Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:40, курсовая работа
Целью данной работы является анализ особенностей PR в сфере шоу-бизнеса.
Перед данной курсовой работой были поставлены следующие задачи:
сделан исторический обзор возникновения шоу-бизнеса как части массовой культуры, а также PR-технологий, используемых при этом;
проследить этапы становления и развития российского шоу-бизнеса;
Анализ особенностей PR в шоу-бизнесе;
Определение основных PR-методов в шоу-бизнесе;
Исследование таких PR-методов, как пресса, ТВ, организация концертов и турне, бренд-билдинг.
Введение. 3
Глава 1 Шоу-бизнес как часть массовой культуры 5
1.1 Понятие «шоу-бизнес». Становление и развитие шоу-бизнеса и PR-технологий 5
1.2 Становление и развитие шоу-бизнеса в России 11
Глава 2. Проявление PR технологий в шоу-бизнесе. 17
2.1. Особенности PR в шоу-бизнесе. 17
2.2. Основные PR-методы в шоу-бизнесе. 19
2.3. TV как метод PR в сфере шоу-бизнеса 21
2.4. Метод организации турне и концертов 24
2.5. Работа с прессой как PR-метод 26
2.6. Бренд-билдинг 27
Заключение. 33
Список используемой литературы. 35
Важнейшим шагом в развитии PR-технологий в тот период стала борьба за конституцию между федералистами и их противниками, которая развернулась на страницах прессы в виде статей, памфлетов и иных жанров с целью убедить публику в необходимости ратифицировать конституцию. В результате этой борьбы и подписания в 1791г. десяти поправок к конституции под общим названием «Билль о правах», можно говорить о ратификации паблик рилейшенз как отдельной и самостоятельной формы деятельности.
В конце 1850 г. Нью-Йоркская организация Tammany Hall опрашивала граждан для получения данных о настроении в обществе. Это положило начало опросам фокус – групп с целью стратегического планирования и распространения информации.
Функция убеждения, которая всегда была одной из главных в политических PR-акциях, получила дальнейшее развитие во время президентской кампании в 1888 г. В тот год прессу использовали гораздо больше, чем раньше: выпускались газеты, брошюры, листовки, впервые было учреждено пресс-бюро предвыборной кампании. Еще дальше пошла президентская кампания 1896г., когда борьба велась между Брайаном и Мак-Кинли. Обе партии создали предвыборные штабы, наводнили пропагандой всю страну, повсюду разъезжали агитационные поезда и проводились опросы общественного мнения.[7]
Помимо политиков, на PR-технологии также опирались и различные общественные деятели. При опоре в основном на призывы к народу таким общественным движениям, как Американская Партия Мира и Женский Христианский Союз Умеренных удалось добиться определенных успехов. На празднике столетнего юбилея независимости в1876г. в Филадельфии лидеры движения за равноправие женщин устроили демонстрацию и сумели привлечь внимание к тому, что они еще не обладают всеми гражданскими правами.
Наиболее выдающимся движением протеста в XIX в. был аболиционизм, или движение против рабства, которое поддерживали многие организации. В своих акциях они не только использовали пресс-релизы и постановочные события для определенного освещения в прессе, но и прямую поддержку со стороны общественных деятелей и редакторов газет, так как союз со средствами массовой информации расширял их возможности и создавал репутацию.
Во время Гражданской войны для привлечения денег на военные нужды впервые был использован такой успешный механизм, как PR- кампания по сбору средств. Казначейство назначило банкира Джея Кука ответственным за продажу населению военных облигаций. Продажа облигаций не только финансированию армии, но и вызвала всплеск общественной поддержки действий правительства Северных Штатов. Позднее эта же практика применялась и во время второй мировой войны.
Преимущества PR-технологий в сфере образования по достоинству оценили еще до получения независимости, но еще больше в XIX веке. В 1899 г. Йельский университет учредил свое бюро PR. Это показывает, что даже самые известные организации не отказывались от услуг представителей только-только нарождающейся профессии, если они могли помочь сформировать благоприятное общественное мнение. В 1900 г. Гарвардский университет заключил договор с Бюро по популяризации (Publicity Bureau), первым PR-агентством в США, созданным в Бостоне в 1900г. Уже в 1902 г. университет отказался оплачивать услуги бюро, которые, тем не менее, ему предоставлялись из соображения престижа.
