Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 07:50, доклад
в работе рассмотрены основные моменты по этике рекламы
Специфика рекламной этики
Реклама представляет собой динамичный общественный процесс, на котором встречаются интересы бизнеса, творчество, нужды потребителей и правительственное правовое регулирование.
Реклама убеждает потребителя что-то предпринять. Таким образом, она становится необъективной и теряет нейтральность. Действительно, каждому человеку, смотрящему телевизор, непременно посоветуют скушать тот или иной шоколад, выпить газированный напиток, чтобы не засохнуть от жажды, а стиральный порошок нам готовы принести прямо домой. Здесь реклама не просто обеспечивает потребителя информацией о товаре, о его свойствах и пользе для здоровья, для употребления в машине, дома или на работе.
Многие из принципов, которые должны лежать в основе составления рекламы, были сформулированы еще в 80-х годах Американской рекламной федерацией (AAF) [2].
В России в рамках Совета ассоциаций медийной индустрии (САМИ) создана общественная комиссия по этике и добросовестности в рекламе. Основная цель работы комиссии - профилактика нарушений профессиональных этических норм в сфере рекламы. Работа комиссии направлена на предотвращение возникновения ситуаций в рекламной сфере, способных привести к ужесточению законодательства, возникновению административных запретов, что может отрицательно сказаться на рекламном рынке. В задачи комиссии входит рассмотрение жалоб общественных организаций, обществ потребителей и органов государственной власти, а также проведение экспертизы нарушений в рекламной сфере. В состав комиссии вошли Ассоциация коммуникационных агентств России, Российское отделение Международной рекламной ассоциации, Ассоциация рекламодателей, "МедиаСоюз" и Национальная ассоциация телерадиовещателей.
В Российском рекламном кодексе говорится о том, что реклама должна быть законной, пристойной, честной, корректной и достоверной. Любая реклама должна разрабатываться с должным чувством ответственности перед обществом и должна соответствовать принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности. Никакая реклама не должна оказывать отрицательное влияние на доверие общественности к рекламной деятельности.
Российский рекламный кодекс (далее - Кодекс) является обобщенным кодифицированным актом, включающим в себя систему понятий, рекомендаций и процедур, принимаемым Рекламным Советом России в целях упорядочения и эффективного развития рекламной деятельности в России посредством добровольного соблюдения его норм субъектами рекламной деятельности.
Кодекс направлен на формирование цивилизованного рынка рекламы, развитие здоровой конкуренции, появление на рынке добросовестной рекламы. Данный документ не входит в противоречие с российским законодательством о рекламе и формирует в развитие статьи 5 Гражданского кодекса России более обширную сферу понятий, правил и процедур по сравнению с установленной законодательством, формализуя при этом сложившиеся в рекламной практике России правила и обычаи делового оборота.
Кодекс сформирован на базе Международного Кодекса рекламной деятельности Международной торговой палаты (МТП) и дополняет его этическими нормами и положениями, учитывающими особенности рынка рекламы и культурно-исторические традиции России, из ранее действовавшего "Свода обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации".
Кодекс устанавливает
стандарты этичного поведения, которых
придерживаются все стороны, имеющие
отношение к рекламной
Кодекс распространяется на все содержание рекламы, включая все слова и числа (в письменном виде и произносимые), визуальное изображение, музыку, звуковые эффекты, иные составляющие и их взаимодействие [1].
В кодексе прописаны следующие этические принципы в рекламе:
1. Правдивость. Реклама
должна раскрывать правду и
значимые факты, игнорирование
которых может ввести
2. Доказательность.
Рекламные заявления
3. Сравнение. В
рекламе необходимо избегать
ложных и неподтвержденных
4. Рекламная приманка.
Реклама не должна переключать
внимание покупателей на
5. Заявления о
ценах. Реклама должна
6. Вкус и благопристойность.
Реклама должна избегать
7. Гарантии и предостережения.
Речь идет о полноте
Помимо вышеуказанных правил этики можно упомянуть еще голословность (как составной элемент пункта 1), когда реклама убеждает потребителя, что лекарство излечивает от рака или лейкемии или что мусс для укладки волос удержит прическу даже во время проливного дождя.
Рекламодатели на практике сталкиваются с тем, что перечисленные правила этикета в рекламе могут давать представление лишь об общих принципах. Когда речь идет о прибыльности бизнеса, жесткой игре с конкурентом или удержании позиции на рынке, этические факторы растворяются в небытии. Компании пытаются выходить на рынок с агрессивной и сексуальной рекламой, иногда используя двойной стандарт.
Вопросы этики также возникают в связи с рекламой, обращенной к детям и подросткам. Проблема связана с тем, что данная аудитория не обладает необходимым опытом для оценки рекламных сообщений, а те стратегии, что используются и в рекламе "для взрослых", могут попросту ввести детей в замешательство и заблуждение. Поэтому соответствующими организациями, контролирующими детскую рекламу, рассматриваются несколько основных принципов формирования рекламного сообщения:
а) принятие в расчет уровня осведомленности аудитории, охрана детей от их собственной впечатлительности;
б) не эксплуатировать детское воображение;
в) правдивая и точная информация;
г) использование рекламы как заповеди, проповедующей важные жизненные ценности, например, семья, дружба, доброта, т.д.;
д) поддержание взаимосвязи родителей и ребенка.
Развернутый комплекс
принципов этической
1) персональная
этичность (по отношению к
2) гендерная
этичность (по отношению к
3) сексуальная
этичность (по отношению к
4) возрастная
этичность (по отношению к
5) расовая
этичность (по отношению к
6) национально-культурная
этичность (по отношению к
7) конфессиональная
этичность (по отношению к
8) юридически-правовая
этичность (по отношению к
9) корпоративная этичность (по отношениям к конкурентам):
10) языковая этичность (по отношению к употреблению слов, непонятных для большинства потребителей, или ненормативной лексике);
11) этичность по отношению к детям;
12) этичность по
отношению к лицам с
13) политическая
этичность (по отношению к
14) экологическая
этичность (по отношению к
15) этичность по отношению к животным;
16) историческая
этичность (по отношению к
17) географическая
этичность (по отношению к
18) цветовая этичность
(по отношению к цветовой
19) звуковая этичность
(по отношению к использованию
слишком громкого/тихого
20) графическая
этичность (по отношению к
Р.Н. Ботавина предлагает классифицировать нарушения этического характера по позициям, представляющим наиболее «проблемные зоны»[3]. Таких понятий, по ее мнению, четыре:
-
рекламируемый товар (
-
содержание рекламы (сюжеты, оскорбительные
для человеческого достоинства,
-
влияние на поведение человека
(эксплуатация чрезмерной
-
количество (объем) рекламы (слишком
частые повторы, неоправданно
большое количество показов
Эта классификация носит самый общий характер и далеко не исчерпывает многообразия видов этических нарушений в рекламе.
Одни из самых значимых споров разворачивается вокруг вопросов по ограничению рекламы алкоголя и табака. В России на телевидении и радио запрещена реклама крепких алкогольных напитков и сигарет (пиво признано слабоалкогольным напитком); специальное законодательство, регулирующее рекламу алкогольных напитков, действует во Франции. В ФРГ введены ограничения на рекламу пищевых продуктов, алкогольных напитков и табачных изделий.