Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:48, курсовая работа
Цель исследования - анализ особенностей правового положения иностранных граждан и апатридов, и для ее реализации необходимо решить ряд задач:
- изучение понятия иностранный гражданин и лицо без гражданства;
- изучение его содержания;
- изучение особенностей конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданств;
- анализ законодательства.
Введение
1 Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
1.1 Понятие иностранный гражданин и лицо без гражданства
1.2 Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданств
2 Законодательные основы правового положения и ответственности иностранных граждан и лиц без гражданств
2.1 Законодательные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданств
2.2 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданств
Заключение
Список использованных источников и литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
1.1 Понятие иностранный
гражданин и лицо без
1.2 Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданств
2 Законодательные основы правового положения и ответственности иностранных граждан и лиц без гражданств
2.1 Законодательные
основы правового положения
2.2 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданств
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Всеобщая декларация прав человека
провозглашает, что все люди рождаются
свободными и равными в своем достоинстве
и правах. Каждый человек должен обладать
всеми правами и свободами, провозглашенными
в этой Декларации, без какого бы то ни
было различия, как-то: в отношении расы,
цвета кожи, пола, языка, религии, политических
или иных убеждений, национального или
социального происхождения, имущественного,
сословного или иного положения. В Декларации
также провозглашается, что каждый человек,
где бы он ни находился, имеет право на
признание его правосубъектности. Все
люди равны перед законом и имеют право
без всякого различия на равную защиту
закона. Каждый человек имеет право на
равную защиту от какой бы то ни было дискриминации,
ущемляющей права и свободы человека,
изложенные в Декларации. По мере развития
глобального общества, совершенствования
средств сообщения и развития мирных и
дружественных отношений между странами
все большее число лиц проживают в странах,
гражданами которых они не являются.
Актуальность работы выражена в необходимости
защита прав человека и основных свобод,
предусмотренных в международных документах,
в обеспечении их в отношении лиц, не являющихся
гражданами страны, в которой они проживают,
составляют важнейшую проблему государств
всего мира.
Важно отметить, что под объектом работы
выступают общественные отношения связанные
правовым положением иностранных граждан
и апатридов, а под предметом будем рассматривать
нормы действующего законодательства
о заявленной тематике.
Цель исследования - анализ особенностей
правового положения иностранных граждан
и апатридов, и для ее реализации необходимо
решить ряд задач:
- изучение понятия иностранный гражданин
и лицо без гражданства;
- изучение его содержания;
- изучение особенностей конституционно-правового
статуса иностранных граждан и лиц без
гражданств;
- анализ законодательства.
Теоретическая значимость курсовой
работы заключается в том, что мы попытаемся
рассмотреть особенности конституционного
статуса иностранных граждан, лиц без
гражданства в Российской Федерации, правовое
регулирование деятельности и ответственности
иностранных граждан и лиц без гражданства
в Российской Федерации на основании изучения
Конституции Российской Федерации, Федеральных
законов, Комментариев к Федеральным Законам,
учебников по конституционному праву,
журнальных статей.
При рассмотрении темы исследования
большое внимание было уделено нормам
законодательства, а также научным труда
и разработкам различных авторов, последние,
в дальнейшем составили теоретическую
базу исследования. В частности отметим,
учебные пособия и научные работы Богоусловского
М.М., Рубанова А.А., Витрук Н.В., Кобец П.
Н., Колосов Ю.М.
В качестве источниковедческой базы выступают
в основном такие источники права как
Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ, Федеральный
закон Российской Федерации: «О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации» от 25.07.2002. №115-ФЗ, Федеральный
закон Российской Федерации: «О гражданстве
Российской Федерации» от 31.05.2002. № 62 –
ФЗ и так далее.
В качестве методологической базы
работы, выступают такие методы как анализ,
синтез, исторический и сравнительно-правовой,
которые позволяют более подробно раскрыть
содержание данного исследования.
В конце введения раскроем структуры
работы, во-первых рассмотрим, конституционно-правовой
статус иностранных граждан и лиц без
гражданства, во-вторых законодательное
регулирование данного статуса.
1
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ
СТАТУС ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН И ЛИЦ
БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
1.1 Понятие иностранный
гражданин и лицо без
гражданства
Гражданство - это устойчивая правовая
связь физического лица с государством,
выражающаяся в совокупности и взаимных
прав, и обязанностей. Иногда гражданство
называют принадлежностью лица к государству.
Гражданство - устойчивая правовая связь,
поскольку даже в случае выезда гражданина
за границу его гражданство автоматически,
как правило, не прекращается. Гражданство
регулируется внутренним законодательством
государства. Гражданство - понятие, неразрывно
связанное с государственностью 1.
Безгражданство - это правовое состояние,
которое характеризуется отсутствием
у лица гражданства какого-либо государства.
Безгражданство может быть абсолютным
и относительным. Абсолютное безгражданство
- безгражданство с момента рождения. Относительное
безгражданство - безгражданство, наступившее
в результате утраты гражданства. Лица
без гражданства (апатриды). Внутреннее
законодательство определяет, какие документы
и факты могут служить доказательством
наличия у лица гражданства того или иного
государства. Согласно Закону о гражданстве
Российской Федерации от 31 мая 2002 г. документом,
подтверждающим гражданство, является,
прежде всего, паспорт, а до его получения
- свидетельство о рождении. Доказательством
может служить и иной документ, содержащий
указание на гражданство лица. В случае
отсутствия документов, подтверждающих
гражданство, или сомнений в правильности
их выдачи в России действует административная
процедура так называемого выяснения
гражданства. Во многих зарубежных странах,
в первую очередь в тех, где нет внутренних
паспортов, существует судебная процедура
выяснения гражданства.
Иностранные граждане и лица без гражданства
(апатриды) составляют категорию иностранцев,
входящую в состав населения Российской
Федерации. Термин «иностранец» поддерживается
далеко не всеми российскими учеными.
Законодательство Российской Федерации
(постановления Правительства Российской
Федерации, связанные с регулированием
правового статуса иностранных граждан
и лиц без гражданства, и т.п.) избегает
применения термина «иностранец» вследствие
его неопределенности и неоднозначности.
В отдельных случаях отделение иностранных
граждан от апатридов при рассмотрении
их статуса обоснованно. В то же время
во многих случаях отечественное законодательство
и международные обязательства России
не устанавливают различий в статусе иностранных
граждан и лиц без гражданства, что позволяет,
с некоторыми оговорками употреблять
термин «иностранец».
