Введение в административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Любая отрасль казахстанского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы Казахстана.

Содержание

Введение.
Административное право, как отрасль публичного права.
Административное право как наука и как отрасль права.
Предмет и метод административного права.
Место административного права в системе права РК.
Заключение.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

административное право.docx

— 29.72 Кб (Скачать)

Управление предполагает доминирование, преобладание одной  воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. В системе управленческих связей субъекты не равны и к тому же они выполняют разные социальные роли. Этого неравенства административное право не может и не стремиться устранить. Воспринимая его как объективную необходимость, законодатель, регламентируя организацию и функционирование исполнительной ( административной) власти, юридически оформляет такое неравенство. Этим объясняются особенности административного правового метода.

Главные признаки метода правового  регулирования: каково устанавливаемое  юридическое положение сторон; с  какими юридическими фактами связывается  возникновение, изменение, прекращение  правоотношений; как определяются права и обязанности субъектов правоотношений; как они защищаются. Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли.

Административное право - юридическая форма, модель управления. Оно закрепляет юридическое неравенство  субъектов управленческих отношений. Это связано с подчинением одной стороны другой. Даже у органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне управленческой иерархии, неодинаковые права и обязанности. Например, различно правовое положение областного управления внутренних дел, областного комитета по управлению имуществом и областного финансового отдела.

Административно - правовые отношения чаще всего возникают  в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями. Действиями, совершаемыми по воле одной  стороны и влекущими  юридические последствия, являются, например, приказ, предписание субъекта административной власти, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении штрафа.

Субъекты гражданского права  во многих случаях сами выбирают, с  кем и когда вступать в отношения, заключать договоры, определяют взаимные права и обязанности.

Иначе строится административно - правовое регулирование.  Очень  часто нормами четко определяется,  когда и между какими субъектами должны возникать правовые отношения, каковы будут права и обязанности сторон. , так, отношения граждан, связанные с получением паспорта, призывом на военную службу, получение прав на управление транспортом, возникают при заранее определенных обстоятельствах с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридической нормой.

Особенности предмета обуславливают  специфику метода регулирования.

Административное право  закрепляет юридическое неравенство  субъектов, право носителей административной власти во внесудебном порядке воздействовать  на граждан и организации. Нам административно - правовое регулирование управления  обеспечивает внедрение в сферу администрирования демократических начал.

В управленческих отношениях есть субъект и объект воздействия. Их правовое опосредование превращает обе стороны в субъектов правоотношений, носителей определенных прав и обязанностей, закрепляя демократические начала формирования административной власти и контроль за ее деятельностью, рациональные формы организации управленческого труда, разнообразные права граждан, механизмы решения конфликтов, четкие процедуры и другое. Административное право придает управленческим отношениям цивилизованный характер, способствует развитию в них демократии. Наряду с предметом и методом регулирования, третьей особенностью самостоятельной отрасли права является ее целостность. Это довольно четко просматривается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределили  взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.

Административное право - целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных.  А в целом отрасль создает специфический административно - правовой режим регулирования.

“ Под юридическим режимом  следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность прав”.5

Вот основные направления, регулирующие общественные отношения.

 

Источники административного  права.

 

Юридические нормы нуждаются  во внешних формах своего выражения. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как пункты, параграфы в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними причинами его выражения.

Источниками административного  права являются  акты государственных  органов, в которых содержатся административно - правовые нормы.

Важнейшей особенностью отрасли  являются разнообразие и множество  источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти.

Для правовой регламентации управления нужно большое число законов и еще большее число конкретизирующих их подзаконов, нормативных актов.

Существует значительное число чисто административно - правовых источников. Но много “ смешанных” многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права ( например, административного и уголовного).

В зависимости от того, кем  приняты акты, содержащие нормы, а  значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно разделить на несколько типов:

 

    1. Законы ( Конституция РК, Основы законодательства, Законы, кодексы);
    2. Решения  областных,  районных, городских и т.д.;

II.  Акты государственной  администрации;

    1. Указы, распоряжения Президента;
    2. Постановления, распоряжения Совета министров;
    3. Приказы, постановления министров, государственных комитетов и других ведомств;
    4. Постановления, распоряжения акимов;
    5. Приказы, постановления иных органов управления;
    6. Приказы руководителей государственных предприятий, учреждений.

 

Место административного права в системе права РК.

 

Отрасли права Республики Казахстан  могут быть подразделены на три основных звена:

1. Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; базовая отрасль всей системы - конституционное право; материальные отрасли -гражданское, административное; уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли. Именно здесь, в этой группе сконцентрированы главные, первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.

2. Специальный отрасли, где правовые  режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право.

Комплексные отрасли, для которых  характерно соединение разнородных  институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, торговое, право прокурорского надзора, морское право.

 

 

Список литературы.

  • Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 1993.
  • Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. М., 1992.
  • Ю.М. Козлов Советское административное право. М., 1984.
  • А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. Административное право. 1994.
  • Конституция РК
  • Общая теория права . Т1, Алексеев С.С., Москва, 1981 г., стр.245.

 

 

2 Д.Н.  Бахрах. Административное право. М., 1993. С. 3.

3 Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. М., 1992. С. 8.

4 Ю.М. Козлов. Советское административное право. М., 1984. С. 23.

5 Д.Н.Бахрах. Административное право. М., 1993. С. 7.


Информация о работе Введение в административное право