Масс-медия и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбора темы обусловлена, прежде всего, необходимостью научного осмысления деятельности средств массовой информации как одного из наиболее существенных факторов стабильности межнациональных и федеративных отношений России. Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства приобретает особое значение.

Основной задачей курсового проекта является детальное рассмотрение истории развития и деятельности СМИ, а также его влияние на население России в середине ХХ – начале ХХI, т.е в период нашего жизненного цикла.

Средства массовой информации являются по сути совершенной и мощной силой для воздействия на сознание людей, СМИ можно рассматривать как средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно резко это проявляется в отношении электронных СМИ. СМИ по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.

Работа содержит 1 файл

Медиапланирование_Масс-медиа и общество.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

 

     2. Роль СМИ в жизни современного российского общества

     2.1 Социальная роль СМИ в российском обществе

     Одна  из важных проблем современной России – это формирование механизмов социальной обратной связи, подчинение государства  контролю гражданского общества. Наряду с партиями и профсоюзами, трудовыми  коллективами, опосредующими демократическое государство и современное гражданское общество, выступают, и средства массовой информации. СМИ активно развивают и преподают политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов миллионов людей. Гуманизм, социальная справедливость, равенство прав человека, патриотизм, создание необходимых условий для последовательного осуществления положения, согласно которому свободное развитие каждого является условием свободного развития всех становятся основополагающими принципами этой деятельности.

     Роль  СМИ в общественных отношениях - это явление, в котором органически  сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические и иные ценности, создающие единую базу для  реального воплощения в жизнь  гражданских прав и обязанностей свободных индивидов, осознания ими их органического сочетания. От воздействия СМИ на российское общество во многом зависит нравственное отношение наших граждан к власти, правосознанию, социокультурным ориентирам, эстетическим взглядам.

     Проблема  аккумуляции социального опыта, как одна из важнейших культурообразующих факторов, сегодня целиком и полностью зависит от эффективности работы средств массовой информации. Это говорит о том, что с течением времени на определённой стадии развития общества роль СМИ в социально-политических процессах возрастает. В развитии и демократизации общества СМИ играют роль уникального камертона, способного отражать реальную составляющую событий. Но, к сожалению, современное развитие российского общества с точки зрения социологии наименее подвержено активному влиянию СМИ, в отличие от развитых демократических обществах западного покроя. Если говорить об усилении влияния СМИ на формирование и течение социально значимых процессов, то для этого не хватает следующих предпосылок:

  • Реальных представлений населения о роли СМИ, как независимого института, как инструмента общественного контроля и механизма осуществления свободы слова и волеизъявления народа.
  • Наличия политически неангажированной, экономически независимой, объективной «касты» журналистов с высокими моральными и профессиональными качествами, которые были бы также реально защищены законом и государством.
  • Наличия достаточной политической, экономической и социально-правовой базы для возникновения и эффективного развития независимых СМИ.

     Таким образом, существует целый ряд институциональных  проблем, которые мешают восприятию СМИ в качестве агентов социально-общественных процессов. Первостепенной задачей участия средств массовой информации в социальных процессах – это освещение СМИ наиболее актуальных и злободневных проблем. СМИ как социальный институт наравне с другими конструктами общества играют свою специфическую роль в деле оздоровления и развития российского общества. Но в определённых культурно-историческоих условиях СМИ могут в той или иной степени утратить свои ролевые функции, что может привести к возникновению дисфункционального или афункционального эффекта.

     В своей деятельности СМИ направлены на целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие и побуждающих аудиторию к определённого рода действиям и мотивам, т.о. каждое СМИ должно иметь миссию, цели и задачи, которые тем или иным образом должны быть обнародованы. И если то или иное СМИ не имеет явно выраженных целевых установок или скрывает свои истинные цели, то их существование вряд ли может быть направлено на создание блага для общества. Общественными потребностями и базовыми ценностями общества в первую очередь определяется наличие социально значимых СМИ. Номинально такие СМИ есть и у нас, в российском обществе, но в наших условиях часто СМИ является лишь политическим или, в лучшем случае, экономическим придатком своих учредителей, а не активными авторами на арене социальных действий и процессов, в деятельности СМИ присутствует конфликт локально-экономических или личных интересов4.