В юридической литературе понятие «иностранец»
имеет неоднозначное толкование. Некоторые
авторы, например Л.Н. Галенская, трактуют
термин «иностранец» как иностранный
гражданин и лицо без гражданства. Под
иностранным гражданином Л.Н. Галенская
подразумевает лицо, которое не является
гражданином данного государства или
же не имеет гражданства какого-либо государства.
М.М. Богуславский и С.С. Гридин иностранцами
считают как иностранных граждан, так
и лиц без гражданства2. А.А. Рубанов
под иностранцами подразумевает всех
лиц, находящихся на территории какого-либо
государства, не являющихся его гражданами
и состоящих в гражданстве другого государства3.
По мнению Т.Н. Кирилловой, иностранцем
является лицо, имеющее постоянную политическую,
экономическую и правовую связь с государством
своего гражданства и находящееся во временной
экономической и правовой связи с другими
государствами4. В данном случае
напрашивается вывод, что постоянно проживающих
в Российской Федерации иностранцев нельзя
относить к этой категории, так как их
экономическая и правовая связь с родным
государством очень условна.
Согласно ст. 2 Федерального закона
«О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года
иностранным гражданином признается физическое
лицо, не являющееся гражданином Российской
Федерации и не имеющее доказательств
наличия гражданства (подданства) иностранного
государства. Лицом без гражданства признается
физическое лицо, не являющееся гражданином
Российской Федерации и не имеющее доказательств
наличия гражданства (подданства) иностранного
государства5.
Различие между иностранцами и лицами
без гражданства в основном состоит в
том, что иностранцы имеют юридическую
связь с отечественным государством и
это государство несет определенную ответственность
за своего гражданина и обязано в случае
возникновения необходимости прийти к
нему на помощь. Что же касается лиц без
гражданства, то единственным защитником
их прав и свобод является государство
места их пребывания. На это обстоятельство
указывает Н.В. Витрук, который пишет: Правовой
статус гражданина и лица без гражданства
всегда один: он определяется тем государством,
гражданином которого данное лицо является
или на территории которого лицо без гражданства
проживает. Правовой статус иностранца
по существу имеет двойной характер: это
правовой статус гражданина конкретного
государства и правовой статус собственно
иностранца. Последний определяется тем
государством, на территории которого
данное лицо пребывает как иностранный
гражданин6.
Правовой статус - это емкое понятие.
Объем прав и обязанностей общего правового
статуса регулируется почти всеми отраслями
права. Исходя из особенностей общественных
отношений, являющихся предметом регулирования
каждой из отраслей права, допустимо говорить
об отраслевом аспекте правового положения
гражданина, в частности гражданском,
уголовном, уголовно-процессуальном и
т.д. То же самое можно сказать и об иностранцах.
Основы правового статуса иностранцев,
находящихся на территории Российской
Федерации, определяются ст. 62 Конституции
Российской Федерации, содержащей норму
прямого действия: Иностранные граждане
и лица без гражданства пользуются в Российской
Федерации правами и несут обязанности
наравне с гражданами РФ, кроме случаев,
установленных федеральным законом или
международными договорами Российской
Федерации7.
В России в специальном порядке регулирует
правовое положение и деятельность иностранных
граждан в Российской Федерации - Федеральный
закон «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации», принятый
Государственной Думой 21 июня 2002 года
и одобренный Советом Федерации 10 июля
2002 года.
Статья 1 Федерального закона гласит,
что данный Закон определяет правовое
положение иностранных граждан, а также
регулирует отношения между иностранными
гражданами с одной стороны и органами
государственной власти, органами местного
самоуправления, должностными лицами
указанных органов - с другой стороны,
возникающие в связи с пребыванием (проживанием)
иностранных граждан в Российской Федерации
и осуществлением ими на территории Российской
Федерации трудовой, предпринимательской
и иной деятельности8.
Иностранные граждане могут быть временно
пребывающие в Российской Федерации. Срок
временного пребывания иностранного гражданина
в Российской Федерации определяется
сроком действия выданной ему визы.
Срок временного пребывания в Российской
Федерации иностранного гражданина, прибывшего
в Российскую Федерацию в порядке, не требующем
получения визы, не может превышать девяносто
суток, Временно пребывающий в Российской
Федерации иностранный гражданин обязан
выехать из Российской Федерации по истечении
срока действия визы если на момент истечения
указанных сроков им не получено разрешение
на продление срока пребывания либо разрешение
на временное проживание. Срок временного
пребывания в Российской Федерации иностранного
гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию
в порядке, не требующем получения визы,
и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой
договор на выполнение работ (оказание
услуг) продлевается на срок действия
заключенного договора, но не более чем
на один год, исчисляемый со дня въезда
иностранного гражданина в Российскую
Федерацию. Решение о продлении срока
временного пребывания иностранного гражданина
в Российской Федерации принимается территориальным
органом федерального органа исполнительной
власти, ведающего вопросами внутренних
дел, о чем делается отметка в миграционной
карте.
Действующее законодательство Российской
Федерации предусматривает возможность
вступления этих лиц в российское гражданство.
На основании ст. 13 и 14 Федерального Закона
«О гражданстве Российской Федерации»
от 31 мая 2002 г. обычным условием получения
гражданства нашей страны является проживание
на территории Российской Федерации со
дня получения вида на жительство и до
дня обращения с заявлениями о приеме
в гражданство Российской Федерации в
течение пяти лет непрерывно, за исключением
следующих случаев:
а) рождения лица на территории РСФСР
и наличия у него в прошлом гражданства
СССР;
б) состояния в браке с гражданином Российской
Федерации не менее трех лет;
в) наличия у нетрудоспособного лица дееспособных
сына или дочери, достигших возраста восемнадцати
лет и имеющих гражданство Российской
Федерации;
г) наличия у лица высоких достижений
в области науки, техники и культуры; обладания
лицом профессией либо квалификацией,
представляющими интерес для Российской
Федерации;
д) предоставления лицу политического
убежища на территории Российской Федерации;
е) признания лица беженцем в порядке,
установленном федеральным законом.
Наличие хотя бы одного из перечисленных
положений дает основание для сокращения
срока проживания на территории Российской
Федерации и приема в гражданство Российской
Федерации до одного года9.
