 2008 года цены на продукцию сельского хозяйства повысились на 25,4%, в том числе на растениеводческую - на 32, животноводческую - на 21%. В наибольшей степени подорожали семена подсолнечника - на 89%, молоко - на 46 и зерно - на 42%. Вместе с тем, этого оказалось недостаточно для сокращения импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Наиболее интенсивно продвигаются на российский агропродовольственный рынок импортная мясная и молочная продукция, рыба.

В последние  годы расширяется российский экспорт  зерна, прежде всего за счет сокращения его внутреннего потребления  на фураж в отличие от стран  с развитым зерновым хозяйством, которые, наоборот, наращивают его потребление  на кормовые цели, экспортируя животноводческую продукцию. Россия, сравнительно быстро войдя в пятерку крупнейших мировых  стран-экспортеров зерна, по-прежнему остается и крупнейшим нетто-импортером продовольствия в мире.

Если  исходить из прогнозов ОЭСР до 2013 г., то доля импортного продовольствия на отечественном рынке возрастет  примерно до 40%, вдвое превысив пороговый  уровень продовольственной безопасности страны, при том, что аграрный потенциал России является крупнейшим в мире. Вместе с тем удельный вес страны в мировом производстве сельскохозяйственной продукции пока значительно ниже ее потенциала и составляет по молоку около 5%, зерну - 3,4 и мясу - 2%.

Различие  в динамике разных ценовых индексов - это свидетельство идущего многие годы процесса изменения относительных  цен. Искажения структуры цен  плановой экономики до сих пор  еще окончательно не ликвидированы. Кроме того, существуют и технические  расхождения в методологии оценки оптовых и розничных цен, используемой Росстатом. Основной причиной роста  оптовых цен на протяжении всего 2007 года был рост цен на энергоносители.

Еще один фактор, способствующий увеличению цен  производителей, - инвестиционный бум. По данным Росстата, в ноябре 2007 г., по сравнению с ноябрем 2006 г., инвестиции в основной капитал выросли на 17,2%. Это, в свою очередь, провоцирует рост цен на инвестиционные товары - оборудование и сырье. Как следствие, повышаются оптовые цены и в пищевой промышленности из-за роста цен на мировом рынке. Скачок оптовых цен может привести к росту потребительских цен в первой половине 2008 г. Здесь может быть полезно заключение ценовых соглашений, сдерживающих рост цен до следующего цикла. Однако в долгосрочном периоде это вряд ли выгодно и производителям, и потребителям. В России до сих пор риски ценовой конкуренции относительно невысоки. Рост прибылей компаний в последние годы во многом определялся переходом акционерных обществ на модель публичной компании с более или менее прозрачной отчетностью, а также усилиями налоговой службы по выводу прибыли компаний из "тени". Не исключено, что в бедующем самой актуальной тенденцией в российской экономике станет борьба за снижение фиксированных издержек.

 Основной проблемой глобальной конкуренции за сельскохозяйственное сырье непосредственно связано с непрерывным ростом цен на него и по цепочке - на продовольственные товары. Это оказалось неожиданностью для правительств многих государств, в том числе и для министров российского правительства. В числе основных причин называются две: увеличение потребления продовольствия за счет повышения уровня жизни в новых индустриальных государствах, прежде всего в Китае и Индии; усиление дисбаланса между производством и потреблением продовольствия из-за резкого увеличения переработки традиционного сельскохозяйственного сырья - кукурузы, подсолнечника и рапса - на биотопливо.

Информация о работе Ценообразование в АПК