Введение
Местное самоуправление
в России проделало сложный
и противоречивый путь развития.
Его роль и значение в различные
периоды истории неоднократно
менялись, в связи, с чем менялась
и система взаимоотношений
местного самоуправления и государственной
власти. Конституцией Российской
Федерации был провозглашен принцип
независимости местного самоуправления
и не включения его в
систему органов государственной
власти.
В 2003 году с
принятием закона № 131 «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»
начался новый этап преобразований.
Сегодня процесс реформирования
системы местного самоуправления
вступил в решающую стадию: с
2009 года Закон действует во
всех субъектах Федерации без
исключения.
Однако уже
первые результаты муниципальной
реформы выявили явное противоречие
между принципами, заложенными в
Европейской Хартии местного
самоуправления, Конституции России
и практикой реализации реформы,
обуславливающей положение органов
местного самоуправления в общей
системе управления государства.
Федеральное и региональное законодательство,
финансовое и материально-техническое
обеспечение муниципальных образований
неспособны обеспечить их автономию
по отношению к государственным
органам власти. Одна из причин
такого положения, на наш взгляд,
заключается в отсутствии четких
представлений о месте и роли
местного самоуправления в обществе,
различии между государственной
и муниципальной властью.
Актуальность
темы курсовой работы заключается
в том, что Российская Федерация
в настоящее время ведет
активный поиск оптимальных форм
муниципального строительства, а
также методов соединения
интересов государства и местных
сообществ. В связи с этим
особенно актуальное значение
в современный период приобретает
проблема взаимоотношений государственных
и местных органов, осмысление
общетеоретических и практических
аспектов взаимоотношения государства
и местного самоуправления и
воплощения их в законодательную
практику.
Объектом данной
работы является система правоотношений,
возникающих между органами государственной
власти Российской Федерации
и органами местного самоуправления
Предметом выступает
правовое регулирование местного
самоуправления и его отношений
с органами государственной власти.
Цель работы
состоит в проведении исследования
системы взаимодействия государственного
и муниципального уровня власти,
выявлении проблем, возникающих
в реализации взаимодействия
двух уровней власти и поиске
оптимальных направлений их
решения.
Задачами данной
работы является:
1) рассмотреть
основные понятия и задачи
государственного и муниципального
уровня управления;
2) изучить принципы
взаимодействия государственных
и муниципальных органов управления;
3) исследовать
проблемы и пути улучшения
взаимодействия органов государственной
власти и местного самоуправления.
В работе использованы
методы системного анализа, функциональный
и сравнительный метод, и
метод экспертных оценок.
1. Основы государственного
и муниципального управления
1.1 Понятие государственного
управления
Государственное
управление как форма реализации
прерогатив государства его органами
и должностными лицами в общей
системе социального публичного
управления является основной
сферой действия и применения
норм административного права.
В узком организационном, административно-правовом
смысле под государственным
управлением понимают лишь один
специфический вид государственной
деятельности, связанной с реализацией
исполнительной государственной
власти как одной из ветвей
государственной власти, которая
осуществляется системой специальных
государственных органов исполнительной
власти или органов государственного
управления.
В широком же
смысле государственным управлением
именуют деятельность любых государственных
органов всех ветвей государственной
власти, поскольку общей целью
и содержанием деятельности
как всего государства в
целом, так и любых его
органов является определенное
упорядочение общественных отношений.
Все виды государственной
деятельности по их месту в
системе реализации государственной
власти, содержанию и формам выражения
можно разделить на три
группы.
Родовые консолидированные
формы государственной деятельности,
осуществляемые государственными
органами законодательной, исполнительной
и судебной власти, принято именовать
ветвями государственной власти.
По своему внутреннему содержанию
деятельность органов каждой
из этих трех ветвей власти
является сложной и консолидированной,
так как включает в себя
несколько форм, но лишь одна
из которых есть главная
и определяющая. Так, для представительных
(законодательных) органов власти
главным и определяющим видом
их деятельности является законодательная,
хотя федеральное собрание
осуществляет свою деятельность
и в иных видах, таких как
импичмент, объявление амнистии,
участие в решении кадровых
вопросов о назначении на должность
и освобождении от должности
некоторых высших должностных
лиц государства. Точно так
же для органов исполнительной
власти основной и определяющий
вид деятельности – управленческая
исполнительно-распорядительная деятельность,
хотя они осуществляют и другие
виды государственной деятельности:
представительскую деятельность
России в иностранных государствах,
различные формы участия в
законотворческой деятельности, разработке
доктрин внешней и внутренней
политики.1
Видовые специализированные
формы государственной деятельности
являются производными от трех
родовых ветвей государственной
власти. К ним относятся, например,
реализация прокурорской власти,
деятельность счетной палаты, уполномоченного
по правам человека и его
аппарата, органов Центризбиркома
и некоторых других звеньев
системы государственного аппарата.
Осуществляемые этими органами
специализированные виды государственной
деятельности также предусмотрены
в действующей конституции РФ
и в деталях регулируются специальными
федеральными законами.
Функциональные
формы государственной деятельности,
содержанием которых являются
специфические функции различных
правоохранительных и иных государственных
органов, осуществляющих следствие,
дознание, оперативно-розыскную
деятельность, а также многочисленные
и разнообразные специальные
исполнительные, контрольные, разрешительные,
регулирующие и другие функции
в установленных сферах ведения.
Государственное
управление как основная, определяющая
форма реализации исполнительной
власти и вид государственной
деятельности имеет ряд признаков.