В следующую категорию относятся иностранные
граждане постоянно проживающие в Российской
Федерации. В течение срока действия разрешения
на временное проживание и при наличии
законных оснований иностранному гражданину
по его заявлению может быть выдан вид
на жительство. Заявление о выдаче вида
на жительство подается иностранным гражданином
в территориальный орган федерального
органа исполнительной власти, ведающего
вопросами внутренних дел, не позднее
чем за шесть месяцев до истечения срока
действия разрешения на временное проживание.
До получения вида на жительство иностранный
гражданин обязан прожить в Российской
Федерации не менее одного года на основании
разрешения на временное проживание. Вид
на жительство выдается иностранному
гражданину на пять лет. По окончании срока
действия вида на жительство данный срок
по заявлению иностранного гражданина
может быть продлен на пять лет. Количество
продлений срока действия вида на жительство
не ограничено.
С учетом вышеизложенного под понятием
иностранный гражданин подразумевается
лицо, которое состоит в гражданстве или
подданстве иного государства, подтвержденном
соответствующими документами, не является
гражданином Российской Федерации или
не имеет гражданства или подданства какого-либо
другого государства. В понятиях иностранный
гражданин и лицо без гражданства содержится
объединяющий эти категории лиц признак
- они не имеют гражданства Российской
Федерации.
1.2 Особенности
конституционно-правового
статуса иностранных
граждан и лиц без гражданств
Правовое положение иностранцев в
Российской Федерации помимо внутреннего
законодательства определяется международными
соглашениями и договорами. Это ряд международных
договоров в области правовой помощи по
гражданским, семейным и уголовным делам,
о которых будет упомянуто далее.
Исчезновение государства или, наоборот,
его возникновение обусловлено, прежде
всего, политическими, социальными и иными
подобными факторами. Роль международного
права в этих случаях состоит в том, что
оно определяет значимость происшедших
изменений с юридической точки зрения,
связывает с ними соответствующие правовые
последствия. Свое концентрированное
выражение это получает в институте правопреемства
государств. Под правопреемством в международном
праве понимается смена одного государства
другим в несении ответственности за международные
отношения соответствующей территории
и в осуществлении существовавших к этому
моменту прав и обязательств. Правопреемство
– давний институт международного права,
который получил широкое распространение
в международной практике10.
Согласно п. 4 статьи 7 Федерального
закона от 10 декабря 1995 года «Об основах
социального обслуживания населения в
Российской Федерации» постоянно проживающие
в Российской Федерации иностранные граждане
имеют равные с гражданами Российской
Федерации права на социальное обслуживание,
если иное не установлено международным
договором Российской Федерации11.
Предусматривается, что иностранные
граждане имеют право на свободу передвижения
в личных или деловых целях в пределах
Российской Федерации на основании документов,
выданных или оформленных им в соответствии
с федеральным законодательством, за исключением
посещения территорий, организаций и объектов,
для въезда на которые требуется специальное
разрешение. Перечень территорий, организаций
и объектов, для въезда, на которые иностранным
гражданам требуется специальное разрешение,
утверждается Правительством Российской
Федерации. Следует отметить, что временно
проживающий в Российской Федерации иностранный
гражданин не вправе по собственному желанию
изменять место своего проживания в пределах
субъекта Российской Федерации, на территории
которого ему разрешено временное проживание.
В соответствии с Международным пактом
о гражданских и политических правах допускается
возможность ограничения передвижения
иностранных граждан и свободы выбора
ими места жительства в случаях, если это
необходимо для обеспечения государственной
безопасности.
Статья 10 Федерального закона «О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации» определяет перечень документов,
удостоверяющих личность иностранного
гражданина в Российской Федерации. Таковым
является паспорт иностранного гражданина
либо иной документ, установленный федеральным
законом или признаваемый в соответствии
с международным договором Российской
Федерации в качестве документа, удостоверяющего
личность иностранного гражданина.
Законодательное урегулирование основных
вопросов въезда в Российскую Федерацию
и выезда из Российской Федерации иностранных
граждан определено в Федеральном законе
15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Федеральный закон № 7-ФЗ от 10 января 2003
года "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «О порядке выезда
из Российской Федерации и въезда в Российскую
Федерацию» направлен на ужесточение
отдельных положений, касающихся порядка
пересечения государственной границы
при выезде из Российской Федерации и
въезде в Российскую Федерацию.
Законом устанавливаются виды
виз (обыкновенная, дипломатическая, служебная
и так далее), основания и порядок их выдачи
и продления. При этом постоянно или временно
проживающие на территории Российской
Федерации иностранные граждане и лица
без гражданства смогут свободно выезжать
и беспрепятственно возвращаться в Российскую
Федерацию без виз на основании документов,
удостоверяющих их личность, и видов на
жительство либо разрешений на временное
проживание.
П.Н. Кобец отмечает, что, расширяется
перечень оснований, по которым иностранному
гражданину или лицу без гражданства может
быть не разрешен (не разрешается) въезд
в Российскую Федерацию (если при обращении
за визой иностранный гражданин или лицо
без гражданства не смогли подтвердить
наличие средств для проживания в Российской
Федерации; если в период своего предыдущего
пребывания в Российской Федерации они
депортировались или выдворялись за пределы
Российской Федерации и так далее)12.
Что же касается ответственности иностранных
граждан, то иностранный гражданин, виновный
в нарушении законодательства Российской
Федерации, привлекается к ответственности
в соответствии с законодательством Российской
Федерации. При этом иностранный гражданин,
незаконно находящийся в Российской Федерации,
подлежит учету, фотографированию и обязательной
государственной дактилоскопической
регистрации с последующим помещением
полученных сведений в центральный банк
данных, создаваемый в соответствии со
статьей 26 Федерального закона «О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации».
Так как правовой статус лиц без гражданства
в Российской Федерации в целом аналогичен
положению иностранных граждан, то предусматривается,
что нормы Закона о правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации
распространяются и на лиц без гражданства,
если иное не вытекает из законодательства
Российской Федерации, и включают конституционный,
гражданско-правовой, административно-правовой
и уголовно-правовой аспекты.
По действующей Конституции Российской
Федерации гарантируется соблюдение прав
и свобод личности. Как гласит ст. 17 Конституции,
в Российской Федерации признаются и гарантируются
права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права и в соответствии
с настоящей Конституцией.
Правовое положение иностранцев и лиц
без гражданства определяется объемами
их правоспособности и дееспособности,
важнейшими составляющими которых являются
гражданская и гражданско-процессуальная
правоспособность и дееспособность.
