Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:57, реферат
Цель работы - анализ современных манипулятивных технологий, их сути и применения в СМИ.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
проанализировать понятие манипулирования как явления в целом и как процесса воздействия на общественное мнение;
определить, какие манипулятивные технологии применяются в СМИ, и рассмотреть механизмы их действия;
рассмотреть методы защиты от манипулирования общественным мнением.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАНИПУЛЯЦИЯ КАК СПОСОБ ВЛИЯНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 5
2. СПОСОБЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СМИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАНИПУЛЯЦИЯ КАК СПОСОБ ВЛИЯНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 5
2. СПОСОБЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СМИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
ВВЕДЕНИЕ
Члены современного общества практически лишены диалога друг с другом, общение им заменяют СМИ. СМИ, а в большей степени телевидение, персонифицируют процесс коммуникации, тем самым повышая доверие и лояльность к себе. Однако в результате неспособности финансово обеспечивать себя, а также в результате стремления господствующего класса воздействовать на общество, СМИ попадают под влияние государства или олигархов. Главной целью собственников СМИ является изменение ценностей, восприятия действительности и интерпретации событий, а вследствие этого и поведения общества в выгодном для них направлении. Для достижения данной цели применяются различные манипулятивные технологии, которые присутствуют абсолютно во всех каналах СМИ. Сегодня вопреки своей обязанности отражать общественное мнение, СМИ создают его. Проблема состоит в том, что большая часть населения не имеет представления о сути и способах манипулирования общественным мнением, вследствие чего легко поддается воздействию.
Знания, полученные в результате написания данной работы, можно применять в повседневной практике, исследуя материалы и программы различных СМИ на предмет использования в них манипулятивных приемов, а также защищая себя от воздействия манипулирования.
Объектом данной работы являются способы влияния на формирование общественного мнения, применяемые СМИ.
Цель работы - анализ современных манипулятивных технологий, их сути и применения в СМИ.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
В
настоящее время на общество обрушивается
огромный поток информации. Каждый
день мы вынуждены принимать множество
решений. Однако в большинстве случаев
люди не задумываются о природе своих
решений и действий, пребывая в
уверенности, что в их основе лежат
их собственные желания и
Любая
информация, воздействуя на человека,
может создать у него социально-психологическую
установку, т.е. внутреннюю готовность
к каким-либо действиям. Данную особенность
человеческой психики используют манипуляторы
при манипулировании
Манипулирование общественным сознанием можно рассматривать как сложно организованную манипулятивную деятельность, как правило, группы людей (правительства, партий и т.д.) или отдельных личностей (олигархов, лидеров политических движений, религиозных сект). Эта деятельность осознанна и целенаправленна, у ее организаторов есть определенные цели, намерения получить выгодные для себя результаты.
Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus - рука (manipulus - пригоршня, горсть, от manus и ple - наполнять). В словарях европейских языков манипуляция толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление). Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. Согласно С.Г. Кара-Мурза, от понимания манипуляции в техническом смысле (манипуляторы - приспособления для управления механизмами) произошло современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами.
Нужно
понимать, что всякая манипуляция
есть взаимодействие и без участия
объекта, на которого она направлена,
манипуляция не состоится. С.Г. Кара-Мурза
по этому поводу замечает: «Жертвой
манипуляции человек может
Перейдем
непосредственно к
Человек не имеет прямого контакта с общественным мнением. О его содержании люди узнают из СМИ, причем рейтинг считается единственной объективной характеристикой общественного мнения. Картина общественного мнения, созданная на основе рейтингов, внедряется в сознание индивида, который всегда подсознательно отождествляет себя с большинством, поскольку в массовом сознании именно большинство является носителем моральной истины.
СМИ практически вытеснили личное общение как источник сообщений, несущих новую информацию. Из процесса получения информации исключается диалог, который создает важнейшую защиту против манипуляции сознанием. «Получатели сообщений превращаются в толпу в том смысле, что они могут лишь пассивно воспринимать сигналы от «коммуникатора-суггестора. Людям не говорят прямо: «Действуйте так, а не иначе», но находят психологический трюк, который вызывает соответствующую реакцию. Речь идет теперь о том, чтобы распространять эти «стимулы», которые вызывают определенные действия, чувства, определенные мистические порывы».
Воздействие на общественное мнение - одна из ведущих функций СМИ. Манипулирование общественным мнением в большинстве случаев основывается на использовании стереотипов. СМИ отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций.
Поэтому
многие ученые считают, что СМИ создают
символический образ
СМИ
предлагают нам готовые модели поведения
(через сериалы, ток-шоу), предоставляют
готовые мнения и толкования, по
сути, превращая общество в бездумную
массу потребителей информации, которые
прекращают думать и анализировать
информацию, упрощая тем самым
процесс манипулирования. СМИ также
формируют внутреннюю готовность аудитории
воспринимать какой-либо объект или
эпизод действительности определенным
образом, изменяя не только сознание
людей, но и их социальные установки.
Ноам Хомский- американский лингвист, философ, общественный деятель, автор книг и политический аналитик, составил список «10 способов манипулирования» с помощью средств массовой информации.
1.
Отвлечение внимания.
Основным элементом управления обществом
является отвлечение внимания людей от
важных проблем и решений, принимаемых
политическими и экономическими правящими
кругами, посредством постоянного насыщения
информационного пространства малозначительными
сообщениями. Прием отвлечения внимания
весьма существенен для того, чтобы не
дать гражданам возможности получать
важные знания в области науки, экономики,
психологии, нейробиологии и кибернетики.
«Постоянно отвлекать внимание граждан
от настоящих социальных проблем, переключая
его на темы, не имеющие реального значения.
Добиваться того, чтобы граждане постоянно
были чем-то заняты и у них не оставалось
времени на размышления; с поля – в загон,
как и все прочие животные (цитата из книги
«Тихое оружие для спокойных войн»).
2.
Создавать проблемы, а затем предлагать
способы их решения.
Данный метод также называется «проблема-реакция-решение».
Создается проблема, некая «ситуация»,
рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную
реакцию среди населения с тем, чтобы оно
само потребовало принятия мер, которые
необходимы правящим кругам. Например,
допустить раскручивание спирали насилия
в городах или организовать кровавые теракты
для того, чтобы граждане потребовали
принятия законов об усилении мер безопасности
и проведения политики, ущемляющей гражданские
свободы.
Или: вызвать экономический кризис, чтобы
заставить принять как необходимое зло
нарушение социальных прав и сворачивание
работы городских служб.
3.
Способ постепенного
4. Отсрочка исполнения. Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем. Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.
5. Обращаться к народу как к малым детям. В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах. Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? «Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.
6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления. Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения.
7. Держать людей в невежестве, культивируя посредственность. Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. «Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.
Информация о работе СМИ как способ манипулирования общественным мнением