     2.2 Роль СМИ в культуре российского общества

     Один  из важных вопросов о роли СМИ в  возрождении национальной культуры России, в ее дальнейшем гуманистическом, нравственном наполнении становится сегодня первостепенным, его правильное решение может создать условия для достижения согласия в обществе, позволит сплачивать население и его различные слои на началах согласия и сотрудничества, реально решать многие злободневные политические, в том числе и геополитические, социальные и экономические проблемы. Обогащение культуры, усиление ее стабилизирующей роли становится ключевым звеном дальнейшего развития России, и роль СМИ в этой области оказывается важнейшей. Однако, к сожалению, легче указать недостатки в этой области, чем успехи.

     Говоря  о культуре многонационального российского  общества, возрождении обычаев и  традиций, нужно подчеркнуть, что  одной из главных движущих сил  являются средства массовой информации, которые не только описывают или  показывают те или иные национальные традиции, но и создают информационную службу инициатив, тем самым подталкивая жителей данного народа в других местах поступать также. Средства массовой информации организовывают общение, объединяют людей, помогают по крупицам восстанавливать народные праздники, традиции, обряды, стимулируют самодеятельное художественное творчество, а также вооружают методикой их проведения.

     В настоящее время остро встала проблема деятельности СМИ по формированию культурных ценностей в обществе. К сожалению, пока в России недостаточно специализирующихся на вопросах культуры СМИ. Культурная журналистика переживает кризис. Резко сократилось число профессиональных обозревателей культуры и музыки, падает качество работы печатных и электронных СМИ в этом секторе. Это привело к потере интереса широкой публики к вопросам культуры, замене культурных и музыкальных новостей светскими, и в конечном итоге – к трансформации политики СМИ в области культуры.

     В то же время, в силу негативных процессов, сопровождавших развитие России на протяжении ряда лет, культурная общественность не имела достаточной информационной поддержки. «Закрытость» многих культурных проектов, оторванность носителей культуры от общества привело к негативным последствиям. Прекратился процесс воспроизводства аудитории высокой культуры и авторского искусства.

     В данной ситуации невозможно не прийти к выводу о необходимости повышения  роли СМИ как фактора становления  культуры и образования в обществе. СМИ – это коммуникативный  мост, без которого решение проблем культуры никогда не превратится в национальный проект. Именно СМИ призваны формировать адекватное отношение общества, в первую очередь – молодежи, к различным аспектам культуры. Их роль особенно важна сейчас, когда коммуникативная функция журналистики существенно расширилась, в том числе за счет Интернета. Реализации мероприятий в сфере культуры приведет к существенному улучшению духовной атмосферы в российском обществе и решению наиболее острых проблем культурной журналистики, к созданию условий для полноценной профессиональной деятельности специалистов в области культуры.

     Таким образом, для журналистов, освещающих культурно-массовые события, можно  выделить следующие задачи:

  • Широкое и свободное от ангажированности освещение вопросов культуры, поиск новых имен и инициирование новых проектов в области культуры.
  • Организация эффективного сотрудничества печатных и электронных СМИ в области культуры с целью повышения тиражей и рейтингов, привлечения новой аудитории – в том числе молодежной.
  • Подготовка и повышение квалификации журналистских кадров – специалистов в области культуры, организация сотрудничества СМИ и профильных учебных заведений, практикумов для студентов, специализирующихся на культурной тематике.

     Очень часто люди отождествляют телевизионные и радио СМИ как шоу-бизнес, как область рекламы; но на самом деле они являются мощным источником формирования общественного сознания, нравственного, духовного воспитания общества. Нужно отметить, что если в советский период телевидение формировало утопическое общественное сознание – построение коммунизма и иные мессианские устремления, то в настоящее время оно, как и другие СМИ, развивает мифологическое сознание – миф катастрофизма, всеобщей продажности, всеобщего страха, безнадежности, политической апатии, отсутствия целей развития, провала всех реформ и т.п. Основной задачей средств массовой информации является становление рационального сознания: доведение до зрителя, слушателя, читателя достоверной информации, выводов глубокого социального анализа, показ высоких образцов гражданского поведения, прекращение антинаучной пропаганды, оглупляющей рекламы, показ социально полезного, в рамках закона, предпринимательства, раскрытие конституционного принципа "собственность обязывает" и т.п.

