Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:35, курсовая работа
Объектом исследования является вся система партийной прессы России в ее историческом и современном контекстах.
Предмет исследования составляют типология, роль и место партийной прессы в системе современной периодики.
Целью настоящей курсовой работы является всесторонний анализ системы партийной прессы в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАРТИЙНОЙ ПРЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
1.1. Этапы становления партийной прессы в современной России 6
1.2. Политические средства массовой информации в многопартийной системе России 11
Выводы по первой главе: 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПАРТИЙНЫХ ИЗДАНИЙ КПРФ В СРАВНЕНИИ С ИЗДАНИЯМИ ДРУГИХ ПАРТИЙ 15
2.1. Региональная партийная печать в идеологической, агитационно-пропагандистской работе КПРФ 15
2.2. Сравнение с изданиями других партий 19
Выводы по второй главе: 22
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ПАРТИЙНОЙ ПРЕССЫ КПРФ 24
3.1. Основные положения проекта 24
3.2. Разработка программы продвижения партийной прессы 26
Выводы по третьей главе: 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Также некую активную издательскую деятельность проявляет и ЛДПР. Издают газеты и различные русские правые, а также националистические партии. Собственную газету имеет и "Союз правых сил" ("Правое дело"), свое периодическое издание есть у "Яблока".
1.2. Политические средства массовой информации в многопартийной системе России
Для характеристики состояния современной партийной прессы в России нет нужды перечислять все существующие в настоящее время партийные издания. Очевидно, что каждая современная политическая партия имеет собственный печатный орган. Однако отметить определенные закономерности, имеющие место в этой области, необходимо.
С началом демократических преобразований, в перестроечные, как принято теперь говорить, времена, начался процесс вытеснения государства из всех сфер жизни общества. Была ликвидирована и государственная монополия на средства массовой информации. Это происходило под лозунгом достижения телевидением и прессой независимости и объективности. Общая демократическая эйфория создавала иллюзию полной информационной свободы.
Однако головокружение быстро прошло. Стало ясно, что о независимости прессы в период трансформации общества и экономической неразберихи можно забыть. Пришло осознание того, что принципы функционирования института четвертой власти с экономической точки зрения похожи, скажем, с принципами функционирования промышленного предприятия. Как и последнему, телеканалу и газете для полноценной работы требуется определенный объем финансирования. И если не со стороны государства, то со стороны частного инвестора. Во-вторых - и это вытекает из первого - частный инвестор получает возможность формирования информационной политики принадлежащей ему газеты. Что, по большому счету, мало, чем отличается от информационного диктата со стороны государственных институтов власти[5].
Слабость современной партийной печати отчетливо демонстрирует ее отсутствие в регионах России. Сейчас только левые партии могут позволить себе издавать полноценные периодические издания на региональном уровне. Делается это опять же за счет наличия развитой региональной партийной структуры, располагающей необходимыми финансовыми и производственными мощностями и человеческими ресурсами. Не стоит недооценивать и поддержку региональных властей так называемого "красного пояса" России.
Единственные, кто издает собственную прессу в регионах помимо коммунистов, являются российские националистические организации. С националистическими организациями и их изданиями, кстати, охотно сотрудничают региональные предприниматели. Это объясняется популярностью этих изданий среди местного населения. Так, общеизвестен факт сотрудничества самарского политика и бизнесмена Олега Киттера с Российским национальным единством[6].
Есть, правда, несколько собственных региональных печатных изданий у ЛДПР, однако они мало влиятельны. В целом в провинции партийная пресса, за исключением коммунистической и националистической, не имеет серьезного влияния.
Невостребованность партийной прессы у массового читателя объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, ни одно издание - за исключением партийной прессы коммунистов - не освещает весь спектр происходящих в стране событий. Критерием отбора материала для попадания на страницы партийной печати является совпадение последнего с проблематикой, затрагивающей интересы конкретной политической парии[7].
Второе - информационное освещение тех проблем, которые на страницы партийной прессы попадают, чаще всего бывает очень специфично. Такой подход возможно адекватно воспринимать, лишь представляя себе позиции данной политической партии. В ином случае, при отсутствии понимания, иначе как агитация опубликованный материал восприниматься не будет.
Впрочем, именно агитация и пропаганда являются одной из ключевых функций партийной печати. Однако на текущий момент функции воздействия на общественное сознание в значительной степени оккупированы телевидением и общественно-политической прессой. Внимание же массовой аудитории к партийной прессе, если и проявляется, то только в период предвыборных кампаний. Так что партийной печати остается довольно узкая ниша: общение с собственным электоратом, без каких-то надежд на расширение читательской аудитории.
