Краткая биография жизни и творчества М.О. Кнебель

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 04:05, контрольная работа

Описание работы

Несомненно, человек претендующий называть себя режиссером должен не только быть авторитетным руководителем и опытным мастером актёрского мастерства, но и тонким психологом, художником, скульптором, осветителем и декоратором, историком и модельером – вообщем творцом. Только если у художника рабочее поле – мольберт, то Сцена – это рабочее полотно режиссёра, здесь он как настоящий живописец создаёт объёмные причудливые картины.

Работа содержит 1 файл

режиссура.doc

— 443.50 Кб (Скачать)

Введение 

Несомненно, человек претендующий называть себя режиссером должен не только быть авторитетным руководителем и опытным мастером актёрского мастерства, но и тонким психологом, художником, скульптором, осветителем и декоратором, историком и модельером – вообщем творцом. Только если у художника рабочее поле – мольберт, то Сцена – это рабочее полотно режиссёра, здесь он как настоящий живописец создаёт объёмные причудливые картины. Всем знакомо понятие мизансцена – это художественная зарисовка действия, т.е. сценический «стопкадр». Чтобы она удалась, режиссёру необходимо знать и понимать законы композиции. Почерпнуть это ценное знание начинающий режиссер может из работ живописи и скульптуры. Этюды по мотивам известных полотен художников и творениям скульпторов – обязательный этап обучения во всех театральных вузах мира.

Замечательный советский режиссер, актриса и  педагог Мария Осиповна Кнебель (1898-1986г) посвятила большую главу своей педагогической деятельности  работе над этюдами, а именно созданию этюдов по произведениям искусства.

 

Краткая биография жизни и творчества М.О. Кнебель: 

Мария Осиповна родилась и выросла в семье известного российского книгоиздателя И.Н.Кнебеля. С ранней юности у неё было 2 любимых увлечения – метематика и театр. Но так как внешне она была ничем не примечательна, ведь внешность важна для карьеры актрисы, она и не думала связывать свою жизнь с театром. Однако неожиданно для себя и своих родных она попала на учебу в студию М.Чехова. Чехов в то время доносил до своих учеников идеи  Станиславского. М.Кнебель всем сердцем впитала замыслы и иновационные идеи К.Станиславского. И по-этому, в будущем, отвечая на вопрос об её учителях, всегда упоминала 2-е фамилии: Станиславский и Немирович-Данченко.

На сцене МХАТ, Кнебель давали играть исключительно характерные роли, несмотря на её ответственный подход к работе главных ролей ей не доставалось.

Её режиссёрская деятельность началась в 1935 году, первым  увидел в актрисе тонкий вкус и  аналитический ум режиссёр А.Д.Попов. Сразу после этого Она занялась постановками в театрате-студии Ермоловой и Центральном детском театре. В то время женщин режиссёров было очень мало, и Кнебель стоило немало трудов чтобы не только отстоять свою режиссерскую позицию, но и вывести её на соответствующий уровень. Театр Кнебель – это театр тонкой поэтичности и светлой веры в человека, его душу и сердце. Взращенная в в 20-е годы, в период соперничества множества театральных школ, она впитала из них в себя всё самое лучшее. По форме ее театр изящен, по содержанию – проникновенен и умудрен. 

 Важнейшими для творчества Кнебель стали годы ее преподавания в последней студии Станиславского, оперной (1936–1938). Станиславский поручил ей преподавать художественное слово. Это было для нее учение и обучение одновременно. Именно в то время система Станиславского обогатилась открытиями, складывался его «метод физических действий». Он делал ставку на молодых актеров и педагогов, среди которых Кнебель стала одной из первых. Она овладевала методом действенного анализа пьесы и роли, впоследствии широко используя его в своей режиссерской практике. «Они воспитали меня как педагога», вспоминала Кнебель о годах, проведенных в студии Станиславского.  
 
Станиславский в своих последних исканиях утверждал новый подход актера к роли. Рождался этюдный метод работы. Все эти открытия предстояло развить и систематизировать начинающему режиссеру-педагогу М.И.Кнебель. Именно в этот период она начала разрабатывать свой собственный метод преподавания. Затем в будущем, преподавая в ГИТИСе, она поможет раскрыться таким режиссёрам, как О.Ефремову и А.Эфросу.

 
М.О.Кнебель является автором многих учебных пособий и статей.
 