Как было отмечено, действующее законодательство
целиком опирается на основополагающий
принцип национального режима, в связи,
с чем дифференциация между гражданами
России и иностранными гражданами имеет
важное значение ввиду допускаемых законодательством
отдельных исключений. Так, ст. 2 Гражданского
кодекса Российской Федерации распространяет
действие правил, установленных гражданским
законодательством, на отношения с участием
граждан и лиц без гражданства, если иное
не предусмотрено федеральными правовыми
актам13. Статья 62 Конституции Российской
Федерации не только формулирует этот
принцип, но и устанавливает механизм
его действия в случае необходимых изъятий,
которые могут вводиться либо федеральным
законом, либо международным договором.
Правовыми актами, содержащими основы
регулирования защиты гражданских прав
иностранных граждан и лиц без гражданства,
выступают международно-правовые соглашения,
заключенные еще СССР, а теперь Российской
Федерацией в порядке правопреемства.
Статья 3 Закона «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации»
определяет, что правовое положение иностранных
граждан в Российской Федерации может
определяться также на основании международных
договоров Российской Федерации. Эта статья
служит подтверждением того, что законодательная
норма, содержащаяся в ней, означает, что
при наличии международного договора,
определяющего правовой статус иностранных
граждан, правовое положение иностранцев
в нашей стране определяется положениями
этого международного договора путем
издания специального правового акта.
Таким образом, в формуле нормы, содержащейся
в ст. 3 Закона о правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации, практически
содержится двойная общая отсылка к международному
договору и российскому законодательству,
отсылка к международному договору через
соответствующий российский законодательный
или иной правовой акт. Статья 3 Закона
прямо указывает, что международные договоры
регламентируют правоохранительную деятельность,
правовое положение иностранных граждан
в Российской Федерации, а иногда и являются
источниками права.
В связи с неоднородностью различных
групп иностранных граждан на территории
России, отличиями в целях пребывания
этих лиц, временем их пребывания и т.д.
в юридической литературе делались попытки
классифицировать группы иностранцев
по тем или иным родовым признакам.
Наиболее полная и объективная классификация
дается В.Ф. Цепелевым, который всю совокупность
находящихся в стране иностранцев классифицирует
следующим образом14.
1. По характеру правовой связи с государством
гражданства (подданства) выделяются иностранные
граждане и лица без гражданства (апатриды).
2. По степени подчиненности юрисдикции
государства пребывания различаются:
а) иностранцы, полностью подчиненные
юрисдикции принимающего государства,
в частности: иностранные граждане, не
обладающие какими-либо иммунитетами
и привилегиями; лица без гражданства;
политические эмигранты; журналисты. Причем
журналисты выделены в силу их особого
социально-правового положения с учетом
Хельсинских соглашений и других нормативно-правовых
документов;
б) иностранные граждане, освобожденные
от юрисдикции государства пребывания.
Среди них: лица, обладающие полным иммунитетом;
лица, обладающие иммунитетом частично
в силу многосторонних соглашений; лица,
обладающие иммунитетом частично на основе
двусторонних соглашений с зарубежными
странами.
3. По длительности пребывания иностранцев
в стране можно выделить:
а) кратковременно пребывающие в стране:
иностранные граждане, следующие транзитом;
иностранные туристы; члены зарубежных
делегаций, приехавшие в порядке научно-технического,
культурно-спортивного обмена; члены делегаций
зарубежных общественных организаций;
члены экипажей торговых и пассажирских
судов, самолетов гражданской авиации;
члены бригад международных поездов;
б) длительно пребывающие в стране: иностранные
учащиеся, студенты, практиканты и стажеры;
иностранные специалисты и рабочие, прибывшие
по межправительственным соглашениям;
представители иностранных фирм, авиакомпаний
и контор (бюро) по туризму; лица, приезжающие
по частным делам, иностранные журналисты;
в) постоянно проживающие в стране иностранные
граждане и лица без гражданства, получившие
вид на жительство и прописку, как правило
работающие на предприятиях, в учреждениях
и организациях. Сюда могут быть отнесены
и эмигранты, получившие убежище в стране.
4. По цели пребывания иностранные граждане
делятся на:
а) прибывших по служебным делам с целью
осуществления дипломатических или консульских
функций, политических, деловых и культурных
связей, работы по межправительственным
соглашениям, журналистских поручений,
на учебу, стажировку, практику и т.д.;
б) прибывших по общественным делам;
в) прибывших по частным (личным) делам
в качестве туристов, по приглашениям
родственников, знакомых и т.п.;
г) следующих транзитом через территорию
бывшего СССР.
Безусловно, таким делением нельзя
охватить все многообразие правовых систем,
существующих в мире, и всей сложной системы
международных соглашений по вопросам
правового статуса населения. И тем не
менее это схематичное деление имеет важное
значение при решении огромного числа
вопросов, возникающих в области публичных
и в области частных правоотношений, как
на внутригосударственном, так и международном
уровне. Основное значение такого разделения
заключается, в установлении количества
и конкретном определении правовых систем,
распространяющих свое действие на иностранцев.
С решением данного вопроса связана проблема
определения правового статуса иностранных
граждан и лиц без гражданства.
Таким образом, при рассмотрении
вопроса о правовом статусе иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской
Федерации, учитывая многообразие общественных
отношений, в которых участвуют иностранные
граждане и лица без гражданства, их правовой
статус включает конституционный, гражданско-правовой,
административно-правовой, уголовно-правовой
и иные аспекты, которые находятся в системном
единстве и, следовательно, могут быть
выделены условно теоретически. С учетом
этого и изложенного выше можно сделать
вывод о том, что правовой статус иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской
Федерации определяется внутренним законодательством
Российской Федерации, международными
договорами бывшего СССР с зарубежными
государствами, а ныне Российской Федерации,
а также иными актами международного права.
2
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО
ПОЛОЖЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВ
2.1 Законодательные
основы правового положения
иностранных граждан
и лиц без гражданств
Законодательство о правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации
основывается на Конституции Российской
Федерации и состоит Федерального закона
«О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г.
№ 115 – ФЗ, и иных федеральных законов.
Наряду с этим правовое положение иностранных
граждан в Российской Федерации определяется
международными договорами Российской
Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства
в соответствии со ст. 62 Конституции РФ
пользуются в Российской Федерации правами
и исполняют обязанности наравне с гражданами
Российской Федерации, кроме случаев,
установленных федеральным законом или
международным договором Российской Федерации.
