Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:52, доклад
Важным условием успешности рекламы является ее психологическая эффективность. Психологическая эффективность — критерий, говорящий о том, насколько успешно реклама воздействует на сознание человека и, в конечном счете, на его готовность приобрести рекламируемый товар или услугу. Для создания эффективной рекламы необходимо учитывать два существенных требования. Во-первых, реклама не должна вызывать негативных эмоций, т. к. эти эмоции могут быть перенесены потребителем на рекламируемый продукт. Во-вторых, предлагаемый рекламой образ продукта (включающий в себя рациональные и эмоциональные характеристики) должен соответствовать ожиданиям потребителя. Таким образом, в ходе создания рекламы возникают задачи по научно обоснованному поиску оптимума ее составляющих и ее тестированию.
Доклад по психологии массовой коммуникации.
Психология творчества
журналиста-создателя рекламы.
Важным условием успешности
рекламы является ее психологическая
эффективность. Психологическая эффективность
— критерий, говорящий о том, насколько
успешно реклама воздействует на
сознание человека и, в конечном счете,
на его готовность приобрести рекламируемый
товар или услугу. Для создания
эффективной рекламы необходимо
учитывать два существенных требования.
Во-первых, реклама не должна вызывать
негативных эмоций, т. к. эти эмоции
могут быть перенесены потребителем
на рекламируемый продукт. Во-вторых,
предлагаемый рекламой образ продукта
(включающий в себя рациональные и
эмоциональные характеристики) должен
соответствовать ожиданиям
Чаще всего эти задачи
решаются распространенными
Возможное решение обозначенной выше проблемы предлагает психосемантика, в рамках которой разработан ряд исследовательских методов, позволяющих получить информацию с аффективного уровня социальной установки. Среди них наибольшую популярность снискал метод семантического дифференциала.
Описание метода семантического дифференциала
Метод семантического дифференциала был предложен Ч. Осгудом в 1957 г. В своих разработках Осгуд отталкивался от следующих положений. Во-первых, любой объект окружающей среды имеет Денотативные признаки, которые отражают прямые, объективно существующие характеристики, независимые от восприятия субъекта. Коннотативные признаки не являются объективными свойствами, а возникают вследствие переноса свойств присущих одному объекту на другой. Так, по отношению к человеку определение «высокий» является денотативным. Высоту человека можно измерить общепринятыми способами, она объективна и не зависит от сознания измеряющего субъекта. В этом же случае определение «жесткий» является коннотативным, т. к. является метафорой. Используемые субъектом коннотативные признаки выражают его отношение к объекту.
Во-вторых, мышление человека опирается на явление синестезии, т. е. возникновения одних ощущений под воздействием других. Так, под воздействием звуков, запахов в сознании человека могут возникать определенные зрительные картины. Явление синестезии выражается в использовании человеком коннотативных признаков и имеется в каждом языке. При этом, трактовка коннотативных признаков, как правило, едина в рамках одного языка, но может различаться в разных языках.
Метод, предложенный Осгудом, позволяет выяснить отношение человека к объекту и выявить основные факторы, определяющие отношение исследуемой группы, поместив объект в систему его признаков. Реализация этого метода предполагает несколько этапов. На первом этапе исследователь разрабатывает систему полярных шкал, состоящую из пар антонимичных прилагательных, описывающих объект. Пример таких пар: «мягкий–жесткий», «светлый–темный» и т. д. Классический семантический дифференциал подразумевает использование прилагательных, соответствующих коннотативным признакам объекта. Однако в маркетинге часто применяются и денотативные признаки, которые выражаются не только отдельными прилагательными но и словосочетаниями, описывающими ожидания респондента от объекта исследования («нет желания купить — есть желание купить», «неподходящий аромат — подходящий аромат» и т. д.). Отметим, что существуют также различные варианты невербального семантического дифференциала, в котором вместо прилагательных используются различные изображения (острые или тупые углы, прямые или ломанные линии, веселые или грустные лица и т. д.). Однако оценка данных, полученных таким способом существенно затрудняется.
При подборе прилагательных важно избежать исследовательского субъективизма. Поэтому, на первом этапе желательно провести серию неформализованных интервью (20-30) с независимыми людьми, задавая им вопросы типа «Какими прилагательными Вы могли бы описать данный объект?»
На втором этапе респондентам
предъявляются объекты и шкалы
для их оценки. Каждый объект должен
быть оценен по всем шкалам. Предполагается,
что взглянув на объект, респондент
способен соотнести свои ощущения со
всеми предложенными ему
Размер выборки исследования зависит от исследовательских задач. Учитывая, что данным методом изучаются не респонденты, а оценки объекта, выставляемые по большому количеству шкал, в результате получается довольно большая матрица данных. Поэтому, как правило, достаточно ограничиться выборкой в 40-50 респондентов.
