Национальные особенности,
специфика властного мышления и
соответственно особые, исторически
сложившиеся универсальные технологии
осуществления власти организуют, структурируют,
стратифицируют социальное пространство,
функционирующее уже как пространство
власти со свойственными ему властными
отношениями и иерархической
структурой. Организованное властное
пространство призвано сохранять упорядоченность,
единство и стабильность социальной
общности, а уже в нем отдельный
социальный субъект становится участником
властных отношений, вносит свои повороты
в понимание власти, способы её
осуществления в процессе активно-диалогического
взаимодействия. Такая ситуация создает
впечатление того, что конкретный
социальный агент, занимающий ту или
иную властную позицию и есть сама
власть. Однако, при таком взгляде упускается
из виду то, что сам действующий субъект
помещен в уже существующее пространство
власти и систему властных технологий.
Реальность власти здесь
скорее следует рассматривать как
некоторую системную целостность,
но в свою очередь разделённую на различные
властные зоны. Каждое поле власти имеет
отличительную структуру позиций и систему
отношений социальных сил, свои правила
и режимы функционировании, свои ресурсы
и технологии осуществления и легитимации
власти. Кроме этого каждое поле конструирует
свое пространство игры, со своими ограничениями
и возможностями, в них локализованы целое
множество отношений разновекторных сил,
приводящих ее в постоянное движение.
С синергетической точки зрения можно
сказать, что каждая часть властной системы
постоянно флуктуирует, изменяется, влияет
и открывается сама внешнему воздействию.
Одним словом представляет собой специфический
самоорганизующийся организм, тем не менее,
базирующийся и развивающийся на определённой
основе - образе социального порядка, власти
и “универсальных” технологий её осуществления,
свойственных определенному промежутку
времени.
И, наконец, в рамках микро
составляющей дискурса разворачиваются
непосредственно сами властные отношения,
складывающиеся в повседневной практике,
в которых все властные образы и техники
“оживляются”. Это область, где сеть властных
отношений и стратегий получает свою реальность,
где производятся знания и смыслы. Здесь
можно выделить две исследовательские
позиции, которые с той или иной точки
рассматривают конкретные отношения власти.
Первая, акцентирует внимание
на локальных пространствах власти
и свойственных ему техниках, где
может быть управляем и контролируем отдельный
индивид. Здесь положение конкретного
индивида характеризует его место в сложившейся
институциональной конфигурации. Содержательная
сторона социальной позиции, в свою очередь,
раскрывается через отношение к другим
социальным местам, посредством дистанции
отделяющею эту позицию от других, а также
через информационную насыщенность. Следует
заметить, что определённое социальное
место, предоставляет субъекту выбор некоторых
возможных в этом состоянии альтернатив.
В этом ракурсе власть выступает не как
то, что даётся или захватывается, её не
делегируют или перераспределяют, она
осуществляется в различных напряжённых
точках, социальных позициях, в которых
группа или отдельный индивид захватывается
властью. Лишь социальная позиция открывает
субъекту весь арсенал власти и ее ограничения.
Второе направление отталкивается
от отдельного субъекта, сознательно
действующего в рамках определенного
социального поля, который конструирует
свой смысловой контекст через личный
опыт и социальную практику. Так, например,
М. Фуко настаивает на том, что не может
существовать сетки властных отношений
без некоторого числа “практик себя”,
из которых она вырастает, на которые она
опирается и разворачивается. В этих единичных
практиках складываются стили существования,
которые с развитием, их социальным “отстаиванием”
приобретают общественный характер, и
именно эти практики конструируют опоры
“всепроникающей сетки властных отношений”
[11].
Заключение
Можно выделить ряд характеристик,
которыми обладает современная государственная
власть, если ее рассматривать через
призму социальных отношений, в сетку
которых последняя органично
«вшита». К таким специфическим
чертам государственной власти следует
отнести императивные, диспозитивный,
информативный и дисциплинарный
характеры власти. Под императивным
характером власти в теории государства
и права понимается совокупность
общественных отношений основанных
на принципах господства и подчинения,
т.е. такие отношения носят ассиметричный
характер. Исходя из принципа федерализма,
подобный характер свойственен сфере
государственного управления, где существует
четкое формально-нормативное регулирование
отношений между различными органами
государственной власти. Далее говоря
о диспозитивном характере, следует
отметить, что этот вид отношений
основан на принципах равенства
сторон и установления взаимоотношений,
как правило, в гражданско-правовой
сфере, между равными субъектами
на договорной основе, такому виду, соответственно,
присущ симметрический характер отношений.
Информативный характер государственной
власти предполагает создание и поддержание
определенных видов знания, являющиеся
опорой властной деятельности государственных
органов и должностных лиц. Распространение
информационных потоков формирующих
«образ» и «социальные привычки»,
через которые воспринимается последняя,
а также контроль за комментированием
и циркуляцией этих потоков в обществе.
И наиболее трудно уловимые, порой неосознаваемые
в большинстве случаев властные отношения
носят дисциплинарный характер. Подобный
вид взаимоотношений, возникающий между
государством, его органами, различными
институтами и обществом, в настоящее
время проработан слабо, этим как видится
и объясняется трудность анализа опосредованного,
косвенного характера властного влияния
государства на общественную систему.
В целом этот характер властного влияния
начинает формироваться в Европе с XVII
- XVIII вв., когда властные отношения распространяются
на новые, приватные области человеческого
поведения, по средствам таких дисциплин
как религия, медицина, образование, территориальное
распределение, тюрьмы и педагогический
контроль, а так же практик обучения, наказания,
психиатрии и др. В рамках которых создаются
репрессивные и контрольные элементы,
образующие «дисциплинарную власть».
Под которой в свою очередь и понимаются
определённые техники, трансформирующие
отдельных субъектов коммуникации и взаимоотношения
в объекты с помощью различных созданных
дисциплин, которые очевидно и задают
определённую модальность функционирования
коммуникативных сетей взаимоотношений,
стратегий, техник, и других социальных
практик.
Подобный подход к властной
проблематике не бесспорен и нуждается
в дальнейшем развитии, но уже сейчас
можно смело сказать, что он открывает
новые, куда более глубокие «корни»
власти, позволяет привязать теорию
к реальности, обличая её стратегии
и механизмы [5].
Заканчивая эту мысль,
следует отметить и то, что в
данный момент в научных исследованиях
происходит переход к принципиально
иной аналитике как государственной,
так и в целом власти, позволяющий
моделировать ее действительное осуществление.
Сегодня очевидно, «что современной
отечественной правовой науке ещё
предстоит построить адекватную
аналитику власти…, которая позволит
рассматривать ее сущность в контексте
российской социо-правовой реальности,
устоявшихся политико-правовых технологий.
Причём эта аналитика будет ориентироваться
на реконструкцию отечественных властных
отношений, восстановления подлинной
сути государственно-политических и юридических
институтов».
Список литературы:
- Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000
- Желтов В.В. Теория власти. М., МПСУ, 2008.
- Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М., 2001
- Конфисахор А.Г. Теории власти. СПб., Питер, 2004.
- Королёв С. А. Бесконечное пространство: гео- и социографические образы власти в России. М., 1997
- Льюкс С. Власть: радикальный взгляд. М., издательство дом Гос. ун-та высшей школы экономики, 2010
- Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М., 1968
- Мордовцев А. Ю. Национальный правовой менталитет. Введение в проблему. Ростов н/Д., 2002
- Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000
- Новейший философский словарь. Мн., 2001
- Подорога В.А. Власть и познание (археологический поиск М. Фуко) // Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989
- Розин В.М. Юридическое мышление. Алматы, 2000
- Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999