К таким законам относится, прежде всего,
Федеральный закон «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации».
Кроме этого Закона положение иностранцев
определяется в следующих актах:
- пункте 3 ст. 57 Закона РФ от 10 июля 1992 г.
№ 3266-1 «Об образовании» Обучение, подготовка
и повышение квалификации иностранных
граждан в образовательных учреждениях
Российской Федерации, равно как и граждан
Российской Федерации в иностранных образовательных
учреждениях, осуществляются по прямым
договорам, заключаемым образовательными
учреждениями, ассоциациями, органами
управления образованием, иными юридическими
лицами, а также физическими лицами в соответствии
с международными договорами Российской
Федерации.
- Федеральном законе от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ
«О государственной политике Российской
Федерации в отношении соотечественников
за рубежом»;
- статье 27 Закона РФ от 20 августа 1993 г.
№ 5663-1 «О космической деятельности» Иностранные
организации и граждане, осуществляющие
космическую деятельность под юрисдикцией
Российской Федерации, пользуются правовым
режимом, установленным для организаций
и граждан Российской Федерации, в той
мере, в какой такой режим предоставляется
соответствующим государством организациям
и гражданам Российской Федерации;
- статье 39 Федерального закона от 29 апреля
1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации»
Иностранные граждане и лица без гражданства,
проживающие на территории Российской
Федерации, пользуются правами на занятия
физической культурой и спортом в объеме,
предусмотренном настоящим Федеральным
законом, за исключением права выступать
в составе сборных команд Российской Федерации
на международных спортивных соревнованиях.
- статье 3.1 Федерального закона от 17 ноября
1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности
в Российской Федерации» Иностранные
граждане, лица без гражданства и иностранные
юридические лица осуществляют архитектурную
деятельность наравне с российскими гражданами
и юридическими лицами, если это предусмотрено
международным договором Российской Федерации.
При отсутствии соответствующего международного
договора Российской Федерации иностранные
граждане, лица без гражданства и иностранные
юридические лица могут принимать участие
в архитектурной деятельности на территории
Российской Федерации только с архитектором
- российскими гражданином или юридическим
лицом.
Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН
40/144 13 декабря 1985 г. утверждена Декларация
о правах человека в отношении лиц, не
являющихся гражданами страны, в которой
они проживают. Согласно Резолюции термин
«иностранец» означает любое лицо, не
являющееся гражданином государства,
в котором оно находится. Каждое государство
должно опубликовывать свое национальное
законодательство или правила, касающиеся
иностранцев. Иностранцы обязаны соблюдать
законы государства, в котором они проживают
или находятся, и с уважением относиться
к обычаям и традициям народа этого государства.
Они пользуются в соответствии с внутренним
законодательством и с учетом соответствующих
международных обязательств государств,
в которых находятся, в частности, следующими
правами:
а) на жизнь и личную неприкосновенность;
ни один иностранец не может быть подвергнут
произвольному аресту или содержанию
под стражей; ни один иностранец не должен
быть лишен свободы иначе как на таких
основаниях и в соответствии с такой процедурой,
которые установлены законом;
б) на защиту от произвольного или незаконного
вмешательства в личную и семейную жизнь
и в отношении жилища или переписки;
в) на равенство перед судами, трибуналами
и всеми другими органами и учреждениями,
отправляющими правосудие, и, при необходимости,
на бесплатную помощь переводчика при
уголовном разбирательстве и, когда это
предусмотрено законом, при других разбирательствах;
г) на выбор супруга, на брак, на создание
семьи;
д) на свободу мысли, мнения, совести и
религии; правом исповедовать свою религию
или убеждения с учетом лишь таких ограничений,
которые предусмотрены законом и которые
необходимы для защиты общественной безопасности,
порядка, здоровья или нравственности
населения или основных прав и свобод
других;
е) на сохранение своего родного языка,
культуры и традиций;
ж) на перевод доходов, сбережений или
других личных денежных средств за границу
с учетом внутренних валютных правил.
В национальных законах для иностранцев
могут быть установлены ограничения, которые
необходимы в демократическом обществе
для защиты государственной безопасности,
общественной безопасности, общественного
порядка, здоровья и нравственности населения
или прав и свобод. Они должны быть совместимы
с правами, признанными в соответствующих
международных документах.
Несмотря на ограничения, установленные
в государстве в целях его безопасности,
иностранцы пользуются следующими правами:
а) покидать страну;
б) на свободное выражение своего мнения;
в) на мирные собрания;
г) владеть имуществом как единолично,
так и совместно с другими с учетом внутреннего
законодательства;
д) на свободное передвижение и свободу
выбора места жительства в границах государства.
С учетом национального законодательства
и наличия надлежащего разрешения супруге
и несовершеннолетним или находящимся
на иждивении детям иностранца, на законном
основании проживающего на территории
государства, разрешается сопровождать
иностранца, приехать к нему и оставаться
с ним. Ни один иностранец не должен подвергаться
пыткам или жестокому, бесчеловечному
или унижающему его достоинство обращению
или наказанию, и, в частности, ни один
иностранец не должен без его свободного
согласия подвергаться медицинским или
научным опытам. Иностранец, на законном
основании находящийся на территории
государства, может быть выслан с территории
этого государства только во исполнение
решения, вынесенного в соответствии с
законом. Если императивные соображения
государственной безопасности не требуют
иного, он имеет право:
- на представление доводов против своей
высылки;
- на пересмотр своего дела компетентной
властью или лицом (лицами), специально
назначенными компетентной властью;
- быть представленным для этой цели перед
властью.
Запрещается индивидуальная или коллективная
высылка иностранцев на основании расовой
принадлежности, цвета кожи, религии, культуры,
родового, национального или этнического
происхождения. Иностранцы, проживающие
на законном основании на территории государства,
пользуются также, в соответствии с национальными
законами, следующими правами при условии
выполнения своих обязанностей:
а) правом на условия труда, отвечающие
требованиям безопасности и гигиены, на
справедливую зарплату и равное вознаграждение
за труд равной ценности без какого бы
то ни было различия. В частности женщинам
должны гарантироваться условия труда
не хуже тех, которыми пользуются мужчины,
с равной оплатой за равный труд;
б) правом вступать в профессиональные
союзы и другие организации или ассоциации
по своему выбору и участвовать в их деятельности.
Пользование указанным правом не подлежит
никаким ограничениям, кроме тех, которые
предусмотрены законом и которые необходимы
в демократическом обществе в интересах
государственной безопасности или общественного
порядка или для защиты прав и свобод других
людей;
в) правом на охрану здоровья, медицинское
обслуживание, социальное обеспечение,
социальное обслуживание, образование
и отдых при условии, что они выполняют
требования согласно соответствующим
правилам и что это не возлагает на ресурсы
государства чрезмерного бремени. Для
защиты прав иностранцев, занимающихся
законной оплачиваемой деятельностью
в стране, в которой они находятся, их права
могут быть определены соответствующими
правительствами в многосторонних или
двухсторонних конвенциях (Европейская
конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов
(24 ноября 1977 г.)). Ни один иностранец не
может быть произвольно лишен имущества,
приобретенного им законным образом. Любому
иностранцу должна быть предоставлена
свобода в любое время связаться с консульством
или дипломатическим представительством
государства, гражданином которого он
является. При отсутствии таковых он может
связаться с консульством или дипломатическим
представительством любого другого государства,
которому поручено защищать интересы
государства, гражданином которого он
является, в государстве, в котором он
проживает.
2.2 Ответственность
иностранных граждан
и лиц без гражданств
Иностранный гражданин, виновный в
нарушении законодательства Российской
Федерации, привлекается к ответственности
в соответствии с законодательством Российской
Федерации. При этом иностранный гражданин,
незаконно находящийся в Российской Федерации,
подлежит учету, фотографированию и обязательной
государственной дактилоскопической
регистрации с последующим помещением
полученных сведений в центральный банк.
В соответствии со ст. 18.8 КоАП РФ
нарушение иностранным гражданином или
лицом без гражданства режима пребывания
в Российской Федерации, выразившееся
в несоблюдении установленного порядка
регистрации либо передвижения или порядка
выбора места жительства, в уклонении
от выезда из Российской Федерации по
истечении определенного срока пребывания,
а равно в несоблюдении правил транзитного
проезда через территорию Российской
Федерации, влечет наложение административного
штрафа в размере от двух тысяч до пяти
тысяч рублей с административным выдворением
за пределы Российской Федерации или без
такового 16.
Порядок административного выдворения
иностранного гражданина за пределы Российской
Федерации.
Выдворение из Российской Федерации
иностранных граждан и лиц без гражданства
не является односложным актом. Оно может
осуществляться в нескольких основных
формах и зависит от категории иностранного
гражданина. При классификации иностранных
граждан и лиц без гражданства в нашей
стране следует учитывать срок пребывания
в Российской Федерации (постоянно или
временно пребывающие иностранные граждане
или лица без гражданства), цель пребывания
(туристическая поездка, приглашения родственников
или знакомых и т.п.), деликтоспособность
(подлежащие ответственности на общих
основаниях с гражданами России и пользующиеся
дипломатическим иммунитетом) и другие
обстоятельства.
Так, решение о выдворении иностранных
граждан и лиц без гражданства, прибывших
в нашу страну в качестве туристов или
по частным делам и уклоняющихся от выезда
из Российской Федерации по истечении
определенного им срока пребывания, принимает
МВД, УВД, ГУВД субъектов Российской Федерации
по согласованию с органами Федеральной
службы безопасности и при необходимости
с МИД России.
Законодательным основанием выдворения
являются ведомственные нормативные акты
МВД, ФСБ России и других государственных
органов, чья деятельность непосредственно
связана с обеспечением правил пребывания
иностранных граждан и лиц без гражданства
в нашей стране.
Письменные ходатайства о выдворении
иностранных граждан и лиц без гражданства
перед МВД, УВД, ГУВД субъектов Российской
Федерации возбуждают министерства, ведомства,
образовательные учреждения и иные организации,
осуществляющие прием указанных лиц, незамедлительно
при наличии к тому оснований. В случаях,
когда иностранный гражданин или лицо
без гражданства прибыл в частном порядке
или не установлена принимавшая его организация,
материалы на выдворение иностранных
граждан и лиц без гражданства оформляются
органами внутренних дел по согласованию
с органами Федеральной службы безопасности.
Несколько иной порядок выдворения иностранных
граждан и лиц без гражданства, постоянно
проживающих в нашей стране. Для их выдворения
МВД, УВД, ГУВД субъекта Российской Федерации
подготавливает архивное дело иностранного
гражданина и лица без гражданства, к которому
приобщаются паспорт (взамен выдается
справка), справки с места жительства и
работы, постановление о выдворении (два
экземпляра), утвержденное руководством
МВД, УВД, ГУВД субъекта Российской Федерации,
в котором излагаются основания выдворения.
Эти материалы направляются в МВД России,
которое, согласовав вопрос о выдворении
иностранного гражданина или лица без
гражданства с органами ФСБ и МИД России,
выносит соответствующее заключение.
По получении из МВД России указания о
выдворении МВД, УВД, ГУВД объявляет лицу
о принятом решении, оформляет выездную
визу и сообщает о сроке выезда. При вручении
визы лицо предупреждается под расписку
о том, что в случае невыезда в указанный
срок оно будет выдворено в принудительном
порядке.
Порядок выдворения иностранных граждан
и лиц без гражданства, прибывших в Российскую
Федерацию по служебным, частным и иным
делам, немного проще. Органы внутренних
дел субъектов Российской Федерации, согласовав
с органами ФСБ материалы, при отсутствии
возражений с их стороны принимают решение,
которое оформляется путем утверждения
руководством МВД, УВД, ГУВД соответствующего
заключения. О принятом решении иностранным
гражданам или лицу без гражданства, находящимся
в России по частным делам, объявляется
на личном приеме. Иностранным гражданам
и лицам без гражданства, прибывшим по
иным делам, сообщается решение о выдворении,
паспорта и въездные визы вручаются в
присутствии представителя принимающей
организации в течение 24 часов после вынесения
заключения. Иностранные граждане и лица
без гражданства предупреждаются под
расписку о том, что в случае невыезда
в указанный в визе срок они выдворяются
в принудительном порядке. Выдворению
из Российской Федерации в принудительном
порядке подлежат также иностранные граждане
и лица без гражданства, которым сокращен
срок пребывания в нашей стране за нарушения
законодательства о правовом положении
иностранных граждан, и злостно уклоняющиеся
от выезда в указанный им срок. Выдворение
под конвоем (в принудительном порядке)
осуществляется в настоящее время только
с санкции прокурора.
Данное правило не распространяется на
лиц, пользующихся в соответствии с законодательством
России и международными договорами Российской
Федерации привилегиями и иммунитетами.
