Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:38, реферат
С 1 июля 2002 года утратил силу Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и введен в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Новом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая изменения, происходившие в обществе, усиливая гарантии прав и свобод граждан содержит ряд принципиально новых положений, которые следует отметить. Существует множество специальных глав, посвященных экологическим, социально-экономическим правонарушениям и т.д.
Введение. 3
1. Возбуждение дела об административном правонарушении. 4
2. Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении. 6
3. Моменты возбуждения дела об административном правонарушении. 9
4. Процессуальное оформление протокола. 11
5. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении. 13
6. Возбуждение дела об административных правонарушениях прокурором. 14
7. Обстоятельства исключающие производство по делу. 17
Заключение. 18
Список литературы. 19
4. Процессуальное оформление.
Протокол об административном правонарушении относится к числу главных процессуальных документов, поскольку он является одним из основных источников доказательств по делу, принятия решения по нему, в нём осуществляется так называемая предварительная квалификация совершённого нарушения. Содержание протокола (постановления) об административном правонарушении предусмотрено статьей 235 главы 18 Кодекса об административных правонарушениях. Протокол составляется практически всегда, за исключением случаев возбуждения дел прокурором и назначения административного наказания в упрощённом порядке.
В протоколе указываются следующие реквизиты:
1) дата и место его составления;
2) должность, фамилия и инициалы составившего его лица;
3) сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело;
4) фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если они имеются);
5)место, время совершения и событие правонарушения;
6) статья Кодекса об административных правонарушениях РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая ответственность за данное нарушение;
7) объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
8) иные сведения, необходимые для разрешения дела.
По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно. Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены иные сроки административного задержания.
При составлении
протокола физическому лицу или законному
представителю юридического лица, в отношении
которых возбуждено дело, а также иным
участникам производства разъясняются
их права и обязанности, предусмотренные
Кодексом об административных правонарушениях,
о чём делается запись в протоколе. Указанному
физическому лицу или законному представителю
юридического лица должна быть предоставлена
возможность ознакомления с протоколом.
Они вправе представить объяснения и замечания
по содержанию протокола, которые прилагаются
к нему. Протокол подписывается составившим
его должностным лицом и физическим лицом
или законным представителем юридического
лица, в отношении которых возбуждено
дело. В случае отказа этих лиц от подписания
протокола в нём делается соответствующая
запись. Копия протокола вручается под
расписку физическому лицу или законному
представителю юридического лица, в отношении
которых возбуждено дело, а также потерпевшему
(ст.28.2 КоАП). Протокол составляется сразу
же после выявления факта совершения административного
правонарушения. В случае, если же требуется
дополнительное выяснение обстоятельств
дела, в том числе данных о личности или
сведений о юридическом лице, протокол
составляется в течение двух суток с момента
выявления правонарушения. Затем протокол
направляется судье, в течение суток с
момента его составления. Если правонарушение
влечёт за собой административный арест,
протокол передаётся на рассмотрение
судье немедленно после его составления
(вынесения).
5. Должностные
лица, уполномоченные
составлять протоколы
об административных
правонарушениях.
Его составляют уполномоченные должностные лица нескольких групп (ст.28.3 КоАП РФ).
Во-первых, это должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях со ст. 23.3-23.65 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Во-вторых, это должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, уполномоченные рассматривать дела в соответствии с ч.2 и 3 ст. 28.3 КоАП РФ. Имеются в виду органы внутренних дел, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, органы ведомственной охраны и др.
Перечень указанных должностных лиц устанавливается соответствующими федеральными органами (например, приказом Минфина России от 22 октября 2002г.№ 103н, приказом Федеральной таможенной службы от 1 октября 2004г.№98 и др.).
В-третьих, это иные лица, уполномоченные составлять протоколы об отдельных правонарушениях в соответствии с ч.5 ст.28.3. КоАП РФ. Имеются в виду члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, должностные лица государственных внебюджетных фондов.
В-четвёртых,
это должностные лица, уполномоченные
субъектами РФ составлять протоколы об
административных правонарушениях, предусмотренных
законами указанных субъектов.
6.
Возбуждение дела об
административных правонарушениях
прокурором.
является его исключительной компетенцией применительно к отдельным категориям правонарушений (например, о нарушении права гражданина на ознакомление со списками избирателей, участников референдума; о нарушении порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта; о разглашении информации с ограниченным доступом) в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ. Помимо этого, прокурор вправе возбудить дело о любом другом правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях РФ или законом субъекта РФ.
О возбуждении дела прокурором выносится постановление, содержащее те же сведения, которые содержатся в протоколе об административном правонарушении. Данное постановление выносится в те же сроки, которые предусмотрены для составления протокола.
Сроки составления протокола об административном правонарушении различаются в зависимости от того, насколько сложным является осуществление производства по делу (ст.28.5 КоАП РФ). По общему правилу, протокол составляется немедленно после выявления факта совершения нарушения. Однако, если требуется выяснение дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления нарушения. В случае проведения административного расследования протокол составляется по окончании расследования.