 
 

М.О.Кнебель  «Произведения живописи и скульптуры как  основа для режиссёрских этюдов» 

Она пишет: «Целый этап нашей работы над зрительным вниманием - это изучение картины. На этот этап я не жалею ни сил, ни времени, свято веря в то, что изучение живописи - непременное условие нашей профессии». Мария Осиповна будучи большим знатоком и любителем живописи, основной задачей ставила не только научить своих воспитанников точно видеть и анализировать творения искусства, но и привить им безграничную любовь к живописи.

Обучение  она начинала постепенно с малого и без сильного принуждения, по нескольку  месяцев она позволяла ученикам вникать в детали и технику различных картин. Не пропуская ни одной мелочи, она способствовала вживлению картины в сознание ученика. Взявшись за картину, Кнебель советовала для раскрытия всей глубины авторского смысла не просто изучить одну картину, а проникнуться сразу всей атмосферой творчества художника.

Чтобы направить  мысли учащихся в нужное русло  она зачитывала им самые выразительные описания изучаемых картин знатоками искусства.

В число излюбленных  произведений Марии Осиповны входили  работы кисти Рембранта, Репина, Ван-Гога , Матисса, Серова. После прослушивания описаний мастеров, она рекомендовала сделать небольшое описание несложной картины самостоятельно. 

 Прежде  чем браться за постановку сюжетной картины, педагог рекомендует потренироваться  на портретах. Режиссерское внимание должно разгадать каждую мельчайшую подробность: взгляд, изгиб, морщинку, каждый блик и каждый мазок кисти. Лучше всего это делать не по печатной репродукции, а в галерее, т.е. изучая оригинал картины. Она требовала не только отметить все черты, но и уметь их отобразить. Будущие режиссеры должны понять, что глаза и руки - самые выразительные части нашего тела; недаром глаза называют зеркалом души, а рукам дана способность выражать тончайшие движения души. Тем, кто действительно хочет овладеть профессией стоит постоянно наблюдать: наблюдать лица и состояния обычных людей на улице. Режиссёрский взгляд – это цепкий и метрий мгновенный образ, с опытом он автоматически всегда не просто наблюдает, а старается проникнуть в суть каждого объекта.

 Заключительными этапами работы над портретом для учеников были пластическая зарисовка и наконец, исходя из этого состояния, сочинение внутреннего монолога. С доброй иронией Кнебель пишет об успехах своих учеников: «Как только «влезешь в шкуру» портрета, повторишь зафиксированные художником движения, жесты, посадку тела, определишь, куда направлен взгляд модели, - все раскрывается как бы заново…Большинство студентов просит вернуть написанные ими внутренние монологи. Теперь они кажутся им излишне литературными, сочиненными «от головы». Есть студенты, которые без моей подсказки подбирают себе для показа костюм, выискивают широкополые шляпы, перчатки, веера, закутываются в плащи».

Лишь только проделав всю вышеуказанную работу, ученик может приступить к созданию этюда по картине, если он сумел проникнуть во все тонкости авторского видения, то фантазия сама дорисовывает подробности и ситуацию в которой и сложилась эта картина.

 Не  менее важным этапом в обучении будущих  мастеров сцены М.О.Кнебель считает  и изучение скультуры, особенно многофигурной. При постановке которой, каждый ученик не только отвечает за себя,но и работает над общей атмосферой сцены. Проще говоря этюд по скульптуре – это сложный коллективный труд и здесь важно не только точно найти свой образ и движение, но и не выделяться из общего контекста. «В процессе создания групповой скульптуры важно не впасть в ложную пластическую красивость. Пристраиваясь, надо во что бы то ни стало угадать не только смысл позы, которую принял твой партнер, но и внутренний импульс рядом стоящего. Так что и тут, как я уже сказала, возникает сложное и тонкое общение». При лепке скульптуры нужен уже опытный намётанный глаз и способность тонко чувствовать партнёра. «Режиссерам, у которых нет пространственного воображения и ощущения «лепки» фигур, нечего делать в театре» - пишет Мария Осиповна.

 

Кроме изображения самих объектов действия каждому творцу необходимо ещё и мастерски зарисовывать на сцене интерьер. Он играет не менее важную роль, ведь порой одна незначительная деталь и становится символом- разгадкой происходящего вокруг действа. Увлекаясь антуражем и деталями не следует забывать о сверхзадаче этюда. Порой слишком акцентированная мизансцена отвлекает внимание и актёра и зрителя от самого смысла произведения.

«Композиции, мизансценам мы учимся у живописи», - говорил русский режиссёр А. Д. Попов. И это подтверждает методика работы над этюдами М.О.Кнебель. Естественно, такая методика – не единственно верный подход к работе над этюдами и раскрытии в учащихся режиссёрских качеств. Но пристрастием к живописи и скульптуре была проникнута работа многих режиссёров. Об острой необходимости их изучения говорил и В.И.Немирович-Данченко и сам К.С. Станиславский.