Основанием для административного выдворения
является также незаконное пересечение
Государственной границы РФ иностранными
гражданами и лицами без гражданства,
в отношении которых принято решение о
привлечении к административной ответственности.
Анализ российского законодательства
и административно-юрисдикционной практики
свидетельствует, что выдворение иностранных
граждан и лиц без гражданства может выступать
как мера административного предупреждения,
как мера административного пресечения
и как мера административного взыскания.
В качестве административно-принудительной
меры выдворение выступает, когда, например,
выясняется, что иностранный гражданин
или лицо без гражданства является душевнобольным,
страдает инфекционным заболеванием в
тяжелой форме и т.д. В данном случае его
выдворение не связано с правонарушением.
Оно преследует цель предупреждения инфекционных
заболеваний, наступление тяжких нежелательных
последствий. Аналогично обстоит дело,
когда с учетом выяснения личности иностранного
гражданина или лица без гражданства есть
основания считать, что они могут причинить
ущерб интересам обеспечения государственной
безопасности или правопорядку.
В качестве меры пресечения выдворение
применяется в тех случаях, когда иностранный
гражданин или лицо без гражданства допускает
в течение продолжительного времени систематическое
нарушение общественного порядка. Например,
когда он по истечении срока пребывания
не убывает в свою страну, когда нарушает
порядок передвижения и т.д. При таких
ситуациях важно приостановить, пресечь
антиобщественную деятельность иностранного
гражданина и лица без гражданства. Эту
роль и выполняют специальные меры административно-правового
пресечения. Меры административного пресечения
применяются в отношении иностранных
граждан и лиц без гражданства, пересекающих
Государственную границу РФ с территории
иностранного государства без установленных
для въезда в Российскую Федерацию документов.
В случаях, когда в отношении указанных
нарушений Государственной границы РФ
отсутствуют основания для возбуждения
уголовных дел или производства по делам
об административных правонарушениях
и соответствующие лица не пользуются
правом получения политического убежища,
органы Федеральной пограничной службы
задерживают их и в официальном порядке
передают властям государства, с территории
которого они пересекли Государственную
границу России. О выдворении иностранных
граждан и лиц без гражданства за пределы
России из пунктов пропуска через Государственную
границу РФ уведомляются власти государства,
на территорию которого они выдворяются,
если это предусмотрено договором России
с соответствующим государством. Санкции
за совершение административных правонарушений
реализуются посредством применения административных
взысканий. Их исполнение обеспечивается
мерами властно-принудительного характера.
По степени тяжести правовых последствий
выдворение является одной из наиболее
серьезных мер среди других видов административных
взысканий, применяемых к иностранным
гражданам и лицам без гражданства. Этот
вид административного взыскания тесно
связан с обеспечением государственной
безопасности. В связи с этим особое значение
приобретают вопросы соблюдения законности
при осуществлении выдворения иностранных
граждан и лиц без гражданства из Российской
Федерации. Международный пакт о гражданских
и политических правах в ст. 13 указывает,
что иностранный гражданин может быть
выслан за пределы государства пребывания
на основании решения, вынесенного в соответствии
с законом. Это требование Пакта, вносит
некоторые ограничения свободы усмотрения
государства при высылке иностранных
граждан. Именно эти ограничения, содержащиеся
в международно-правовых актах, предусматривают
установление системы гарантий, соблюдение
законности при принятии решений о выдворении
иностранных граждан и лиц без гражданства
и их исполнении. Российское законодательство
в этом плане полностью соответствует
международно-правовым актам.
Вопросы уголовной ответственности иностранных
граждан регулируются статьей 11 Уголовного
Кодекса Российской Федерации.
Лицо, совершившее преступление на территории
Российской Федерации, подлежит уголовной
ответственности по Уголовному Кодексу
Российской Федерации. Вопрос об уголовной
ответственности дипломатических представителей
иностранных государств и иных граждан,
которые пользуются иммунитетом, в случае
совершения этими лицами преступления
на территории Российской Федерации разрешается
в соответствии с нормами международного
права.
Иностранные граждане и лица без гражданства,
не проживающие постоянно в Российской
Федерации, совершившие преступление
вне пределов Российской Федерации, подлежат
уголовной ответственности по Уголовному
Кодексу РФ в случаях, если преступление
направлено против интересов Российской
Федерации, и в случаях, предусмотренных
международным договором Российской Федерации,
если они не были осуждены в иностранном
государстве и привлекаются к уголовной
ответственности на территории Российской
Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального
закона РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации» используется понятие «депортация».
Депортация признается принудительная
высылка иностранного гражданина из Российской
Федерации в случае утраты или прекращения
законных оснований для его дальнейшего
пребывания (проживания) в Российской
Федерации. Депортация применяется, если
иностранный гражданин или лицо без гражданства
не выехало за пределы Российской Федерации
по истечении определенного срока (3 или
15 дней):
- если срок проживания или временного
пребывания иностранного гражданина в
Российской Федерации сокращен в связи
с тем, что изменились условия или перестали
существовать обстоятельства, на основании
которых был разрешен въезд в Российскую
Федерацию (3 дня);
- если разрешение на временное проживание
или вид на жительство, выданные иностранному
гражданину, (15 дней).
Федеральный закон «О порядке выезда
из Российской Федерации и въезда в Российскую
Федерацию» устанавливает, что депортации
подвергаются иностранные граждане или
лица без гражданства, незаконно находящиеся
на территории Российской Федерации, а
также лица, в отношении которых принято
решение о нежелательности пребывания
в РФ.
Следовательно, возникает вопрос о
целесообразности использования двух
различных понятий для обозначения единой
процедуры - принудительной высылки иностранного
гражданина за пределы Российской Федерации.
На наш взгляд, одним из путей преодоления
существующего терминологического несоответствия
является отказ от использования в законодательстве
понятия «депортация» как определения
законной меры физического воздействия
государства на правонарушителей - иностранных
граждан и лиц без гражданства, а также
понятия «административное выдворение»,
определяющего законодательно закрепленную
меру административного наказание. В качестве
наименования указанной меры административного
наказания следует использовать закрепленное
Конституцией Российской Федерации понятие
«высылка», а понятие «депортация» использовать
для обозначения процедуры принудительного
и контролируемого перемещения иностранных
граждан и лиц без гражданства через Государственную
границу Российской Федерации. В этом
случае понятие «депортация» как мера
административного принуждения приобретет
окончательный, завершенный смысл обозначения
процедуры принудительной «высылки»,
понимаемой в широком смысле в качестве
синонима традиционно используемого термина
«выдворение».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделанная работа позволяет сделать
вывод о том что, правовой статус гражданина
и лица без гражданства всегда один: он
определяется тем государством, гражданином
которого данное лицо является или на
территории которого лицо без гражданства
проживает. Правовой статус иностранца
по существу имеет двойной характер: это
правовой статус гражданина конкретного
государства и правовой статус собственно
иностранца. Последний определяется тем
государством, на территории которого
данное лицо пребывает как иностранный
гражданин.
