Влияние средств массовой информации на поведение молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:49, реферат

Описание работы

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM – радиостанции

Работа содержит 1 файл

Влияние средств массовой информации на поведение молодёжи.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

Влияние средств  массовой информации на поведение молодёжи. 

        

Живя в современном  мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они  настолько прочно основались в нашей  повседневности, что мы даже представить  себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM – радиостанции 

Как сильно изменился мир! И эти изменения непосредственно связаны с работой СМИ. С годами увеличивается напор в «трубах средств массовой информации», потому ее стает все больше и больше. Таким образом, естественно, возрастает информационное  влияние. 

Но какую роль СМИ занимают в жизни современного человека?  Какой характер имеет влияние СМИ на образ жизни людей, на их поведенческие стереотипы, привычки и т.д.? И, вообще, существует ли это влияние?  

Я считаю, что  проблема влияния средств массовой информации на поведение молодёжи – очень актуальна в нашем современном обществе.                                                                     

  Молодежь  – это такая социальная группа, которая по максимуму использует  СМИ и жадно черпает информацию  разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём  мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это – факт. 

Но задумывались ли  мы над тем, как могут изменить нас СМИ, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, или какое влияние они на нас оказывают?   

1.1 История возникновения  и развитие социологии СМИ.  Основные направления исследований 

Основное развитие теории массовой коммуникации началось сравнительно недавно - с 1952 года. В становлении современной западной теории коммуникации эволюционно можно выделить несколько этапов, или "поколений", привнесших свои особенности в понимание феномена коммуникации. Несмотря на то, что исследования, которые мы сегодня относим к коммуникативным, проводились на протяжении всего двадцатого века в рамках различных социальных наук, после второй мировой войны, одновременно с развитием информационных наук и технологий, стали оформляться новые подходы к изучению феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рассмотрение коммуникации как передачи информации, где необходимыми составляющими признавались источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. Модель была модифицирована в коммуникативной литературе и получила широкое распространение как модель информационной трансмиссии. По сей день, несмотря на признанные ограничения, акцентирующие линейный, однонаправленный характер коммуникации, эта модель широко используется в коммуникативной теории и практике, особенно в массовой коммуникации и в публичных выступлениях 

В теории коммуникации 50-60-х годов происходит "психологизация" коммуникации, когда она начинает все больше рассматриваться как  человеческая коммуникация. Формируется  отрасль дисциплины, известная ныне как межличностная коммуникация. Заметный вклад в развитие этого направления вносят: Грегори Бейтсон и калифорнийская группа исследователей Palo Alto Group во главе с психотерапевтом Полем Вацлавиком. В их подходах коммуникация рассматривается прежде всего как взаимодействие. Подчеркивается, что коммуникация есть не просто передача-прием информации, но создание некой общности, некой степени взаимопонимания между участниками. 

Следующий этап в становлении теории коммуникации, включающий и настоящее время, характеризуется расширением системного подхода к анализу коммуникации. Коммуникация рассматривается как социальный процесс. Подчеркивается ее не просто интерактивный, но трансактный характер, заключающийся в том, что любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно, и что любой коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее. 

Теоретики, разделяющие  взгляд на коммуникацию как на социальный процесс, относят себя к различным  исследовательским школам и направлениям в области коммуникации. Представительство  этих школ и направлений сегодня  подавляюще широко: теория систем, социальный конструкционизм, социальный конструктивизм, критическая теория,  культурология, постмодернизм, символический интеракционизм и др. Наиболее важные положения, разделяемые этими школами во взглядах на процесс человеческой коммуникации, можно обобщить следующим образом: 

1.Коммуникация - это основной социальный процесс  сотворения, сохранения-поддержания  и преобразования социальных  реальностей  

2. Генерирование  смысла: как социальные смыслы  создаются. Коммуникация - не просто  процесс обмена информацией, это  процесс создания некой общности, в котором мы осмысливаем информацию и соотносим наши смыслы со смыслами наших коммуникативных партнеров, создавая таким образом определенную степень взаимопонимания.   

3. Роль контекста  в коммуникации, культура как  наиболее общий контекст. Коммуникативные процессы протекают и приобретают для нас тот или иной смысл лишь в определенном контексте.  

4. Восприятие  своего "я" как социально-культурный  конструкт. Коммуникация - процесс,  в котором мы конструируем  не только свою социальную реальность, но и свое собственное "я". 

5. Символическая  природа коммуникации. Коммуникация - процесс создания общих смыслов  посредством использования символов, среди которых первоочередная  роль принадлежит языку. 

6. Взаимовлияние  исследователя и исследуемой им коммуникативной практики  Сторонники социальных подходов разделяют положение о том, что коммуникативная теория - это "практическая теория и что коммуникация - это "практическая дисциплина" [3] 

Рассмотрев основные направления исследований СМИ и основные вехи развития этого социального института, мы переходим к рассмотрению непосредственно роли СМИ в формировании образа жизни молодежи. 