Само
понятие «шоу-бизнеса» появилось
в России только с переходом к
рыночным отношениям. Отечественные
специалисты в отличие от западных
вкладывают в это понятие сферу
культуры, искусства или отдельных
их отраслей. До перестройки шоу-бизнеса
не существовало как такового, поскольку
в рамках административно-командной
системы было невозможно выполнение
одного из самых главных условий
сферы шоу-бизнеса –
С переходом на новые экономические отношения в культурной сфере стали появляться элементы реального предпринимательства. Культурно-просветительские организации получили значительную свободу в творческом и экономическом плане. Именно тогда стали формироваться организации, составляющие основу шоу-бизнеса. Экономические показатели, отражающие зрительские предпочтения, пришли на смену идеологическим критериям. Вместе с тем все без исключения организации, представляющие шоу-бизнес оказались не готовы к деятельности в новых экономических условиях. Вместе с тем, сфера культуры уже в советский период времени была широко втянута в PR. Прежде всего, это касалось чрезвычайно разветвленной сети клубных учреждений (домов и дворцов культуры, сельских, городских и районных клубов). Наиболее мощную материально-техническую базу среди них имели так называемые профсоюзные учреждения культуры, главной фактической функцией которых было представительство соответствующих предприятий, их партийной, профсоюзной и комсомольской организаций, проведение их мероприятий. Фактически этим же занимались и государственные учреждения культуры, только с большей ориентацией на местные государственные и партийные власти. Деятельность всех этих учреждений не могла осуществляться без своеобразного спонсорства и благотворительности со стороны промышленных предприятий, общественных организаций. Зачастую такая поддержка осуществлялась по разнарядке, а то и под прямым давлением со стороны партийных органов[6]. Все это, то есть практика широкомасштабного осуществления своеобразных PR в сфере культуры сказалось на содержании культурно-просветительной деятельности, нашло воплощение в архитектуре, планировке, интерьерах учреждений культуры. Залы для массовых собраний и заседаний с жестко закрепленными сидениями, обязательные доски почета, ленинские уголки и т. п. делали и отчасти до сих пор делают эти учреждения неуютными, официозными, мало приспособленными для живого творчества, отдыха, проведения полноценного досуга. Однако все это было ярким проявлением и воплощением определенного типа культуры, определенного типа общественных отношений (именно в смысле PR) и определенной социальной технологии.
До
конца 80-х годов прошлого столетия
на советской эстраде
К 1992 российский шоу-бизнес практически полностью изжил наследие советской эпохи (как позже поняли, не только негативное, но и позитивное). Действующая с 1964 монопольная государственная фирма грамзаписи «Мелодия» потеряла свое влияние на рынке, а официальные структуры Госконцерта уступили место частным. В 1993 был принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который регламентировал «правила игры» в отечественном шоу-бизнесе [4].
Шоу-бизнес в России 1990-х отличался многими своеобразными, не слишком приглядными особенностями. Вот, например, что рассказал в интервью Бари Алибасов, один из ведущих профессионалов в этой области: «Начинается все с „раскрутки“. Продюсер записывает фонограмму, снимает клип для какой-нибудь привлекательной девчушки. Предварительно он находит бабушку с ангельским голоском, которая по причинам внешнего порядка в клипе появиться не может…, но способна успешно исполнить „озвучку“ за кадром. После упорного промоушена (раскрутки) девочку узнает вся Россия, а мужская часть населения просто теряет голову. Далее начинаются гастроли по стране. При этом доход идет, конечно же, в карман продюсеров. „Звезда“ может рассчитывать на гонорар для домашней кошечки. При этом новая „певица“, работая под чужую „фанеру“, после 100 концертов начинает верить, что это ее собственный голос и требовать повышения гонораров».
Подобные
«раскрутки» преследовали своей
целью прибыли от концертов. Прессой
и студиями создавались самые
успешные проекты того времени, очень
разные с художественной точки зрения,
но очень похожие по коммерческому
эффекту. «Ласковый май» и «Кино»,
«Мираж» и «Наутилус Пампилиус»
Сегодня
по своему обороту концертная отрасль
российского шоу-бизнеса
Шоу-бизнес,
как и любой другой бизнес, ориентированный
на конкретных потребителей, ни от чего
не зависит так сильно, как от
покупательной способности в
стране. Это было особенно хорошо заметно
после дефолта 1998. Тогда количество
гастролей артистов с Запада сократилось
почти до нуля, а число звукозаписывающих
фирм упало в 3 раза. В начале 21 в.
шоу-бизнес вновь стал расти, развиваясь
благодаря росту покупательной
способности населения и
Российский шоу-бизнес развивается в строгом соответствии с законами рыночной экономики. Мелкие компании либо исчезают, либо скупаются более крупными. Крупные игроки, в свою очередь, все плотнее занимают рыночные ниши, не оставляя свободного места новичкам.
Набирает обороты и гастрольный бизнес. В Москве крупные концерты российских «звезд» проходят несколько раз в неделю, иногда даже несколько раз в день. Впрочем, за пределы столицы популярные исполнители выезжают не часто. Гастроли западных знаменитостей в начале 2000-х тоже стали регулярными, их концерты на больших площадках столицы проходят несколько раз в месяц.
Основная
особенность развития русского шоу-бизнеса
заключается в отсутствии действенного
механизма авторского права. Из чего
следует, что российская звезда не может
рассчитывать на заработок от выпуска
альбома. Все, что артист может ощутить
как деньги, так или иначе, попадает
в его карман благодаря гастрольным
выступлениям. Любой успешный исполнитель
в России постоянно находится
под пристальным надзором вездесущих
аудиопиратов. Исполнители и их продюсеры
стремятся до последнего момента
засекречивать даже названия композиций,
количество треков в альбоме и
другую информацию, которая могла
бы дать наводку пиратам для очередной
кражи. Кроме того, причиной невозможности
заработать на альбоме является и
то, что большинство
Хотя
российский шоу-бизнес находится на
подъеме, он все еще не конкурент
западному. Для западного шоу-бизнеса
постсоветская Россия представляет
интерес лишь как импортер музыкальной
(а также иной зрелищной) продукции
и ее исполнителей. Отечественные
«звезды» уже начали продвижение
на западный рынок, но до начала 2000-х
многочисленные попытки заинтересовать
российской музыкой западных слушателей
неизменно в той или иной степени
оканчивались провалом.