Выводы по первой главе:
Существует мнение, что советская пресса, будучи государственной, априори отражала политику правящей в стране партии и, по сути, являлась партийной. Последнее во многом справедливо, однако нельзя забывать, что в СССР существовали и издания профсоюзов, например, газета "Труд", а также претендующие на допустимую степень либерализма "Известия". В этом смысле под понятие партийной прессы полностью подходила лишь "Правда".
В начале ХХ века в России складывается система печати, в которой ведущую роль играет партийная пресса. Политическая жизнь страны становится главной темой изданий всех типов.
Печать начала ХХ века стала не просто основным летописцем происходящих стремительных перемен, но и оказывала значительное влияние на преобразования в России, становление и развития главенствующих идеологий и вовлечение в политическую жизнь страны широких слоев населения.
Глава 2. Анализ существующих партийных изданий КПРФ в сравнении с изданиями других партий
2.1. Региональная партийная печать в идеологической, агитационно-пропагандистской работе КПРФ
Общее число региональных партийных изданий КПРФ составляет 87 единиц. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года число местных изданий увеличилось на 6 газет. Так, новые печатные СМИ появились в Алтайском крае, Бурятии, Мордовии, Татарстане, Волгограде, Хабаровске. Положительная динамика, связанная с ростом региональной партийной прессы, проявилась и в увеличении числа отделений, имеющих две и более газеты регионального уровня. Так, если в 2008 году насчитывалось три таких отделения, то сегодня их уже пять.
В настоящее время абсолютное большинство (88%) региональных печатных средств массовой информации имеют государственную регистрацию. Не зарегистрированными остаются только 6 печатных органов в Татарстанском, Пермском, Хабаровском, Камчатском, Смоленском комитетах КПРФ. Не представили информацию по данному вопросу Ульяновская и Калининградская областные партийные организации.
Переходя к техническим характеристикам региональных печатных органов, отметим, что большая часть из них издается в формате А3 (83,6%), в формате А2 (формат «Правды») представлено 9 газет (13,4%), и в формате А4 – 4 газеты (6%). При этом две региональных газеты имеют вариативный формат. Газета Марийского республиканского отделения КПРФ «Голос Правды» издается в формате А3 и А4; газета Челябинского областного отделения «Патриот Южного Урала» издается в формате А2 и А3[8].
Наибольшее число печатных изданий состоят из 4-х полос (30 газет). 20 региональных газет состоят из 8-ми полос. Редакции двух печатных органов планируют в ближайшее время расширить выпуск газет с 4-х до 8-ми полос. Это «Трудовая Самара» и «За победу, товарищ» Пензенского обкома. Объем 12 газет варьируется от 4 до 8 полос[9].
Лидером по объему является газета «Красный Путь» Омского областного комитета, имеющая 16 полос.
Анализ оформления партийных газет показывает, что больше трети всех изданий выполнены в черно-белой цветовой гамме. Почти 30% всех печатных органов выпускаются в двух цветах (как правило, в красном и черном). 13 газет (или 20%) издается в трехцветной гамме, одна – в полноцветном варианте. Ряд газет совмещают черно-белую печать с трехцветной (газета Красноярского отделения «За Победу!», «Правда Коми» и «Коммунист Башкорстана» или двухцветную печать с трехцветной (газета «Коммунисты Бурятии»).
Периодичность выхода региональных партийных газет различна. Около половины из них издаются еженедельно. Не имеют регулярного издания всего три газеты: «Правда Горного Алтая», «Правда Поморья» (Архангельск) и «Патриот Южного Урала» (Челябинск). Эти газеты выходят «по мере необходимости». 9 газет не имеет строго установленной периодичности выхода в свет Чаще одного раза в месяц выходят: «Калининградская искра», «Советский Кузбасс», «Коммунист Осетии», «Левый марш» в Ульяновске. Только один раз в два месяца издаются «Калужская правда» и «Коммунист Западного Урала» (Пермь).
По тиражу региональные печатные издания делятся на три основные группы: минимальный тираж (до 5000 экз.) имеют 18 газет, 18 газет выходят в свет в количестве от 5000 до 10000 тыс. экз., столько же выходят тиражом от 10000 до 30000 экз.
Существенно больший тираж имеет только 7 газет. Лидером в данном разряде, выпускаясь стабильно, являются «Подмосковная правда» (50 000 экз. при еженедельном издании газеты), «Левый марш», «КПРФ в Нижнем Новгороде» (по 100 000 экз.).
Некоторые газеты не имеют постоянного фиксированного тиража. Так, «Коммунист Бурятии» имеет текущий тираж издания от 5 до 50 тыс. экз., «Народный авангард» (г. Хабаровск) от 3 до 10 тыс., газета «Советская Ярославия» - от 4,5 до 10 тыс. экз[10].