Главный из них, отражающий
суть и социальное предназначение
государственного управления, заключается
в практически организующем характере
этого вида государственной
деятельности. Предназначение государственного
управления состоит в желании,
умении и способности органов
исполнительной власти организовать
практическое исполнение общих
предписаний и норм федеральных
органов и субъектов федерации,
указов президента РФ, а также
актов руководителей субъектов
федерации, указов президента
РФ.
Второй признак
государственного управления –
его непрерывный и циклический
характер, что объективно обусловлено
непрерывностью общественного производства
и потребления в самом широком
смысле этого слова. Все другие
виды государственной деятельности,
связанные с реализацией законодательной,
судебной, прокурорской и других
разновидностей государственной
власти, носят прерывистый характер,
тогда как государственное
управление осуществляется постоянно,
непрерывно. Завершается один цикл
управленческого процесса, начинается,
продолжается и завершается другой.
Третьим признаком
государственного управления является
исполнительно-распорядительный характер
этого вида государственной
деятельности. Этот признак отражает
особенности исполнительской деятельности
органов государственного управления
и их должностных лиц по
практической реализации общих
требований и предписаний
законов и актов президентской
власти.
Органы государственного
управления исполняют требования
законов и других общих
предписаний президентской и
правительственной власти через
систему исполнительно-распорядительных
управленческих действий, которые
выражаются в принимаемых ими
административно-правовых актах
и организационно-исполнительских
действиях.
1.2 Понятие и
признаки муниципального управления
Местное самоуправление,
по Конституции РФ, относительно
самостоятельно и осуществляется
в городских и сельских поселениях,
на других территориях, где
население объединено совместными
условиями проживания.
Можно сказать,
что местное самоуправление - подзаконная
система власти, которая функционирует
в рамках законодательного поля,
формируемого государством. На этом
уровне принимаются властные
решения в пределах функций,
определенных законом.
Местное самоуправление
- одна из основ конституционного
устройства государства. В то
же время следует разграничивать
систему власти и управления
с различными формами самоорганизации
граждан. Комитеты общественного
самоуправления, уличные, домовые
комитеты - все это важные и
полезные общественные объединения,
но не имеющие властных функций.
Местное самоуправление
- важный элемент всей системы
управления в государстве, во
многом определяющий всю государственную
структуру.
П.2 ст.3 Конституции
РФ рассматривает местное
самоуправление как одну из
форм осуществления народом своей
власти. Эта норма позволяет утверждать,
что местное самоуправление является
одной из конституционных форм
осуществления народовластия.
В статье 3 Конституции Российской
Федерации закрепляется и раскрывается
принцип народовластия. Носителем
суверенитета и единым источником
власти в РФ является её
многонациональный народ. На основании
этого принципа все субъекты
РФ определяют формы местного
самоуправления.
Согласно ст.12
Конституции власть в стране
организационно разделена на
два уровня – систему государственной
власти и систему местного
самоуправления. Конституционное положение
гласит: «Местное самоуправление
в пределах своих полномочий
самостоятельно. Органы местного
самоуправления не входят в
систему государственной власти».
Вместе с тем местное самоуправление
не может противостоять государственной
власти, поскольку оно обязано
действовать в рамках федеральных
законов, указов Президента, постановлений
Правительства, актов субъектов
РФ. Речь не может идти об
абсолютном разделении государственного
управления и местного самоуправления.
Местное самоуправление
рассматривается Конституцией как
одна из основ государственного
устройства России. Согласно ст.12
Конституции РФ в «Российской
Федерации признается и гарантируется
местное самоуправление». Это
означает, что без местного самоуправления
Россия не может быть демократическим
правовым государством, а ограничение
его прерогатив должно рассматриваться
как посягательство на основы
конституционного строя РФ.
Конституция РФ
в статье 18 устанавливает, что
права и свободы человека и
гражданина определяют деятельность
органов государственной власти
и органов местного самоуправления.
В отношении местного самоуправления
это конституционное требование
не просто является дополнением
к государственным процедурам обеспечения
соблюдения и защиты прав и свобод, а отражает
и сущность и целевое предназначение муниципальной
власти как самостоятельной формы народовластия.
Установление
«пределов полномочий» едва ли
не самое сложный процесс, здесь
возможно чрезмерное разнообразие
вариантов, поскольку установление
общих принципов местного
самоуправления согласно Конституции
входит в совместное ведение
Федерации и её субъектов
(п.1ст.72). Однако, органы местного
самоуправления вправе самостоятельно
утверждать и исполнять местный
бюджет, управлять муниципальной
собственностью и решать ряд
вопросов по развитию систем
обслуживания населения. Вмешательство
в эти вопросы органов государственной
власти субъектов Федерации или
самой Федерации недопустимо,
так как местное самоуправление
не только берёт на себя
решение всех вопросов местного
значения, но и позволяет федеральным
органам государственной власти
и органам государственной власти
субъектов сконцентрироваться на
решении общегосударственных и
региональных проблем.
Федеральный закон
от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» закрепляет,
что местное самоуправление осуществляется
как непосредственно – путем
выборов, местного референдума,
собрания (сходов), – так и через
выборные и другие органы местного
самоуправления, а также органы
территориального общественного
самоуправления.
Местное самоуправление
занимает особое место в
общей системе управления государством.2
Оно осуществляет связь между
государством и населением. Местное
самоуправление обладает всеми
признаками власти и прежде
всего главным - обязательностью
его решений для населения,
проживающего на территории муниципального
образования. Осуществление местного
самоуправления обеспечивается
посредством реализации функций
муниципального управления. Для
этого муниципальными сообществами
создаются органы местного самоуправления.
Являясь неотъемлемой частью
общего механизма управления
государством, местное самоуправление
имеет отличительные особенности
от органов государственной власти,
а именно: