Тема лекции:
История развития рекламы
в XVIII - XIX вв.
Уже во времена Киевской Руси в X-XI вв. купцы прибегали к услугам профессиональных глашатаев-зазывал. Они остаются главными действующими лицами российской рекламы вплоть до XIX в.
В. Гиляровский так описывал подобную практику: « Около входа всегда галдеж от десятка « зазывал», обязанностью которых было хватать за полы проходящих по тротуарам и тащить их непременно в магазин, не обращая внимания, нужно или не нужно им готовое платье ».
Значительную роль в
распространении разнообразной
информации среди простых людей
в XVIII -
XIX вв.
играли народные картинки — лубки. Лубки представляли собой рисунки,
нанесенные на бумагу (картон) посредством
ксилографии и впоследствии раскрашенные,
иногда вручную.
- Печатные плакаты появились в России в начале XVIII в.
- Эволюция печатной рекламы в России во второй половине XVIII — первой половине XIX в. мало отличалась от западноевропейской.
- К концу XIX в. вручение покупателям бесплатных календарей, листовок, прейскурантов становится распространенным явлением.
Первое объявление коммерческого
характера было приложено к 12
номеру «Ведомостей» от 31 мая 1770
г. Текст его начинался так: «РЕЕСТР. Книгам гражданским,
которые по указу Царского Величества
напечатаны новоизобретенною Амстердамскою
азбукою, по первое число июня 1710 г.». Далее следовал перечень из
15 книг, включая такие, как «Комплименты, или образцы, как
писать письма к разным особам», «Архитектура
военная, или штурмовые науки образцы»,
«История о взятии града Трои» и т. д.
Исключительное право печатать частные объявления в губерниях Российской империи в 1830 г. предоставляется Губернским ведомостям. Вот что написано в Положении об издании Губернских ведомостей, об организации отделов объявлений этих газет: «Печатаются частные известия,... подобные нижеследующим:
1) О продаже или покупке недвижимого или движимого имущества.
2) Об отдаче в наем долгов, людей и пр.
3) О предложении услуг.
4) О побеге людей.
5) О потерянных и украденных вещах.
6) Об уничтожении доверенностей и актов.
7) Предостерегательные известия.
8) Вызовы частными людьми кредиторов и должников.
9) Вообще известия и объявления, не клонящие ни к какому вреду и обо всех предметах, о коих дозволяется печатать в ведомостях обеих столиц».
- Монополия Губернских ведомостей продлилась до начала 60-х гг. XIX в., когда остальные газеты и журналы получают право печатать частные объявления.
В это время появляется
достаточно обширная специализированная
пресса, содержащая рекламные материалы,
например рекламные журналы: «Торговля», «Торговля
и жизнь», «Деловой будильник», «Искусство
рекламирования» (Санкт-Петербург); «Комиссионер»
(Москва), «Рекламист» (Одесса) и др. Наряду с газетами и журналами
в качестве рекламоносителей использовали
книги и различные телефонные справочники
типа «Весь Петербург», «Весь Киев», «Весь
Харьков» и др.
Известный русский художник
К. С. Петров-Водкин отмечал: «Вывесочное
дело в том виде, в каком оно создавалось
у нас — явление чисто русское. Обилие
разноязычных народностей и подавляющая
неграмотность требовали предметной рекламы,
разъясняющей направление для спроса
... Такого сорта реклама давным-давно имела
место в Западной Европе, но от нее там
перешли прямо к рекламе словесной, у нас
же и до последнего времени вывески несли
задачу изобразительную...»
Рекламная страница из
журнала «Нива» за 1898 г.
Примеры городских вывесок
(конец XIX в.)
- Первоначально ярмарки как традиционные торжища проводились у монастырей по храмовым праздникам. Наиболее ранняя ярмарка, информация о которой точно датирована — Арская ярмарка, проводившаяся в окрестностях Казани с середины XIII в. Необходимость защиты купцов от грабежей кочевников способствовала постепенному перемещению ее в район Макарьево.
- В 1816 г. после большого пожара в Макарьево центр ярмарочной торговли страны перемещается в Нижний Новгород.
В пятерку крупнейших
ярмарок российского государства
на рубеже XIX-XX вв. входили:
- Нижегородская (оборот — 167 млн руб.),
- Ирбитская (25 млн руб.),
- Минская (20 млн руб.),
- Меновническая ярмарка в Оренбурге (14 млн руб.)
- Крещенская в Харькове (12 млн руб.).
- В 1878 г. в России организовывается первое рекламное агентство Людвига Метцля. Именно основателю этой конторы принадлежит знаменитая фраза: «Объявление есть двигатель торговли».
- Послание еще одного рекламиста — А. И. Михайловской, знающей о «главной силе рекламы» (чем не могут похвастаться многие современные специалисты), помещено на рис.
В 1896 г. в России был
принят закон об охране товарных
знаков Закон не содержал определения
товарного знака, но включал длинный
перечень того, что могло быть
товарным знаком. Так, в документе
указывалось, что товарным знаком
может быть все, что подходит
для индивидуализации происхождения
товара. Для знака требовалась
не новизна или оригинальность,
а необходимость, чтобы он «...что-нибудь
говорил представлению и памяти».
Несмотря на явное несовершенство
закона, несомненна его положительная
роль в деле охраны промышленной
собственности. Он стимулировал
формирование фирменного стиля
товаропроизводителей страны.