Виды и средства влияния

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:38, контрольная работа

Описание работы

Бурно развивающиеся процессы в современном обществе затрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности.
В наше время огромное психологическое влияние на сознание и подсознание человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Та реальность, которую нам предлагают сегодняшние СМИ, безусловно опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и не предлагает размышления, анализа. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как человек принимает её готовой, не задумываясь и ему можно внушить очень многое. Поэтому нам часто легче окунуться в поток информации, чем критично её воспринимать.
СМИ сегодня- это мощный фактор влияния на психическое состояние людей. За последнее десятилетие было поведено множество исследований по данному вопросу в совершенно различных сферах (печать, радио, телевидение, реклама, интернет). Ведь отличительными чертами СМИ является публичность и неоднозначный, противоречивый характер самих СМИ, что стимулирует новый рост исследований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЛИЯНИЕ 4
2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ 17

Работа содержит 1 файл

КОНТР.РАБ(ПСМИХ.УПР.).doc

— 93.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ: 
 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            3

1. ВЛИЯНИЕ                                                                                               4

2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ                                          11                           

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   16

ЛИТЕРАТУРНЫЕ  ИСТОЧНИКИ                                                                   17  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Бурно развивающиеся процессы в современном  обществе затрагивают все стороны  жизни, что приводит к осознанию  значимости особенностей развития общественного  сознания людей, их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности.

В наше время огромное психологическое  влияние на сознание и подсознание  человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Та реальность, которую  нам предлагают сегодняшние СМИ, безусловно опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и не предлагает размышления, анализа. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как человек принимает её готовой, не задумываясь и ему можно внушить очень многое. Поэтому нам часто легче окунуться в поток информации, чем критично её воспринимать.

СМИ сегодня- это  мощный фактор влияния на психическое  состояние людей. За последнее десятилетие  было поведено множество исследований по данному вопросу в совершенно различных сферах (печать, радио, телевидение, реклама, интернет). Ведь отличительными чертами СМИ является публичность и неоднозначный, противоречивый характер самих СМИ, что стимулирует новый рост исследований. 
 
 
 
 
 

1.  ВЛИЯНИЕ

«Если одно — два приветливых слова

могут сделать человека счастливым,

надо  быть негодяем, чтобы отказать

ему в  этом»

(Т. Пэн английский публицист)

Влияние — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека (объекта влияния), его установок, намерений, представлений и оценок в ходе взаимодействия с ним.

Психологическое влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.

Противостояние  чужому влиянию — это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.

Инициатор влияния — тот, кто первым предпринимает попытку влияния.

Адресат влияния — тот, к кому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного субъекта к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, - адресатом. Однако, в процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние субъектов друг на друга, так что в большинстве случаев субъект может являться одновременно как и инициатором, так и адресатом влияния.

Открытое  психологическое  взаимодействие — взаимное влияние, цели которого заранее объявляются или не скрываются.

Скрытое психологическое  взаимодействие — взаимное влияние, цели которого не объявляются или маскируются под цели открытого взаимодействия.

К исключительно  психологическим средствам влияния  относятся вербальные, паралингвистические и невербальные.

Вербальные  сигналы — слова, и прежде всего их смысл, но также и характер используемых слов, подбор выражений, правильность речи либо разные виды её неправильности.

Паралингвистические сигналы — особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков.

Невербальные  сигналы — взаимное расположение субъектов в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи.

Психологическое влияние осуществляется для достижения трёх целей:

1. Для удовлетворения своих потребностей с помощью других субъектов или через их посредство;

2. Для подтверждения факта своего существования и значимости этого факта;

3. Для преодоления пространственно — временных ограничений собственного существования.

В сущности, первая из этих целей включает и две остальные, если считать потребностями стремление утвердить факт своего существования и стремление к преодолению пространственно — временных ограничений. Однако различия между тремя целями всё же достаточно существенны.

В первом случае психологическое влияние используется для того, чтобы добиться удовлетворения иных потребностей, а не собственно потребностей влияния.

