Политика и средства массовой информации

Автор: Ольга Щеткина, 09 Декабря 2010 в 19:45, реферат

Описание работы

Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. Экономические проблемы СМИ делают их лакомой добычей для банкиров и политиков. С помощью экономических рычагов на СМИ можно оказывать давление на ход предвыборных кампаний. Технологии проведения этих кампаний становятся все изощреннее, и СМИ играет здесь, пожалуй, самую ведущую роль.

Сегодня трудно представить существование общества без средств массовой информации. Несомненно то, что средства массовой информации играют значительную роль в обществе. Иногда их называют «четвертой властью». Мне захотелось поглубже узнать каким образом происходит воздействие на людей со стороны средств массовой информации, насколько оно сильно и от каких факторов зависит то, что они нам предлагают. Именно поэтому я выбрал для работы эту тему.

Содержание

Введение. 3
I «Четвертая власть», ее роль в реформировании России. 6
1.1 Механизмы воздействия средств массовой информации на людей. Факторы, влияющие на истолкование событий, и значение средств массовой информации 6
1.2 Манипуляция общественным мнением посредством средств массовой информации. 8
1.3«Независимые СМИ». 14
1.4 Советский режим и средства массовой информации. 15
II СМИ и предвыборные кампании в России. 17
2.1 Предвыборные технологии. 17
2.1 «Несправедливые выборы». 19
Заключение 23
Список использованной литературы. 25

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ РЕФЕРАТ.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

2.1 «Несправедливые выборы».

      2). В.М. Сергеев8 пишет: «Выборы проводились при полном доминировании исполнительной власти в электронных СМИ и при огромных преимуществах «партии власти», также и в доступе к источникам финансирования. Особенных формальных нарушений отмечено не было. Можно ли, тем не менее, такую систему организации выборов назвать справедливой и предоставляющей равные возможности всем участникам? Навряд ли. Результаты выборов показали едва ли не в первую очередь высокую эффективность «избирательных технологий» с использованием телевидения и прессы для промывания мозгов».

      Господину Сергееву вторит и Засурский в  статье «Политика, деньги и пресса в  современной России».

      «И  все же освещение президентских  выборов было преимущественно тенденциозным. Геннадий Зюганов не смог предложить четкой позиции блока по вопросу о прессе. В целом, президентской команде удалось убедить общественное мнение и прессу в том, что приход к власти коммунистов будет означать серьезные проблемы для бизнеса и новых общественных институтов. Фактически уже в ходе предвыборной кампании к первому туру голосования пресса была мобилизована как институт  и поставлена на защиту государственного строя от коммунистической угрозы.

      Согласно  докладу европейского института  прессы EMI,  в котором подводятся итоги проводившегося группой наблюдателей анализа предвыборной кампании – 96 как телевидение, так и печать в целом продемонстрировали в ходе ее поддержку Ельцину, делая это с нарушением закона о ходе ведения предвыборной кампании, принятого 24 марта 1996 года.

      Согласно  мониторингу EMI, Ельцин получил 53 % всего эфирного времени кандидатов в президенты.

      Государственное телевидение (ОРТ и РТР), по мнению EMI, было в освещении выборов значительно менее объективным, чем на выборах президента в 1991 году. Политика НТВ значительно отличалась от государственного телевидения. Вывод, который делают авторы доклада: деятельность СМИ во время выборов не была шагом к демократии.

      Да, пресса зависима. Но не столько от государственной  машины (это справедливо только в  отношении государственных СМИ), сколько от финансовых интересов. А политический механизм по самой своей природе предполагает воздействие интересов, их борьбу и взаимовлияние.

      Да, для капитала была неприемлема коммунистическая партия и пресса оказалась в альянсе с партией власти. Но не факт, что пресса будет поддерживать на следующих выборах именно партию власти, а не демократическую оппозицию».

      На  этих выборах действительно средства массовой информации в массе выступили  за одного кандидата. Но даже если бы сложилась иная ситуация и телевидение, пресса не сплотились в поддержке одного кандидата, нереально, чтобы все партии получили одинаковый доступ к средствам массовой информации. Даже удивительно слышать высказывания  политиков, которые обижаются, что соперник (соперники) имели больше эфирного времени. Ведь это естественный процесс. С чего ради партия, не имеющая веса и влияния в обществе должна получать столько же внимания со стороны средств массовой информации, как и мощные, влиятельные партии и движения? Кроме того, существенным является то, сколько средств выделяют политические партии на оплату рекламы.

      Конечно, кандидаты, партии, движения, блоки, имеющие  больше средств, или имеющие влияние  на СМИ имеют преимущество.

