Особенности
использования социальных медиа в качестве
инструмента политического PR
Достижения в области новых технологий,
на которых основывается формирование
информационного общества, во многом изменили
характер политической коммуникации.
Особая роль в этом процессе принадлежит
социальным медиа, которые, являясь специфическим
интерактивным средством массовой коммуникации,
уже активно используются в качестве основного
коммуникационного канала в PR- технологиях
предвыборных кампаний.
Ввиду нестабильности украинской политической
среды, политические силы все чаще нуждаются
в оперативных и гибких инструментах связи
с общественностью для достижения основной
цели политического PR: создание узнаваемости
и формирование положительного имиджа
некой политической силы, преодоление
барьера недоверия к ней, для набора определенного
количества голосов на выборах, и сохранение
рейтинга после выборов. В этих условиях
наиболее эффективным инструментом является
он-лайн ресурс, который позволяет не просто
просматривать информацию о политической
силе, но участвовать в обсуждении общественно
значимых проблем с представителями данной
политической силы и создавать различные
сообщества, а также самостоятельно
добавлять какую-либо информацию о политической
силе(фото, видео, аудио). В настоящее время
такими ресурсами являются социальные
медиа (сервисы Web2.0).
Социальные медиа быстро завоевали
популярность в США и Европе
благодаря своей бесплатности, простоте
в использовании и широким
программным возможностям. Об этом
свидетельствует успешный опыт использования
социальных медиа в предвыборной кампании
президента США Барака Обамы. За время
предвыборной компании штабу этого кандидата
удалось собрать 3,4 миллиона сторонников
в социальных медиа. Последовав примеру
Барака Обамы, украинские политики начали
более активно использовать социальные
медиа для завоевания внимания избирателей.
[1]
Актуальность темы исследования
обусловлена современными тенденциями
развития информационного общества,
а также объективными реалиями
политической ситуации в Украине, которая
характеризуется высоким уровнем недоверия
общества к власти.
Основной
проблемой использования социальных медиа
в качестве инструмента предвыборного
PR в Украине, является низкая информированность
украинских политиков о видах и
особенностях этих коммуникационных инструментов
и возможностях их использования применительно
к политической жизни общества. Это приводит
к некорректному использованию данного
инструмента PR в предвыборной кампании,
что ведет за собой снижение эффективности
предвыборной кампании и, как следствие,
уменьшение электората.[1]
Целью
работы является исследование особенностей
использования социальных медиа в качестве
инструмента PR в предвыборных кампаниях
и формирование рекомендаций по их
применению.
Появление социальных медиа является
следствием перехода от традиционной
концепции использования сети
Интернет к информационной
эпохе Web2.0.
Web2.0
(Beб второго поколения) –современная
концепция развития сети Интернет, принципиальным
отличием которой является возможность
создания контента любым пользователем
сети Интернет.
Контент — информационно значимое
наполнение Интернета — тексты,
графика, мультимедиа; существенными
параметрами контента являются
его объем, актуальность и релевантность.
Сервисы Web2.0, или социальные медиа –
современные средства, сетевое программное
обеспечение, поддерживающее групповые
взаимодействия. Сервисы становятся тем
лучше, чем больше людей ими пользуются.
[2]
Рассмотрим
основные виды сервисов Web2.0:
- Блог -
веб–ресурс, на котором автор самостоятельно
размещает информацию и управляет ей,
а также имеет возможность добавления
изображения, видео и аудио материалов.
Блоги обычно публичны и предполагают
сторонних читателей, которые могут вступать
в полемику с блоггером.
Блоггер
– автор информации, размещаемой
в блоге.
Подписчик
– пользователь сервиса Web2.0, который
подписывается на рассылку информации
от определенного блоггера и активно участвует
в ее обсуждении.
Блог
можно использовать как новостную
ленту для размещения официальной информации
о ходе избирательной кампании. Блог целесообразно
применять для установления прямого общения
кандидата и представителей его штаба
с лидерами мнений.
- Социальная
сеть – это веб-сервис, способствующий
образованию и поддержанию социальных
связей между людьми. Представляет собой
страницу, на которой размещены личные
данные участника, список друзей и сообществ,
с которыми поддерживается контакт, а
также различные инструменты, призванные
обеспечить коммуникации и обмен контентом.
Основной задачей социальных сетей является
организация сторонников кандидата, поддержание
постоянных коммуникаций и трансформация
сторонников в активистов. Сторонники
могут быть организованы в отдельные группы
на основе социально-демографических
признаков (территория, национальность,
пол, интересы, сфера деятельности).
- Контентные
сервисы – представляют собой веб-сайты,
на которых пользователи размещают интересный
по их мнению контент, доступный для просмотра
и оценки любому посетителю. Наиболее
распространены сервисы он-лайн видео,
подкастов (аудио файлы), фотографий.
На данных сервисах можно разместить записи
наиболее важных интервью, дебатов и комментариев,
сделанных кандидатом в средствах массовой
информации, и агитационные материалы
избирательной кампании. [2,3]
Все виды сервисов Web2.0 обладают рядом
особенностей, которые отличают их от
традиционных инструментов политического
PR:
- Возможность
прямого контакта с электоратом. Основной
отличительной чертой информационного
пространства Web 2.0 является то, что
коммуникации осуществляются через он-лайн
дискуссии на различные темы. Это дает
возможность избирателям задать интересующие
их вопросы кандидату и услышать его точку
зрения на различные проблемы общественной
жизни. А кандидату это дает возможность
«достучаться» до каждого избирателя.[2]
- Инициатива
коммуникации исходит от избирателей.
Традиционные инструменты PR, такие как,
видеоролики по телевидению и статьи в
газетах обладают принудительным действием,
в то время как основной чертой социальных
медиа является добровольность. Это делает
сервисы Web 2.0 очень дружелюбными по отношению
к пользователям, но неудобными для технологов.
Можно заставить людей посмотреть рекламный
ролик на ТВ, но нельзя заставить посетить
web-сайт. Однако именно эта черта социальных
медиа обеспечивает наиболее точное попадание
в целевую аудиторию, и как следствие,
повышение эффективности коммуникаций.
Кроме того, формируется высокий уровень
доверия и большая заинтересованность
в продвигаемой теме со стороны пользователей.
- Возможность
создания он-лайн сообществ-приверженцев
кандидата. Эта особенность предоставляет
политической силе огромные возможности
для проведения предвыборной кампании,
так как члены он-лайн сообществ выполняют
функцию добровольцев-помощников, а именно:
- Распространяют
информацию о политической силе через
свои публикации в блогах и социальных
сетях;
- Приглашают
своих подписчиков и друзей в он-лайн сообщества,
тем самым расширяя электорат политической
силы;
- Принимают
участие в мероприятиях политической
силы и приглашают туда своих подписчиков;
- Активно распространяют
на контентных сайтах фото-, видео- и аудиоматериал
о кандидате.
Кроме
того, создание он-лайн сообществ отбрасывает
необходимость проведения встреч с
избирателями в реальной действительности,
их можно заменить привлечением избирателей
в он-лайн сообщество.[4.6]
- Организационная
и техническая простота. Использование
сервисов Web 2.0 не требует специальных
знаний и навыков, дополнительных обеспечивающих
инструментов и систем или юридической
основы. Это позволяет существенно снизить
затраты времени и денежных ресурсов.
Кроме того, происходит упрощение процесса
социологических исследований за счет
расширения их границ и увеличение оперативности
и достоверности.
- Финансовая
эффективность. Наряду с организационной
и технической простотой, социальные
медиа, в большинстве своём, являются бесплатными.
Это существенно сокращает бюджет кампании.
Кроме того, существенно сокращается штат
специалистов, задействованных в избирательной
кампании , так как их заменяют члены он-лайн
сообществ.
- Интерактивность
и оперативность. Социальные медиа работают
24 часа в сутки и в течение этого времени
все заинтересовавшиеся могут получить
необходимую информацию о кандидате.
Это также даёт возможность быстрого тиражирования
и цитирования информации на большие аудитории,
а также быстрого реагирования на изменяющиеся
обстоятельства и корректировки информации
в соответствии с ними.[8]
- Более высокое
качество предоставляемой информации
по сравнению с традиционными инструментами
PR. Основными отличиями такой информации
являются:
- Полнота
информации - Возможность создать наиболее
полный образ кандидата, возможность прямой
и косвенной агитации за кандидата, а также
передачи о нем практически любой информации;
могут быть использованы цветные изображения
и звуковое оформление, что позволяет
получить более информативное представление
о кандидате. Эта особенность обусловлена
безразмерностью информационного пространства
Web 2.0 – можно добавлять неограниченное
количество информации.
- Творческий
подход к созданию агитационных ресурсов
(блогов, профилей кандидата в социальных
сетях, сайтов);
- Гибкость.
В сервисах Web 2.0 содержание информации
о кандидате может изменяться в зависимости
от необходимости — столько раз, сколько
нужно: никакие иные инструменты PR подобной
гибкости в предоставлении информации
не несут.
- Отсутствие
правовой ответственности. Эта особенность
обусловлена несовершенством законодательства
Украины в сфере информационных технологий.
Однако, особенность социальных медиа
в том, что отсутствие правой ответственности
компенсируется за счет ответственности
политической силы перед своим электоратом,
то есть подписчиками блогов и членами
он-лайн сообществ. Однажды некорректно
сформулированная информация может привести
к полному краху избирательной кампании.
- Основной
принцип коммуникации в социальных медиа
– отказ от пропаганды, что подразумевает
построение коммуникации на обсуждении
общественно важных тем, а не рекламы политической
силы и агитационной деятельности. Эта
особенность сформировалась под влиянием
политической ситуации в Украине, когда
избиратели хотят быть услышанными и принимать
непосредственное участие в политической
жизни общества.[1,3,7]
Таким образом, исследовав специфические
особенности сервисов Web 2.0 в качестве
коммуникационного инструмента в политическом
PR, можно сформировать ряд рекомендаций
для повышения эффективности использования
данных сервисов в ходе предвыборных кампаний:
- Создание
четкого менталитета политиков по отношению
к информационному пространству социальных
медиа. Эта деятельность включает в себя:
создание четкой программы PR-кампании
в социальных медиа, формирование четких
принципов поведения политической силы
в социальных медиа и стиля коммуникации
с электоратом. [5]
- Задействование
как можно большего количества социальных
медиа для создания синергического эффекта.
Это достигается путем размещения
ссылок на различные сервисы на Web-страницах
друг друга, что повышает посещаемость
ресурса. Это также даёт пользователю
свободу выбора наиболее удобного сервиса,
что повышает приверженность к политической
силе.
- Активное
создание он-лайн сообществ позволит существенно
увеличить электорат и оптимизировать
распространение информации о политической
силе.
- Активное
участие в он-лайн дискуссиях, создание
новых тем для обсуждения, оперативное
и систематичное обновление информации
о политической силе, событиях общественной
и политической жизни, а также мероприятиях,
проводимых в рамках предвыборной кампании.
Это позволит постоянно поддерживать
контакт с электоратом, упростит мониторинг
общественного мнения, чтобы своевременно
корректировать стратегию предвыборной
кампании.
- Поскольку
коммуникация в социальных медиа строится
на открытом обсуждении, можно сформулировать
основные правила поведения политической
силы в информационном пространстве
сервисов Web 2.0:
- Предоставление
только достоверной информации;
- Отказ от
анонимного участия в обсуждениях;
- Полный отказ
от любой формы рекламы и пропаганды;
- Обязательное
предоставление обратной связи на комментарии,
оставленные в он-лайн дискуссиях;
- Не следует
удалять критику или другую негативную
информацию. Это может вызвать большой
резонанс. Эффективным действием в этом
случае будет обоснование своей позиции
по данному вопросу.
- Не следует
использовать в обсуждениях критику политических
оппонентов и превращать дискуссию в поле
информационной битвы.[5,9]
На
основе вышесказанного, можно сделать
вывод о том, что использование сервисов
Web 2.0 в качестве инструмента политического
PR является актуальным и перспективным
направлением в условиях современной
политической ситуации в Украине. Исследованные
специфические особенности социальных
медиа позволили сформировать ряд рекомендаций
по их применению в предвыборных кампаниях.
Использование настоящих рекомендаций
позволит политическим силам правильно
применять данный инструмент в своей агитационной
деятельности, что приведет к существенному
повышению эффективности PR в ходе проведения
предвыборной кампании и, как следствие,
к увеличению электората.
Перечень
ссылок
- Чудновец
Ю. Одноклассники” – новое оружие политики.-«Истеблишмент»
от 20.03.2009 - http://www.simedia.com.ua/researches/article_it/
- Ронжин А.
Н. Сервисы Web 2.0 как инструменты политического
PR- Государственный
Университет Управления/Факультет маркетинга.
- Бондаренко
С.А. Материалы тренинга «Социальные медиа
на вооружении НГО». - Центр анализа и развития
общественных коммуникаций «Диалог».
Донецк, Киев-2010.
- Карпенко
Д. На заре новой эпохи.- «Компаньон», №
14, 4-10 апреля 2008- http://smi.liga.net/articles/IT081811.html
- Web 2.0 – Terra
Incognita. Передвигаться с осторожностью!-http://www.polylog.ru/
- Щенников
М.А. Интернет-технологии в политическом
менеджменте: реалии и возможности-http://open-gov.ru/p=468
- Броницкая
Э.В. Использование сети Интернет в
политике. – http://www.refcity.ru/content/22507.html
- Грабовецкий
Д.В. Тенденции и перспективы информационных
технологий в политической рекламе. – http://politjournal.spb.ru/trend.htm
- Довгаль Л.Что
посеять политикам - чтоб пожать электорат?- http://pishichitay.blog.ukrbiznes.com/1601.html