СМИ и манипуляция общественным мнением

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

В настоящее время СМИ (средства массовой информации) являются одним из основных средств коммуникации и ключевым источником информации для общества благодаря мобильности и динамичности, а потому имеет неограниченные возможности для манипуляции человеческим разумом в самых разнообразных целях.

Работа содержит 1 файл

Ковровская Государственная Технологическая Академия.docx

— 31.19 Кб (Скачать)

     Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневной жизни, что мы даже представить себе не можем своего существования без них.

В настоящее  время СМИ (средства массовой информации) являются одним из основных средств  коммуникации и ключевым источником информации для общества благодаря  мобильности и динамичности, а  потому имеет неограниченные возможности  для манипуляции человеческим разумом  в самых разнообразных целях.

     Социологическое изучение СМИ современной России является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, определяя их взгляды и мнения; СМИ являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания.

     Согласно ст.2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:

  • периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год,
  • радио-,
  • теле-,
  • видеопрограмма,
  • кинохроникальная программа,
  • иная форма периодического распространения массовой информации.
 

     Общественное сознание – это отражение материального отношения людей друг к другу и к природе в процессе отношения людей к действительности. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных

социальных  общностей к проблемам, событиям  действительности.

     Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем. Как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в экспрессивной (контрольной), консультативной и директивной функциях.[1, с. 64]

     Экспрессивная функция – самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к  различным политическим системам, государственной власти, какой-либо глобальной  

общегосударственной или общемировой проблеме. Таким  образом, в данной функции общественное мнение выступает в качестве некоей контролирующей

силы  по отношению к институтам власти, т.е. обладает моральной властью,

но и  эта власть очень эффективна, поскольку  назревающие процессы недовольства общества могут привести к серьезным  последствиям, возможно, даже к неким  государственным изменениям.

     Вторая функция – консультативная. Общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему и таким образом может заставить институты власти действовать определенным образом в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем. Но эта функция будет иметь влияние на институты власти лишь в том случае, если власть прислушивается к общественному мнению. Распространению общественного мнения во многом способствует СМИ, распространяя мнения каких-либо людей.

     Третья функция – директивная, проявляется в том, что общественность выносит решение по тем или иным проблемам социальной жизни, которые имеют безусловные характер. Например, изъявление народного мнения при выборах – в данном случае народ не только оказывает степень доверия тому или иному кандидату, но и выражает свое мнение.

     Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения идеологии и пропаганды, чем могут

 заниматься  и СМИ. 

     Г. Лебон [2, с. 49] – автор одной из первой концепции массового общества отождествлял массу с толпой, где индивиды утрачивают чувство ответственности. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Становясь частью толпы, люди опускаются вниз по лестнице цивилизации. Согласно Лебону, главная черта ХХ века – это замена сознательной деятельности индивидуума бессознательной деятельностью толпы. Он отмечал, что основной характерной чертой масс является слияние индивидов в единые разум и чувство, которые затушёвывают личностные различия и снижают интеллектуальные способности. Каждый стремится походить на ближнего, с которым он общается. При этом всё равно, каков бы ни был социальный класс, образование и культура участвующих: «с того самого момента, когда люди оказываются в толпе, невежда и учёный становятся одинаково неспособными соображать». Для Лебона масса является почти исключительной противоположностью личности.

     Ю.В. Ирхин [3, с. 35] выделяет следующие типичные признаки человека как части массы:

         1. Тенденция к обезличенности. Индивидуальная манера поведения отступает под натиском общих страстей и вытесняется импульсивными реакциями.

     2. Преобладание чувственного над  сознательным. Разум в той или  иной мере «захлёстывается» чувствами  и «обволакивается» инстинктами.

     3. Снижается интеллект, понижается  уровень моральных ценностей. 

     4. Резко снижается уровень ответственности. 

     Г. Блуммер отмечает [4, с. 57], что поведение массы не определяется никаким предустановленным правилом и является спонтанным. «В массе индивиды отделены друг от друга и неизвестны друг другу. Этот факт означает, что индивид в массе действует, откликаясь на тот объект, который привлёк его внимание, и на основании пробуждённых им порывов». Отсюда и возникает проблема манипуляции массовым сознанием и массовым поведением. Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации.

     В то время как Е. Доценко [5, с. 87] исследует такие конкретные приемы как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, С. Кара-Мурза [6, с. 76] выделяет: фабрикацию фактов, манипуляторную семантику, упрощение, стереотипизацию. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи. Здесь нужно отметить такие приемы как утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность, а также отсутствие альтернативных источников информации. Обнаружены и даже математически выражены связи между простотой сообщения и его восприятием. СМИ, в отличие от высокой культуры, ориентированы именно на массу. Поэтому установлены жесткие ограничения на сложность и оригинальность сообщений (даже на длину слов).

