Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:29, реферат
Агропромышленная интеграция – усиление взаимосвязей и органическое соединение сельского хозяйства и смежных отраслей, которые обслуживают сельское хозяйство, поставляют ему ресурсы и доводят его продукцию до потребител
В настоящее время есть все основания говорить о необходимости активизации и ускорения создания мощных, хорошо организованных и структурно сбалансированных кооперативно-интеграционных объединений. Во-первых, принята специальная Директива № 4, которая раскрывает необъятные возможности для расширения предпринимательской инициативы и многостороннего бизнеса. Во-вторых, разработана очередная Государственная программа развития сельских территорий на 2011-2015 годы, которая предусматривает механизмы дальнейшей масштабной кооперации и интеграции субъектов хозяйствования в АПК. В-третьих, сама суть рыночного развития агропромышленного комплекса немыслима без активного создания многообразных кооперативно-интеграционных структур и механизмов.
Понимая это, многие предприятия и местные органы хозяйственного управления в последнее время живо заинтересовались созданием адаптированных к своим условиям кооперативно-интеграционных формирований. Но в этой связи они имеют весьма смутные представления в области практической организации последних. Можно сослаться на конкретный пример. Имеется хорошая инициатива Минской области по созданию кооперативно-интеграционной структуры на базе одного из своих районов. Однако то, как это замышляется осуществить, нельзя назвать приемлемым. Так, Минским областным комитетом по сельскому хозяйству давно вынашивается идея создания комплексного агропромышленного холдинга в виде продовольственной компании, который охватывал бы все агропромышленные предприятия одного из административных районов (скажем, Слуцкого, Крупского или Молодечненского). Но как в действительности выстроить такой холдинг на базе всего района, чтобы он не превратился в крупное, аморфное, разнонаправленное и слабоуправляемое объединение без четких целей и задач, а главное, без экономических механизмов организации и эффективного хозяйствования, инициаторы четко не представляют, тем более, что идея создания многопрофильной продовольственной компании выглядит хотя и заманчиво, но по своему смыслу является, как правило, недостаточно жизнеспособной. Известно, что продовольствие – многообразно, и всю его совокупность втиснуть в одну организацию сразу почти немыслимо. Этого можно добиваться постепенно посредством диверсификации. А первоначально лучше идти путем создания специализированных продуктовых компаний, где вертикальные и горизонтальные кооперативно-интеграционные связи можно выстраивать по одному или небольшому числу продуктов. Аналогичные вопросы существуют и в других регионах.
В этой связи возникает необходимость еще раз высказать ряд научных рекомендаций, которые требуется знать прежде, чем приступить к практической организации подобных объединений. Более того, создание действенных организационных структур (любого типа) имеет ряд особенностей, несоблюдение или ненадлежащее соблюдение которых может нивелировать и даже дискредитировать все усилия по их образованию.
Итак, первое, что надо соблюдать – это фактор лидера-организатора (предпринимателя) компании. В мире сейчас однозначно признается главенство этого фактора при генерировании идеи и ее реализации – от проекта организации до отработки всех необходимых механизмов ее эффективного и устойчивого функционирования. Важно, чтобы именно будущий лидер-предприниматель сам непосредственно занимался решением всех вопросов создания объединения. Поэтому самым беспроигрышным вариантом является тот, когда идея создания кооперативно-интеграционной структуры принадлежит самому лидеру, способному по-деловому решать стоящие организационные и производственные задачи. Однако в ряде случаев дельного лидера можно пригласить со стороны для руководства организацией и дальнейшей работы в компании. Важно только, чтобы у него было желание, стремление и умение. Часто имя ли-дера-предпринимателя становится впоследствии брэндом успешной компании. Умалять значение этого фактора нельзя. Иначе все усилия по созданию могут оказаться тщетными.
