Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 19:37, контрольная работа
Парламент Финляндской Республики — эдускунта не занимает, в отличие от некоторых других стран, ведущего места в государственном механизме. Но в последние годы он начал играть более активную роль в государственной жизни страны, в определении ее внутренней и внешней политики. Председатель парламента считается вторым после президента лицом в государстве.
Эдускунта состоит из 200 депутатов, избираемых сроком на четыре года. В случае досрочного роспуска парламента по решению президента, согласованному с Государственным советом, вновь избранный парламент может действовать в течение четырехлетнего периода полномочий, если только не будет также досрочно распущен.
Письменная работа на тему:
«Взаимоотношения
высших органов государственной
власти в Финляндской
Республике»
Введение
Система
государственных органов
Систему высших государственных органов власти и управления, их компетенцию и взаимоотношения регламентируют прежде всего четыре конституционных закона, составляющих вместе конституцию Финляндии:
“Форма правления” определяет Финляндию как республику во главе с президентом, который избирается всеми лицами, обладающими правом выборов в парламент, путем прямых выборов. Но если на прямых выборах за президента проголосует менее половины всех избирателей, то он избирается путем косвенных выборов — особой коллегией выборщиков, в которую входит 301 представитель от политических партий или избирательных блоков партий, выбранных в день прямых выборов президента по специальным избирательным бюллетеням.
На
основе конституции и государственно-
Руководство отдельными отраслями государственной деятельности осуществляют министерства и различные ведомства: управления, бюро, конторы, которые не входят в состав министерств и создаются и работают под непосредственным руководством Государственного совета, но их руководители, в отличие от министров, не входят в состав Государственного совета. Особенностью состава Государственного совета является то, что в него почти постоянно включаются два или три министра по отдельным отраслям государственной деятельности, например, первый, второй и третий министры здравоохранения, образования, социальных дел. На них возлагается ответственность за отдельные участки работы министерств.
Парламент
Финляндской Республики — эдускунта
не занимает, в отличие от некоторых других
стран, ведущего места в государственном
механизме. Но в последние годы он начал
играть более активную роль в государственной
жизни страны, в определении ее внутренней
и внешней политики. Председатель парламента
считается вторым после президента лицом
в государстве.
Эдускунта состоит из 200 депутатов, избираемых
сроком на четыре года. В случае досрочного
роспуска парламента по решению президента,
согласованному с Государственным советом,
вновь избранный парламент может действовать
в течение четырехлетнего периода полномочий,
если только не будет также досрочно распущен.
Глава 1. Порядок выборов парламента
Принципы избирательного права и порядок организации и проведения выборов в эдускунту определяются “Формой правления”, Актом об эдускунте и Законом о выборах народных представителей. В соответствии с этими законами парламент избирается на основе всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании.
В Финляндии раньше других стран Европы было введено всеобщее избирательное право, в том числе и для женщин (в 1906 г.). В тот период избирательный возраст был установлен в 24 года, в настоящее время он составляет 18 лет как для активного, так и для пассивного избирательного права.
Определенные ограничения установлены для права быть избранным депутатом парламента. На этот пост не могут избираться военнослужащие, члены Верховного и Верховного административного судов, канцлер юстиции, парламентские омбудсманы — специальные юридические представители парламента, осуществляющие контроль за законностью. В случае их назначения на указанные должности в период, когда они были избраны депутатами, эти лица обязаны покинуть депутатский пост.
Для
организации и проведения выборов
вся страна делится на избирательные
округа и избирательные участки. В настоящее
время создается 16 округов, в том числе
один на Аландских островах, являющихся
автономным образованием, от которого
избирается один депутат.
Выборы проводятся по пропорциональной
избирательной системе (кроме Аландских
островов), что в условиях многопартийности
позволяет получать депутатские мандаты
не только самым крупным, но и менее крупным
политическим партиям. При этом политическим
партиям разрешается организовывать различные
избирательные блоки. От каждого округа
выбирается от 6 до 22 депутатов в зависимости
от численности населения того или иного
избирательного округа.
Право быть зарегистрированным в качестве
кандидата имеет гражданин Финляндии,
которого поддерживает не менее 30 избирателей.
В Финляндии скомбинировано голосование за партию или избирательный блок и за конкретного кандидата. Каждому кандидату в депутаты в списке для голосования присваивается номер и избиратель отмечает в бюллетене не только партию, за которую он голосует, но и номер кандидата от этой партии, которому он отдает предпочтение. Таким образом, голос избирателя не только позволяет определять число полученных партией мест в парламенте, но и позволяет решать, кто в партийном списке становится депутатом, чтобы не создавать преимуществ для тех кандидатов, которые указаны в списках партий первыми. Такой порядок имеет важное значение и для партий, выступающих на выборах единым блоком, чтобы в соответствии с волей избирателей распределить мандаты между такими партиями.
В выборах в эдускунту Финляндии обычно участвуют много политических партий. Но постоянную парламентскую основу составляют Демократический союз народа Финляндии, в который входит Компартия, Социал-демократическая партия Финляндии, Партия центра (мелкобуржуазная), Шведская народная партия, Партия мелких - сельских хозяев, Либеральная народная партия и Национальная коалиционная партия. Вследствие того, что ни одна политическая партия не имеет большинства в парламенте, правительства образуются на коалиционной основе. Поэтому для Финляндии нередкими являются правительственные кризисы и, как следствие этого, досрочные роспуски парламента.
Глава 2. Эдускунта – парламент Финляндии
Парламент Финляндии был преобразован из сословно-представительного органа в однопалатный в 1906 г., когда во всем мире еще не было однопалатных парламентов. Однако своеобразной компенсацией верхней, контрольной палаты служит создаваемая в течение пяти дней после созыва парламента Большая, или Главная комиссия, которая является как бы “парламентом в миниатюре”. Она играет решающую роль в определении судьбы вносимых в парламент законопроектов. Помимо законопроектов на ее рассмотрение выносятся международные договоры, в которых затрагиваются вопросы законодательного характера, а также вопросы, связанные с депутатским вознаграждением. Большая комиссия состоит из 45 депутатов, которые избираются в соответствии с соотношением сил в парламенте. Практически в нее входят лидеры парламентских фракций и наиболее видные их члены.
Руководство парламентом осуществляет председатель палаты и два вице-председателя, которые вместе образуют президиум эдускунты. Указанные лица избираются на каждой сессии парламента, но практически они переизбираются в данном составе парламента. При этом если председателем парламента является представитель одной партии, то его вице-председатели выбираются из других фракций политических партий.
Председателю
принадлежат важные права по руководству
работой парламента, определению регламента
ее пленарных заседаний, повестки дня,
обеспечению дисциплины на заседаниях.
В случае нарушения депутатом дисциплины
и депутатской этики председатель призывает
депутата к порядку и может в определенных
случаях удалить его с заседания с согласия
большинства.
Председатель считается лицом нейтральным
и поэтому не может участвовать в прениях
и голосовании, вносить какие-либо предложения
в парламент, кроме резолюций парламента
и предложений по реализации конституционных
законов.
Если
между председателем и
При
председателе образуется Совет, в
который наряду с ним и вице-председателями
парламента входят председатели постоянных
комиссий. Этот орган является консультативным.
Он дает свои рекомендации председателю
парламента по вопросам организации работы
пленарных заседаний, внесения изменений
в смету расходов секретариата (канцелярия),
порядка проведения выборов во внутренние
органы парламента и его должностных лиц
и их правового положения.
В течение пяти дней после начала работы
парламента нового созыва он избирает
Коллегию выборщиков в составе 45 депутатов
и не менее трех их заместителей, которая
действует весь срок полномочий соответствующего
созыва. Состав этой Коллегии должен соответствовать
соотношению сил в парламенте. Главной
задачей Коллегии выборщиков является
подготовка выборов постоянных комиссий
парламента и его должностных лиц. Согласно
Акту об эдускунте, кроме Большой комиссии
должны быть избраны не менее пяти постоянных
комиссий в течение семи дней после начала
работы парламента на весь срок полномочий
данного созыва. Коллегия выборщиков при
подборе кандидатур в постоянные комиссии
также должна руководствоваться соотношением
партийных сил в парламенте.
Согласно Акту об эдускунте в обязательном порядке должны образовываться конституционная комиссия, комиссия по иностранным делам, законодательная, финансовая и банковские комиссии. Кроме того, парламент вправе образовывать и другие постоянные комиссии, например по вопросам экономики, экономического законодательства, образования, сельского и лесного хозяйства, социального обеспечения, транспорта, обороны и вторая законодательная комиссия. В составе финансовой комиссии работает 21 депутат, банковской — 13, а во всех остальных —по 17 депутатов. Однако если комиссия сочтет необходимым увеличить число своих членов в связи с расширением объема деятельности, она может просить эдускунту положительно решить данный вопрос.
Финансовая комиссия контролирует соответствующую деятельность центральных административных ведомств, для чего ей предоставлено право доступа ко всем отчетам и документам казначейства. Она дает заключения по отчетам правительства, государственных контролеров и может высказать свои соображения и предложения по вопросам, касающимся этих отчетов, а также в целом хозяйства страны, ведения государственного хозяйства. К компетенции финансовой комиссии относится дача заключений по проектам государственного бюджета и иным предложениям правительства, затрагивающим финансовые вопросы.
Акт
об эдускунте требует, однако, чтобы
предложения комиссии, в которых
рекомендуется увеличение ассигнований,
сопровождались одновременными указаниями
на источники финансирования таких предложений.
В противном случае президент при подписании
бюджета страны может отказаться подписать
эту часть бюджета, принятую парламентом,
и рекомендовать Государственному совету
исполнять государственный бюджет без
указанных поправок парламента.
Финансовая комиссия дает также свои заключения
в отношении принятия, изменения или отмены
инструкций для государственных контролеров.
Поскольку
Государственный банк Финляндии находится
под контролем и управлением парламента,
для осуществления текущего парламентского
контроля за его деятельностью образована
специальная постоянная банковская
комиссия. К ее ведению относятся все
дела, касающиеся управления и положения
дел в Государственном банке, деятельности
выбираемых эдускунтой уполномоченных
госбанка, его правления, управления фондами,
гарантированными парламентом.
Помимо этого, указанная комиссия вносит
предложения по вопросам, затрагивающим
правила деятельности госбанка, инструкций
для уполномоченных госбанка, а также
должна давать свои заключения на вносимые
в парламент предложения правительства
по этим вопросам. Без заключения банковской
комиссии парламент не может принять решения
в отношении распоряжения фондами госбанка.
К компетенции банковской комиссии относятся
также дела, касающиеся регламентации
деятельности всех других банков страны
и денежной системы Финляндии, а равно
и валютные вопросы.
Следует отметить, что ни одна из комиссий, кроме банковской, не имеет права законодательной инициативы. Председатель и вице-председатели комиссий формально избираются ими самими. Но фактически об их кандидатурах договариваются лидеры парламентских фракций политических партий с тем расчетом, чтобы в их числе были представители фракций пропорционально их удельному весу в парламенте.
Информация о работе Взаимоотношения высших органов государственной власти в Финляндской Республике