Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:45, доклад
Многие элементы современных ПР берут свое начало у истоков человеческой цивилизации. Отношения с общественностью являлись частью системы управления обществом с начала его появления. Функцию социального объединения людей для решения общих задач несли танцы и песни пещерных людей. Вот уже несколько тысячелетий древнеегипетские пирамиды служат символом власти и всемогущества египетских правителей, направляя потоки туристов на берега Нила. Умение управлять аудиторией и влиять на общественное мнение средствами логики, риторики, сценического мастерства известны обществу еще со времен античности.
Многие элементы современных ПР берут свое начало у истоков человеческой цивилизации. Отношения с общественностью являлись частью системы управления обществом с начала его появления. Функцию социального объединения людей для решения общих задач несли танцы и песни пещерных людей. Вот уже несколько тысячелетий древнеегипетские пирамиды служат символом власти и всемогущества египетских правителей, направляя потоки туристов на берега Нила. Умение управлять аудиторией и влиять на общественное мнение средствами логики, риторики, сценического мастерства известны обществу еще со времен античности.
В XX веке с развитием технических средств широкомасштабной передачи информации ПР начинают обретать более современные и самостоятельные очертания. Ещё в 1900 г. Гарвардский университет США использовал бюро паблисити. А в университете штата Пенсильвания в 1904 г. был создан собственный офис паблисити. В 1918 г. курс ПР был включен в учебную программу университета штата Иллинойс. На первых порах ПР изучались в основном в отделениях журналистики. В числе первых курс по ПР был прочитан Эдвардом Бернаузом, — признанным пионером ПР и племянником Зигмунда Фрейда, в 1922 г. в Нью-Йоркском университете. В 1923 г. им была написана первая книга по основам ПР: «Crystallizing Public Opinion» (кристаллизуя общественное мнение).
Уже к началу 1930-х гг. в США ПР сложились как самостоятельная функция менеджмента; в крупных компаниях — AT&T, General Motors появились должностные позиции вице-президентов по коммуникациям или ПР. Прогрессирующее развитие и распространение средств массовой коммуникации — прессы, радио, кино и позднее телевидения, резко увеличивает масштабы и скорость достижения аудитории. Соответственно, укрепляется статус ПР как корпоративной функции управления общественным мнением.
Рост значимости ПР в XX в. обусловлен самим процессом формирования деловой среды. Деловая среда, по мере своего становления, становилась все более зависимой от общества, общественного мнения и поведения общества в отношении организаций. Известно, что развитие предпринимательства в США и Западной Европе проходило в процессе смены трех эпох: 1) эпоха массового производства (1900—1930— годы), 2) эпоха массового сбыта (1930-е — начало 1950-х годов), 3) постиндустриальная эпоха (с середины 1950-х годов до наших дней). Соответственно менялись концепции товаропроизводства, определявшие успех производителя товаров и услуг как в США, так и в других развитых странах. Так, концепция совершенствования производства, соответствовавшая эпохе массового производства, сменилась концепцией совершенствования товара с наступлением эпохи массового сбыта. Затем наступило время концепции совершенствования коммерческих усилий и далее, концепции комплексного маркетинга. В 1948 г. в США создается Общество ПР Америки (Public Relations Society of America)
В
постиндустриальную
эпоху в развитых
странах растет благосостояние
потребителей и их
требовательность к
общественно значимым
условиям и результатам
бизнеса. Рост влияния общественности
на бизнес определяет приход современной
концепции товаропроизводства — социально-этичного
маркетинга. Благосостояние общества
становится целью (и условием) успешного
ведения бизнеса — наряду с удовлетворением
покупателей и прибылью. Растет роль общественного
мнения в успехе деятельности организаций.
Благорасположение (Goodwill), или позитивное
отношение общественности к организации,
приобретает статус неявного актива и
отражается в балансовом отчете североамериканских
и европейских компаний в стоимостном
выражении. В 1955 г.
в Лондоне создаётся
Международная Ассоциация
ПР (International Public Relation
Association). Участники
встречи 1950 года приняли
решение основать комитет
для обмена информацией
и сотрудничества профессионалов PR
и для создания Международной
Ассоциации по связям
с общественностью.