Роль СМИ в  формировании образа жизни молодёжи 

Средства массовой информации оказывают большое влияние  на формирование образа жизни молодежи. Это влияние распространяется как  непосредственно через СМИ на личность молодого человека, так и  опосредованное - через родителей, учителей, сверстников, на которых СМИ, в свою очередь, так же оказывают значительное влияние. Даже господствующие в обществе социальные нормы в значительной мере сформированы СМИ. 

Средства массовой информации создают двойственное взаимоисключающее  влияние на образ жизни молодого человека: с одной стороны, они выступают как фактор, стимулирующий формирование здорового образа жизни у молодежи, с другой - провоцируют развитие вредных привычек, химических зависимостей, способствуют развитию психологического дискомфорта и пр. 

Существует мнение, о том, что не следует преувеличивать роль СМИ в формировании образа жизни молодежи, списывая все существующие в молодежной среде проблемы на счет “тлетворного влияния запада” и комерционализации радио, телевидения и прессы. В советские времена, когда в СМИ не было абсолютно никакой рекламы, а цензура не пропускала ничего, что могло бы отрицательно сказаться на личности или образе жизни молодого человека, в Украине имели место такие явления как курение, пьянство, и беспорядочные половые связи. То есть не только СМИ сегодня ведут к тому, что значительная часть населения ведет нездоровый образ жизни.  В тоже время роль СМИ в формировании образа жизни нельзя недооценивать. Однако нельзя не отметить, что именно в последнее десятилетие огромные средства, вкладываемые международными и украинскими корпорациями в рекламу сигарет и алкогольных напитков, не идут ни в какое сравнение с финансированием программ, статей, передач, посвященных формированию здорового образа жизни молодежи. 

 Воздействие  телевидения. 

Средства массовой информации (СМИ) стали не только неотъемлемой частью массовой культуры современного общества, но и важным институтом социализации личности. Самым мощным средством информации по воздействию на сознание людей является телевидение, обеспечивающее возможность наглядно-образного восприятия, а значит, и более сильного эмоционального воздействия на человека. 

Результаты исследования:  

- Результаты  исследования показали, что просмотр  телевизионных передач занимает  весьма значимое место в структуре  досуга молодых людей, уступая лишь общению с друзьями. 

- Анализ основных  мотивов просмотра фильмов и  передач показал, что учащиеся  смотрят ТВ для того, чтобы  развлечься. В то же время глубинный  (факторный) анализ показывает, что  телевидение для молодых людей является источником целенаправленного получения информации и способом эмоциональной разрядки.           

Телевидение мощно  влияет на смысложизненные ориентации учащейся молодёжи, задаёт и продвигает стандарты красивой жизни. 

Телевидение сильно воздействует на поведения молодёжи, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки. 

Особенно чувствительны  к влиянию телевидения молодые  люди: подростки и юноши. СМИ задают характерные для современной  массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые  проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение. В этой связи особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, поскольку это имеет прямое отношение к пониманию содержательного контекста и механизмов социализации подростков. 

 Можно проследить  существенное противоречие в  ценностных установках молодых  людей: с одной стороны, на  уровне сознания декларируется  стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям, к созданию семьи и получению достойной работы; с другой стороны, по результатам факторного анализа просматривается четкая ориентация на западные стандарты жизни. Телевидение в данном контексте играет существенную роль в формировании ценностных установок молодых людей. Поскольку молодежь достаточно обособлена в культурном плане от старшего поколения, то телевидение, использующее в своих трансляциях западные передачи и фильмы, успешно продвигает западный образ жизни и восприятие мира. 

Я рассмотрела  тему влияния СМИ на поведение  молодежи, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств  массовой информации существует и оно  достаточно существенное. Молодежь –  это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Также перед нами был выдвинут важный вопрос, а именно, вопрос о характере влияния СМИ. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе. 

В ХХ-ом веке появились  новые источники массовой информации, которые заняли особую позицию среди  давно установленных масс-медиа. Эти обильные источники – телевидение и Интернет. Они также активно влились в жизнь людей. Мы не случайно посвятили последний пункт курсовой работы теме влияния телевидения. Ибо оно производит мощнейшее влияние на сознание молодого человека. Телевидение оказывается стимулом для действий. Также по нему пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие установки. 

Я считаю, что  социолог, обратившись к проблеме влияния СМИ на молодежь должен изучать  способы уменьшения влияния негативного рода информации. Иначе у нашего нового поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на их образ жизни. Необходимо, по-моему, ввести цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, TV и т. д. 

Эту проблему нужно  решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ  жизни, высокий реализованный интелеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать  наше молодое поколение. 

Информация о работе Влияние средств массовой информации на поведение молодёжи