Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:15, реферат
Репортаж - одна из основ журналистики. И не только телевизионной. В некоторой степени всю историю журналистики можно назвать историей становления, развития и совершенствования репортажа. У истоков журналистики стоит не что иное, как репортаж: это один из первых жанров печатной журналистики. Но СМИ за многие века изменились, и если на сегодня в печати репортаж - это всего лишь один из многих жанров, причем стоящий не в числе главнейших, то на телевидении репортаж по-прежнему жанр №1. Особенно в информационных программах.
Введение …………………………………………………………………………….2
Глава 1
Что такое “телерепортаж” ………………………………………………………..3
1. Телерепортаж ……………………………………………………………………3
2. Специфика телевизионного репортажа………………………………………3
3. Разновидности телерепортажа………………………………………………...4
Глава 2
Событийный репортаж……………………...……………………………………..5
Проблема информационного повода…………………………………………5
Экстренные новости……………………………………………………………6
Особенности работы над экстренным репортажем………………………...7
Способы трансляции событийного репортажа……………………………...7
Особенности событийного репортажа. Отличия от тематического и постановочного репортажей…………………………………………………...8
Тематический репортаж………………………………………………………..8
Постановочный репортаж…………………………
Экстренные новости.
Говоря об экстренных новостях , журналисты обычно подразумевают информацию, которая появляется неожиданно и требует скорейшего распространения. В репортажах об экстренных новостях никогда не употребляют слово “вчера”. Экстренные новости - это репортажи о военных действиях, терактах, стихийных бедствиях, Яркий пример - репортажи о гибели подлодки "Курск", о наводнениях в Ленске, или о терактах в США в сентябре прошлого года.
Особенности работы над экстренным репортажем
Для телерепортера освещение экстренных новостей – это , во-первых, оперативность. Телевизионным журналистам необходимо присутствовать на месте события в то время, когда это самое событие происходит, а не уже произошло. Поэтому по возможности репортеру надо приезжать к самому интересному моменту и за то короткое время, пока развиваются события, успеть сделать очень многое. Успеть собрать информацию о событии, составить из нее связный текст, начитать его на камеру, заснять самые захватывающие кадры. При съемке экстренных репортажей все это делается одновременно, и репортер должен решить, когда оператору снимать планы места события и происходящего действия, а когда идти записывать интервью с очевидцами. Поэтому журналист должен уметь быстро распланировать свою работу и работу оператора на месте съемок. Хотя эти планы очень часто приходится менять уже по ходу съемок, и вот почему:
При съемке экстренных репортажей практически всегда невозможно снять все так , как предполагалось в начале, и репортер должен предвидеть, может ли конкретное событие приобрести неожиданный поворот. Там , где делают новости, вообще ничего нельзя с абсолютной точностью просчитать заранее. Поэтому журналист должен уметь быстро реагировать на все происходящее вокруг и так же быстро менять "тактику съемок". Он должен всегда помнить, что бывают ситуации, когда неожиданный поворот событий ломает все составленные планы. Например, репортерская команда выезжает на съемку сюжета о первом весеннем дожде. Выпускающий редактор считает, что этот репортаж входит в число “необязательных новостей”, на работу отводится немного времени , а режиссер говорит о том, что материал должен быть как можно меньшим по хронометражу. Корреспондент и оператор договариваются о подготовке художественного репортажа. Оператор думает, что неплохо бы снять несколько планов людей под зонтиками , крупный план капельки на только что появившемся зеленом листике. Но дождь перерастает в стихийное бедствие . Вместо кадра с капелькой на листике репортерская команда снимает потоки грязной воды. Корреспондент собирает информацию о нанесенном ущербе и жертвах. Материал готовится в жанре репортажа –катастрофы. Выпускающий редактор и режиссер также меняют планы: сюжет о ливне выйдет в эфир в начале программы новостей и станет главным событийным репортажем выпуска.
Журналисты, работающие над событийным репортажем, сталкиваются с трудностями даже при сборе информации о событии. Например, репортеру требуется узнать о подробностях и причинах произошедшего в городе ЧП: внезапно рухнувший мост через реку унес несколько человеческих жизней.