В целом, суммарный ежемесячный тираж региональных газет КПРФ превышает 2 миллиона экземпляров.
Анализ кадрового состава редакционных коллективов свидетельствует, что почти у половины (45%) региональных партийных газет нет журналистов, работающих на постоянной основе. В 15 газетах имеется всего один штатный сотрудник, в 10 – два, в 6 – три. Большее число сотрудников насчитывается в 6 газетах: «Голос народа» (Курская область), «Приангарье» (Иркутская область), «Наша Правда» (Республика Мордовия), «Приокская правда» (Рязанская область) и «Орловская искра» (Орловская область).
Наиболее многочисленный штат сотрудников (10 чел.) на профессиональной основе насчитывается в редколлегии газеты «Красный Путь» (Омская область). Не случайно данное издание по большинству показателей выглядит лидером среди региональных изданий КПРФ. Кроме того, наше исследование выявило, что лучшие показатели демонстрируют такие региональные партийные издания, как «Подмосковная правда» (Московская область), «За народную власть» (Новосибирская область), «Орловская искра» (Орловская область), «Донская искра» (Ростовская область), «Коммунист – век ХХ-ХХI» (Саратовская область), «Левый марш» (Ульяновская область).
В настоящее время одной из главных проблем, осложняющих развитие региональной прессы, является достаточно узкий круг корреспондентов, которые могут адекватно и оперативно добывать и обрабатывать информацию. Недавно широкий общественный резонанс получила ситуация в городе Пикалево Ленинградской области. Но нам известно, что в стране как минимум три сотни таких «Пикалево». Однако это не афишируется официальными властями и прорежимной прессой. Такие факты нужно оглашать в числе основных материалов в наших партийных газетах.
Следует заметить, что не всегда адекватное отражение на страницах местной прессы получают материалы, характеризующие деятельность ЦК и лидеров партии. Ранее ЦК КПРФ специально рассылал по регионам специальные информационные письма. Но теперь в этой практике нет необходимости, так как вся информация оперативно размещается на сайте партии. И сотрудникам региональной прессы необходимо более активно пользоваться этим ресурсом.
Перед многими региональными организациями Компартии России стоит задача наращивания тиражей своих газет. 20 ноября прошлого года, давая интервью «Правде» перед ХIII съездом КПРФ, Г.А.Зюганов справедливо отмечал, что если в партийном отделении состоит полторы-две тысячи коммунистов, а тираж газеты составляет 2-3 тысячи экземпляров, то на кого эта газета рассчитана? Только на коммунистов и ближайших сторонников. Но при таком подходе нам не удастся обеспечить широкое информационно-пропагандистское воздействие партии на граждан[11].
Заключая краткую характеристику состояния региональной партийной прессы, нельзя не отметить, что большое значение для развития наших изданий на местах имеет центральная партийная газета «Правда». Важным элементом в деле пропаганды всей партийной печати являются особые форумы - Праздники «Правды» или Праздники партийной прессы. Только что в интересной форме проведен Фестиваль «Правды» в Новосибирске. Сейчас к проведению традиционного «Праздника партийной прессы» готовятся иркутские коммунисты.
Такого рода акции в регионах страны способствуют популяризации как центральных, так и местных изданий Компартии России. Считаем, что это одна из тех форм партийно-пропагандистской работы, которая должна получить более широкое развитие в самое ближайшее время.
2.2. Сравнение с изданиями других партий
Партийные издания современной России можно условно разделить на две основные группы: издания партий, отражающих позицию власти, и издания оппозиционных партий. При этом вторая группа в свою очередь тоже делится на две: на издания системной оппозиции и издания внесистемной оппозиции. В особую группу можно выделить политические издания, периодически поддерживающие позиции разных политических партий, но в целом ведущие независимую редакционную политику (самый яркий представитель этой группы – газета «Завтра»). Каждую из групп системной и внесистемной оппозиции предлагается разделить на корпоративные партийные издания и общественно-политические партийные издания (аналогично классификации изданий политических партий 90-х годов начала века).
Корпоративные издания освещают преимущественно вопросы, касающиеся партии, органом печати которой они являются, активно публикуют партийные документы. Для них характерен сухой стиль изложения, сдержанное оформление, отсутствие ярких публицистов в редакционном коллективе.
Общественно-политические партийные издания ставят своей задачей откликаться на все наиболее значимые события общественной жизни, полемизировать с политическими оппонентами. Для таких изданий характерны публикации, выполненные в разных жанрах журналистики, активное использование различных элементов оформления материалов, более свободный стиль изложения.