     «Мнение большинства еще не есть воля большинства, - напоминает Цуладзе9. Рейтинг превратился в единственное мерило значимости политика, что, конечно же, неверно. Это произошло вследствие подмены реальных политических шагов и решений их имитацией.

     Ориентация  на рейтинг превратила ведущих российских политиков в законченных популистов. Они говорят то, что хотят слышать от них избиратели. Путин пришел к власти благодаря рейтингу, но вынужден постоянно поддерживать его на высоком уровне. Для этого он совершает «подвиги Геракла», цель которых - угодить толпе10.

     Разумеется, в создании виртуальной (управляемой) демократии средства массовой информации служат всего лишь посредниками между манипуляторами и их жертвами - народом.

     Пресса, как совершенно справедливо заметил  наш президент, хороший индикатор  состояния дел в стране. Увлечение манипулированием привело к тому, что в России нет реальной сильной оппозиции власти, СМИ впали в большую, чем прежде, зависимость от своих хозяев, а демократические институты так и не окрепли. Все это вызывает определенную тревогу: не наблюдается ли откат нашей страны назад?

     Время покажет.

      Выводы:

      В этой главе описаны этапы раскручивания  кандидата в предвыборной гонке, выделены два основных направления предвыборной гонки: первое это работа с населением и второй это агитация населения через СМИ, второе направление в России сейчас более оправдано. То есть в народ верит телевизору, а многие даже его и слушают. Показано что в России выборы являются несправедливыми, в том плане, что происходит неравное распределение эфирного времени кандидатов.

 

Заключение.

        В завершении изложенного, можно подвести некоторые итоги. Итак, мы пришли к выводу, что средства массовой информации играют важную роль в обществе. Для того чтобы подчеркнуть это иногда средства массовой информации образно называют «четвертой властью». Мы также пришли к выводу, что на сегодняшний день средства массовой информации и общество оказывают влияние друг на друга. Независимые средства массовой информации – не более чем миф, иллюзия. Однако масса зависимых, в каждом конкретном случае, от разных сил, средств массовой информации в целом могут дать более иле менее объективную картину.

      К вопросу об освещении в средствах  массовой информации выборов. Президентские  выборы проходили при полном доминировании  одного кандидата в средствах массовой информации.

      Есть  основания полагать, что предстоящие  парламентские и президентские выборы будут более объективно освещаться средствами массовой информации. Конечно, перекоса в сторону каких-то партий, движений, кандидатов не избежать. Наивно было бы также ожидать, что мы не увидим «грязных» предвыборных приемов (мы их уже имеем счастье наблюдать). Моя уверенность базируется на том, что все политические блоки и движения, стремящиеся попасть в думу, имеют влияния на различные средства массовой информации и могут через них донести до избирателя свою предвыборную платформу. Конечно, этого мало, но есть еще масса относительно независимых средств массовой информации, которые дают высказаться всем участникам предвыборной гонки. Помимо этого, можно воспользоваться платной политической рекламой. И вообще, я считаю, что достичь хороших результатов можно и при тотальной травле со стороны средств массовой информации. Не надо считать народ баранами, которые побегут голосовать за того, кого им навязывают по телевизору. Это прекрасно показали выборы 1995-96 годов.

      Но  сильно опровергли выборы 2005 – 2006 г.г. И вообще я считаю, что каждый народ заслуживает своего правителя.

 

Список  использованной литературы.

  1. Андреев Э. М. Средства массовой информации и  реформирование России – «Социально-политический журнал», 1996, №4.
  2. Балытников В. «Четвертая власть: правовое регулирование. – «ОНС», 1995, №6.
  3. Борисов К. Пираты против монополий - «Свободная мысль», 1997, №2.
  4. Димитриади Д. Н. Политическая реклама как средство неконфликтного разрешения противоречий в обществе – «Социс», 1994, №3.
  5. Засурский И. Политика, деньги и пресса в современной России. - «Свободная мысль», 1996, №10.
  6. Мельникова М. А. Информационная стабильность как фактор управления конфликтом. – «Социс», 1996, №3.
  7. Политическая сила телевидения: реальность мифа (обзор семинара) – «Полис», 1994, №6, стр. 155-178.
  8. Розин В. М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации. «ОНС», 1997, №3.
  9. Феоктистов Г. Г. Информационная безопасность общества. – «Социально-политический журнал», 1996, №5.
  10. Цуладзе А. «Большая манипулятивная игра», М., 2000, стр. 308.

Информация о работе Политика и средства массовой информации