Протокол может быть возвращён в орган, должностному лицу, которые его составляли, в случаях, предусмотренных п.4ч.1 ст.29.4 КоАП РФ (составление неправомочным лицом, неправильное составление и т.д.). При этом недостатки протокола и других материалов дела устраняются в срок не более трёх суток со дня их поступления (получения) от субъекта, уполномоченного рассматривать дело. Материалы дела с внесёнными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанному субъекту в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ст.28.8 КоАП РФ).
Назначение
административного наказания без составления
протокола об административном правонарушении,
осуществляется в случаях, если при совершении
административного правонарушения назначается
наказание в виде предупреждения или административного
штрафа в размере, не превышающем одного
минимального размера оплаты труда, а
при нарушении таможенных правил – в размере,
не превышающем десятиминимальных размеров
оплаты труда, протокол об административном
правонарушении не составляется, а уполномоченным
на то должностным лицом на месте совершения
административного правонарушения оформляется
предупреждение либо налагается и взимается
штраф (ст.28.6 КоАП РФ). Имеется исключение
из данного правила: если совершается
административное правонарушение в области
дорожного движения, предусмотренное
главой 12 Кодекса РФ об административных
правонарушениях, то постановление о наложении
штрафа оформляется в виде постановления-
квитанции в соответствии со ст.32.3 Кодекса
РФ об административных правонарушениях,
однако штраф взимается не на месте совершения
административного правонарушения, а
в порядке, предусмотренном в соответствии
со ст. 32.2. Если лицо, в отношении которого
возбуждено дело, оспаривает наличие события
правонарушения и (или) назначенное административное
наказание либо отказывается от уплаты
штрафа на месте совершения нарушения,
то составляется протокол об административном
правонарушении, т.е. происходит переход
к обычному производству по делу. Прекращение
производства по делу об административном
правонарушении до передачи дела на рассмотрение
осуществляется при наличии хотя бы
одного из обстоятельств, исключающих
производство по делу, органом, должностным
лицом, в производстве которых находится
дело (ст.28.9 КоАП РФ). Выносится постановление
о прекращении по делу с соблюдением требований
к постановлению, установленных в ст. 29.10
КоАП РФ.
7. Обстоятельства,
исключающие производство
по делу.
Предусмотрены в ст. 24.5 КоАП РФ. Производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события правонарушения;
2) отсутствие состава правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом соответствующего возраста (на момент совершения нарушения) или его невменяемость;
3) действия лица в состоянии крайней необходимости (т.е. для устранения опасности, если она не могла быть устранена иными средствами, а причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый);
4) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания;
5) отмена
закона, установившего
6) истечение сроков давности привлечения к данной ответственности;
7) наличие
по одному и тому же факту
совершения противоправных
8) смерть
физического лица, в отношении которого
ведётся производство по делу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На мой взгляд, в курсовой работе предпринята попытка систематизировать сведения о процессуальном порядке возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном новым вступившим в силу Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрены также положения главы 28 Кодекса, регламентирующей таковой процессуальный порядок.
Какие же выводы можно сделать
исходя из всего,
Во-первых, очевидно, что некоторые положения нового административного законодательства по сравнению с ранее действовавшим, в частности о порядке возбуждения дела об административном правонарушении, потерпели изменения. Так, в ст.28.2 конкретизирована обязанность должностного лица, составившего протокол, выдать копию протокола лицу, в отношении которого данный протокол составлен, по его просьбе. Есть так же ряд других моментов, которые проявляют новизну положений о возбуждении дела об административном правонарушении. Исходя из смысла статьи 1.1 КоАП РФ о составе законодательства об административных правонарушениях, следует сделать вывод о том, что нормы именно данного Кодекса, а не иного федерального закона субъекта РФ, служит единственным источником регулирования процессуальных отношений при применении материальных норм, связанных с административными правонарушениями.
Таким
образом, все субъекты, административной
юрисдикции, и должностные лица,
должны руководствоваться едиными
процессуальными нормами КоАП РФ,
определяющими порядок возбуждения дел
об административных правонарушениях.
Мне кажется, что в работе удалось проследить
новизну существующего административного
законодательства, установить конкретный
перечень норм, регулирующих процессуальный
порядок возбуждения дела об административном
правонарушении.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.
Нормативные акты.
27.1; ч.1 ст. 28.1; 28.2;
28.4;28.5; 28.7; 28.8; ч.1ст. 28.6; п.2 и 3 ч.1 ст.28.1;
гл.18.ст.235; ст.24.5; 23.3- 23.65; ч.2 и3 ст. 28.3; ч.5
ст.28.3; 28.9; 29.10;п.4 ч.1 ст. 29.4; 32.3; 32.2;
Специальная литература.
Беляев,
В.П. Надзорно - процессуальные стадии//
Современное право.-2005.-№6.-с.31
Информация о работе Возбуждение дела об административном правонарушении