Кого можно спросить о том, как это произошло? В первую очередь, очевидцев. Но очевидцы не всегда способны объективно говорить о происшедшем, их мнение подвержено влиянию пережитых эмоций. Люди, принимавшие участие в событии , не могут оценить его “сторонним взглядом”. То, что человек или участвовал в событии, вовсе не означает, что он может говорить о его причинах и последствиях.
Люди же, несущие ответственность за состояние моста, едва ли расскажут о настоящих причинах аварии. Всегда надо принимать в расчет личную заинтересованность такого источника информации. Представитель строительной фирмы вряд ли скажет, что мост рухнул из-за халатности монтажников.
Способы трансляции событийного репортажа.
Могут быть несколько вариантов подачи событийного репортажа:
1. Фиксированный репортаж, снятый за несколько часов до выхода в эфир и смонтированный перед ним. В таком случае репортер имеет возможность следить за ходом событий из студии и при необходимости вносить в закадровый текст необходимые изменения и новые факты.
2. Прямой репортаж
с места события. В основном
используется для передачи
3. Также для
подачи событийного репортажа
зрителю может быть
Особенности событийного репортажа. Отличия от тематического и постановочного репортажей.
Тематический репортаж.
Иногда говорят, что журналист готовит “свой” материал. В течение некоторого промежутка времени репортер собирает факты о каком – то явлении , выстраивает причинно- следственную цепочку. Именно интересная цепочка фактов, из которой следует неожиданный вывод об интересующем зрителя явлении, является поводом для создания тематического репортажа.
Он чаще связан с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия, а не единичного события, как репортаж событийный. Это может быть репортаж о работе городского транспорта, об экологическом состоянии какого-то региона, репортаж с автозавода или со съемочной площадки.
Создание тематического
репортажа существенно
И между тем эти два типа репортажа тесно взаимосвязаны. Хотя в основе тематического репортажа лежит не один факт, а цепочка фактов, объединенных общей темой, часто тематический репортаж рождается из событийного. Так иногда тематический репортаж – это несколько более глубоко разработанная тема оперативного репортажа, с целью придания материалу глубины и перспективы. Это так называемый репортаж – последствие, связующее звено между жанрами событийного и тематического репортажа. В нем упоминается о последствиях события, основной рассказ о которых мог появиться в эфире за день, неделю, месяц и даже год до этого.
Постановочный репортаж.
Когда журналист самостоятельно организует или провоцирует какое-то событие(какую-нибудь уличную демонстрацию, например), а потом следит за реакцией людей на него, чтобы описать в своем репортаже, это называется постановочным репортажем, или "спровоцированной ситуацией". Основное отличие постановочного репортажа от событийного - в том, что событие полностью под контролем репортера, он может влиять на него, вести за собой действие, а не следовать за ним.
Приложение
Телевизионный репортаж подразумевает наличие четырех основных элементов:
закадровый текст;
видеоряд;
звуковой фрагмент или синхрон;
шумы.
Закадровым текстом называют текст сообщения, написанный репортером и записанный на пленку в студии. При монтаже закадровый текст закрывается видеорядом.
Видеоряд – это смонтированные воедино кусочки видеоизображения, планы, отобранные из исходного, отснятого оператором материала.
Шумы – это звук, записанный на пленку , синхронный изображению, который звучит параллельно (интершум) или вместо ( люфт – пауза) закадрового текста.
Звуковой фрагмент (синхрон) – это записанный на видеопленку звук, синхронный изображению. Ирвинг Фэнг так говорит о важности звуковых фрагментов: “ Написать текст к видеосюжету - не значит просто должным образом соотнеси слова и изображение. Авторы текста и видеоизображения должны уметь работать со звуком. Под этим подразумевается выбор лучшей из имеющихся цитат, той , которая содержит самую ценную информацию и передает ее наиболее четко и увлекательно.”
Кроме описанных четырех основных элементов, телевизионный репортаж, как правило, содержит еще два важных композиционных элемента. Это так называемый “стендап” – появление журналиста в кадре – и лид.