Во втором случае влияние служит знаком, индикатором, доказательством факта существования влияющего и значимости этого существования.

В третьем  случае влияние само является потребностью и выступает как одна из форм стремления всего живого — преодоление пространственно — временных ограничений своего существования.

Субъект может предпринимать попытки  влияния, чтобы разрядить свои агрессивные импульсы и попытки противостояния влиянию, чтобы защититься от нового. Цели, связанные с иными потребностями, зачастую не осознаются или тщательно скрываются.

С другой стороны, сопротивляясь чужому влиянию, мы также подтверждаем факт своего отдельного от других существования, свою идентичность самому себе.

Первый  шаг на пути цивилизованного  влияния — осознание  своих истинных целей. Осознав свои цели, можно решить, насколько они достойны того, чтобы мы стремились их реализовать, а затем найти цивилизованные способы получения помощи и поддержки других субъектов для их осуществления .

Под цивилизованным влиянием в настоящем контексте  мы понимаем влияние:

- соответствующее  правилам этикета;

- соответствующее  этическим нормам, принятым самим  субъектом.

«Нормы  этикета — это способы оказания уважения, знаков внимания, почтения… Этикет приобретает нравственную ценность как совокупность знаков признания, которые удовлетворяют потребность людей в социальных «поглаживаниях». Поэтому даже формальное, условное проявление чувств имеет моральное значение…» 

Итак, цивилизованное влияние — это влияние одновременно и правильно выполняемое, и благородное  достойное человека.

В табл.1 даны определения различных видов  влияния, в табл.2 — определения  различных видов противостояния влиянию.

Таблица 1. Виды психологического влияния

Вид влияния Определение
Аргументация Высказывание  и обсуждение доводов в пользу определённого решения или позиции  с целью формирования или изменения  отношения собеседника к данному  решению или позиции
Самопродви-жение Объявление  своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оценённым  по достоинству и благодаря этому  получить преимущество на выборах, при  назначении на должность и др.
Манипуляция Скрытое побуждение адресата к переживанию  определённых состояний, принятию решений  и/или выполнению действий, необходимых  для достижения инициатором своих  собственных целей
Заражение Передача  своего состояния или отношения  другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшем объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться — также непроизвольно или произвольно

Пробуждение импульса к подражанию

Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным и непроизвольным

Формирование  благосклонности

Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путём проявления инициатором  собственной незаурядности и  привлекательности, высказывание благоприятных  суждений об адресате, подражания ему  или оказания ему услуги

Просьба

Обращение к адресату с призывом удовлетворить  потребности или желание инициатора воздействия 

Игнорирование

Умышленное  невнимание, рассеянность по отношению  к партнёру, его высказываниям  и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнёром

Принуждение

Приневоливанье (синоним слова «принуждение») человека к выполнению определённых действий с помощью угроз и лишений. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы, ограничения свободы и физические воздействия. В последних двух случаях принуждение перестаёт быть собственно психологическим средством влияния.

Продолжение таблицы 1.

Вид влияния Определение
Нападение Внезапная атака на чужую психику, совершаемая  с сознательным намерением или без  такового и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека; грубое агрессивное суждение, поношение или осмеяние его дел и поступков; напоминание о постыдных или оскорбительных фактах его биографии; безапелляционное навязывание своих советов и др.
Внушение Сознательное  неаргументированное воздействие  на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение состояния, отношения к чему-либо и создание предрасположенности к определённым действиям
 
 
 
 

Таблица 2. Виды психологического противостояния влиянию.

Вид противостояния

влиянию

Определение
Контраргументация Сознательный  аргументированный ответ на попытку  убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия
Психологическая

самооборона

Применение  речевых формул и интонационных  средств, позволяющих сохранить  присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, принуждения или манипуляции
Информационный  диалог Прояснение  позиции партнёра и собственной  позиции путём обмена вопросами  и ответами, сообщениями и предложениями
Конструктивная  критика Подкреплённое фактами обсуждение целей, средств  или действий инициатора воздействия  и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата

Информация о работе Виды и средства влияния