Надо сказать, что в настоящее время данный фактор является одним из наиболее слабых в практике агропромышленного комплекса Беларуси. Весьма трудно подобрать дельного лидера, а еще сложнее – надеяться, что толковый и способный предприниматель самостоятельно проявит инициативу по созданию продуктового кооперативно-интеграционного объединения. Именно поэтому в основном процессы кооперации и интеграции в АПК идут слабо. Лидеру необходимо иметь не только хороший и обширный опыт по организации сельскохозяйственного производства, но и глубокие и разносторонние знания рыночной экономики, а также соответствующие личностные качества – активность, смелость, деловитость, предприимчивость и др. Такие кадры представляют собой «золотой фонд» каждой нации, и сформировать их непросто. В стране подготовка управленцев этой категории пока не налажена. Существует обучение узкоотраслевых специалистов (агрономов, зоотехников и др.), знания и опыт которых слабо согласуются с предпринимательством. В самой системе производства если и выделяются выдающиеся личности, то происходит это, как правило, в результате большой хозяйственной практики, а также как следствие особых качеств работников, определяемых природными задатками. Значит, основное, что необходимо сделать в этом плане – организовать профессиональную подготовку перспективных кадров предпринимателей, и прежде всего в ведущих зарубежных бизнес-центрах, как это делают другие страны, активно осваивающие рыночные отношения.
Второе условие – свобода и самостоятельность лидеров-организаторов и кооперативно-интеграционных объединений. Организация и функционирование компаний должны регулироваться исключительно действующим законодательством, рыночными отношениями и частными интересами и задачами. Администрирование со стороны органов местной власти недопустимо, если деятельность компаний не противоречит установленным законодательным нормам и не приводит к невосполнимым потерям общества и государства.
Экономическая свобода – это коренной фактор эффективности и конкурентоспособности. При наличии достаточной степени свободы бизнес и предпринимательство развиваются по естественным законам рыночной экономики, при административных ограничениях бизнес постоянно наталкивается на преграды и запреты и не может по-настоящему проявлять свою эффективность. В этой связи с самого начала реализации идеи о создании кооперативно-интеграционных объединений их лидеры и участники должны иметь полные права самостоятельного выбора исходных моделей, принятия регулирующих механизмов, реализации замыслов по налаживанию согласованной работы всей инфраструктуры исходя из поставленных задач и имеющихся возможностей. В процессе отработки механизмов организации и функционирования кооперативно-интеграционные структуры могут и должны свободно осуществляться необходимые корректировки принятых моделей, уточняться организационные процедуры, совершенствоваться методы хозяйствования. Это весьма важно, поскольку только практическая реализация идеи позволяет выявить слабые места и показать пути их преодоления. Лидеры и организаторы не должны бояться ошибиться, так как именно ошибки дают возможность найти приемлемый вариант организации. Свобода и самостоятельность раскрывают инициативу, обеспечивают реализацию экономических интересов, позволяют наиболее полно реализовать производственный потенциал и внутренние качества организаторов и коллективов.
Наконец, третье – переход от государственной и огосударствленной собственности к частной. Известно, что предприятия и компании, основанные исключительно на государственной собственности, работают недостаточно эффективно, а если и показывают эффективность, то в условиях частной организации производства она была бы намного большей. Частная собственность – это основа, на которой держится экономическая свобода и самостоятельность. В этой связи для того чтобы были условия полной реализации экономического потенциала кооперативно-интеграционных объединений, необходимы также полные права частной собственности. Значит, далеко недостаточно иметь права частной собственности, скажем, только на произведенный продукт или получаемый доход от трудовой деятельности. Для полноты экономической свободы и самостоятельности необходимы также полные права частной собственности на средства производства и материальное имущество. Если нет полных прав на средства производства, то, как известно, подлинный собственник всегда может продиктовать условия их использования, ограничивая тем самым степень рыночной свободы непосредственных товаропроизводителей.
Однако для эффективного использования частная собственность должна быть заработана, создана трудом или сформирована в процессе предпринимательской деятельности. Нельзя обесценивать собственность и предоставлять ее в бесплатное и безвозмездное пользование. Ценится только то, что заработано. Поэтому государственная собственность (материальное имущество) если и должна предоставляться на первых порах предпринимателю или трудовому коллективу в пользование, то в последующем ее необходимо постепенно компенсировать на основе получаемых доходов. А в целом частная собственность должна создаваться за счет доходов и прибыли от предпринимательской деятельности. В этом состоит основной смысл бизнеса и предпринимательства – осуществлять расширенное воспроизводство на базе самоокупаемости и самофинансирования.
Частная собственность раскрепощает человека, раскрывает творческие способности, делает его личностью. Она как никакая другая способствует мобилизации потенциала работников. Предприниматели и товаропроизводители, используя преимущества частной собственности, самостоятельно преодолевают трудности рыночной конъюнктуры, а преследуя свои частные экономические интересы, наиболее полно удовлетворяют разнообразные предпочтения потребителей и целевые установки государства.
Таким образом, изучение показывает, что создание сквозных (вертикальных и горизонтальных) продуктовых кооперативно-интеграционных структур (объединений, компаний) с учетом названных основополагающих факторов дает возможность решить ряд крупнейших производственных и экономических задач в сфере АПК, а именно:
- объединить разрозненные агропромышленные предприятия и создать на их базе единую четко регулируемую продуктовую структуру (объединение, компанию и т. п.), имеющую согласованную стратегию и тактику развития;
- консолидировать имеющийся у предпринимателей ресурсный, трудовой и финансовый капитал и сконцентрировать его на приоритетных направлениях и звеньях хозяйствования;
- выстроить единую технологическую цепь продвижения продукции – от получения исходного сырья до производства и сбыта готового высококачественного продовольствия под потребительский спрос;
- создать хорошо развитую логистическую цепочку и единую маркетинговую службу, способную иметь оперативную информацию о конъюнктуре рынка в стране и за рубежом;
- преодолеть многообразие и неорганизованность товаропроизводителей, а также междоусобную конкуренцию (результатом чего часто бывает торговый демпинг) и выстроить комплекс целевых механизмов функционирования, повышающих рыночную устойчивость производства;
- сформировать своеобразный имидж объединения как надежного поставщика качественной продукции, что в конечном итоге позволяет создать собственную торговую марку (брэнд) компании;
- обеспечить получение и рост добавленной стоимости, а в итоге – доходов и прибыли, которые могут служить источником создания специальных фондов инновационного и инвестиционного развития объединения и его конкретных участков;
- противостоять ряду неблагоприятных рыночных факторов и создать необходимые условия для стабилизации роста и расширения производственно-торговой деятельности (диверсификации);
- обеспечить интеграцию отечественного агропромышленного производства в структуру международной торговли, продвижение готовой продукции на ведущие зарубежные рынки, закрепление в сфере наиболее привлекательных ниш и вхождение в состав доминирующих компаний.
Подводя итог, следует сказать, что приведена лишь небольшая часть преимуществ, которые образуются в связи с созданием кооперативно-интеграционных структур. Фактически их гораздо больше и сводятся они к устойчивому, самодостаточному и высокоорганизованному функционированию на основе целевого экономического стимулирования труда и производства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гусаков, В. Условия и факторы эффективности кооперативно-интеграционных объединений / В. Гусаков // Аграрная экономика. – №3. – 2011. – С.3.
2. Запольский, М. И. Эффективность кооперативно-интеграционных отношений в сфере агропромышленного производства. Теория, методология, практика / М. И. Запольский; под ред. В. Г. Гусакова. – Минск: Институт аграрной экономики НАН Беларуси, 2010. – 256 с.
3. Кооперация и интеграция в АПК: учебник для вузов / В. М. Володин, Л. Н. Дубова, Г. А. Баклаженко, Ю. Д. Бахтеев, А. Н. Рассказов; под общ. ред. В. М. Володина. – Пенза, 2005. – 244 с. : ил. – Библиогр. : с. 189–198.
4. Пархоменко, Н. В. Тенденции развития и особенности агропромышленной интеграции в условиях переходной экономики / Н. В. Пархоменко // Аграрная экономика. – 2009. – № 1. – С. 50–55.
13