    Давно было сформулировано правило: сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение. СМИ, опираясь на сложившийся тип мышления человека массы, приучали человека мыслить стереотипами и постепенно снижали интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании – повторение.

     Повторение придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных версиях и по самому разному поводу, в конце концов начинаешь проникаться ими. Будучи навязчивой идеей, повторение становится барьером против отличающихся или противоположных мнений. Таким образом, оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие. С помощью повторения мысль отделяется от своего автора. Она превращается в очевидность, не зависящую от времени, места, личности. Она не является более выражением человека, который говорит, но становится выражением предмета, о котором он говорит.

     Одно из важнейших правил манипуляции  сознанием гласит, что успех зависит  от того, насколько полно удалось  изолировать адресата от постороннего  влияния. Идеальной ситуацией  для этого была бы тоталитарность  воздействия – полное отсутствие  альтернативных, неконтролируемых  источников информации и мнения. Сложность выполнения этого правила  прежде всего в том, чтобы  создать у адресата иллюзию  независимости, иллюзию плюрализма  каналов информации. Для этого  создается видимость многообразия  СМИ по типу организаций, политической  окраске, жанрам и стилям –  при условии, что реально вся  эта система подчиняется единым главным установкам. Идеальный случай – когда удается создать (точнее, допустить создание) радикальных оппозиционных источников информации, которые, однако, ограничивают свою информационную борьбу с режимом вопросами, которые не затрагивают сути главных программ манипуляции. Помимо замалчивания информации и создания таким образом «виртуальной» реальности вместо отражения действительности, СМИ широко используют принцип демократии шума – потопление сообщения, которого невозможно избежать, в хаотическом потоке бессмысленной, пустопорожней информации.

     В своей книге "Манипуляторы  сознанием" Г. Шиллер пишет  [7, с. 102]: «Подобно тому, как реклама  мешает сосредоточиться и лишает  весомости прерываемую информацию, новая техника обработки информации  позволяет заполнить эфир потоками  никчемной информации, еще более  осложняющей для индивида и  без того безнадежные поиски  смысла».

    СМИ могут нести как положительные,  так и отрицательные эмоции, но ,к сожалению, и те и другие  носят негативный характер, так  как затуманивают разум и оказывают  слишком сильное влияние на  сознание человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     В заключении хотелось бы сказать, что  в современном мире СМИ оказывает  колоссальное влияние на сознание человека, на его выбор, на его поступки. Манипуляция, внушения, убеждения, навязчивая форма  представления информации…все это  не может не повлиять на общественное мнение, и главное в сложившейся  ситуации – адекватно и критично воспринимать всю информацию, поступающую  к нам от СМИ. Только так можно  сохранить свое собственное мнение и не подчиниться рекламным уловкам  и ложной информации.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы. 

  1. Грушин, Б. А. Мнение о мире и мир мнений / Б. А. Грушин. – М. : Политиздат, 1967. – 345 с.
  2. Лебон  Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. -  СПб. : Макбет, 1995. – 322 с.
  3. Ирхин Ю. В. Политология / Ю. В. Ирхин.  –  М.: Юристъ, 1999. – 204 с.
  4. Блуммер Г. Коллективное поведение, психология масс  / Г. Блуммер.  – Самара. : Политиздат, 1997. – 369 с.
  5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: Речь, 2003. – 227 с.
  6. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза.  -  М.: Алгоритм, 2000. – 415 с.
  7. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. – М. : РосМарк, 1980. – 312 с.
  8. Пугачев В. П. Политология. Справочник студента / В. П. Пугачев. -  М. : 1999. – 438 с.
  9. Качановский А. А. Инстанция истины. СМИ и жизнь. возможность, поиск, ответственность / А. А. Качановский. – М. : Политиздат,2002. – 212 с.
  10. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.
  11. Сидоренко И.В. Тренинг влияния ипротивостояние влиянию / И. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2003. – 211 с.
  12. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика / Л. Н. Хромов. – Петрозаводск : Фолиум, 1994. – 190 с.
  13. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. - М.: Дело, 2004. – 288 с.
  14. Фролов, С.С. Социология  / С.С. Фролов. – М. : Политиздат, 1999. – 246 c.
  15. Ноэль-Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман. – М.: Прогресс-Академия, 1996.- 343 с.
  16. Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. – 464 с.
  17. Касьянов, В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. – Изд. 2-е. – Ростов : Феникс, 2002. – 224 с.
  18. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 292 c.
  19. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение / Н. Н. Богомолова. -  М. : Знание, 1988. – 312 с.
  20. Связи с общественностью в политике и государственном управлении/ Под общ. ред. В.С. Комаровского. – М.: РАГС,2001. – 211 с.

Информация о работе СМИ и манипуляция общественным мнением