Рассмотрев содержание понятия
иностранных граждан и лиц без гражданства
необходимо отметить, понятием иностранный
гражданин подразумевается лицо, которое
состоит в гражданстве или подданстве
иного государства, подтвержденном соответствующими
документами, не является гражданином
Российской Федерации или не имеет гражданства
или подданства какого-либо другого государства.
В понятиях «иностранный гражданин» и
«лицо без гражданства» содержится объединяющий
эти категории лиц признак - они не имеют
гражданства Российской Федерации.
Особенности конституционного статуса
иностранных граждан и лиц без гражданства
на современном этапе развития общества
в Российской Федерации заключается в
следующем, их правовой статус включает
конституционный, гражданско-правовой,
административно-правовой, уголовно-правовой
и иные аспекты, которые находятся в системном
единстве и, следовательно, могут быть
выделены условно теоретически.
Иностранные граждане и лица без гражданства,
проживающие на территории Российской
Федерации, пользуются правами на занятия
физической культурой и спортом, за исключением
права выступать в составе сборных команд
Российской Федерации на международных
спортивных соревнованиях. Может быть
выдано иностранному гражданину разрешение
на временное или на постоянное проживание
в пределах квоты, утвержденной Правительством
Российской Федерации.
Иностранные граждане пользуются
правом свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности
и профессию, а также правом на свободное
использование своих способностей и имущества
для предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности с
учетом ограничений, предусмотренных
федеральным законом.
Иностранные граждане могут поступить
на военную службу по контракту и могут
быть приняты на работу в Вооруженные
Силы Российской Федерации, другие войска,
воинские формирования и органы в качестве
лица гражданского персонала в соответствии
с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Проанализировав правовое регулирование
деятельности и ответственности иностранных
граждан и лиц без гражданства можно сделать
вывод о том, что правовой статус иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской
Федерации определяется внутренним законодательством
Российской Федерации, международными
договорами бывшего СССР с зарубежными
государствами, а ныне Российской Федерации,
а также иными актами международного права.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные и
иные акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята
на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г.
(с изм. и доп. на 30 дек. 2006 г.) // – справ.-правовая
система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.
– [М., 2010]. - Электрон. текст. дан. – Послед
обновление 01.03.2011
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от
27.12.2009г.) ФЗ // – справ.-правовая система
«КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М.,
2010]. - Электрон. текст. дан. – Послед обновление
01.03.2011
3. Федеральный Закон Российской Федерации:
«О порядке выезда из Российской Федерации
и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996.
№ 114 – ФЗ // – справ.-правовая система
«КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М.,
2010]. - Электрон. текст. дан. – Послед обновление
01.03.2011
4. Федеральный Закон Российской Федерации:
«Об основах социального обслуживания
населения Российской Федерации» от 10.12.1995.
№ 195 – ФЗ // // – справ.-правовая система
«КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М.,
2010]. - Электрон. текст. дан. – Послед обновление
01.03.2011
5. Кодекс об административных правонарушениях
от 30.12. 2001 г. № 195 – ФЗ // – справ.-правовая
система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.
– [М., 2010]. - Электрон. текст. дан. – Послед
обновление 01.03.2011
6. Федеральный закон Российской Федерации:
«О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации» от 25.07.2002. №115-ФЗ
// – справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
ВерсияПроф. – [М., 2010]. - Электрон. текст.
дан. – Послед обновление 01.03.2011
7. Федеральный закон Российской Федерации:
«О гражданстве Российской Федерации»
от 31.05.2002. № 62 – ФЗ // – справ.-правовая
система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.
– [М., 2010]. - Электрон. текст. дан. – Послед
обновление 01.03.2011
8. Богоусловский,
М.М., Рубанов, А.А. Правовое положение
иностранцев в СССР: учеб.пособие / Богоусловский
М.М., Рубанов А.А. - изд. 2-е, перераб. и доп.
М.: ЛОГОС, 2004.- 178с.
9. Боярс, Ю.Р. Вопросы гражданства в
международном праве.- изд. 3-е, перераб.
СПб.: изд. центр Юринформ, 2003.- 498 с.
10.Витрук, Н.В. Основы теории правового
положения личности в обществе / под. общ.
ред. Викут М.А.- 4-е изд., доп. -М.: Юрист, 2004.-
988с.
11. Кириллова, Т.Н. Общее положение гражданской
правосубъектности иностранцев: учебник
для вузов // Кириллова Т.Н. М.: Волтерс Клувер,
2005.- 435с.
12. Кобец П.Н. Особенности конституционно-правового
статуса иностранных граждан и лиц без
гражданства в Российской Федерации на
современном этапе развития общества
// «Конституционное и муниципальное право».-
№1.- 2004.- // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
ВерсияПроф. – [М., 2010]. - Электрон. текст.
дан. – Послед обновление 01.03.2011
13. Колосов, Ю.М., Кузнецов, В.И. Международное
право: учебник // Отв.ред. Ю.М. Колосов,
В.И. Кузнецов. М.: НОРМА, 1999.- 35 с.
14. Цепелев, В.Ф. Уголовная ответственность
иностранных граждан: учеб. пособие. //
Отв. Ред. Цепелев В.Ф.. 3-е изд., перераб.
М.: ИНТРА, 2005. - 459 с.
15. Шкатулла, В.И. Комментарий к Федеральному
закону Российской Федерации «О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации» / под. общ. ред. В.И. Шкатуллы
// – справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
ВерсияПроф. – [М., 2010]. - Электрон. текст.
дан. – Послед обновление 01.03.2011
16 Кодекс об административных правонарушениях
от 30.12. 2001 г. № 195 – ФЗ // – справ.-правовая
система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.
– [М., 2010]. - Электрон. текст. дан. – Послед
обновление 01.03.2011