     Кризисное положение сложилось в области рекламы, в которой идет бесконечная речь об одних и тех же иностранных пищевых продуктов и защиты от кариеса - как будто зрители только и делают, что едят, жуют и, затем, чистят зубы.

     На  данный момент в кризисное состояние постепенно переходит и такая сфера влияния СМИ на культуру как использование только русского языка, что вызывает сильнейшую тревогу многих представителей национальной интеллигенции и народов различных национальностей. Сегодня также усиливается языковая экспансия англоицизмов в телепередачах, в прессе. Привычные и понятные русские слова заменяются вычурными и придуманными иностранными выражениями. Примеров тому множество: ток-шоу, брейн-ринг, эксклюзивное интервью, хит-парады, шоумены и т.п. Следует вспомнить, что в свое время во Франции, когда возникла аналогичная ситуация, был принят строгий закон о защите французского языка от иностранных выражений, была введена строгая юридическая ответственность за нарушение этого закона. Закон Франции от 31.12.75 г. об использовании французского языка запрещает употребление иностранных выражений и терминов в устной и письменной рекламе, а также в информационных материалах, появляющихся в печати, на радио и телевидении, если существуют эквивалентные выражения или термины во французском языке.

     Нередкими стали случаи использования в  СМИ и той лексики, которая  в старину называлась похабной, а  сейчас несколько стыдливо именуется  ненормативной. Дело доходило до появления  газет полностью или в отдельных  публикациях сплошь состоящих из этой грязной лексики. Зазвучал мат и с экранов телевизоров.

     Т.о., кризисное состояние характеризует языковую культуру многих СМИ и, учитывая сокрушительно негативное влияние такого бедствия на духовную жизнь, нравственные интересы детства и юношества, да и других слоев общества, надо незамедлительно поправлять дело в этой области5.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Поскольку СМИ играют в политической, общественной, социальной, культурной жизнях российского общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную и продуктивную (творящую) функции, то они в той же степени, что и творцы политики несут ответственность за происходящие в обществе процессы. А если это так, то они должны руководствоваться в первую очередь интересами общества и государства. 

     Проникновение СМИ в политическую жизнь общества чрезвычайно многоаспектно. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические, культурно-просветительские роли, те или иные из которых - в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций - приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.

     Деятельность  СМИ оказывает исключительно  большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический  и нравственный облик каждого  из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей. А в кризисные периоды исторического развития люди в состоянии социального беспокойства особенно подвержены внушению, легко откликаются на различные новые стимулы и идеи, а также более податливы к пропаганде6.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовая:

    1. Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». - Российская газета, 2009, 17 января.

     Методологическая:

  1. Батра Р., Майерс Д.Д., Аакер Д.А. Реклама и СМИ/ пер. с англ.», - М.; СПб.; К.: «Вильямс», 2009 г. -610с.
  2. Блажнов Е.А. Public Relations. Приглашение в мир общественных отношений. М.: Бином, 2011.-440с.
  3. Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых / информационных процессов. М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 2009.-450с.
  4. Гусева О.В СМИ и политика. М.: Универсум, 2010. – 165 с.
  5. Евстафьев В.А., Ткаченко А.П., «История общественных коммуникаций», - М.: «ИМА-пресс», 2008г.-640с.
  6. Зверинцев А.Б. Коммуникации и общество. М.: Глоссарий, 2008.-330с.
  7. Мартынов Д.В. Оськин В.А. Российский рынок прессы: взгляд изнутри
  8. Современная реклама. /перевод с англ., общая ред. проф. Феофанова, Издательский дом Довгань, 2010-460с.
  9. Челышева И.В., Федоров А.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития.: -Таганрог, 2009г.-135с. 

Информация о работе Масс-медия и общество