Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:15, курсовая работа
Предметом изучения являются средства ведения информационных войн.
Целью данной работы является рассмотреть теоретические аспекты информационной войны и проанализировать реальную информационную войну.
Для достижения поставленной в работе цели определяются следующие задачи:
1. Определить сущность понятия "информационная война".
2. Выявить способы применение НКТ как средства ведения информационной войны.
3. Изучить "линии фронта" информационной войны.
Можно отметить появление большого количества англоязычных сообщений в "западной" сфере интернета, имеющих цель донести до аудитории точку зрения, альтернативную доминирующей (хотя и не всем российским пользователям удавалось писать достаточно взвешенно и на хорошем английском).
Применялись и
другие, незаконные, но ставшие традиционными
инструменты ведения
Трудно определить, какая сторона начала первой кибер-войну. Онлайн-ресурс южных регионов России Yuga.Ru сообщали, что 8 августа массированной DDoS-атаке подверглись южноосетинские сайты, размещавшие сведения о ходе боев. В частности, некоторое время был недоступен сайт информационного агентства "ОСинформ", а также сайт "Осетинского радио и телевидения". Кроме того, еще в ночь на 8 августа была нарушена работа официального сайта Государственного комитета по информации и печати Республики Южная Осетия.
Затем хакеры, симпатизирующие
осетинской стороне, нанесли Грузии
ответный удар. В частности, атаке
подверглись интернет-ресурсы
Министерство иностранных дел Грузии для информирования о своей позиции вынуждено было завести интернет-дневник на популярном блог-сервисе Blogspot.Com, также мотивируя свои действия атаками российских хакеров. Свою площадку грузинским властям предоставил президент Польши Лех Качиньский. Большинство грузинских сайтов долгое время не могли восстановить работу своих сайтов.
Атаки заставили хозяев ряда грузинских сайтов перенести хостинг в США, на площадку американской компании TULIP Systems. По словам специалистов этой компании, они, начиная с субботы, с большим трудом отбивают массированные DDoS-атаки. "Сейчас ситуацию можно описать как игру в шахматы. Мы принимаем удар, сайт виснет, два часа мы восстанавливаем систему, минут 30-45 сайт работает, потом хакеры снова находят способы сломать его", - цитируют РИА "Новости" и.о. руководителя компании Тома Берлинга. По его словам, эти атаки носят массированный характер и происходят одновременно примерно с 500 адресов, все из которых находятся в России, главным образом в Москве и Петербурге.
Неизвестно, являлись ли эти действия стихийными или организованными. Кстати, попытки организовать информационную войну предпринимались. В частности, как стало известно RB.ru от одного из источников, в Госдуме прошел круглый стол прокремлевских молодёжных движений, где обсуждался вопрос о том, как реагировать на войну в Южной Осетии.
В частности, лидер "России молодой" Максим Мищенко на этом мероприятии заявил, что поскольку информцаионную войну Россия явно проигрывает, нужно организовать своего рода "сопротивление", для чего организовать людей, которые говорят на английском, для того, чтобы писать тексты и вставлять видео на ресурсы типа YouTube, размещать их на сайтах западных агентств, газет и других медиа-ресурсов. В частности, он заметил, что Запад активно реагирует на фото разрушений из Гори, в то время как столь же сильно воздействующих на эмоции аудитории фото из Южной Осетии на западных ресурсах нет.
Между тем, подверглись массированной хакерской атаке и новостные агентства, которые освещают события с российской стороны. В частности, РИА "Новости" стали жертвами атаки хакеров, которая затруднила работу практически всех служб агентства, и осложнило доступ на сайт http://www.rian.ru/. "Достаточно жестко атакуется сам сайт и DNS-сервера", - сообщал руководитель IT-дирекции РИА Новости Максим Кузнецов. "Нельзя сказать, что наш сайт "лежал" полностью, мы все таки умеем диверсифицировать доступ, - рассказывал RB.ru главный редактор сайта РИА "Новости" Наталья Лосева. - Самая критическая ситуация продолжалась около 14 часов. О том, откуда поступали атаки, в РИА "Новости" не знали. Также наблюдались проблемы с загрузкой сайтов ИТАР-ТАСС, ИА REGNUM, Lenta.ru, газет "Известия" и "Твой день", а также сайт радиостанции "Эхо Москвы".