Во встрече 1950 года принимали
участие представители PR-
компаний из Великобритании,
Нидерландов, Франции,
Норвегии и США.
В последующие пять
лет регулярные встречи
комитета проводились
в Англии.
В них помимо представителей
из стран-основателей
о принимали участие
специалисты из Австралии,
Бельгии, Канады, Финляндии,
Италии и Швейцарии. Широкие
группы общественности
становятся важнейшим
объектом коммуникаций
организации. Это уже
не только потребители,
но и занятые, государственные
организации, местные
жители, профессиональные
ассоциации, партнеры,
финансовые институты
и инвесторы, а также
общественность страны
и международная общественность. ПР
формируются в самостоятельную функцию
менеджмента по установлению и ведению
коммуникаций организации с внешней и
внутренней общественностью. ПР становятся
новой, пятой составляющей комплекса маркетинга,
дополнив «продукт», «цену», «распространение»
и «продвижение». ПР
обретают в развитых
странах статус самостоятельной
сферы знаний и практической
деятельности.
В период ускоренной глобализации бизнеса — в начале 1970-х, термин «ПР» — такой же американизм, как «менеджмент» и «маркетинг», начал обретать широкую известность во всем мире. С падением «железного занавеса» и становлением рыночной экономики в России ПР резко актуализировались и здесь. Пионерами в введении курсов и программ по ПР в России явились МГУ, МГИМО, ГАУ им. С. Орджоникидзе, МГТУ им. Баумана. Сегодня десятки вузов России ведут подготовку специалистов по ПР. Около тридцати специализированных агентств стремятся оказывать услуги в этой сфере.
Российские коммерческие и государственные структуры настойчиво осваивают ПР как одно из важнейших направлений своей деловой активности. Центр общественных связей функционирует на крупнейшем российском промышленном комбинате РАО «Норильский Никель». Центр связей с общественностью действует в АО КамАЗ. Служба связей с общественностью создана в 1996 г. на крупнейшем российском металлургическом предприятии — Красноярском алюминиевом заводе. Управление по развитию общественных связей создано в Нефтяной Компании «Юкос». Управление по связям с общественностью функционирует в администрации президента РФ. Департамент по связям с общественностью создан в министерстве финансов РФ. В московской мэрии есть департамент общественных и межрегиональных связей. В банке «МЕНАТЕП» должность вице-президента по связям с общественностью была введена ещё несколько лет назад, теперь здесь функционирует подразделение ПР. Должность вице-президента по связям с общественностью есть и в московской компании сотовой связи «Вымпелком». Банк «Империал» ведет интенсивную имидж-рекламу, заметную даже для далекого от бизнеса человека. В «Столичном банке сбережений» активно работает собственная пресс-служба, всемерно оповещая российскую общественность о деятельности банка. Собственная пресс-служба есть и у банка «Российский Кредит».
Сегодня функция ПР институционализирована в каждой крупной, а часто и в средней организации развитых стран. По данным В1у, 439 компаний из списка Fortune 500 (крупнейшие компании мира) имеют внутреннее подразделение, занятое коммуникациями или ПР [В1у, с. 473]. Более 5400 только американских компаний имеют подразделения ПР, в их числе — General Electric. Собственной службой ПР располагает крупнейший немецкий банк — Deutsche Bank. Функция ПР может реализовываться отделением коммуникаций — как в Chase Manhatten Bank,или отделением общественных дел (Department of Public Affairs) — как в Международном Валютном Фонде. Это может быть позиция менеджера по ПР — как в компании Microsoft. Деятельность по ПР в IBM возглавляет вице-президент по коммуникациям. Наряду со специальными подразделениями и позициями, функция ПР реализуется высшим руководством организации, менеджерами, секретарями, торговыми представителями и персоналом, — всеми теми, кто создает имидж компании во внутренней и внешней её среде.