Лид – это первый абзац текста репортажа. В телевизионных репортажах лид – это текст, которым ведущий представляет репортаж. Лиды бывают двух видов. Жесткий лид содержит главный факт , на котором и строится репортаж. Телезритель точно знает, о чем последует сюжет. Жесткий лид всегда прямой и конкретизированный. Мягкий лид – это , напротив, некая неконкретизированная, обобщенная информация.
Стендапом называют появление журналиста в кадре, в котором обычно задним планом является место событий. Различают стендапы трех видов: начальный, “мостик” и завершающий. Задача стендапа “дать понять зрителю, что репортер находится на месте события, где , как считается, информации больше, чем в newsroom”* Журналисту не всегда легко сориентироваться в содержании будущего закадрового текста на месте съемок. А текст стендапа непременно должен легко в него вписываться. Поэтому стоит записать несколько вариантов фрагмента “репортер в кадре”. Так как скорее всего у журналистов не бывает шанса переписать стендап, то его текст надо выверять со всех позиций. Например, не стоит в нем сообщать изменяющиеся цифры или факты – ко времени выхода материала в эфир они скорее всего устареют и стендап придется исключить из репортажа. Текст стендапа должен быть таким же ясным и четким , как и весь текст репортажа. Записывая фрагмент “ корреспондент в кадре” , репортер не должен забывать о языковых нормах. Нередко стендапы выбраковываются как раз из-за неграмотности построенных фраз.
Появление журналиста в кадре – это не просто демонстрация себя. В стендапе репортер чаще всего сообщает наиболее важную информацию. Также журналист может объяснить зрителю, что произошло, и указать на место. (Например, словами “За моей спиной тот самый дом в котором пожар возник раньше всего”)
Существуют разные способы записи стендапа. Журналист может просто стоять на каком-то фоне. Необходимо следить, чтобы задний план имел как возможно большую перспективу ( за журналистом ни в коем случае не сплошная стена) . Если есть возможность , то стендап снимают в гуще событий. На митинге, например, репортерская команда может расположиться где-то в колонне : репортер говорит, а в это время мимо него идут демонстранты.
В некоторых телевизионных службах новостей вообще неприемлемы стендапы с неподвижным корреспондентом. Другой способ создания стендапа основывается на движении телерепортера. В таком случае журналист одновременно говорит и идет (бежит) . Но и стендап с неподвижным репортером, и включение с идущим не должны выбиваться из общей картины сюжета по цветности, времени суток, обстановке и месту. Поэтому стендап снимают одновременно со съемкой самого события. Ирвинг Фэнг дает такие советы по съемке стендапов : “Идите с демонстрантами без ущерба для своего здоровья; проезжайте по снесенному городу; сидите на полуразвалившемся крылечке рядом с работниками соцобеспечения и бедняками; стойте в толпе орущих подростков; выходите из-за диковинной статуи; рассказывайте о знаменитости, когда она за вашей спиной говорит или пожимает руки. Будьте визуальной частью сообщения!”*
Но далеко не каждое событие настолько зрелищно, что позволяет записать визуально содержательный стендап . В таких случаях стендап может выполнять функцию композиционного элемента, с помощью которого в репортаже происходит переход от одной видеоинформации к другой. ( Такую функцию выполняют стендапы – мостики.) Например, в начале репортажа видеоряд повествовал о пожаре. Затем и в тексте и на “картинке” речь идет о последствиях пожара. Переходом в таком репортаже как раз и мог бы стать стендап – мостик.
Финальные стендапы выполняют также функцию некой подписи репортера под всем сказанным. Журналист говорит последние фразы, а потом называет себя. Таким образом, телезритель может еще раз взглянуть на место, откуда велся репортаж, и на человека, которого они выслушали.
Заканчивая разговор о применении стендапов, стоит отметить, что на некоторых телекомпаниях не принято “показывать” репортеров. Зачастую это компании, в которых занижено мнение о роли личности журналиста при работе над новостями.