Что касается
заявлений официальных лиц, то
здесь российская сторона была
единодушной. К примеру,
Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин заявил 11 августа, что западные СМИ и политики цинично пытаются представить агрессора в качестве жертвы: «Удивляет, конечно, не сам цинизм политики — политика, как часто говорят, сама цинична — удивляет масштаб цинизма, умение выдавать белое за чёрное, чёрное за белое, умение ловко выставлять агрессоров в качестве жертвы агрессии и возлагать ответственность за последствия на самих жертв… Нынешних грузинских политиков, которые в одночасье стёрли с лица земли десять осетинских деревень и танками давили детей и стариков, заживо сжигавших людей в домах, — вот этих деятелей надо взять на защиту».
Представитель Российской Федерации при НАТО Дмитрий Рогозин обвинил Михаила Саакашвили, который заявлял, что "Грузия находится в состоянии войны с Россией", в попытке "интернационализировать" конфликт в Южной Осетии. По словам Рогозина, грузинский лидер "даже не может себе представить, что это такое - быть в состоянии войны с Россией".
Таким образом, можно сделать выводы о соответствии информационной политики государства общественным настроениям россиян. Грузино-южноосетинский конфликт 2008 года всколыхнул общественность России. Российская сторона сразу стала позиционировать себя как носителя гуманитарных идей, спасителя осетинского народа и гаранта мира на Кавказе. Неуступчивость и четкая позиция России в этом конфликте тоже сыграли свою роль - на этот раз Россия дала понять западу, что не собирается опять уступать.
Однако реальную информационную войну Россия проиграла, несмотря на военные и дипломатические победы. Россия не готовилась к информационной войне. Если общественное мнение внутри России сформировалось естественным образом и в правильном ключе (по данным исследования, проведённым ВЦИОМ, 76% россиян хорошо осведомлены о трагических событиях в Южной Осетии; две трети уверены, что России следовало немедленно вступить в конфликт и более половины уверены, что именно правительство Грузии виновато в его развязывании), то информационную войну за пределами России мы проиграли. Единственным реальным противодействием были постоянные кибер-атаки на web сайты Грузии, США и Евросоюза.
Связи с общественностью играют важную роль в жизни общества. Изначально созданные для информирования общественности о ключевых событиях в жизни страны и властных структур, они постепенно стали выполнять еще одну не менее важную функцию - воздействие на сознание своей аудитории с целью формирования определенного отношения к сообщаемым фактам, явлениям действительности. Это воздействие осуществлялось при помощи методов пропаганды и агитации, разрабатываемых на протяжении не одной тысячи лет.
В скором
времени связи с общественностью заняли
важное место в жизни государств, а с развитием
техники и технологии стали активно использоваться
и на международном уровне с целью приобретения
каких-либо преимуществ контролируемым
им государством. В наши дни особое внимание
следует уделить роли связей с общественностью
в международных конфликтах, в том числе
и геополитического характера, поскольку
в последние годы наряду с классическими
видами оружия все чаще применяется информационно-
Таким образом, в ходе проделанной работы мы получили ответы на все поставленные задачи.
1. Наступление информационной эры привело к тому, что информационное воздействие, существовавшее испокон веков во взаимоотношениях между людьми, в наши дни все более очевидно приобретает характер военных действий.
