Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:38, контрольная работа
Бурно развивающиеся процессы в современном обществе затрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности.
В наше время огромное психологическое влияние на сознание и подсознание человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Та реальность, которую нам предлагают сегодняшние СМИ, безусловно опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и не предлагает размышления, анализа. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как человек принимает её готовой, не задумываясь и ему можно внушить очень многое. Поэтому нам часто легче окунуться в поток информации, чем критично её воспринимать.
СМИ сегодня- это мощный фактор влияния на психическое состояние людей. За последнее десятилетие было поведено множество исследований по данному вопросу в совершенно различных сферах (печать, радио, телевидение, реклама, интернет). Ведь отличительными чертами СМИ является публичность и неоднозначный, противоречивый характер самих СМИ, что стимулирует новый рост исследований.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЛИЯНИЕ 4
2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ 17
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. ВЛИЯНИЕ
2. СРЕДСТВА
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Бурно развивающиеся процессы в современном обществе затрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности.
В наше время огромное психологическое влияние на сознание и подсознание человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Та реальность, которую нам предлагают сегодняшние СМИ, безусловно опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и не предлагает размышления, анализа. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как человек принимает её готовой, не задумываясь и ему можно внушить очень многое. Поэтому нам часто легче окунуться в поток информации, чем критично её воспринимать.
СМИ сегодня- это
мощный фактор влияния на психическое
состояние людей. За последнее десятилетие
было поведено множество исследований
по данному вопросу в совершенно
различных сферах (печать, радио, телевидение,
реклама, интернет). Ведь отличительными
чертами СМИ является публичность и неоднозначный,
противоречивый характер самих СМИ, что
стимулирует новый рост исследований.
1. ВЛИЯНИЕ
«Если одно — два приветливых слова
могут сделать человека счастливым,
надо быть негодяем, чтобы отказать
ему в этом»
(Т. Пэн английский публицист)
Влияние — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека (объекта влияния), его установок, намерений, представлений и оценок в ходе взаимодействия с ним.
Психологическое влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.
Противостояние чужому влиянию — это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.
Инициатор влияния — тот, кто первым предпринимает попытку влияния.
Адресат влияния — тот, к кому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного субъекта к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, - адресатом. Однако, в процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние субъектов друг на друга, так что в большинстве случаев субъект может являться одновременно как и инициатором, так и адресатом влияния.
Открытое психологическое взаимодействие — взаимное влияние, цели которого заранее объявляются или не скрываются.
Скрытое психологическое взаимодействие — взаимное влияние, цели которого не объявляются или маскируются под цели открытого взаимодействия.
К исключительно
психологическим средствам
Вербальные сигналы — слова, и прежде всего их смысл, но также и характер используемых слов, подбор выражений, правильность речи либо разные виды её неправильности.
Паралингвистические сигналы — особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков.
Невербальные сигналы — взаимное расположение субъектов в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи.
Психологическое влияние осуществляется для достижения трёх целей:
1. Для удовлетворения своих потребностей с помощью других субъектов или через их посредство;
2. Для подтверждения факта своего существования и значимости этого факта;
3. Для преодоления пространственно — временных ограничений собственного существования.
В сущности, первая из этих целей включает и две остальные, если считать потребностями стремление утвердить факт своего существования и стремление к преодолению пространственно — временных ограничений. Однако различия между тремя целями всё же достаточно существенны.
В первом случае психологическое влияние используется для того, чтобы добиться удовлетворения иных потребностей, а не собственно потребностей влияния.
Во втором
случае влияние служит
знаком, индикатором, доказательством ф
В третьем случае влияние само является потребностью и выступает как одна из форм стремления всего живого — преодоление пространственно — временных ограничений своего существования.
Субъект может предпринимать попытки влияния, чтобы разрядить свои агрессивные импульсы и попытки противостояния влиянию, чтобы защититься от нового. Цели, связанные с иными потребностями, зачастую не осознаются или тщательно скрываются.
С другой стороны, сопротивляясь чужому влиянию, мы также подтверждаем факт своего отдельного от других существования, свою идентичность самому себе.
Первый шаг на пути цивилизованного влияния — осознание своих истинных целей. Осознав свои цели, можно решить, насколько они достойны того, чтобы мы стремились их реализовать, а затем найти цивилизованные способы получения помощи и поддержки других субъектов для их осуществления .
Под цивилизованным влиянием в настоящем контексте мы понимаем влияние:
- соответствующее правилам этикета;
- соответствующее этическим нормам, принятым самим субъектом.
«Нормы этикета — это способы оказания уважения, знаков внимания, почтения… Этикет приобретает нравственную ценность как совокупность знаков признания, которые удовлетворяют потребность людей в социальных «поглаживаниях». Поэтому даже формальное, условное проявление чувств имеет моральное значение…»
Итак, цивилизованное
влияние — это влияние
В табл.1 даны определения различных видов влияния, в табл.2 — определения различных видов противостояния влиянию.
Таблица 1. Виды психологического влияния
Вид влияния | Определение | |
Аргументация | Высказывание
и обсуждение доводов в пользу
определённого решения или | |
Самопродви-жение | Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оценённым по достоинству и благодаря этому получить преимущество на выборах, при назначении на должность и др. | |
Манипуляция | Скрытое побуждение адресата к переживанию определённых состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей | |
Заражение | Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшем объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться — также непроизвольно или произвольно |
Пробуждение импульса к подражанию
Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным и непроизвольным
Формирование благосклонности
Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путём проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывание благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги
Просьба
Обращение
к адресату с призывом удовлетворить
потребности или желание
Игнорирование
Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнёру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнёром
Принуждение
Приневоливанье (синоним слова «принуждение») человека к выполнению определённых действий с помощью угроз и лишений. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы, ограничения свободы и физические воздействия. В последних двух случаях принуждение перестаёт быть собственно психологическим средством влияния.
Продолжение таблицы 1.
Вид влияния | Определение |
Нападение | Внезапная
атака на чужую психику, совершаемая
с сознательным намерением или без
такового и являющаяся формой разрядки
эмоционального напряжения. Высказывание
пренебрежительных или |
Внушение | Сознательное
неаргументированное |
Таблица 2. Виды психологического противостояния влиянию.
Вид
противостояния
влиянию |
Определение |
Контраргументация | Сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия |
Психологическая
самооборона |
Применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, принуждения или манипуляции |
Информационный диалог | Прояснение позиции партнёра и собственной позиции путём обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями |
Конструктивная критика | Подкреплённое фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата |