Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:15, доклад
Теории, которые принято называть нормативными, имеют дело с представлениями о том, «как медиа должны работать или чего от них ждут»1. Нормативные теории описывают, какие роли медиа должны играть в идеале, рекомендуют идеальную практическую деятельность и предвидят идеальные последствия.
Предпринятая Фредериком Сибертом, Теодором Питерсоном и Уилбуром Шраммом в 1956 г. первая попытка компаративного описания основных теорий прессы — авторитарной, либертарианской, советской коммунистической и социальной ответственности — до сих пор является наиболее полной2. Почти в каждой статье и книге, имеющей отношение к философской основе журналистики, содержатся ссылки на книгу этих авторов, комментарий на нее или цитаты из нее.
Теории,
которые принято называть норма
Предпринятая Фредериком Сибертом, Теодором Питерсоном и Уилбуром Шраммом в 1956 г. первая попытка компаративного описания основных теорий прессы — авторитарной, либертарианской, советской коммунистической и социальной ответственности — до сих пор является наиболее полной2. Почти в каждой статье и книге, имеющей отношение к философской основе журналистики, содержатся ссылки на книгу этих авторов, комментарий на нее или цитаты из нее.
Слабости
использованного Сибертом метода «глобальной
типологизации», исключившего различия
между многочисленными
В
том, что подход Сиберта страдает
не только упрощенностью, но и предвзятостью,
убедились исследователи международных
моделей масс-медиа. Они утверждают, что,
поскольку Сиберт отдает предпочтение
тем странам, где основные медиа (газеты,
радио и телевидение) находятся под одинаковым
правительственным контролем, концепция
«четырех теорий» лишена гибкости, необходимой
для должного описания и анализа всех
современных систем прессы, и поэтому
должна быть модифицирована. Именно это
сделал Маккуэйл, предложив еще две —
для медиа периода развития и демократического
участия (партиципаторную).
1. Авторитарная теория
Общим для всех случаев проявления этой теории является отсутствие всякой подлинной независимости журналистов и их подчинение (в конечном итоге с применением силы) государственной власти. Авторитарная теория оправдывает предварительную цензуру и наказание за отклонение от установленных сверху способов освещения прежде всего политических вопросов или любых других, имеющих явный политический оттенок. Об авторитаризме в области масс-медиа свидетельствуют соответствующие законы, прямой контроль государства за производством, навязывание журналистам правил поведения, использование налогов и других форм экономических санкций, регулирование импорта зарубежных медиа, право государства назначать редакционный персонал, запрет на публикацию и т.д.
2. Либертарианская теория
В самом общем виде она полагает, что индивид должен быть свободен публиковать все, что ему нравится, и, следовательно, является продолжением других прав — права на собственное мнение, свободу выражать его, объединятьсяс другими людьми и вступать в организации. Таким образом, главные принципы и ценности, на которых она базируется, идентичны принципам и ценностям либерально-демократического государства — вера в верховенство индивида, в разум, правду и прогресс и, в конечном итоге, в суверенитет воли народа.
Осложнения и несоответствия возникали только в том случае, когда предпринимались попытки представить свободу прессы как основополагающее право или ввести ограничения на его применение и указать конкретные институционные формы, в которых оно находит свое наилучшее выражение и обеспечено защитой в конкретных обществах. Как противодействие авторитаризму и чистое выражение либертарианства теория свободной прессы всегда воспринималась неоднозначно. Пресса служила различным целям: являлась средством противодействия колониализму (сначала в американских колониях), выпускным клапаном для выражения недовольства, аргументом за свободу религии, защищала от злоупотреблений власти, выступала то, как самоцель, средство достижения истины, составной компонент коммерческой свободы, а порой принималась как неизбежность.
3. Теория социальной ответственности
Маккуйэл так описывает основные принципы теории социальной ответственности:
1.
Медиа должны взять на себя
и выполнять определенные
2.
Эти обязательства должны
3.
Возлагая на себя и применяя
эти обязательства, медиа
4.
Медиа должны избегать всего,
что может привести к
5.
Медиа в целом должны быть
плюралистскими и отражать
6.
Общество и публика, в
7. Журналисты и медиауправленцы должны быть подотчетны перед обществом, так же как перед работодателями и рынком1.
Теория
социальной ответственности оказалась
очень живучей. Однако большинство
журналистов-практиков
4. Советская коммунистическая теория
В теории советских медиа Маккуйэл выделяет следующие основные положения. Во-первых, поскольку власть в социалистическом обществе принадлежит рабочему классу, чтобы ее сохранять, средства «духовного производства» нужно держать под контролем. Следовательно, все средства массовойкоммуникации должны находиться под контролем организаций рабочего класса — прежде всего коммунистической партии.
Во-вторых,
в условиях отсутствия в социалистическом
обществе классовых противоречий, в центре
внимания прессы не могут быть политические
проблемы. В соответствии с социалистическими
принципами диапазон дозволенных расхождений
и дебатов не должен включать элементы,
считающиеся анахронизмом, регрессивными
и опасными для основной структуры общества.
В-третьих, прессе принадлежит позитивная
роль в формировании общества и движении
к коммунизму, поэтому медиа выполняют
ряд важных функций в процессе социализации,
неформального общественного контроля
и мобилизации в направлении запланированных
социальных и экономических целей. В частности,
эти функции связаны с продвижением социальных
и экономических реформ. В-четвертых, марксизм
допускает объективные законы истории
и, следовательно, объективную реальность,
которую пресса должна отражать. Это ограничивает
диапазон личной интерпретации и навязывает
набор устойчивых характеристик новостей,
отличающихся от тех, которых придерживается
либеральная пресса. Наконец, общая теория
советского государства требует, чтобы
медиа подчинялись высшему контролю со
стороны государственных органов и входили
в состав — в разной степени — других
инструментов политической жизни1.
5. Теория для медиа периода развития
Теория для медиа периода развития выступает за поддержку средствами массовой коммуникации действующего режима и его усилий по обеспечению экономического развития. Таким образом, медиа помогают обществу в целом. Согласно этой теории, пока страна не достигнет определенной степени политического и экономического развития, медиа должны поддерживать, а не критиковать правительство.
Иногда сферу применения этой теории сужают до «стран третьего мира»1. Ее создание стало возможным после того, как были выявлены общие черты масс-медиа в развивающихся странах, для которых не применимы положения других нормативных теорий. Одно из обстоятельств — это отсутствие некоторых условий, необходимых для развитых систем массовых коммуникаций, а именно: коммуникационной инфраструктуры, профессионального мастерства, производственных и культурных ресурсов, достаточной аудитории. Другой, связанный с предыдущим, фактор — это зависимость от развитых стран в техническом, профессиональном и культурном планах. В-третьих, своей главной задачей (в разной степени) многие общества ставят экономическое, политическое и социальное развитие страны, и ей должны подчиняться все другие институты. В-четвертых, развивающиеся страны все больше осознают свою идентичность и собственные интересы в международной политике.
Нормативные
элементы новой теории, формирующейся
под воздействием описанных выше обстоятельств,
особенно резко направлены против зависимости
и иностранного влияния, а также произвольного
авторитаризма. Поддерживается положительное
использование медиа в деле национального
развития, декларируются автономия и культурная
идентичность конкретного национального
общества. В определенной степени они
поддерживают демократическое участие
народных масс, т.е. коммуникационные модели
участия. Это отчасти является продолжением
принципов самостоятельности и противодействия
авторитаризму и признанием необходимости
достигать цели развития совместными
способами.
6. Теория демократического участия
Действие теории
демократического участия (или партиципаторной
теории) распространяется в основном
на развитые либеральные общества, но
она стыкуется и с некоторыми положениями
теории для медиа периода развития, в частности
с ее упором на «базис» общества, на значимость
горизонтальной, а не вертикальной (сверху
вниз) коммуникации. Главным в этой теории
является неприятие коммерциализации
и монополизации частных медиа и признание
необходимости централизации и бюрократизации
институтов общественного вещания, созданных
в соответствии с нормами социальной ответственности.
Главным в партиципаторной теории являются
потребности, интересы и надежды активных
получателей информации в политическом
обществе. Она касается права на получение
нужной информации, права на ответ, права
использовать средства коммуникации для
взаимодействия в небольшом сообществе,
объединении по интересам, субкультуре.
Эта теория отвергает необходимость однородных,
централизованных, дорогостоящих, сильно
профессионализированных, нейтрализованных
и контролируемых государством медиа.
Она выступает за многообразие, локальность,
деинституционализированность, взаимозаменяемость
ролей отправителя и получателя, горизонтальность
коммуникационных связей на всех уровнях
общества, взаимодействие, заинтересованность.
Информация о работе Нормативные теории функционирования масс-медиа