Третий этап — аналитический. Метод семантического дифференциала позволяет использовать разнообразные способы анализа, при выборе которых исследователю также следует исходить из поставленных перед ним задач. Среди наиболее часто используемых методов анализа выделяются:
анализ средних величин
(мода, медиана, среднее арифметическое),
который позволяет выявить
кластерный анализ, позволяющий
объединять респондентов, шкалы или
исследуемые объекты в
факторный анализ, позволяющий выявить и построить типологию глубинных факторов, определяющих восприятие объекта человеком. Эти факторы включают в себя максимально кореллирующие между собой шкалы. Поэтому факторный анализ позволяет понять, какие из оцениваемых исследователем признаков наиболее важны для потребителя при выборе продукции. В маркетинговых исследованиях этот анализ применяется для выявления факторов, влияющих на выбор различной продукции и сравнения между собой конкурирующих продуктов. После выделения факторов исследователь строит семантическое пространство — т. е. систему координат, осями которой являются наиболее сильные факторы. В это пространство исследователь помещает оцениваемые объекты, сравнивая их между собой.
Возможности применения семантического дифференциала в рекламе
При разработке рекламы какого-либо конкретного продукта могут возникнуть следующие задачи:
Выявить основные факторы, влияющие на оценку и выбор продукции подобного рода.
Понять ожидания целевой аудитории от «идеального» продукта и оценить, каким из этих ожиданий соответствует продвигаемый продукт, а каким — нет. Также необходимо сравнить продвигаемый продукт с продукцией конкурентов, оценить его конкурентные преимущества и недостатки;
Выбрать группу, ожиданиям которой продвигаемый продукт больше всего соответствует (т. е. целевую аудиторию);
Выбрать оптимальные способы рекламирования. Здесь необходимо понять, во-первых, какие средства рекламы наиболее полно охватывают целевую аудиторию. Во-вторых, какие содержательные элементы рекламы будут максимально благоприятно восприниматься целевой аудиторией. Первая задача решается без помощи психосемантики, а при решении второй без нее не обойтись.
После выполнения этих задач
можно приступать к разработке рекламного
сообщения. Разработав несколько различных
рекламных сообщений необходимо
понять, действительно ли они благоприятно
воспринимаются целевой аудиторией
и формируют ли они образ продукта,
соответствующий благоприятным
ожиданиям целевой аудитории. Для
этого рекламные сообщения
Для начала выявим основные
факторы оценки продукта потребителями,
ожидания от этого продукта, оценим,
насколько продукт
Собрав и обработав информацию можно приступать к ее анализу. Для начала рассчитаем средние значения для каждого продукта по всем шкалам. Среднее арифметическое (сумма всех оценок поделенная на их количество) покажет нам среднюю оценку продукта в группе. Расчет моды позволит понять, какие оценки выставлялись чаще всего. Рассчитав средние значения, мы можем сравнить оцениваемые объекты между собой и понять, какие из них оцениваются лучше или хуже по каждой шкале. Сравнение объектов с «идеалом» даст информацию о том, насколько они соответствуют ожиданиям потребителей.
При помощи факторного анализа
мы сможем выявить латентные факторы
оценки объектов потребителями и
узнать, какие из них более влиятельны.
На основе выделенных факторов построим
семантическое пространство восприятия
объектов. Анализ положения объектов
в этом пространстве позволит оценить,
насколько они соответствуют
выделенным исследователем факторам.
При этом «идеальный» продукт
будет приближен к верхнему правому
углу пространства, т. к. в силу своей
«идеальности» он будет максимально
соответствовать выявленным факторам
оценки. Положение «идеального» продукта
в системе координат
Для выбора целевой аудитории
потребителей, т. е. группы, максимально
положительно оценивающей продвигаемую
продукцию, требуется проведение кластерного
анализа. Он позволит разбить респондентов
на группы в зависимости от их оценок
продвигаемого продукта. После кластеризации
респондентов следует понять их состав,
т. е. проанализировать их социально-демографические
и социально-экономические
Решив первый блок задач, перейдем к исследованию рекламы. При решении задач этого типа первым шагом является выбор способа передачи рекламного сообщения — телевизионный ролик, реклама в прессе, наружная реклама, реклама на радио и т. д. Вслед за этим необходимо отобрать 5-6 разнородных образцов рекламы продукции, подобной той, которую мы собираемся продвигать. Каждый образец необходимо проанализировать, выделив его составные части — цвет, текст, коммуникатор, тема и т. д.
Следующий этап — подбор
шкал для тестирования. Это делается
по уже описанной выше технологии.
Шкалы должны быть подобраны таким
образом, чтобы у нас имелась
возможность оценить как
Сбор информации в данном
случае должен осуществляться на однородной
группе — целевой аудитории, которая
была определена ранее, т. к. реклама
предназначена именно для нее. Решаемые
задачи позволяют проводить
При анализе информации расчет
средних величин по шкалам позволит
сравнить отношение респондентов к
каждой рекламе и к ее составным
элементам, выбрать среди них
наиболее удачные. Факторный анализ
позволит понять, какие из составных
элементов рекламы сильнее
Информация о работе Психология творчества журналиста - создателя рекламы