2. В настоящее время накоплен значительный опыт научных исследований в области информационного противоборства и информационно-психологических войн. Какой бы смысл в понятие "информационная война" ни вкладывался, оно родилось в среде военных и обозначает, прежде всего, жесткую, решительную и опасную деятельность, сопоставимую с реальными боевыми действиями. Военные эксперты, сформулировавшие доктрину ИВ, отчетливо представляют себе отдельные ее грани и виды. Гражданское же население пока не готово в силу причин социального и психологического характера в полной мере ощутить всю опасность неконтролируемого применения НКТ в информационной войне.
3. Информация действительно стала реальным оружием. Пример с февральской атакой китайцев, затронувшей корневые серверы Интернет, стала чем-то большим, чем забавы нескольких хакеров. Этот инцидент мог стать "первым залпом" в глобальной информационной войне.
Информационная война идет уже в третьем поколении. Сергей Гриняев, доктор технических наук даёт следующую классификацию:
1-е поколение информационной войны - это РЭБ (радиоэлектронная борьба). Проводная, частотная, сотовая связь, подслушки, глушилки, блокировки, помехи и т.д.;
2-е поколение информационной войны - это РЭБ плюс партизанская и контрпартизанская пропаганда. Так было в Чечне в 90-х. У сепаратистов-боевиков были свои пропагандистские сайты в Интернете, они распространяли газеты и боевые листки, организовывали интервью для сочувствующих им западных журналистов. Контрпропаганда велась доступными федеральному центру средствами как на территории конфликта и смежных территориях, так и на более широкую общественность.
3-е поколение информационной войны - это глобальная информационная война, специалисты называют её так же "войной на эффектах".
Информационная войны вокруг событий в Южной Осетии - именно война третьего поколения.
Формирование вокруг России "санитарного пояса" из стран-соседей происходит политическими средствами - проведением цветных революций, формированием органов власти и парламентского большинства из проамериканских сил, и экономическими средствами - скупкой национальных бирж, наращиванием американского капитала в ключевых государственных отраслях и компаниях. Но в эпоху информационного общества ключевое значение приобрели СМИ, Интернет-каналы и контроль над информпотоками. Из представленного материала очевидно, что Россия в этом отношении значительно отстает от США. Для формирования нового многополярного мирового порядка России необходимо предпринимать решительные действия для прорыва в информационной сфере.
1. Анцупов А.Я.,Шипилов А.И. Конфликтология. М.:ЮНИТИ, 2000.
2. Афанасьев В. Социальная информация и управление обществом. - М.: Знание, 2005, - 119 с.
3. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.: Наука, 2007, - 256 с.
4. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. М.: Ягуар, 2006, - 256 с.
5. Глухова А.В. Политические конфликты. М., 2000.
6. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2000.
7. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль
коммуникативных процессов. М.: Наука, 2006, - 154 с.
8. Крутских А., Федоров А. О международной информационной безопасности. М.: Слово, 2008, - 234 с.
9. Малькова Т.В. Массы. Элита. Лидер. М.: Яуар, 2006, - 232 с.
10.Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования / Под общей редакцией Б.А. Грушина, Л.А. Оконникова. - М.: 2006, - 347 с.
11. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: ИЦ Гарант, 2008, - 453 с.
12. Расторгуев С.П. Информационная война. М.: Наука, 2008, - 235 с.
13. Рютингер Р. Культура предпринимательства. - М.: Лидер, 2006, 672 с.
14. Тоффлер Э. Третья волна. М.: Палея, 2007, - 458 с.
15. Танскотт Д. Электронно-цифровое общество. Плюсы и минусы сетевого интеллекта. М.: Прогресс, 2006, - 673 с.
16. Техника дезинформации и обмана. - М.: Слово, 2008, - 139 с.
17. Фирсов Б. Телевидение глазами социолога. - М. Слово, 2008, - 418 с.
18. Хаббард Л.Р. Проблемы работы. - СПб.: Знание, 2008, - 342 с.
19. Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Слово, 2006, - 457 с.
20. http://www.utro.ru/articles/