Мои картины

По-скольку опыта в подобной работе у меня никогда не было, я не рискнула обращаться к творениям авангардных художников. Питая громадную любовь к русскому народу, фольклору и нашей национальной культуре я выбрала полотна малоизвестных русских живописцев конца 19 века – начала 20 века, на которых изображены бытовые сцены.

 

 

 
М. Игнатьев «А жизнь  так хороша».

   
 
 
Н.Неврев «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие».

 
 
 
М.Иванов «Ответа  жду»

 Жизнь и творчество Михаила Филипповича Иванова во многом типична для тех русских художников, которые получили образование и стали мастерами задолго до октябрьских событий 1917 года и успешно работали в первые десятилетия советской власти. Оговоримся, что уровень их мастерства не позволяет характеризовать их как выдающиеся, знаменитые и иными подобными эпитетами. М.Ф. Иванов был учеником И.Е. Репина в Академии художеств (1891—1896), где получил за свои успехи малую (1892) и большую (1894) серебряные медали. Лишь в 1900 году за картину "Ответа жду" получил звание художника. В период до революции темой его картин неизменно остаются простые бытовые народные сценки, они представлены в картинах «Сирота», «На поле», «Родная картина» и др. Как и многие художники того времени Михаил Филиппович был вынужден принять революцию и соответственно изменилась и тема творчества художника теперь герои его полотен революционеры и коммунистические вожди ("Дни революции", "Свидание», "Доменная печь", "Лагерь пионеров», "Похороны В.И. Ленина" и "Храм дружбы").  
 
Картина «Ответа жду» заняла место в моём сердце ещё задолго до того как я узнала её автора и решила начать её анализ. Невозможно передач то чувства нежности, которое испытываешь, глядя на неё. Нет в ней особенной загадки, сложности, буйства красок или динамичности, но есть неповторимое кроткое очарование русской души.

Фон картины статичен и не бросок – позади героев видны крыши ветхие деревенских домов и покосившийся заборчик, судя по расстоянию на котором он находятся от фигур дело происходит у околицы (конец деревни). На дворе конец весны или начало лета – самый цвет природы, луг позади пары усыпан мелкими цветами. Время суток полдень или послеобеденное.

Теперь  рассмотрим основных героев – парня  и девушку на переднем плане.  Первым делом в глаза бросается  в глаза подростковая худоба и большие загрубевшие взрослые ладони собеседников – это настоящие труженики-простолюдимы, у них темные плоские и немного уставшие загорелые лица. Головка девушки покрыта нарядным ситцевым платком, завязанным под подбородок, а волосы юноши добела выгорели под палящим солнцем. Видимо сегодня праздник или воскресный день, так как и парень и девушка одеты в праздничные наряды. Чуть позади на забор облокотился юноша. На нём молодцеватая модная фуражка, ярко-красная нарядная рубаха и белоснежный кафтан (кафтан на Руси считался верхней одеждой и поэтому одевался не всегда а «на выход» или в холодное время года). Лицо парня напряжённое, одна из рук находится совсем рядом с девушкой и по её опущенному безвольному положению видно, что он очень хочет, но не может до неё дотронуться. Корпус его слегка перегнулся через плетень. Сам он стоит за забором, но всё его существо находится здесь на переднем плане, он внимательно и трепетно вглядывается в женский профиль, чтобы не пропустить ни одного звука заветного голоса. Он ждёт ответа.

Хрупкая, видимо ещё совсем юная девушка в громоздких квадратных лаптях и сарафанчике, из которого она немного выросла, замерла к нему спиной, потупив взор. В руках она нервно перебирала тоненькую тростинку, а сейчас поднесла её к лицу и стеснительно закусила.

Видно, что молодые люди дичатся друг друга. Парень стоит в очень неудобной позе – одна ступня его завёрнута вбок и нижняя часть корпуса вся немного повёрнула вправо. Кажется, что минутой ранее они стояли друг к другу в пол оборота и лишь изредка бросали беглые взгляды, а теперь в порыве смущения девушка отвернулась и он в волнительном ожидании повернулся к ней чтобы не бай бог не пропустить кроткого тихого ответа. В этих угловатых подростковых фигурках заключена вся сила очарования молодой первой влюблённости.         

 В.Максимов «Всё в прошлом».

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Краткая биография жизни и творчества М.О. Кнебель