Более двухсот только американских университетов и колледжей предлагают обучение ПР в рамках программ «Коммуникации», «Журналистика» и бизнес-школ (особенно для специализации в маркетинге. ПР превратились в многомиллионный бизнес, целую индустрию по формированию общественного мнения, индустрию создания имиджей и громких имен тысяч организаций и личностей. Только в США сегодня более 5080 агентств ПР, ежегодный оборот услуг которых насчитывает сотни миллионов долларов. В этой стране в бизнесе ПР занято более 200 тыс. специалистов. В одном лишь Информационном Агентстве США работает около 9000 специалистов по коммуникациям, еще 1000 работает в Департаменте Обороны США. 20 крупнейших американских агентств ПР получают более миллиарда долларов в качестве платы за свои услуги. В США существует ряд профессиональных ассоциаций по профилю ПР — Public Relations Association, International Association of Business Communicators и другие.
Институциональная
деятельность ПР давно
перешагнула границы
США и Европы. Международная
Ассоциация по ПР объединяет
сегодня более 800
специалистов из 65 стран.
В России уже несколько
лет функционирует Российская
ассоциация по связям
с общественностью.
Основана
в 19991 году. Основные
направления работы:
Организация конференций.
Образовательные проекты:
курсы по PR и другим
дисциплинам, стажировка
в различных учебных
заведениях и компаниях
в России и за рубежом,
Консультирование, Сотрудничество
с международными и
зарубежными сообществами
в области связей с общественностью.
Действует «Гильдия работников пресс-служб
и служб «Паблик Рилейшнз» России». Десятки
специализированных агентств в странах
бывшего СССР и Восточной Европы заняты
ПР, годовой доход половины этих агентств
составляет 1— 2 млн.долл.
Как профессиональная сфера деятельности, PR впервые начала развиваться в США. Обобщая главным образом именно американский опыт, американский экономист Р.Смит выделил четыре этапа в истории пиара (Табл. 1).
Таблица 1
Таблица 1 | ||
Таблица 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ PR | ||
Название этапа | Цель PR-мероприятий | Характер коммуникаций |
1. «Эра манипулирования» (19 в.) | пропаганда | односторонняя |
2. «Эра информирования» (начало 20 в.) | распространение информации и правдивость | |
3. «Эра убеждения» (середина 20 в.) | влияние на общественное мнение и поведение | двусторонняя |
4. «Эра взаимовлияния» (конец 20 в.) | взаимопонимание и разрешение конфликтов | |
Источник:
Smith R. Public Relations History (www.snybuf.edu/~ronsmith/ |
Впервые официально само выражение «public relations» употребил американский президент Томас Джефферсон в 1807 в Седьмом обращении к Конгрессу. В 1830-е это понятие вошло в употребление как «relations for the general good» («отношения ради всеобщего блага»). Широкое распространение прессы вызвало появление пресс-агентов, которые по сути являются предшественниками будущих PR-менов.
В начале 20 в. происходит
рождение профессиональной PR-специализации.
Это связано с усилением «
Обычно «отцом» современного пиара называют американского журналиста Айви Ли. В 1906 он опубликовал Декларацию о принципах PR, своего рода первый моральный кодекс профессии. Основной задачей PR-специалистов А.Ли назвал «побуждать людей верить в то, что правления корпораций преследуют искреннюю цель заручиться их доверием». Если ранее пиаром занимались сотрудники фирм-производителей, то теперь появляются специальные PR-фирмы, выполняющие заказы различных коммерческих и некоммерческих организации.
Научные основы
PR как дисциплины заложил в середине
20 в. Эдвард Л.Бернейз. В это же время
завершается консолидация PR-сообщества:
создаются международные
В 1970-х преподавание
PR официально вошло в обязательные
программы экономических
Возникнув первоначально в развитых странах европейской цивилизации, пиаровская деятельность начала распространяться по всему миру. В Японии, например, занятие пиаром как профессия появилось после Второй мировой войны. Пиаровская деятельность получила развитие даже в относительно отсталой Африке – так, в 1990 в Нигерии прошла самая большая в истории континента Африки конференция по ПР, в которой приняло участие более 1000 человек из 25 стран.
Информация о работе Становление Паблик Рилейшнз (ПР) как области знаний и сферы деятельности