Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:21, лекция
Введённое в 1990 году в научный оборот понятие «имиджелогия» быстро получило признание. Чем можно объяснить безусловную востребованность имиджелогии в нашей стране? На мой взгляд, тем, что имиджелогия:
важная составляющая воспитанности современной личности;
необходимый компонент профессиональной компетентности специалистов самого разного профиля;
теоретико-методологическое основание к тому, чтобы развести такие виды профессиональной деятельности, как специалист по пиару, стилист, имиджмейкер.
Введённое
в 1990 году в научный оборот понятие
«имиджелогия» быстро получило признание.
Чем можно объяснить
Приоритетное предназначение имиджелогии как науки о технологии личного обаяния – оснастить людей различного возраста имидж-знаниями и оказать помощь в овладении и умелом использовании их при выстраивании межличностных и деловых отношений.
Умение самопрезентировать, т.е. подавать себя искусно, играет существенную роль в повседневном общении, в профессиональной деятельности, в интимной обстановке. Поэтому не следует упускать любую возможность производить на людей благоприятное впечатление.
Жизненные
успехи человека накрепко связаны с
эффектом его личного обаяния, благодаря
которому он обретает поддержку и
признание людей. Они впускают его
в свой душевный мир, так как он
обладает чудесным даром ладить с
ними. За последние годы имиджелогия стала
новой быстро развивающейся отраслью
научного знания. Формирование знаний
и умений имиджирования становится насущной
задачей в современной культурной ситуации,
обусловленной ростом роли медийных средств
и значения создаваемых и транслируемых
ими образов.
Источники
и составляющие имиджелогии
как науки
Имидж как одна из форм отражения в сознании человека предметного мира и социальной действительности, существовал на всех стадиях развития общества. Однако наука об имидже появилась только на определенном этапе развития общества, когда определяющими факторами его прогресса становятся информационные и телекоммуникационные технологии. Они создали материальные условия эффективного управления индивидуальным, коллективным и массовым сознанием.
Первоначально имиджелогия формировалась на базе потребности человека в самовыражении, в овладении умением "светиться" людям. "Я-концепция" - это стремление познать себя, научиться помогать себе. Познание себя - это первый этап становления имиджа, это своеобразная "вещь в себе". Следующий шаг - восприятие вас другими. Естественно, что исследования в этом направлении проводились в рамках общей и социальной психологии - социально-перцептивного подхода, психологии социального познания, психологии общения. Используя результаты этих исследований, формировались направления изучения имиджа лидеров профессиональной и общественной деятельности: государственных служащих, военных, ученых, педагогов высшей школы.
Имидж становится составной частью избирательных кампаний, т.к. избиратели голосуют зачастую за "раскрученную" личность. Наряду с имиджем лидеров стали активно формироваться имиджи политических партий и движений, последние направления имиджа формируются также в рамках политологии, социологии, информатики.
Для имиджа организации часто важно не столько содержание будущих бизнес-проектов, сколько представление, которое создается о них специальными средствами в общественном мнении. Здесь в формировании имиджа задействованы многие отрасли знания, как экономика, паблик рилейшнз, маркетинг, в создании такого сложного многофакторного явления, как имидж страны участвуют политические науки - политология, государствоведение, история политических учений, формированию имиджа региона содействуют науки регионального цикла - регионалистики, региональная экономика, региональная социология.
Имидж товара, услуги - это тот образ, который создают им как индивидуальные объективные свойства, так и системные качества, которые проявляются в совокупности товаров, услуг данного вида. Здесь используются выводы науки об управлении качеством, квалиметрии, товароведения.
Таким
образом, к началу 90-х годов прошлого
века сформировалась система знаний в
области имиджа, появились серьезные разработки
по практическому имиджированию, по использованию
имиджтехнологий для формирования индивидуального,
коллективного и массового сознания.
Cформировавшиеся
или находящиеся в стадии формирования
конкретные науки в области имиджелогии:
По-видимому этот перечень не охватывает все конкретные науки и по мере развития системы наук об имидже может быть продолжен.
Имиджелогия
как наука не может входить
в состав конкретных наук об имидже,
т.к. должна охватывать объект исследования
в целом. Опираясь на методологические
основы и используя выводы конкретных
наук об имидже, имиджелогия должна
определить роль, место и функции имиджа
в общественном бытие и практике, дать
общие рекомендации по формированию, функционированию
имиджей разного типа, выявить общие закономерности
этих процессов при переходе от индивидуального
к групповому и массовому сознанию и обратно,
раскрывать механизм управления имиджем.
Таким
образом, вся система знаний об имидже
может быть подразделена на три части:
В западных странах индустрия по созданию имиджа существует с начала 20 века, хотя представления имелись намного раньше (имидж воинов Чингисхана). Один из первых имиджмейкеров – Геббельс, создававший имидж Гитлеру. Он разработал универсальные приемы имиджелогии, которые используются и сейчас. Для каждой аудитории создавался определенный нужный образ (художник, рабочий, заботлив к детям).
Имиджелогия как индустрия достаточно распространена, но не научна. Проблема теории имиджелогии. Тем не менее, есть много пособий по созданию имиджа, но они недостаточно научны. Необходимо изучение с точки зрения социальной психологии, семиотики, лингвистики и риторики, т.е. пересечение множества наук. Проблемы самопрезентации, создания и произнесения текстов и т.д.
Имидж – это образ, важна психология образа. Сейчас психология рассматривает S-S схему общения (а не S-O). Это важно для имиджелогии. Важно рассмотрение именно равноправного взаимодействия.
Имиджелогия – комплексная практическая дисциплина, использующая отдельные результаты ряда наук, в том числе социальной психологии, культурологи, семиотики и др., целью которой является создание методологического и методического оснащения для профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа.
Информация о работе Имиджелогия как современная коммуникативная дисциплина